Роль индустрии туризма РБ в развитии национальной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 17:49, курсовая работа

Описание работы

Предметом исследования курсовой работы является комплекс теоретических и практических вопросов в развитии индустрии туризма как отрасли национальной экономики.
Объектом исследования в данной работе является развитие туристской индустрии в Республике Беларусь.

Работа содержит 1 файл

РОЛЬ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА РБ В РАЗВИТИИ НАЦ. ЭКОНОМИКИ.doc

— 231.50 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ 

     В социальной организации современного общества туризм занимает особое место. Это, пожалуй, самая многосторонняя и динамичная характеристика современной  цивилизации, выражающаяся в добровольной временной смене ритма жизни, места проживания и часто – социокультурного окружения в целом.  Беларусь, находясь в центре Европы, не всегда достаточно эффективно извлекает выгоду из этого. Ее преимуществами являются не только географическое положение, но и гостеприимство народа, девственность природы, чистота и ухоженность городских улиц [9, с. 115].

     Начиная со второй половины XX в. туризм становиться наиболее эффективно развивающейся отраслью международной экономики. После второй мировой войны, на базе устойчивого экономического роста, углубления интеграционных процессов в мировом хозяйстве, расширения политического и культурного общения между народами, туризм превратился в массовое явление. Высокие темпы роста и массовый характер туристских путешествий, обусловленный участием в международном туризме широких социальных групп, развитием международного сотрудничества, привели к формированию динамичной отрасли хозяйственного комплекса - туристского сектора (индустрии туризма), объединяющего различные отрасли, связанные с предоставлением туристских услуг (гостиничное хозяйство и рестораны, туристский транспорт, рекламные и информационные услуги, рекреационно-туристские и экскурсионные услуги и др.).

     Экономическое значение международного туризма как  источника валютных поступлений, обеспечения  занятости населения, активизации регионального развития, фактора реструктуризации экономики в постиндустриальную эпоху постоянно возрастает. Индустрия туризма входит в число трех ведущих экспортных отраслей мирового хозяйства, незначительно уступая лишь нефтедобывающей промышленности и автомобилестроению [14, с. 7-8].

     Развитие  туризма должно основываться на тех  видах и формах туризма, которые  позволяют максимально и комплексно использовать имеющийся туристский потенциал в нашей стране.

     Необходимо  отметить, что по прогнозам специалистов и в третьем тысячелетии рост туристской индустрии будет необратим и быстрые темпы развития данной отрасли мировой экономики будут сохраняться. И это вполне объяснимо, так как на данном этапе своего развития человеческое общество трансформировалось из общества производительности и благосостояния в «общество свободного времени», поэтому путешествия и туризм для огромного количества жителей нашей планеты стали важными категориями, незаменимыми и неотъемлемыми от самых необходимых условий жизни.

     В целом же, по мнению специалистов, мировая индустрия туризма входит в период постоянно увеличивающегося объема путешествий, усиливающейся конкуренции среди регионов и стран пребывания [15, с. 53].

     Тема для написания курсовой работы является очень актуальной и интересной на современном этапе развития туризма.

     Предметом исследования курсовой работы является комплекс теоретических и практических вопросов в развитии индустрии туризма как отрасли национальной экономики.

     Объектом  исследования в данной работе является развитие туристской индустрии в Республике Беларусь.

     При написании курсовой работы были использованы следующие методы: метод анализа  научной литературы, аналитический  метод, изучение нормативно-правовой базы и сравнительный метод.

     Теоретический аспект цели курсовой работы: изучить и проанализировать состояние индустрии туризма в Республике Беларусь. Практический аспект: выявление основных путей устойчивого развития туристских возможностей в стране.

ГЛАВА 1

МЕСТО ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА В СИСТЕМЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 

1.1 Индустрия туризма как отрасль национальной экономики 
 

     Наука о туризме, так же как и сам предмет исследования, еще относительно молода и находится в процессе становления как в Республике Беларусь, так и за рубежом.

     В настоящее время в отечественной и зарубежной научной литературе существует большое количество определений туризма. При этом многие авторы определяют туризм с позиций его образовательного, культурного и познавательного значения. Так, например, одни под туризмом понимают искусство удовлетворять стремление людей, побуждающее их проводить отдых за пределами своего повседневного окружения. Другие определяют туризм как единство явлений, возникающих в результате путешествий. Третьи под туризмом понимают все виды движения населения, не связанные с переменой места жительства или работы. Четвертые в определении туризма вводят понятие экономической деятельности, направленной на обслуживание туристов [5, с. 12].

     В статистике под туризмом понимают одну из форм миграции населения, не связанную с переменой места жительства или работы.

     По мере развития туризма и превращения его в массовое явление появились первые формулировки понятия "туризм" с целью статистического учета путешествующих лиц.

     Впервые понятие "международный турист" было сформулировано в 1937 году Комитетом экспертов по вопросам статистики Лиги Наций и согласно ему турист – это лицо, для которого характерны следующие признаки: передвижение, временное пребывание в определенном месте, отсутствие связи с трудом и заработной платой. Данное определение получило международное признание и в основном дошло до наших дней с некоторыми поправками. На основе этих признаков и формировался понятийный аппарат сферы туризма. В последующие годы определение "турист" обсуждалось на совещаниях Международного союза официальных туристских организаций (Дублин, 1950; Лондон, 1957), на Конференции ООН по международному туризму и путешествиям (Рим, 1963), конгрессе ВТО (Манила, 1986) и других, что свидетельствует о теоретической и практической значимости определения туриста, а также о стремлении сделать его более полным и точным с учетом новых тенденций и явлений.

     Одно из первых определений туризма, принятое ООН, трактовало туризм как "активный отдых, влияющий на укрепление здоровья, физическое развитие человека, связанный с передвижением за пределами постоянного места жительства" [16, с. 346-349].

     Более широкое определение этого понятия дает Академия туризма в Монте-Карло: "Туризм - общее понятие для всех форм временного выезда людей с места постоянного жительства в оздоровительных целях для удовлетворения познавательных интересов в свободное время или профессионально-деловых целей без занятий оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания", т.е. главный упор делается на характер деятельности посетителей в месте, отличном от места проживания.

     В настоящее время наиболее широко используется определение, известное как "генеральная теория туризма В. Хунцикера - К. Крапфа", которое определяет туризм как совокупность отношений и явлений, являющихся результатом передвижения людей и пребывания за пределами места их проживания до тех пор, пока пребывание не переходит в постоянное местожительство и не связано с получением дохода.

     Главные цели туризма - это отдых, получение туристом удовольствия и новых впечатлений, а также оздоровительные и лечебные, профессионально-деловые, гостевые и пр.

     Туризм - важная составляющая экономики многих государств, которая обеспечивает занятость местного населения, загрузку гостиниц и отелей, ресторанов, зрелищных мероприятий, поступления иностранной валюты и т.д. Внутренняя экономическая природа туризма предусматривает, что турист непременно должен оставить свои деньги в посещаемом государстве или местности. Туризм основан на эксплуатации местных туристских ресурсов, и взамен местность или государство должны получить доход. Поэтому турист не имеет права получать заработок из любого источника в посещаемой местности или стране. Иммиграционные службы государства озабочены проблемой ограничения притока рабочей силы и, как правило, разрешают найм иностранных рабочих только в случае острой нехватки собственных трудовых ресурсов или отсутствия специалистов надлежащего профиля, способных выполнять особенные (например, тяжелые, вредные, грязные и т.п.) работы, и на основе особой лицензии. Поэтому туристам запрещается работать в целях получения заработка, это указывается во всех разрешительных документах на въезд (визах). Например, в австралийской визе стоит четкая надпись: "Без права оплачиваемой работы или учебы".

     Этот принцип также обязателен и для деловых туристов, так как они получают денежное обеспечение в своей стране или по месту работы и, следовательно, привозят деньги в страну пребывания. Кроме того, деловой туризм достаточно прибылен, потому что туристы-бизнесмены тратят денег в таких поездках в 3-4 раза больше, чем туристы других категорий [2, с. 21-23]. Туристская деятельность по организации поездки с целью делового туризма, в частности для участия или проведения конгрессов, фестивалей, бизнес встреч, относится к числу наиболее динамично развивающихся и наиболее выгодных видов путешествий. Ежегодные темпы роста этого вида туризма в мире составляют 8 процентов. Данное направление в туризме дает больше дохода принимающей стороне, чем, к примеру, организация поездки с целью отдыха. Большим спросом стали пользоваться краткосрочные туры по городам и туры выходного дня. Все более популярными становятся приключенческие и спортивные туры. Одним из самых перспективных видов туризма называют экотуризм. Интенсивно развивается туризм, использующий проведение специализированных спортивных и культурных мероприятий, особенно на рынке США и Японии [13].

     В нашей стране понятие "туризм" долго ассоциировалось со спортом и укреплением здоровья, а не с отраслью экономики, которая может приносить доход. Но постепенно в процессе развития производительных сил объективно выделилась особая сфера приложения общественного труда, основной функцией которой является организация разностороннего отдыха населения в форме туризма; и все чаще туризм стали называть отраслью национальной экономики.

     Обосновывая необходимость выделения туризма в самостоятельную отрасль, необходимо исходить из того, что объективную основу классификации отраслей любой национальной экономики составляют общественное разделение труда и степень его дифференциации.

     При обосновании вопроса отнесения индустрии туризма к самостоятельной отрасли необходимо принять во внимание основные факторы формирования ее производственных особенностей, соответствие их определенным классификационным признакам, по которым организации входят в состав соответствующей отрасли национальной экономики, зависимость их от характера основной деятельности.

     Кроме того, целесообразно учитывать достигнутые результаты, а также перспективы их развития. Совокупность организаций, образующих отдельную отрасль, характеризуется следующими основными чертами:

  • достаточным числом самостоятельных в экономическом отношении организаций с однородным видом деятельности;
  • устойчивыми экономическими связями с другими отраслями национальной экономики;
  • определенным органом хозяйственного управления [3, с. 42].

     Современное состояние индустрии туризма вполне отвечает всем перечисленным характеристикам. И соответственно, под отраслью туризма следует понимать совокупность самостоятельных, территориально обособленных туристских хозяйственных единиц, располагающих специализированной материально-технической базой и специализирующихся на производстве и реализации туристских услуг и товаров, объединенных единством деятельности и управления.

     Туристы выступают в роли покупателей, т.е. каждый человек стремится по возможности удовлетворить свои потребности в отдыхе. Спрос на путешествия турист выражает, оплачивая туристские работы, услуги и товары и таким образом финансируя туристскую индустрию.

     Производители туристских работ, услуг и товаров формируют туристское предложение. Они приобретают производственные ресурсы (персонал, землю, капитал), комбинируют их в процессе производства туристского продукта и реализуют его потребителям (туристам), получая доход от продаж. 
Развитие индустрии туризма (строительство дорог, гостиничных и курортных комплексов, обустройство новых рекреационных территорий) требует больших капитальных вложений и финансируется из разных источников (государственные структуры, частные организации (отечественные и зарубежные), международные организации и т.д.) [20, с. 215-219].

     Рост объемов производства в индустрии туризма передается другим отраслям экономики, где разворачивается инвестиционная деятельность, создаются новые рабочие места, расширяется торговый оборот и, следовательно, увеличивается прибыль. Часть полученных доходов поступает государству в виде налогов. Собранные таким образом средства могут быть направлены на дальнейшее финансирование инфраструктуры индустрии туризма, оказание материальной помощи социально незащищенным группам населения, на развитие системы подготовки персонала для сферы туристских услуг [19].

     Таким образом, индустрия туризма – это экономическая категория, выражающая совокупность взаимосвязанных отраслей и производств национальной экономики, единой функциональной задачей которых является деятельность, направленная на удовлетворение разнообразных и постоянно растущих потребностей людей в различных видах отдыха и путешествий в свободное время при рациональном использовании всех имеющихся туристских ресурсов [14, с. 13]. 
 

Информация о работе Роль индустрии туризма РБ в развитии национальной экономики