Роль индустрии туризма РБ в развитии национальной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 17:49, курсовая работа

Описание работы

Предметом исследования курсовой работы является комплекс теоретических и практических вопросов в развитии индустрии туризма как отрасли национальной экономики.
Объектом исследования в данной работе является развитие туристской индустрии в Республике Беларусь.

Работа содержит 1 файл

РОЛЬ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА РБ В РАЗВИТИИ НАЦ. ЭКОНОМИКИ.doc

— 231.50 Кб (Скачать)

     1.2 Особенности функционирования отрасли туризма 
 

     Туризм уже давно рассматривается как одно из наиболее доходных и интенсивно развивающихся отраслей мирового хозяйства. Об этом свидетельствует тот факт, что на долю туризма приходится около 10 процентов мирового валового национального продукта.

     К началу третьего тысячелетия на долю международного туризма приходилось 8 процентов общего объема мирового экспорта и 30-35 процентов мировой торговли услугами. Общие расходы на внутренний и международный туризм составляют 12 процентов мирового валового национального продукта [13].

     Развитие туризма играет важную роль в решении социальных проблем. Во многих странах мира именно за счет туризма создаются новые рабочие места, поддерживается высокий уровень жизни населения, создаются предпосылки для улучшения платежного баланса страны. Необходимость развития сферы туризма способствует повышению уровня образования, совершенствованию системы медицинского обслуживания населения, внедрению новых средств распространения информации и т.д.

     Туризм   оказывает положительное влияние на   сохранение   и развитие   историко-культурного наследия, ведет   к   гармонизации отношений   между   различными странами и   народами,   заставляет правительства,   негосударственные   организации   и   коммерческие структуры активно участвовать в деле сохранения и оздоровления окружающей среды [2, с. 14].

     Туристская деятельность - это сфера экономической деятельности, направленная непосредственно на предоставление услуг людям, которые желают путешествовать. Туристы выступают как потребители разнообразных товаров и услуг.

     Связи между производством и потреблением, производителями и звеньями общественного производства, обеспечивающими реализацию валового национального продукта, формируют рынок, который определяет поведение каждого человека, организации, государства.

     Туристский рынок (рынок туристских услуг) - это общественно-экономическое явление, объединяющее спрос и предложение для обеспечения процесса купли-продажи специфических туристских товаров и услуг в данное время и в данном месте. Принято считать, что рынок эффективно функционирует в том случае, если соблюдаются три основных условия:

  • свободная конкуренция производителей;
  • наличие одинаковых правил в области качества и безопасности выпускаемой продукции и оказываемых услуг;
  • возможность свободного выбора потребителей.

     Рынок можно представить как механизм, который позволяет сбалансировать спрос, предложение и цену, и как способ поведения хозяйствующих субъектов. Экономика развитых стран приводится в движение рынком. Он выступает в качестве важнейшего фактора экономической среды. На рынке формируется система отношений, в которой координация действий осуществляется в процессе взаимодействия потребителей и производителей при минимальном вмешательстве государства [3, с. 118-122].

     Все специалисты в области туризма сходятся во мнении, что в основе развития туризма лежит экономический и социальный прогресс. Существует ряд факторов, влияющих на развитие туризма:

  1. Политические факторы. Стабильная политическая обстановка в стране - необходимое условие функционирования туристского бизнеса. Кроме того, для развития туризма в той или иной стране важны международные отношения, сложившиеся с другими государствами; состояние торгового и платежного баланса данной страны и ее партнеров; международная обстановка в мире или в отдельно взятом регионе.
  2. Экономические факторы. Рост доходов населения в экономически развитых странах позволяет населению этих стран тратить больше денег на путешествия. На развитие туризма значительное влияние оказывают внешнеэкономическая деятельность государств, процессы интеграции и глобализации, происходящие во всех отраслях мировой экономики. Это способствует росту деловой активности населения планеты и появлению различных новых видов делового туризма. Однако такие явления в экономике, как ужесточение таможенных формальностей, финансовая нестабильность (инфляция, стагнация), экономические забастовки, могут значительно сдерживать деятельность организаций индустрии туризма.
  3. Социально-демографические факторы. На развитие туризма влияет рост численности населения, особенно городского. Городской стиль жизни, по мнению психологов, способствует появлению стресса, анонимности жизни, отсутствию контактов с людьми, отрыву от природы. В этой связи туризм для жителей городов помогает обрести душевное равновесие. Для многих стран мира также характерна тенденция изменения соотношения рабочего и свободного времени. Сокращение рабочего времени одновременно сопровождается повышением интенсивности труда и вероятности возникновения стрессовой ситуации. Одним из средств восстановления и поддержания трудоспособности является туризм. Кроме того, на развитие туризма влияют такие факторы, как старение общества, более позднее вступление в брак, повышение количества одиноких людей, увеличение числа работающих женщин, планирование рождения ребенка, рост числа бездетных семейных пар.
  4. Культурные факторы. К ним относится удовлетворение культурных, образовательных и эстетических потребностей, что способствует развитию стремления у людей к познанию, исследованию жизни, традиций, культуры и истории других стран и народов.
  5. Научно-технический прогресс. В настоящее время благодаря научно-техническому прогрессу уменьшается время пребывания в пути при путешествиях на дальние расстояния; совершенствуются стандарты сервисного обслуживания на транспорте, который становится все более комфортабельным; появляются новые прямые авиарейсы, скоростные магистрали (автомобильные, железнодорожные) и т.д. Развитие туризма в большей степени зависит от информированности людей о возможных местах отдыха и путешествий. Развитие средств массовой информации позволило туристским организациям пропагандировать как туризм в целом, так и отдельные туристские продукты или услуги [4].

     Большую роль в развитии туризма будет играть и наличие благоприятных природно-климатических условий. К примеру, в явном выигрыше находятся те страны, которые имеют море и горы. Несмотря на то, что Беларусь не располагает некоторыми основополагающими для туризма ресурсами, она имеет ряд преимуществ по сравнению с другими странами. Среди них можно выделить следующие:

  • близость к Западной Европе, Скандинавии – туристскому рынку с очень высоким финансовым потенциалом;
  • соседство со странами Балтии, Россией, Украиной является серьезным ресурсом к развитию трансграничного туризма;
  • древняя и богатая история, самобытная культура (15 тыс. объектов, имеющих историческую, культурную и архитектурную значимость);
  • богатый природный потенциал, включающий уникальные водно-болотные угодья, реликтовый лес – Беловежскую пущу и т.д.

       В Республике Беларусь в последние годы произошли значительные позитивные перемены в области туристской инфраструктуры. Возросло число новых комфортабельных гостиничных комплексов. Ведется большая работа по реконструкции и обновлению существующего гостиничного фонда республики, по приведению его к общепризнанным мировым стандартам.

     В настоящее время в Республике Беларусь функционирует большое количество гостиниц, которые находятся в различных формах собственности и ведомственных подчинениях и существенно разнятся по уровню и ценам. Число средств размещения, находящихся в частной собственности, составляет 25 процентов от их общего числа. Тем не менее, в них размещается 38 процентов всех проживающих, а выручка от размещения превышает 45 процентов от общего объема. Это связано с тем, что частные средства размещения находятся, в основном, в крупных городах, то есть там, где это приносит прибыль, в то время как государство вынуждено содержать множество гостиниц, расположенных в районных центрах. Кроме этого, следует признать и более высокий уровень сервиса и самих условий проживания, что и привлекает иностранных граждан [17].

     Общая проблема, присущая подавляющему большинству гостиниц, состоит в отсутствии их классификации. Многие из них не имеют даже класса однозвездочной.

     Хотя в гостиницах размещались граждане из довольно большого круга стран, определяющее значение имеют, особенно по линии организованного туризма, прибытия и ночевки ограниченного числа представителей стран – России, Германии, Польши, Италии, Литвы, Великобритании, Латвии и США.

     Питание жителей и гостей Республики Беларусь в настоящее время осуществляют свыше 3 тыс. объектов общественного питания, расположенных в общедоступной сети. Учитывая важное географическое положение Беларуси, большое внимание уделяется развитию придорожного сервиса. В настоящее время на автомобильных дорогах функционируют свыше 400 кафе, ресторанов, баров.

     Актуальным является и развитие сети организаций быстрого питания, позволяющих при относительно небольших материальных затратах решить проблему предоставления услуг питания с минимальными затратами времени на получение и прием пищи. В республике насчитывается  
1,8 тыс. организаций быстрого питания [10].

     Важнейшим элементом туристского бизнеса являются туристские организации, организующие и обеспечивающие прием иностранных туристов. Однако число таких организаций в настоящее время невелико. Требуется проведение государственной политики по их поддержке и развитию.

     Туристская  политика государства - это совокупность форм, методов и направлений воздействия  государства на функционирование сферы  туризма для достижения конкретных целей сохранения и развития социально-экономического комплекса.

     Поддержка государством внутреннего и въездного туризма может проявляться в форме:

     а) прямых инвестиций в формирование туристской инфраструктуры;

     б) научного и рекламно-информационного  обеспечения продвижения национального  турпродукта на мировом рынке;

     в) налоговых и таможенных льгот, стимулирующих приток инвестиций.

     Туристская  политика государства базируется на стратегии и тактике.

     Туристская  стратегия - выработка общей концепции  развития и целевых программ, для  реализации которых требуется время  и большие финансовые ресурсы.

     Туристская тактика - конкретные меры и приемы достижения поставленной цели в конкретных условиях [9, с. 237-239].

     Требуется отметить, что в Республике Беларусь развитию туризма со стороны государства  всегда уделялось повышенное внимание.

     Приведем мнение Начальника отдела маркетинга и издательской деятельности Национального агентства по туризму Валерия Болдырева: «Деятельность по продвижению туристических возможностей финансируется из республиканского бюджета, что предусмотрено Национальной программой развития туризма в Беларуси на 2006-2010 годы. Эти средства расходуются на участие в выставках, проведение презентаций, издание рекламно-информационных материалов, развитие национального туристического портала. Однако этого явно недостаточно. На продвижение национального турпродукта мы тратим в несколько раз меньше, чем страны Балтии. Под туристско-информационными центрами обычно подразумеваются компании, отправляющие в нашу страну туристов. Сегодня такие партнеры у нас есть в Германии, России, а в будущем планируется создать сеть туристско-информационных центров в Польше, странах Балтии и Великобритании» [12].

     Таким образом, сегодня в Республике Беларусь создана и функционирует определенная база для обслуживания въездного туризма, которая в достаточной степени развита, но требует больших затрат на ее обновление и совершенствование. Для того, чтобы оценить состояние развития туризма в нашей стране необходимо провести анализ основных экономических показателей. 

 

ГЛАВА 2

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ТУРИСТСКОЙ ИНДУСТРИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 
 

2.1 Система и характеристика показателей развития туризма 
 

     Становление и развитие туризма как отрасли  характеризуются системой определенных экономических показателей, которые  отражают количественный объем реализации туристских услуг и их качественную сторону, а также экономические показатели производственно-обслуживающей деятельности туристских хозяйствующих субъектов.

     Система показателей развития туризма включает:

     • объем туристского потока;

     • состояние и развитие материально-технической базы;

     • показатели финансово-экономической деятельности туристской фирмы;

     • показатели развития международного туризма.

     Туристский  поток - это постоянное прибытие туристов в страну (регион). К показателям, характеризующим объем туристского потока, относятся: общее количество туристов, в том числе организованных и самодеятельных; количество туродней (количество ночевок, койко-дней); средняя продолжительность (среднее время) пребывания туристов в стране, регионе.

     Количество туродней определяется путем умножения общего количества туристов на среднюю продолжительность (в днях) пребывания одного туриста в стране (регионе).

     Туристский  поток - явление неравномерное. Для  характеристики неравномерности туристского  потока применяют коэффициент неравномерности [11, с. 166-169].

     Показатели, характеризующие состояние и  развитие материально-технической  базы туризма, определяют ее мощность в данной стране (регионе).

     К ним относятся: коечный фонд домов  отдыха, пансионатов, турбаз, гостиниц, санаториев и т.п., а также число коек, предоставляемых местными жителями; число мест в торговых залах предприятий питания для туристов; число мест в театрах, отведенных для туристов; число ванн в водолечебницах, отведенных для туристов, и т.д.

Информация о работе Роль индустрии туризма РБ в развитии национальной экономики