Расчет и анализ совокупного рейтинга экономической безопасности транспортного предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 14:49, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является закрепление результатов теоретического обучения и выполнение аналитических расчетов данных, необходимых для комплексной оценки экономической безопасности предприятия, а также его окончательное отнесение к определенному классу и экономическая интерпретация полученных данных, определение направлений поиска резервов улучшения экономической безопасности исследуемого предприятия.

Содержание

Цели и задачи курсовой работы
2. Введение
3. Общие сведения организации
4. Критерии оценки экономической безопасности. Расчет значений показателей
4.1. Оценка экономической безопасности по критерию платежеспособности предприятия и ликвидности имущества
4.2. Оценка экономической безопасности по критерию финансовой устойчивости
4.3. Оценка экономической безопасности по критерию рентабельности
4.4. Оценка экономической безопасности по критерию технического состояния и движения основных средств
4.5. Оценка экономической безопасности по критерию инновационной деятельности
4.6. Оценка экономической безопасности по критерию персонала
4.7. Оценка экономической безопасности по критерию внешней нефинансовой политики
5. Определение степени значимости и расчет весовых коэффициентов отдельных критериев экономической безопасности
5.1. Оценка потенциального размера ущерба по каждому критерию в отдельности. Определение вероятности наступления угроз по каждому критерию в отдельности
5.2. Составление матрицы ущерба и позиционирование в ней рисков
5.3. Расчет степени значимости и весовых коэффициентов критериев
6. Расчет и анализ совокупного рейтинга экономической безопасности транспортного предприятия
6.1. Обобщающая оценка экономической безопасности
6.2. Выводы и анализ состояния экономической безопасности предприятия

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по эк. безопасности.doc

— 434.00 Кб (Скачать)
 

Вывод к таблице:

     Как видно из расчетов, ОАО АВТОВАЗ по данному критерию можно присвоить средний класс экономической безопасности, что говорит о сравнительно высоком уровне экономической безопасности компании, но надо обратить внимание на отрицательную динамику темпа роста рентабельности продаж, и таких показателей как выручка и чистая прибыль. В последующие года ОАО АВТОВАЗ планирует наращивать финансовые результаты.  
 

      4.4. Оценка экономической безопасности по критерию технического состояния и движения основных средств 

      В качестве источников информации для  оценки технического состояния и движения основных фондов могут быть использованы такие формы отчетности как Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5), ведомости, инвентаризационные ведомости и описи, справки, отчеты, по данным которых могут быть рассчитаны:

      а) показатели движения:

    • коэффициент ввода (поступления),
    • коэффициент обновления,
    • коэффициент выбытия,
    • коэффициент ликвидации,
    • коэффициент расширения;

      б) показатели технического состояния:

    • коэффициент износа,
    • коэффициент годности,
    • коэффициент замены;

    в) показатели эффективности:

        • фондоотдача основных средств,
        • фондоемкость основных средств.
 

     Показатели  движения и использования основных фондов различаются как по стадиям  развития систем, так и по техническим  этапам (укладам). На стадии развития максимального  значения достигают такие коэффициенты, как ввода, годности, расширения, фондоотдачи, сменности. На стадии зрелости начинают расти коэффициенты обновления, износа, выбытия, замены, ликвидации, принимая максимальное значение на стадии старости системы. В связи с этим представляется возможным выбрать один показатель, например коэффициент износа, который хотя и не даст полного представления о состоянии основных средств на предприятии, однако явится индикатором экономической безопасности предприятия по критерию состояния основных средств.

     Коэффициент износа на начало года:

        

      или 74% 

      Коэффициент износа на конец года:

      

        или 75% 

      В качестве пороговых можно принять  следующие значения данного коэффициента с назначением классов, соответствующих  стадии развития систем:

      Таблица 8

Класс состояния ОС       Степень износа ОС
      Оживление       от 0% до 25% – незначительный износ
      Подъем       от 25% до 50% – средний износ
      Депрессия       от 50% до 75% – сильный износ
      Кризис       от 75% до 100%. – критический износ

      

Следовательно, по классу состояния основных средств рассматриваемое предприятие и на начало года, и на конец года имеет сильный износ, поэтому относится к классу «Депрессия», что отрицательно сказывается на деятельности организации.  

4.5. Оценка экономической безопасности по критерию инновационной деятельности. 

      Количественная  оценка инновационного потенциала предприятия может проводиться по следующим основным направлениям:

- технический  уровень продукции,

- технический  уровень производства,

- инновационный  потенциал предприятия.

      К показателям, характеризующим технический уровень продукции можно отнести уровень обновления продукции и доля конкурентоспособной продукции.

     При оценке технического уровня производства используются показатели:

- уровня  механизации и автоматизации  производственных процессов и

- средний  срок службы оборудования.

     Инновационный потенциал предприятия характеризуется  такими показателями, как:

- показатель  создания научно-технического задела,

- коэффициент  финансового обеспечения инновационной  деятельности,

- уровень  изобретательской активности,

- уровень  рационализаторской активности.

      Наименее  подвержен влиянию особенностей различных отраслей народного хозяйства  показатель создания научно-технического задела, который рассчитывается как отношение объема выполненных на предприятии НИОКР к совокупному объему выпуска продукции.

      В качестве источников информации для  оценки инновационного потенциала могут быть использованы такие формы отчетности как Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5), справки, отчеты.

      В качестве пороговых можно принять следующие значения (таблица 9) данного коэффициента с назначением уровня экономической безопасности по данному критерию:

      Таблица 9 

Уровень Значение  показателя
Высокий Более 25%
Средний от 15% до 25%
Удовлетворительный от 5% до 15%
Низкий Менее 5%
 

      Таблица 10

      Расчет  показателя технического задела

Наименование  показателя На  начало отч 
периода
На  конец отч 
периода
Объем выполненных на предприятии НИОКР, тыс.руб. 1 640 000 1 506 000
Совокупный  объем выпуска продукции, тыс.руб. 84 183 000 137 935 000
Показатель  создания научно-технического задела,% 1,9481 1,0918
 

     Уровень экономической безопасности по критерию инновационной деятельности очень низкий, что является отрицательным фактором. ОАО АВТОВАЗ необходимо продумать свою инвестиционную политику. 
 
 
 
 
 
 
 

      4.6. Оценка экономической безопасности по критерию персонала

      Источниками информации для оценки экономической  безопасности по критерию персонала служат статистическая отчетность, данные табельного учета и отдела кадров. К наиболее значимым среди множества показателей, используемых для оценки трудовых ресурсов, являются:

    • коэффициенты текучести, прибытия, выбытия и постоянства персонала, относящиеся к группе показателей обеспеченности и движения трудовых ресурсов;
    • коэффициент среднегодовой выработки продукции одним работающим, характеризующий производительность труда;
    • показатель рентабельности персонала, рассчитываемый для оценки эффективности использования трудовых ресурсов;
    • показатель трудоемкости продукции и чистая прибыль на рубль заработной платы.

В случае отсутствия указанной информации дополнительно  анализируются:

1. Группа  индикаторов численного состава  персонала предприятия и его  динамики. Данная группа включает  в себя такие показатели, как  среднесписочная численность персонала  предприятия, его структура, показатели текучести кадров, возрастного, социального и квалификационного состава персонала предприятия с удельными весами и временными тенденциями указанных показателей.

2. Группа  индикаторов эффективности использования  персонала предприятия. Эта группа включает в себя показатели производительности труда работников, доли выручки, валовой и чистой прибыли предприятия на одного работающего, показатели фондовооруженности труда и др. При анализе индикаторов данной группы крайне важным является сравнительный анализ полученных данных.

В результате комплексного анализа предприятию  присваивается соответствующий  уровень экономической безопасности.

      Персонал  и социальные программы  ОАО АВТОВАЗ2010:

     Среднесписочная численность работников ОАО «АВТОВАЗ»  в 2010 году составила 75 447 человек. За отчетный период было уволено 11 074 человека, из них 9 454 рабочих, 1 620 РСиС. Текучесть кадров по рабочим и РСиС в целом за отчетный период увеличилась на 3,2% (пункта) по сравнению с 2009 годом и составила 6,9%. По рабочим текучесть увеличилась с 4,1% в 2009 году до 7,6% в 2010 году.

     В течение 2010 года на курсах подготовки, переподготовки и повышения квалификации было обучено 31 713 работников, из них  РСиС 11 228 человек. Производительность труда в сопоставимых ценах в рублевом исчислении в 2010 году относительно плана составила 101%, относительно факта 2009 года – 218,2%. В течение 2010 года в ОАО «АВТОВАЗ» был установлен 40-часовой режим рабочей недели.

     В результате стабилизации работы Общества, роста объемов производства во втором полугодии 2010 года, выхода Общества на операционную прибыль были созданы предпосылки для возможного повышения заработной платы персонала. По решению совета директоров Общества в целях усиления социальной защищенности работников с 1 октября 2010 года произведено повышение тарифных ставок и окладов работникам ОАО «АВТОВАЗ» на 10%. Средняя заработная плата всего персонала составила в декабре 2010 года 19 777 рублей.

     Уровень социальных льгот и гарантий, предоставляемых  работникам Общества в 2010 году, являлся максимально возможным исходя из финансово-экономической ситуации в акционерном Обществе. Общий объем затрат по обязательствам и мероприятиям коллективного договора в 2010 году был утвержден в объеме 1 637 млн руб.

     Периодический медицинский осмотр прошли 29 509 рабочих, занятых на участках с вредными и(или) опасными условиями труда. Коэффициент частоты производственного травматизма на 1000 работающих в 2010 году составил 2,82.

     Продолжалась  реализация программ добровольного медицинского страхования по принципу соучастия работника и предприятия в оплате стоимости полиса. Общее количество выданных за отчетный период полисов ДМС составляет 9 670 шт.

     В 2010 году предоставлены жилищные субсидии 414 семьям работников Общества. По программе санаторно-курортного лечения и отдыха за 2010 год отдохнули на базах отдыха и в детских оздоровительных лагерях и получили лечение в санаториях и профилакториях 13 609 работников ОАО «АВТОВАЗ» и членов их семей.

 

 
 

     Таким образом, по данному критерию ОАО  АВТОВАЗ можно присвоить средний класс экономической безопасности. Компания проводит множество социальных программ, поддерживающих рабочих и несмотря на трудное финансовое положение увеличила з/п работникам. 
 

      4.7. Оценка экономической безопасности по критерию внешней нефинансовой политики 

      Как уже было определено выше, внешняя  нефинансовая политика заключается  в участии в компаниях непосредственного  окружения (поставщики, подрядчики, заказчики) с целью минимизировать зависимость  от последствий возможной монополизации данного рыночного сегмента (например, от завышения цен поставщиком). Данный критерий может быть оценен путем определения доли продукции (услуг, работ) зависимых обществ в общем объеме поставок (услуг, субподрядных работ).

Информация о работе Расчет и анализ совокупного рейтинга экономической безопасности транспортного предприятия