Пути снижения себестоимости продукции предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 00:27, курсовая работа

Описание работы

Целью данной дипломной работы является выявление и анализ резервов снижения себестоимости выпускаемой продукции .
Только детальное изучение производственной и коммерческой деятельности объекта исследования позволят вскрыть резервы снижения себестоимости и дать экономическое обоснование последующих предложений.
Таким образом, для достижения главной цели дипломной работы необходимо решить следующие задачи:
Комплексный анализ производственно – хозяйственной деятельности предприятия и динамики основных технико – экономических показателей за 1997 – 1999 г. г.
На основе проведенного анализа выявление возможных резервов снижения себестоимости и выхода из сложившегося кризиса.
Технико – экономическое обоснование выявленных резервов и выработка предложений для решения поставленной цели.
Определение путей реализации предложений по снижению себестоимости выпускаемой продукции.
5. Расчет экономического эффекта от реализации выработанных предложений.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5
1. СНИЖЕНИЕ СЕБЕСТОИМОСТИ – ИСТОЧНИК ПОЛУЧЕНИЯ ПРИБЫЛИ. 7
1.1. СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ. 7
1.2. СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПРОДУКЦИИ И ЕЕ СТРУКТУРА 10
1.3. ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ И РЕЗЕРВЫ СНИЖЕНИЯ
СЕБЕСТОИМОСТИ 15
1.4. РЕЗЕРВЫ СНИЖЕНИЯ КОМПЛЕКСНЫХ РАСХОДОВ 21
1.5. ПУТИ СНИЖЕНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ 24
1.6. ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИХ СНИЖЕНИЯ 32
1.6.1.Сущность и классификация издержек. 32
1.6.2. Основные направления снижения издержек производства. 34
2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМБИНАТА ОАО "МАЙКОПХЛЕБОПРОДУКТ" 36
2.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ. 36
2.1.1.История развития. 36
2.1.2. Структура управления предприятия 37
2.1.3. Краткая характеристика технологии. 37
2.1.4. Ассортиментный план. 39
2.2. АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВЕННО – ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПРЕДПРИЯТИЯ 40
2.3. ФОРМИРОВАНИЕ РЕСПУБЛИКАНСКОГО ФОНДА ЗЕРНА. 41
2.4. УСЛОВИЯ ХРАНЕНИЯ ОСНОВНЫХ ВИДОВ СЫРЬЯ И МАТЕРИАЛОВ. 43
2.4.1. Технологические приемы, обеспечивающие качественную сохранность зерна. 43
2.4.2. Хранение муки и крупы. 44
2.4.3. Правила хранения подсобного сырья. 46
2.5.СЫРЬЕ И МАТЕРИАЛЫ. ИХ ПЕРЕРАБОТКА И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ. 47
2.5.1. Динамика изменения оптовых цен на сырье для
кондитерского цеха. 47
2.5.2. Собственная первичная обработка зерна. 48
2.5.3. Основные поставщики. 48
2.5.4. Возвратные отходы и их использование. 48
2.6. СИСТЕМА СНАБЖЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЕЙ И ГАЗОМ. 49
2.7. НОРМЫ ВЫРАБОТКИ, ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОПЛАТА ТРУДА
В ОСНОВНЫХ ЦЕХАХ ПРЕДПРИЯТИЯ. 51
2.8. ХАРАКТЕРИСТИКА ОБОРУДОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ. ОРГАНИЗАЦИЯ
РЕМОНТА И ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ОБОРУДОВАНИЯ. 52
2.9. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРАНСПОРТА В РАБОТЕ КОМБИНАТА. ТРАНСПОРТНЫЕ РАСХОДЫ. 56
2.10. АНАЛИЗ КАЛЬКУЛЯЦИИ СЕБЕСТОИМОСТИ И СМЕТЫ ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО. 57
2.10.1.Анализ калькуляции себестоимости хлеба «Славянский». 57
2.10.2.Анализ сметы затрат на производство. 59
3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СНИЖЕНИЮ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ. 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 69
ПРИЛОЖЕНИЕ1. ПЕРЕЧЕНЬ ОБОРУДОВАНИЯ ИСПОЛЬЗУЕМОГО НА ПРЕДПРИЯТИИ. АМОРТИЗАЦИОННЫЕ ОТЧИСЛЕНИЯ. 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. АССОРТИМЕНТНЫЙ ПЛАН. 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМОГО ТРАНСПОРТА. 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. СТАТЬИ ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО В КАЛЬКУЛЯЦИИ СЕБЕСТОИМОСТИ ХЛЕБА «СЛАВЯНСКИЙ». 78

Работа содержит 1 файл

diploma хлебзавода.doc

— 654.50 Кб (Скачать)
 

    Как видно иэ таблицы в статьях  затрат при производстве хлеба  «Славянский» на муку и общезаводские расходы уходит более 85% всех затрат, на топливо и электроэнергию – 3,1%, на заработную плату и отчисления на соц. страхование – 4.2%.

    Более наглядно все вышеприведенные  процентные отношения статей  затрат отображены на Диаграмме 1 (См. приложение стр. 73.)

    Сравнительный анализ калькуляций  за 1998 и 1999 г.г. показал что затраты  на муку и прочие основные  материалы увеличились более  чем в 1,5 раза, затраты на заработную  плату и отчисления на соц.  страхование – в 1,5 раза, общезаводские расходы увеличились почти в 2 раза, внепроизводственные расходы – в 3,5 раз. (См. Диаграмму 2 в приложении на стр. 73)

    Все это вызвано экономическим  кризисом и слишком высокими  закупочными ценами на зерно,  которые были установлены государством в ходе реализации проекта по поддержке производителей сельскохозяйственной продукции. Следствием этого и явилось увеличение себестоимости выпускаемой продукции и подорожание отпускной цены в 2 раза. Объемы реализации сократились, и предприятие было вынужденно увеличить внепроизводственные расходы, в том числе и затраты на сбыт продукции чтобы удержать ситуацию под контролем.

    Более полная информация о  расходе основных материалов при производстве хлеба «Славянский» указаны в таблице:

     

 Данные о расходе основных материалов (по плану): 

Наименование  материала Вес, кг. Цена, руб. Стоимость, руб.
1998 1999 1998 1999 1998 1999
Мука  ржаная обдирная  
205,47
 
205,47
 
1,70
 
2-77
 
349,30
 
569-15
Мука  пшеничная 2 с.  
479,43
 
473,43
 
1,27
 
3-20
 
608,88
 
1534-18
Итого мука 684,9 673,90 5,97 5-97 958,18 2103-33
Сахар 9,6 9,6 10,00 8-00 96,00 76-80
Масло растительное для смазки форм  
 
1,34
 
 
1,34
 
 
5,60
 
 
16-50
 
 
7,50
 
 
22-11
Дрожжи  прессованные  
3,4
 

3,4

 
5,00
 
11-00
 
17,00
 
37-47
Соль 13,7 13,7 0,80 1-0 10,96 13-70
Вода 450 450     2,07 2-07
Итог         1091,36 2255,4

   2.10.2.Анализ  сметы затрат на  производство.

Смета затрат на производство (тыс. руб.)

Хлебобулочные и кондитерские изделия 1997 1998 1999
Объем продукции (работ, услуг) в действующих ценах (без НДС, акцизов и обязательных аналогичных платежей) 14953 14853 19040,5
Себестоимость продукции 15546 14509 18456,8
Затраты на производство и реализацию 15546 14509 18456,8
Материальные  затраты 11389 10243 13087,1
Сырьё и материалы 10185 9195 12213,1
Работы, выполненные сторонними организациями 363 278 123,9
Топливо 413 486 550,5
Энергия 428 285 200
Затраты на оплату труда 2046 2094 2618,4
Социальные  нужды 803 808 1008,2
Амортизация 182 222 201
Прочие  затраты: 1126 1142 1542,1
 
 

     В результате анализа таблица была построена диаграмма, наглядно отображающая динамику изменения статей в смете  затрат на производство за 1997 – 1999 г.г.

    Увеличение  материальных затрат на 15% было вызвано  значительным повышением цен на сырье  и материалы после 17 августа 1998 года.

    Для постройки новой мельницы, и реконструкции  хлебного цеха в 1997 году предприятие  воспользовалось услугами сторонних  организаций, стоимость которых  составили 363 тыс. руб. В результате реконструкции хлебного цеха затраты  на энергию удалось уменьшить почти в два раза.

    В 1999 году заработная плата была увеличена  на 20 – 40 % за счет собственных средств  предприятия. Такое решение было принято для сдерживания значительной текучести кадров, наблюдавшейся  последние два года.  
 
 

    3. Мероприятия по снижению себестоимости продукции предприятия.

 

        по результатам анализа деятельности Комбината ОАО «Майкопхлебопродукт» мы пришли к выводу, что есть резервы снижения себестоимости выпускаемой продукции за счет сокращения общезаводских расходов, упрощения и удешевления аппарата управления, внедрения более прогрессивных методов менеджмента на предприятии, в том числе и создания полноценной маркетинговой службы.

        В данный момент на фоне  общеэкономического кризиса предприятие  находится в довольно сложном положении. Большие закупочные цены на зерно – основное сырье в производстве хлеба и хлебобулочных изделий, большое количество мелких конкурентов – производителей аналогичной продукции или простых реализаторов более дешевого Краснодарского хлеба, невозможность регулирования цены на свой основной продукт - хлеб пшеничный (эту функцию выполняет правительство Республики Адыгея) сказались на себестоимости продукции и общего экономического положения  предприятия в целом.

        Но следует отметить, что выпускаемый на Комбинате хлеб достаточно высокого качества и по сравнению с продукцией мелких производителей пользуется большой популярностью. Такого уровня качества удалось добиться с помощью многолетнего опыта работы в данном направлении, высококвалифицированных кадров, отлаженной технологии и высококачественного сырья и материалов используемых в производстве продукции.

        За последние годы предприятию  удалось снизить себестоимость,  улучшить качество выпускаемой  продукции, создать новые рабочие  места, а так же повысить эффективность производства за счет введения новых производственных мощностей.

        В 1997 году в эксплуатацию была  введена новая мельница, которая  в состоянии перерабатывать 64 тонны  зерна в сутки. Собственная  первичная обработка зерна позволила наладить производство муки, которая составляет около 57% от всех затрат на производство хлеба, и таким образом снизить себестоимость продукции на 7%. В этом же году был введен в эксплуатацию гречневый цех и линия по производству кукурузной палочки.

        В марте 1999г. был введен в строй линия по производству макаронных изделий, с сентября этого же  года был введен в эксплуатацию мини комбикормовый завод, который в настоящее время используется для производства гранулированной дерти.

        Параллельно, расширялась торговая сеть Комбината путем открытия новых торговых точек.

        Однако экономический кризис  и рост закупочных цен привел  к тому что экономический эффект  полученный от данных нововведений  не удалось использовать для  улучшения положения предприятия  на местном рынке.

      Выход из сложившейся ситуации  возможен при использовании всех  возможностей и резервов снижения  себестоимости  выпускаемой продукции. 

        Организационно –  технические мероприятия  направленные на  снижение себестоимости.

        Для снижения себестоимости на предприятии ОАО Комбинат «Майкопхлебопродукт» рекомендуется провести следующие организационно – технические мероприятия:

        1.Совершенствование организации  производства и труда. Этот  процесс, практически во всех  случаях обеспечивает повышение производительности труда, стимулирует более качественное использование трудовых ресурсов, имеющихся на предприятии. Отсюда и сокращение издержек производства. На данном этапе, на предприятии рекомендуется всемерно улучшать эргономику труда работающих путем создания полноценного социально - психологического климата. Предлагается ввести должность психолога, который будет следить за психическим здоровьем работников. Так как большинство потерь рабочего времени связано с различными болезнями, наиболее весомым среди которых является грипп необходимо создать собственный медицинский пункт, который будет следить за состоянием здоровья работников.

        2. Сокращение затрат на обслуживание производства и управление также снижает себестоимость продукции. Размер этих затрат на единицу продукции зависит не только от объема выпуска продукции, но и от их абсолютной суммы.  Добиться этого возможно двумя путями:

        а) Совершенствование структуры  аппарата управления. Для реализации  этого проекта мы считаем нужным   создать планово-экономический отдел, одним из главных направлений, деятельности которого будут планирование и прогнозирование деятельности предприятия. На данный момент прогнозированию, разработке целевых проектов по совершенствованию работы предприятия не уделяется должного внимания. Поэтому, на основе экономического отдела предлагается организовать планово-экономический отдел и акцентировать его работу на планировании и прогнозировании деятельности предприятия.

        б) Совершенствование работы управленческого  персонала. В данный момент все отделы связанные с обработкой экономической информации и принятия управленческих решений не используют в достаточной степени компьютерное обеспечение, заменяя их примитивными калькуляторами. Хотя в настоящее время предприятие приобрело несколько компьютеров и внедряет в бухгалтерский учет систему «1С Бухгалтерия», почти весь учет осуществляется вручную. Таким образом, необходимо повышение квалификации управленческого персонала и привлечение на постоянную работу экспертов в области компьютерных технологий. Это позволит максимизировать эффективность управления и в конечном итоге уменьшить затраты на содержание управленческого персонала, а это в свою очередь приведет к снижению себестоимости продукции в целом.

        3.Организация полноценной службы маркетинга на предприятии.

         Маркетинг – неотъемлемая часть  рыночной экономики и в условиях  постоянно меняющейся конъюнктуры  рынка стал жизненно необходимым  элементом управления такого  субъекта хозяйствования как  производство.

        На данном этапе существования предприятия ОАО Комбинат «Майкопхлебопродукт» один сбытовой отдел не в состоянии решать весь комплекс проблем связанных с позиционированием, продвижением собственного товара на местный рынок. Эти и другие задачи решает служба маркетинга. Таким образом мы считаем нужным рекомендовать предприятию проведение следующих мероприятий, которые позволят ему укрепиться на местном рынке и нарастить объемы производства, что в конечном итоге приведет к снижению себестоимости выпускаемой продукции:

        а) Реклама. Так как продукция хлебокомбината является довольно высококачественной и ее реклама, по всем средствам массовой информации, включая Интернет, позволит создать или укрепить имидж хлеба предприятия «Майкопхлебопродукт» как высококачественного продукта.

Информация о работе Пути снижения себестоимости продукции предприятия