Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2011 в 21:45, курсовая работа
Цель работы – определить показатели рентабельности продукции животноводства СПК ОЗП «ОКТЯБРЬ» и пути ее повышения.
Для достижения цели в работе поставлены следующие задачи:
- изучить теоретические основы понятия рентабельности сельскохозяйственного производства;
- рассчитать и проанализировать уровень рентабельности производства СПК ОЗП «ОКТЯБРЬ»;
- определить пути повышения рентабельности производства продукции животноводства.
Введение…………………………………………………………………… ……..3
1. Теоретические основы рентабельности сельскохозяйственного производства ……………………………………………………………………...5
Понятие и сущность рентабельности………………………………………. 5
1.2 Показатели рентабельности…………………………………………………..5
1.3 Резервы повышения рентабельности……………………………………….11
2. Состояние и уровень рентабельности производства СПК ОЗП «ОКТЯБРЬ»…………………………………........................................................13
2.1 Экономическая характеристика организации……………………………..13
2.2 Расчет и анализ рентабельности продукции животноводства СПК «ОЗП «Октябрь»………………………………………………………………………..20
3. Пути повышения рентабельности производства продукции животноводства…….……………………………………………………………26
Заключение………………………………………….............................................31
Список использованной литературы………….………………………………..
Р = ------------ x 100%, где
ОС – среднегодовая стоимость основных средств;
МОбС – среднегодовая стоимость материальных оборотных средств.
Эти показатели характеризуют эффективность использования в первом случае основных, во втором – материальных оборотных, в третьем – совокупных средств производства. Они показывают, сколько прибыли получено на единицу стоимости соответствующих средств производства. Чем больше прибыли получено на рубль средств производства, тем, следовательно, эффективнее они используются.
Рентабельность собственных
В сельском хозяйстве не редки
случаи, когда производство какой-либо
продукции нерентабельно или
малорентабельно. Тогда вместо
показателя «норма или уровень
рентабельности» могут быть
Оу = ------ х 100%,
где Оу – уровень окупаемости затрат, В – денежная выручка от реализации продукции, Ск – коммерческая (полная) себестоимость. Производство будет считаться рентабельным, если уровень окупаемости затрат превысит 100%.
Рентабельность,
рассчитанная по отношению к численности
занятых на предприятии работников,
характеризует эффективность
Р = ------ x 100%;
Наряду с этим показателем определяется величина валовой и чистой прибыли по отношению к фактической сумме затрат на оплату труда с учетом суммы обязательных отчислений во внебюджетные фонды.
Р = ------ x 100%;
Данный показатель рентабельности отражает размеры валовой и чистой прибыли, полученной в расчете на 1 единицу денежных средств, израсходованных на оплату труда и социальные нужды. Чем меньше численность персонала предприятия, тем больше прибыли приходится на одного работника, что свидетельствует о повышении эффективности использования рабочей силы.
Отношение
прибыли от реализации товаров к
величине посевной площади сельскохозяйственного
предприятия характеризует
Определяющим в содержании понятия «рентабельность производства» является величина прибыли. В связи с этим установление факторов рентабельности представляет собой, прежде всего установление факторов, влияющих на формирование прибыли. Факторы прибыли можно условно разделить на две группы:
факторы внутреннего порядка, зависящие от производителя продукции и носящие субъективный характер;
факторы внешнего порядка, не зависящие от товаропроизводителей и являющиеся объективными.
К факторам внутреннего
Величина денежной выручки зависит от сроков сбыта продукции, её структуры и рынков сбыта. Так, например, ранние овощи, картофель реализуют по более высоким ценам, чем поздние. По разным ценам сбывают продукцию и в зависимости от каналов реализации: при продаже её государству, потребительской кооперации, на колхозном рынке.
Важным фактором прибыли
К факторам внешнего порядка относятся рыночный спрос на продукцию, ее предложение и конкуренция производителей продукции. Высокий или низкий спрос на ту или иную продукцию, а также наличие или отсутствие конкурентов обуславливают как количество реализованной продукции, так и уровень цен на неё, что, в конечном счете, влияет на величину прибыли.
Факторы рентабельности
Таким образом, определение
При изучении какой-либо проблемы в отдельном хозяйстве необходимо осветить его с экономической точки зрения, чтобы определить к какому типу оно относится, в каком направлении специализируется и каковы его особенности. Главным в характеристики хозяйства является определение его размера и специализации.
Размер предприятия определяется размерами производственных ресурсов (площадью сельскохозяйственных угодий, пашни, средствами производства, работниками) и размерами производства (валовой продукцией, товарной продукцией, прибылью).
Сельскохозяйственный производственный кооператив «ОЗП «ОКТЯБРЬ» (далее – СПК «ОЗП «ОКТЯБРЬ») располагается в Ляховичском районе Брестской области. Вид деятельности данной организации является сельское хозяйство, организационно-правовая форма – коммунальная. Размеры СПК «ОЗП «ОКТЯБРЬ» показаны в таблице 1.
Таблица 1 – Размеры хозяйства.
Показатели |
2007 |
2008 |
2009 |
Валовая продукция, млн. руб. | 5 120 | 6 506 | 8 449 |
Площадь сельскохозяйственных угодий, га | 3 475 | 3 475 | 3 479 |
Из них площадь пашни, га | 2 301 | 2 301 | 2 305 |
Среднегодовая стоимость основных производственных фондов, млн. руб. | 31 784 |
35 519 |
36 748 |
Среднегодовая численность работников, чел. | 224 | 220 | 227 |
Данные таблицы свидетельствуют о том, что в СПК «ОЗП «ОКТЯБРЬ» происходит увеличение размеров производства. За 3 анализируемых года объем валовой продукции увеличился на 65,02% и составил в 2009 году 8 449 млн. руб. Среднегодовая численность за исследуемый период увеличилась на 1,34%. Также за 2009 год увеличилась площадь сельскохозяйственных угодий, в том числе и пашни, на 4 га.
Изучение
особенностей организации
В таблице 2 приведена структура продукции СПК «ОЗП «ОКТЯБРЬ».
Таблица 2 – Структура реализованной продукции [19].
Наименование продукции | Количество, т | Количество всего по Брестской области, т | Доля хозяйства, % |
2007 | |||
Скот и птица в живом весе | 328 |
215 000 |
0,15 |
Молоко | 3 918 | 1 100 000 | 0,36 |
Зерно и зернобобовые | 1 414 | 995 000 | 0,14 |
Картофель | 345 | 1 412 000 | 0,02 |
Сахарная свекла | 11 184 | 890 000 | 1,25 |
2008 | |||
Скот и птица в живом весе | 368 | 225 000 | 0,16 |
Молоко | 4 505 | 1 171 000 | 0,38 |
Зерно и зернобобовые | 1 324 | 1 309 000 | 0,10 |
Картофель | 397 | 1 486 000 | 0,03 |
Сахарная свекла | 8 391 | 860 000 | 0,98 |
2009 | |||
Скот и птица в живом весе | 396 | 245 000 | 0,16 |
Молоко | 4 951 | 1 265 000 | 0,39 |
Зерно и зернобобовые | 1 497 | 1 250 000 | 0,12 |
Картофель | 221 | 1 136 000 | 0,02 |
Сахарная свекла | 5 943 | 893 000 | 0,67 |
Таблица 3 – Структура выручки от реализации продукции.
Виды отраслей и продукции |
2007 |
2008 |
2009 | |||
млн. руб. | доля в общей выручке, % | млн. руб. | доля в общей выручке, % | млн. руб. | доля в общей выручке, % | |
Продукция растениеводства | ||||||
Зерновые и зернобобовые, в т.ч.: | 427 | 10,24 | 495 | 8,53 | 537 | 9,39 |
пшеница | 285 | 6,84 | 354 | 6,10 | 443 | 7,75 |
рожь | 9 | 0,22 | 8 | 0,14 | 0 | 0 |
тритикале | 23 | 0,55 | 65 | 1,12 | 66 | 1,15 |
кукуруза | 31 | 0,74 | 0 | 0 | 0 | 0 |
ячмень | 73 | 1,75 | 63 | 1,08 | 15 | 0,26 |
овес | 2 | 0,05 | 0 | 0 | 0 | 0 |
люпин | 3 | 0,07 | 4 | 0,07 | 13 | 0,23 |
вика | 0 | 0 | 1 | 0,02 | 0 | 0 |
Рапс | 95 | 2,28 | 244 | 4,21 | 202 | 3,53 |
Картофель | 76 | 1,82 | 117 | 2,02 | 92 | 1,61 |
Сахарная свекла | 837 | 20,08 | 715 | 12,32 | 524 | 9,16 |
Лен | 0 | 0 | 96 | 1,65 | 102 | 1,78 |
Итого растениеводство | 1 435 | 34,42 | 1 667 | 28,73 | 1 457 | 25,48 |
Продукция животноводства | ||||||
Скот и птица в живой массе, в т.ч.: | 831 | 19,93 | 1 190 | 20,51 | 1 313 | 22,96 |
крупного рогатого скота | 726 | 17,41 | 1 045 | 18,01 | 1 240 | 21,69 |
свиньи | 103 | 2,47 | 140 | 2,41 | 59 | 1,03 |
лошади | 2 | 0,05 | 5 | 0,09 | 14 | 0,24 |
Продано на племенные цели и прочая продажа крупного рогатого скота и лошади | 35 |
0,86 |
0 |
0 |
24 |
0,42 |
Молоко | 1 868 | 44,81 | 2 944 | 50,74 | 2 923 | 51,12 |
Мёд | 0 | 0 | 1 | 0,02 | 1 | 0,02 |
Итого животноводство | 2 734 | 65,58 | 4 135 | 71,27 | 4 261 | 74,52 |
Всего: | 4 169 | х | 5 802 | х | 5 718 | х |
Информация о работе Пути повышения рентабельности производства продукции животноводства