Пути повышения рентабельности производства продукции животноводства

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2011 в 21:45, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – определить показатели рентабельности продукции животноводства СПК ОЗП «ОКТЯБРЬ» и пути ее повышения.

Для достижения цели в работе поставлены следующие задачи:

- изучить теоретические основы понятия рентабельности сельскохозяйственного производства;

- рассчитать и проанализировать уровень рентабельности производства СПК ОЗП «ОКТЯБРЬ»;

- определить пути повышения рентабельности производства продукции животноводства.

Содержание

Введение…………………………………………………………………… ……..3

1. Теоретические основы рентабельности сельскохозяйственного производства ……………………………………………………………………...5
Понятие и сущность рентабельности………………………………………. 5
1.2 Показатели рентабельности…………………………………………………..5
1.3 Резервы повышения рентабельности……………………………………….11
2. Состояние и уровень рентабельности производства СПК ОЗП «ОКТЯБРЬ»…………………………………........................................................13
2.1 Экономическая характеристика организации……………………………..13

2.2 Расчет и анализ рентабельности продукции животноводства СПК «ОЗП «Октябрь»………………………………………………………………………..20

3. Пути повышения рентабельности производства продукции животноводства…….……………………………………………………………26
Заключение………………………………………….............................................31
Список использованной литературы………….………………………………..

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 95.36 Кб (Скачать)

                                                      П

     Р =   ------------     x  100%, где

                                                    ОС+МОбС 

     ОС  – среднегодовая стоимость основных средств;

     МОбС – среднегодовая стоимость материальных оборотных средств.

     Эти показатели характеризуют эффективность  использования в первом случае основных, во втором – материальных оборотных, в третьем – совокупных средств производства. Они показывают, сколько прибыли получено на единицу стоимости соответствующих средств производства. Чем больше прибыли получено на рубль средств производства, тем, следовательно, эффективнее они используются.

        Рентабельность собственных средств предприятия определяется отношением чистой прибыли к его собственным средствам, определённым по балансу. Целесообразно рассчитать и отдачу долгосрочных финансовых вложений. Рентабельность долгосрочных финансовых вложений рассчитывается как отношение суммы доходов от ценных бумаг и долевого участия в других предприятиях к общему объёму долгосрочных финансовых вложений.

       В сельском хозяйстве не редки  случаи, когда производство какой-либо  продукции нерентабельно или  малорентабельно. Тогда вместо  показателя «норма или уровень  рентабельности» могут быть использованы  другие показатели – уровень  убыточности (уровень рентабельности  с отрицательным знаком) или уровень  окупаемости затрат, который рассчитывается  по формуле:

                                                              В

     Оу  =   ------     х 100%,

                                                              Ск

где Оу – уровень окупаемости затрат, В – денежная выручка от реализации продукции, Ск – коммерческая (полная) себестоимость. Производство будет считаться рентабельным, если уровень окупаемости затрат превысит 100%.

     Рентабельность, рассчитанная по отношению к численности  занятых на предприятии работников, характеризует эффективность использование  рабочей силы и показывает размер полученной прибыли в расчете  на одного работника:

                                                   П                                                

                                       Р =   ------   x  100%;             

                                                   Ч                                         

     Наряду  с этим показателем определяется величина валовой и чистой прибыли  по отношению к фактической сумме затрат на оплату труда с учетом суммы обязательных отчислений во внебюджетные фонды.

                                                   П                                                

                                       Р =   ------   x  100%;             

                                                   Зот              

     Данный  показатель рентабельности отражает размеры  валовой и чистой прибыли, полученной в расчете на 1 единицу денежных средств, израсходованных на оплату труда и социальные нужды. Чем меньше численность персонала предприятия, тем больше прибыли приходится на одного работника, что свидетельствует о повышении эффективности использования рабочей силы.

     Отношение прибыли от реализации товаров к  величине посевной площади сельскохозяйственного  предприятия характеризует размер полученной прибыли в расчете  на 1 га посевной площади.

     1.3.  Резервы повышения рентабельности

     Определяющим  в содержании понятия «рентабельность  производства» является величина прибыли. В связи с этим установление факторов рентабельности представляет собой, прежде всего установление факторов, влияющих на формирование прибыли. Факторы прибыли  можно условно разделить на две  группы:

     факторы внутреннего порядка, зависящие  от производителя продукции и  носящие субъективный характер;

     факторы внешнего порядка, не зависящие от товаропроизводителей и являющиеся объективными.

        К факторам внутреннего порядка  относят количество реализуемой  продукции, ее качество, издержки производства.   Количество реализованной продукции зависит от объёма валовой продукции и уровня её товарности. При росте объёма валовой продукции происходит увеличение продукции подлежащей сбыту, так как темпы роста её внутреннего потребления, как правило, ниже темпов роста валовой продукции, что создаёт условия для повышения уровня товарности и увеличение на этой основе денежной выручки. Качество продукции оказывает влияние на величину прибыли так же через денежную выручку, так как продукция более высокого качества обеспечивает более высокую реализационную цену [4].

        Величина денежной выручки зависит от сроков сбыта продукции, её структуры и рынков сбыта. Так, например, ранние овощи, картофель реализуют по более высоким ценам, чем поздние. По разным ценам сбывают продукцию и в зависимости от каналов реализации: при продаже её государству, потребительской кооперации, на колхозном рынке.

        Важным фактором прибыли является  себестоимость продукции. Снижение  или повышение издержек производства  оказывает существенное влияние  на величину прибыли. 

        К факторам внешнего порядка  относятся рыночный спрос на продукцию, ее предложение и конкуренция производителей продукции. Высокий или низкий спрос на ту или иную продукцию, а также наличие или отсутствие конкурентов обуславливают как количество реализованной продукции, так и уровень цен на неё, что, в конечном счете, влияет на величину прибыли.

        Факторы рентабельности сельскохозяйственного  производства могут носить экстенсивный  и интенсивный характер. Экстенсивные  факторы – такие. Которые оказывают  влияние на рентабельность путём  изменения количества реализованной  продукции, а интенсивные –  на рост реализационных цен  и снижение себестоимости продукции.

        Таким образом, определение резервов  повышения рентабельности сельскохозяйственного  производства сводится, с одной  стороны, к определению резервов  увеличения денежной выручки  от реализации, а с другой – резервов снижения себестоимости продукции.

     2. Состояние и уровень рентабельности производства в СПК «ОЗП «ОКТЯБРЬ».

    2.1 Экономическая характеристика  организации.

     При изучении какой-либо проблемы в отдельном хозяйстве необходимо осветить его с экономической точки зрения, чтобы определить к какому типу оно относится, в каком направлении специализируется и каковы его особенности. Главным в характеристики хозяйства является определение его размера и специализации.

     Размер  предприятия определяется размерами  производственных ресурсов (площадью сельскохозяйственных угодий, пашни, средствами производства, работниками) и размерами производства (валовой продукцией, товарной продукцией, прибылью).

     Сельскохозяйственный  производственный кооператив «ОЗП «ОКТЯБРЬ» (далее – СПК «ОЗП «ОКТЯБРЬ») располагается в Ляховичском районе Брестской области. Вид деятельности данной организации является сельское хозяйство, организационно-правовая форма – коммунальная. Размеры СПК «ОЗП «ОКТЯБРЬ» показаны в таблице 1.

     Таблица 1 – Размеры хозяйства.

     
    Показатели
     
    2007
     
    2008
     
    2009
    Валовая продукция, млн. руб. 5 120 6  506 8  449
    Площадь сельскохозяйственных угодий, га 3 475 3 475 3 479
    Из  них площадь пашни, га 2 301 2 301 2 305
    Среднегодовая стоимость основных производственных фондов, млн. руб.  
    31 784
     
    35 519
     
    36 748
    Среднегодовая численность работников, чел. 224 220 227
 

     Данные  таблицы свидетельствуют о том, что в СПК «ОЗП «ОКТЯБРЬ» происходит увеличение размеров производства. За 3 анализируемых года объем валовой продукции увеличился на 65,02% и составил в 2009 году 8 449 млн. руб. Среднегодовая численность за исследуемый период увеличилась на 1,34%. Также за 2009 год увеличилась площадь сельскохозяйственных угодий, в том числе и пашни, на 4 га.

     Изучение  особенностей организации сельскохозяйственного  производства включает в себя рассмотрение такого вопроса, как определение  специализации хозяйства. Специализация  характеризует производственное направление  и определяет отраслевую структуру  предприятия.

     В таблице 2 приведена структура продукции СПК «ОЗП «ОКТЯБРЬ».

     Таблица 2 – Структура реализованной продукции [19].

Наименование  продукции Количество, т Количество  всего по Брестской области, т Доля хозяйства, %
2007
Скот и птица в живом весе  
328
 
215 000
 
0,15
Молоко 3 918 1 100 000 0,36
Зерно и зернобобовые 1 414 995 000 0,14
Картофель 345 1 412 000 0,02
Сахарная  свекла 11 184 890 000 1,25
2008
Скот  и птица в живом весе 368 225 000 0,16
Молоко 4 505 1 171 000 0,38
Зерно и зернобобовые 1 324 1 309 000 0,10
Картофель 397 1 486 000 0,03
Сахарная  свекла 8 391 860 000 0,98
2009
Скот  и птица в живом весе 396 245 000 0,16
Молоко 4 951 1 265 000 0,39
Зерно и зернобобовые 1 497 1 250 000 0,12
Картофель 221 1 136 000 0,02
Сахарная  свекла 5 943 893 000 0,67
 

     Таблица 3 – Структура выручки от реализации продукции.

 
 
Виды отраслей и продукции
 
2007
 
2008
 
2009
млн. руб. доля в общей выручке, % млн. руб. доля в общей выручке, % млн. руб. доля в общей выручке, %
Продукция растениеводства
Зерновые и зернобобовые, в т.ч.: 427 10,24 495 8,53 537 9,39
пшеница 285 6,84 354 6,10 443 7,75
рожь 9 0,22 8 0,14 0 0
тритикале 23 0,55 65 1,12 66 1,15
кукуруза 31 0,74 0 0 0 0
ячмень 73 1,75 63 1,08 15 0,26
овес 2 0,05 0 0 0 0
люпин 3 0,07 4 0,07 13 0,23
вика 0 0 1 0,02 0 0
Рапс 95 2,28 244 4,21 202 3,53
 Картофель 76 1,82 117 2,02 92 1,61
Сахарная  свекла 837 20,08 715 12,32 524 9,16
Лен 0 0 96 1,65 102 1,78
Итого растениеводство 1 435 34,42 1 667 28,73 1 457 25,48
Продукция животноводства
Скот  и птица в живой массе, в т.ч.: 831 19,93 1 190 20,51 1 313 22,96
крупного рогатого скота 726 17,41 1 045 18,01 1 240 21,69
свиньи 103 2,47 140 2,41 59 1,03
лошади 2 0,05 5 0,09 14 0,24
Продано на племенные цели и прочая продажа крупного рогатого скота и лошади  
35
 
0,86
 
0
 
0
 
24
 
0,42
Молоко 1 868 44,81 2 944 50,74 2 923 51,12
Мёд 0 0 1 0,02 1 0,02
Итого животноводство 2 734 65,58 4 135 71,27 4 261 74,52
Всего: 4 169 х 5 802 х 5 718 х

Информация о работе Пути повышения рентабельности производства продукции животноводства