Пути повышения экономической эффективности инвестиций

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 20:18, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является разработка мероприятий по повышению инвестиционной деятельности предприятия.
Для достижения этой цели в курсовой работе были поставлены следующие задачи:
– рассмотреть понятие и сущность инвестиций;
–изучить теоретические основы инвестиционной деятельностью на предприятии;
- изучить законодательную базу, регулирующую инвестиционную деятельность;
– дать общую характеристику предприятия;
– проанализировать технико-экономическое состояние исследуемого предприятия;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙЙ
ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИЙ 6
1.1 Понятие, сущность и классификация инвестиций 6
1.2 Определение экономической эффективности инвестиций 13
1.3 Законодательная база, регулирующая инвестиционную
деятельность в Республике Беларусь 20
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ИНВЕСТИЦИЙ в ЧСУП «Лоевская ПМК-104» 33
2.1 Общая характеристика предприятия ЧСУП «Лоевская ПМК-104» 33
2.2 Анализ инвестиционной деятельности предприятия 44
ГЛАВА 3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИЙ В ЧСУП «Лоевская ПМК-104» 47
3.1 Использование лизинга в целях совершенствования инвестиционной деятельности предприятия 47
3.2 Повышение экономической эффективности предприятия за счет
внедрения плана модернизации 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 59

Работа содержит 1 файл

Курсовая инвестиции.docx

— 142.05 Кб (Скачать)

К нормативным  актам, непосредственно регулирующим привлечение иностранных инвестиций, относятся законы РБ "Об иностранных  инвестициях, "Об инвестиционной деятельности", "О свободных экономических  зонах ".

Основополагающим  законодательным актом в сфере  иностранного инвестирования является Закон РБ "Об иностранных инвестициях. К его недостаткам, по моему мнению, следует отнести несоответствие между категорией "иностранный  инвестор" (ст.1) и кругом отношений, фактически регулируемых законом. Несмотря на широкое определение данной категории, закон регулирует главным образом  отношения, связанные с созданием  и деятельностью предприятий  с иностранными инвестициями. За пределами  регулирования остаются другие распространенные формы иностранных инвестиций, например, концессионные договоры, соглашения о разделе продукции, лизинговые отношения.

В состав субъектов инвестиционных отношений, по мнению специалистов в области  правового регулирования иностранных  инвестиций, неправомерно включать иностранные  государства, обладающие суверенитетом  и иммунитетом собственности (ст. 3). Не соответствует нормам международного права, т.е. двусторонним международным  соглашениям о поощрении и  защите инвестиций, допуск к инвестированию лиц без гражданства, проживающих  за рубежом.

При определении  форм иностранного инвестирования в  законе отсутствует разграничение  между прямыми и портфельными инвестициями (ст. 4). Устранение этого  недостатка позволит, дифференцировано подходить к регулированию данных форм инвестирования, в зависимости  от намерений инвестора осуществлять капиталовложения в реальное производство или размещать свободные денежные средства на короткий срок.

Сократить издержки предприятий с иностранными инвестициями, обусловленные входом на белорусский рынок, позволит переход  от -разрешительного порядка создания юридических лиц (предусмотренный законом) к явочно-нормативному, который исключает необходимость получения предварительного разрешения. Система автоматической регистрации инвестиционных проектов, когда доля иностранного участника проекта ниже 50% его стоимости или когда общий объем зарубежного капитала не превышает 1 млн. долл. США в не запрещённые для инвестирования отрасли, станет гораздо доступнее и привлекательнее.

Определяющее  значение для иностранного инвестора  имеют гарантии. В соответствии с  действующим законом иностранные  инвестиции "не могут быть национализированы, реквизированы, изъяты, захвачены..., кроме  как по приговору или решению  суда... со своевременным и паяным (адекватным и эффективным) компенсированием стоимости отчужденного имущества" (ст. 35). Иностранные инвесторы имеют  право "на беспрепятственный перевод  доходов" (ст. 36). Возникающие споры  между инвесторами рассматриваются  в судах РБ или третейских судах (ст. 38). Кроме этого, на предприятия  с иностранными инвестициями не распространяется в течение 5 лет вновь принятое законодательство, ухудшающее положение  зарубежного предприятия (ст. 34).

Однако  реальной защиты иностранной собственности  гарантии не обеспечивают. В случае необходимости компенсирования  зарубежных инвестиций в законе не определен срок. в течение которого должна быть выплачена компенсация. Не указан также способ оценки фактических убытков. Предоставляя иностранному инвестору право беспрепятственного перевода доходов за границу, закон не определяет случаи, когда перевод платежей может быть приостановлен и какие при этом возникают последствия.

Органы  государственного регулирования (Государственный  налоговый комитет (ГНК), местные  органы власти) не всегда соблюдают  нормы закона о неприменении в  течение 5 лет законодательства, ухудшающего  положение иностранного инвестора, что сдерживает приток инвестиций из-за рубежа. Так, предоставленные законом  гарантии превращаются в декларацию.

К значительным недостаткам законодательного регулирования  предприятий с иностранными инвестициями необходимо отнести также создание подзаконных правовых актов, усложняющих  порядок создания, регистрации и  деятельности предприятий с иностранными инвестициями в вопросах конвертации, свободного ценообразования, беспрепятственного перевода прибылей за рубеж. Такие подзаконные  акты, как Указ Президента Республики Беларусь от 19 мая 1999 г. "О некоторых  мерах по стабилизации цен (тарифов) в Республике Беларусь", который устанавливает предельные пены на продукцию и распространяется на предприятия с иностранными инвестициями. Указ Президента РБ от 23 июня 1999 г. "О введении рентного сбора при осуществлении внешнеторговых товарообменных (бартерных) операций", обязывающий уплачивать предпринимателей, в том числе зарубежных, рентный сбор в связи с экономическими проблемами, государства, приводят в недоумение иностранных инвесторов.

Сложность и противоречивость законодательной  базы вызывает различное, зачастую произвольное толкование закона белорусскими ведомствами. Так, в соответствии с законом "Об иностранных инвестициях", права  и льготы, установленные статьями 15, 17, и 30, предоставляются при наличии  свидетельства о формировании уставного  фонда не менее чем на 50% в течение  первого года. При условии продления  сроков формирования уставного фонда  высказываются разные точки зрения по данному вопросу. Так, МИД придерживается мнения о распространении льготного  режима на предприятия с иностранными инвестициями. Государственный налоговый  комитет считает, что иностранные  инвесторы не имеют права пользоваться льготами.

Дальнейшая  результативность иностранного инвестирования зависит от совершенствования действующего законодательства республики.

Определенные  недостатки инвестиционного законодательства будут устранены с доработкой Инвестиционного кодекса, который  принят в первом чтении Национальным Собранием Республики Беларусь. Проект Инвестиционного кодекса систематизирует  акты законодательства республики в  области инвестиционной политики. Проект состоит из двух частей: общей и  особенной. В первой раскрываются основные понятия в сфере инвестиционной деятельности, а также определяются гарантии стабильности ее регулирования, зашиты инвестиций и прав инвесторов, ответственность за их нарушение. Особенная часть содержит принципы регулирования, виды и условия поддержки инвестиционной деятельности со стороны государства, раскрывает особенности функционирования зарубежных инвесторов на территории республики и белорусских предпринимателей при инвестировании за рубежом.

Активизации инвестиционной деятельности будет  способствовать принятие Национальным собранием в ближайшее время  Банковского и Предпринимательского кодексов.

Значительным  дополнением в активизации привлечения  предприятий с иностранными инвестициями послужит принятие законодательных  актов, регламентирующих концессионные формы инвестиций, основанные на договорных принципах отношений государства и инвестора. Прежде всего, это касается проекта закона "О концессионных договорах ", в сферу действия которого должны войти все основные вопросы порядка передачи частным инвесторам прав пользования объектами государственной собственности, а также всеми монополизированными видами деятельности. В законе должны определяться, в частности, перечень концессионных объектов, права и обязанности государственных органов, уполномоченных на заключение договоров с инвесторами, права и обязанности инвесторов по пользованию государственными объектами. При этом объектами концессий могут быть многие неплатежеспособные государственные предприятия, подлежащие модернизации, что увеличит возможности предприятий в собственном производственном потенциале. Принятие закона расширит формы привлечения предприятий с иностранными инвестициями, создавая основу для заключения с иностранными инвесторами договоров на поставку технологий, о разделе продукции, строительства объектов "под ключ", сервисного обслуживания. Закон должен обеспечивать реальное равенство сторон на гражданско-правовой договорной основе. Такое положение не ограничивает роль государства. С одной стороны, государство выступает партнером, а с другой - осуществляет контроль за деятельностью иностранного инвестора. Ценность принятия закона "О концессионных договорах" состоит в том, что в основе его лежит не административное регулирование, когда в рамках договора одна из сторон (государство) всегда выше другой (инвестор), а равноправие сторон, что предполагает предоставление дополнительных гарантий и защиту для зарубежных инвесторов.

Существенным  стимулирующим механизмом для привлечения  предприятий с иностранными инвестициями послужила бы разработка отдельного законодательного акта о приватизации государственных предприятий с  участием иностранного капитала, в  которой должны определяться конкретные формы и способы вовлечения зарубежных предпринимателей. Одна из наиболее простых форм — продажа акций предприятий на аукционах, когда от покупателей не требуется каких-либо условий по отношению к объекту приватизации (например, сохранение профиля). При разработке законодательного акта необходимо учитывать основные препятствия участия иностранных инвесторов в приватизации: отсутствие методики оценки имущества приватизированного предприятия с привлечением зарубежного капитала, ограничение приобретения прав собственности, неразвитость рынка ценных бумаг. Особое внимание следует уделить привлечению крупных стратегических инвесторов, способных внести существенный вклад в развитие предприятия.

Создание  благоприятных условий для участия  зарубежных инвесторов в процессе приватизации как одного из основных факторов, стимулирующих  привлечение предприятий с иностранными инвестициями, подтверждается опытом стран Центральной и Восточной  Европы, Латинской Америки и Азии. В странах Центральной и Восточной Европы доля приватизационных инвестиций колеблется от 23,5 до 60%. Широкомасштабное участие иностранных инвесторов в процессе приватизации способствовало не только росту предприятий с иностранными инвестициями в экономику рассматриваемых стран, но и повышению эффективности деятельности предприятий, усилению конкурентоспособности продукции на внешнем рынке, внедрению и использованию современных технологий и методов управления.

Перспективной формой привлечения  зарубежных инвестиций является участие  в финансировании неплатежеспособных государственных предприятий. Зарубежные инвесторы, которых объединяет стратегия  долгосрочных инвестиций, не дающих быстрой  отдачи, могут реорганизовать и повысить прибыльность белорусских предприятий  для выпуска собственной продукции. Представляется целесообразным выработка  конкретных практических процедур, механизмов и схем, которые содержали бы потенциальные  возможности развития производственных мощностей предприятий за счет привлечения  внешних средств. Сложившаяся практика закрепления «золотой акции» акционированных  предприятий оттолкнет стратегических инвесторов, заинтересованных в развитии определенного производства. В данной ситуации привлечение иностранного инвестора для покупки неконтрольного пакета акций несостоятельного предприятия  не даст положительных результатов. Главное условие для успешной реализации данных мероприятий - равные стартовые возможности иностранных  инвесторов и белорусских предпринимателей. Существенным вопросом выступает возможность  приобретения в собственность занимаемыми  совместными и иностранными предприятиями  земельных участков. В соответствии с кодексом о земле Республики Беларусь иностранный инвестор имеет  право приобретать земельные  участки приватизированных объектов. Тем не менее, реальные возможности  приобретать в собственность  землю у инвесторов отсутствует. Положительное решение этой проблемы позволит значительно активизировать их участие в процессе приватизации.

В целом, оценивая правое регулирование  привлечения иностранных инвестиций на территории республики, приходится согласиться с мнением большинства  отечественных и зарубежных экспертов, полагающих, что предусмотренные  законодательными и подзаконными актами система поощрительных мер недостаточна для привлечения иностранных  инвестиций. В этой связи принципиально  важными представляются два обстоятельства.

Во-первых, частые изменения «правил  игры» зарубежных и национальных инвесторов «нейтрализуют» предоставленные  стимулирующие механизмы и не обеспечивают гарантий правовой защиты их интересов даже в быстроокупающих сферах деятельности.

Во-вторых, проводимая макроэкономическая политика в области налогово-бюджетного, денежно-кредитного и валютного  регулирования, составляющих основу правового  режима привлечения иностранных  инвестиций, не отвечают международным  требованиям создания благоприятного инвестиционного климата.

Разработка новых законов, а  также совершенствование созданной  правовой инвестиционной базы должны отвечать критериям стабильности, прозрачности, согласованности соответствия международному правовому режиму обеспечению. Объективная  оценка белорусского законодательства с данной позиции позволяет сделать  вывод об отсутствии реальных условий  и предпосылок для широкомасштабного  привлечения иностранных- инвестиций.[6,c.139]

Из выше сказанного можно сделать  вывод, что законодательная база, регулирующая инвестиционную деятельность необходима в условиях современной  экономики. Так как она не только регулирует вложение инвестиций, привлекает иностранных инвесторов, но и стимулирует  инвестиционную деятельность предприятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2 

АНАЛИЗ  ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИЙ В ЧСУП «Лоевская ПМК-104»

 

2.1 Общая характеристика предприятия  ЧСУП «Лоевская ПМК-104»

 

Предприятие коммунальное дочернее строительное унитарное  «Лоевская ПМК-104» создано в  форме выделения из коммунального  производственного проектно-строительного  унитарного предприятия «Гомельоблстрой» на основании решения Гомельского областного исполнительного комитета от 27 января 2003 г. №62.

Имущество частного строительного предприятия  «Лоевская ПМК-104» принадлежит  на праве собственности Гомельской области, распоряжение которым осуществляет в соответствии с законодательством  республики Беларусь Гомельский областной  совет депутатов, закрепляется за дочерним предприятием на праве хозяйственного ведения.

Информация о работе Пути повышения экономической эффективности инвестиций