Пути повышения экономической эффективности инвестиций

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 20:18, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является разработка мероприятий по повышению инвестиционной деятельности предприятия.
Для достижения этой цели в курсовой работе были поставлены следующие задачи:
– рассмотреть понятие и сущность инвестиций;
–изучить теоретические основы инвестиционной деятельностью на предприятии;
- изучить законодательную базу, регулирующую инвестиционную деятельность;
– дать общую характеристику предприятия;
– проанализировать технико-экономическое состояние исследуемого предприятия;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙЙ
ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИЙ 6
1.1 Понятие, сущность и классификация инвестиций 6
1.2 Определение экономической эффективности инвестиций 13
1.3 Законодательная база, регулирующая инвестиционную
деятельность в Республике Беларусь 20
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ИНВЕСТИЦИЙ в ЧСУП «Лоевская ПМК-104» 33
2.1 Общая характеристика предприятия ЧСУП «Лоевская ПМК-104» 33
2.2 Анализ инвестиционной деятельности предприятия 44
ГЛАВА 3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИЙ В ЧСУП «Лоевская ПМК-104» 47
3.1 Использование лизинга в целях совершенствования инвестиционной деятельности предприятия 47
3.2 Повышение экономической эффективности предприятия за счет
внедрения плана модернизации 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 59

Работа содержит 1 файл

Курсовая инвестиции.docx

— 142.05 Кб (Скачать)

Особенностью  инвестиционной политики в современных  условиях является увеличение доли зарубежных инвестиций, вложений в техническое  перевооружение и реконструкцию  действующих предприятий (производств) и соответственно их снижение на новое  строительство; направление инвестиций преимущественно в базовые отрасли  машиностроения, сельского хозяйства; улучшение структуры капитальных  вложений в ресурсодобывающие, перерабатывающие и потребляющие отрасли (в пользу последних); увеличение доли долговременных вложений в активную часть основных фондов. Государственное регулирование инвестиционной деятельности должно осуществляться экономическими методами через механизм налогообложения, амортизационную политику, предоставление бюджетных ассигнований на финансирование инвестиций.

Реализации  намеченных направлений инвестиционной политики должны способствовать новые  типы отечественных организаций, работающих в области экономической, информационной и управленческой поддержки проектов, включая и соответствующие министерства; формирование новых рыночных структур, строящих свою работу на проектной  основе; активное привлечение к реализации отдельных проектов иностранных  подрядчиков и инвесторов, широко использующих мировую практику; реорганизация  планово-распределительной системы  финансирования инвестиционных проектов.

Анализ специального законодательства зарубежных стран, регулирующего деятельность иностранных инвесторов, позволяет  заключить, что основу его составляет предоставление льготного режима зарубежным предпринимателям. Созданная система  льгот призвана выполнять две  основные функции: компенсационную (связана  со стремлением государства предоставлять  равные возможности для субъектов  предпринимательской деятельности) и стимулирующую (направляет инвестиции в приоритетные отрасли). Важными  элементами системы поощрения ПИИ  являются меры финансового и фискального  стимулирования, включающие налогообложение (снижение ставок, отмена некоторых  налогов, предоставление дополнительных льгот); таможенное регулирование (отсутствие таможенных пошлин или их фиксация на минимальном уровне на ввоз или вывоз оборудования, а также готовой продукции на экспорт); внешнеторговую политику (отмена лицензий на экспорт и импорт), льготное финансирование (предоставление кредитов по низким ставкам, первоочередность в получении ссуд); государственные дотации в дополнение к инвестициям; гранты на цели экономического развития.

Страны с развитой рыночной экономикой, как правило, не принимают специальное  законодательство, регулирующее деятельность зарубежных инвесторов. Реальную защиту иностранной собственности и  привлекательные условия для  предпринимательской деятельности обеспечивает законодательство общего характера. Анализ правового регулирования  иностранных инвестиций в этих странах  позволяет сделать вывод, что  основу комплексного законодательства составляют такие важнейшие области  права, интересующие иностранных инвесторов, как:

  • налогообложение;
  • таможенное регулирование;
  • трудовое законодательство;
  • законодательство о собственности;
  • банковское и валютное регулирование;
  • антимонопольные требования;
  • финансовый рынок и рынок ценных бумаг;
  • приватизация предприятий;
  • защита прав интеллектуальной собственности;
  • экологическое законодательство.

Основным носителем комплексного законодательства в Республике Беларусь является Конституция принятая в 1994 г. (с изменениями и дополнениями, одобренными на республиканском референдуме 24 ноября 1996 г.). Другой важнейший документ общего законодательства - новый Гражданский Кодекс, принятый 28 октября 1998 г.

Основу налоговой системы в  республике составляет Закон РБ "О  налогах и сборах, взимаемых в  бюджет Республики Беларусь", который  регулирует порядок уплаты в бюджет налогов, сборов и пошлин всеми плательщиками. Объекты обложения, порядок уплаты, льготы по каждому конкретному виду налога и сбора предусматриваются  специальными актами налогового законодательства.

Налоговая система РБ начала формироваться  в 1992 г., но до настоящего времени не обрела стабильности. В налоговое законодательство ежегодно вносятся существенные изменения, непредвиденность которых лишает иностранных инвесторов возможности прогнозировать свои доходы. Созданию единой систематизированной нормативно-методической базы по налогообложению послужит принятие Налогового кодекса. Законопроект в настоящее время доработан с учетом замечаний многих неправительственных организаций и будет внесен на очередное заседание Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь.

В Кодексе предусматривается, что  изменение действующих налогов  должно осуществляться одновременно с  принятием закона о бюджете на очередной год. Предполагается снизить  количество основных налоговых платежей, а также ввести ограничения налогооблагаемой базы производственных и непроизводственных фондов, уменьшить на 5% налог на прибыль, что позволит улучшить условия деятельности субъектов хозяйствования и увеличить  их производственные возможности.

Налоговый режим работы иностранных  инвесторов в республике аналогичен существующему для белорусских субъектов предпринимательской деятельности. Однако возможны определенные исключения из общего правила, относящиеся именно к предприятиям с иностранными инвестициями, на которые распространен более льготный режим налогообложения.

Предприятию с иностранными инвестициями, так же как и белорусские юридические  лица, платят налог на прибыль и  доходы, налог на добавленную стоимость, акцизы, налог за пользование природными ресурсами (экологический налог), налог  на недвижимость, налог на экспорт  к импорт, земельный налог, налог  на топливо, транзитный налог, государственные  пошлины и сборы, подоходный налог  с граждан.

Наиболее существенными в части  налоговой нагрузки на предприятия  с иностранными инвестициями являются налог на прибыль, акцизы, налог на добавленную стоимость. Отличительной  особенностью порядка налогообложения  прибыли, действующей в белорусском  законодательстве, от налоговой системы  за рубежом является наличие большого числа разнообразных налоговых  льгот, которые постоянно видоизменяются. Для иностранных инвесторов представляют интерес в белорусском законодательстве такие льготы, как освобождение от налога части прибыли, направленной на финансирование капитальных вложений, на строительство объектов производственного  назначения, погашение ссуд банка, полученных на капитальные вложения, на проведение природоохранных мероприятий, научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ, а также взносов на благотворительные цели.

Ряд налоговых льгот, установленных  для предприятий малого бизнеса, также распространяется на предприятия  с иностранными инвестициями. По ставке 15% облагаются предприятия (кроме предприятий  розничной торговли), балансовая прибыль  которых составляет в год не более 5000 минимальных заработных плат. Критерием  для получения такой льготы является численность работников, занятых  на предприятии. При этом имеет значение ч характер их деятельности. Так. для предприятий промышленности предельная численность занятых установлена размере 200 чел.. науки - 100 чел.

Законодательство  республики предоставляет льготы по налогу на прибыль, характерные только для предприятий с иностранными инвестициями. Так, предприятия, занимающиеся производственной деятельностью, при  условии, что их доля в уставном фонде  составляет не менее 30%. не уплачивают налог на прибыль в течение  первых трех лет с момента объявления прибыли. В течение следующих  трех лет ставки налога на прибыль  уменьшаются на 50%, если предприятие  производит особо важную для республики продукцию, перечень которой установлен постановлением Совета Министров РБ.[4,c.18]

Для предприятий  с иностранными инвестициями имеют  значение соглашения об избежании двойного налогообложения, заключенные РБ с другими странами. Эти соглашения обеспечивают условия, при которых юридические и физические лица каждого из договаривающихся государств не уплачивают налоги с одного н того же дохода или вида имущества дважды, т.е. в своей стране и в стране осуществления деятельности. В настоящее время на территории Беларуси заключены соглашения с более чем 40 странами мира.

Из числа  наиболее обременительных налогов  для предприятий с иностранными инвестициями следует отметить НДС. Ставки НДС в настоящее время  действуют в размере: 10% - по продовольственным  товарам (кроме подакцизных) и товарам  для детей по перечню, утвержденному  Советом Министров; 20% - по всем остальным  товарам (работам, услугам), включая  подакцизные продовольственные  товары.

Предприятия с иностранными инвестициями имеют  льготы по уплате НДС. Товары, ввозимые на территорию РБ в качестве вклада иностранных инвесторов в уставный фонд предприятия, не облагаются налогом  при условии, что данная продукция  относится к основным производственным фондам.

Наряду  с НДС по отдельным товарам; введены  акцизы, являющиеся по своему содержанию косвенными налогами на потребителя. В  настоящее время в зависимости  от товара ставки варьируют от 25% по автомобильному бензину и табачным изделиям до 80% по питьевому спирту. Предприятия с иностранными инвестициями уплачивают акцизы на тех же основаниях, что и белорусские юридические  лица.

Правовой  основой таможенной политики в республике является Таможенный кодекс, принятый в январе 1998 г. Данный Кодекс определяет основные принципы перемещения товаров  и транспортных средств через  таможенную границу республики, закрепляет таможенные режимы, платежи, регулирует процедуру таможенного оформления товаров при их перемещении через  границу РБ.

Предприятия с иностранными инвестициями имеют следующие особенности  в области тарифного регулирования:

  • освобождение от взимания таможенной пошлины, а также от налога на импорт имущества, предназначенного для собственного материального производства; ввозимого в РБ в качестве вклада в уставный фонд предприятия в пределах сроков, установленных учредительными документами;
  • освобождение от взимания таможенной пошлины имущества, ввозимого в РБ иностранными работниками предприятий с иностранными инвестициями для собственных нужд.

В области  нетарифного регулирования, основными  методами которого являются лицензирование и квотирование, иностранные инвесторы  также имеют определенные льготы. Предприятия, в уставном фонде которых  иностранные инвестиции составляют более 30%, вправе без лицензии экспортировать продукцию собственного производства и импортировать товары для производственных целей.

Правовую  основу регулирования трудовых отношений  на предприятиях с иностранными инвестициями составляют Трудовой кодекс. Как показывает практика, подавляющее большинство предприятий с иностранными инвестициями обходится без заключения коллективного договора в силу отсутствия на многих из них профсоюзов. Конкретные условия труда на этих предприятиях определяются, главным образом, в положении о персонале. К нему прилагаются ежегодно утверждаемый бюджет персонала, основные статьи расходов которого составляют заработная плата, повышение квалификации, стажировки, компенсационные выплаты и т.д.

Вопросы оплаты труда, предоставления отпусков, пенсионного обеспечения иностранных  работников решаются в индивидуальных трудовых договорах (контрактах). Условия  коллективных и индивидуальных договоров  не могут ухудшать положения работников предприятии с иностранными инвестициями по сравнению с условиями, предусмотренными законодательством РБ для национальных предприятии. Социальное страхование работников предприятий с иностранными инвестициями и их социальное обеспечение (за исключением пенсионного обеспечения иностранных работников) регулируются нормами белорусского законодательства. Платежи на пенсионное обеспечение иностранных работников перечисляются в соответствующие фонды стран происхождения.

Правовую  основу регулирования земельных  отношений в республике определяет Кодекс о земле.

В соответствии с законодательством земельные  участки в РБ могут находиться в государственной и частной  собственности, при этом земли сельскохозяйственного  назначения являются только собственностью государства. Граждане РБ вправе приобрести в частную собственность земельные  участки, предназначенные для ведения  сельскохозяйственного производства, а также для строительства  жилого дома, садоводства, огородничества. Юридические лица, в том числе  предприятия с иностранными инвестициями, могут приобрести в собственность  землю при приватизации объектов государственной собственности, необходимых  для реализации инвестиционных проектов, перечень которых утверждается Президентом  РБ. Иностранные инвесторы имеют  право аренды земельных участков. Сроки аренды определяются договором  и не должны превышать 99 лет. Размер арендной платы для предприятий  с иностранными инвестициями, определяемой в договоре, должен быть не ниже ставок земельного налога по соответствующим  категориям земель.

Таким образом, в целях стимулирования привлечения  предприятий с иностранными инвестициями общее законодательство республики предоставляет следующие наиболее значимые для зарубежных инвесторов льготы:

  • освобождение от платы налога на прибыль в течение трех лет (если доля иностранного инвестора составляет более 30% уставного фонда). При производстве особо важной продукции ставка налога на прибыль уменьшается еще на 50% на срок до трех лет;
  • освобождение от платы таможенной пошлины и НДС на товары, предназначенные для формирования уставного фонда в установленные сроки. При этом товары должны относиться к основным производственным фондам;
  • безлицензионный экспорт и импорт продукции собственного производства предприятий с иностранными инвестициями с долей иностранного инвестора в уставном фонде более 30%;
  • оставление в распоряжении предприятий с иностранными инвестициями, у которых доля иностранного инвестора превышает 30% уставного фонда, всей валютной выручки от экспорта продукции собственного производства.

Информация о работе Пути повышения экономической эффективности инвестиций