Пути повышения эффективности использования трудовых ресурсов

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 19:07, курсовая работа

Описание работы

Трудовые ресурсы — часть населения страны, которая по физическому развитию, приобретенному образованию, профессионально-квалификационному уровню способна заниматься общественно полезной деятельностью.
Трудовые ресурсы — та часть населения, обладающая физическим развитием и интеллектуальными (умственными) способностями, необходимыми для трудовой деятельности. В трудовые ресурсы входят как занятые, так и потенциальные работники.

Работа содержит 1 файл

Трудовые ресурсы.docx

— 111.70 Кб (Скачать)

       Для обеспечения преемственности в  работе со школьниками и студентами для студентов 1–2-го курсов, окончивших «Роснефть-классы» и поступивших  на профильные нефтяные специальности, Компания организовала и провела  фестиваль «Будущее Роснефти».

 

Развитие  системы «Роснефть-классов»

 
 
 

Инвестиции  в «РН-классы», тыс.рублей

 
 

       На  протяжении ряда лет НК «Роснефть» плодотворно сотрудничает с ведущими вузами страны. Наиболее масштабным примером взаимодействия Компании с системой высших учебных заведений в 2009 году стал проект создания Института нефти  и газа в Сибирском федеральном  университете (СФУ), в рамках которого НК «Роснефть» выделила 890 млн рублей на строительство нового учебно-лабораторного  корпуса.

       В 2010 году Компания сотрудничала с 26 высшими  учебными заведениями России, готовящими специалистов по востребованным на предприятиях Роснефти специальностям. Был открыт учебно-лабораторный корпус Института  нефти и газа Сибирского федерального университета (см. выше). В 2011 году планируется  еще более расширить список вузов-партнеров.

       Сотрудничество  с вузами не ограничивается только финансовой поддержкой и проведением  «Дней Роснефти», «Дней карьеры» и других мероприятий. В 2010 году НК «Роснефть» оказывала вузам-партнерам помощь в модернизации учебного процесса, поддерживала выполнение инновационных  проектов и разработку новых программ высшего профессионального образования. В рамках поддержки Института  инновационных образовательных  проектов и технологий Российского  государственного университета нефти  и газа им. И.М. Губкина Компанией  выделено 4,5 млн рублей, в том числе 950 тыс. – на разработку профессиональных стандартов для специалистов по бурению  нефтяных и газовых скважин.

       Для повышения мотивации студентов  к учебе и поддержки лучших преподавателей, работающих над актуальными  для Компании темами, 330 студентам  и 12 преподавателям были выплачены  корпоративные стипендии и гранты. Размер благотворительной помощи вузам  в 2010 году составил 77 млн рублей, в  том числе на стипендии и гранты было выделено около 8 млн рублей.

       Студентам с высоким образовательным рейтингом  предлагается практика и стажировка в Компании. В 2010 году производственную практику на предприятиях Роснефти смогли пройти более 3 тысяч студентов. Почти  тысяча выпускников по результатам  практики трудоустроилась на предприятия  Компании.

 

Количество  вузов-партнеров

 

Количество  студентов на практике

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.2.  Анализ эффективности использования трудовых ресурсов.

       Достойная оплата труда сотрудников – основа системы управления персоналом Компании. Как и в предыдущие годы, заработная плата в дочерних обществах Компании, как правило, выше среднего уровня зарплаты в регионе присутствия.

       ОАО «НК «Роснефть» — одна из немногих крупных российских компаний, в 2010 году проведших индексацию заработной платы. В 2010 году уровень заработной платы  был проиндексирован на 5%; в ряде дочерних высоком размере. В бизнес-плане 2011 года учтена индексация уровней средней зарплаты 1 апреля в размере не менее 6,5%.

       Социальные  выплаты и льготы – неотъемлемая часть системы вознаграждения персонала. Мы гордимся тем, что в период кризиса  смогли сохранить состав социального  пакета1 и планируем в дальнейшем увеличивать его объемы. В 2010 году в Компании разработаны рекомендации по заключению коллективных договоров  в нефтегазодобывающих и нефтегазоперерабатывающих  дочерних обществах (подробнее читайте  в Отчете в области устойчивого  развития ОАО «НК «Роснефть» за 2010 год).

       Социальный  пакет распространяется на всех сотрудников  дочерних обществ и структурных  подразделений и включает:

       - льготы, нацеленные на охрану здоровья и получение полноценного отдыха: добровольное медицинское страхование, бесплатные и льготные путевки на отдых и санаторно-курортное лечение для сотрудников и их детей, оплату проезда до места отдыха и обратно. Эти льготы – важная составная часть корпоративной программы оздоровления персонала;

       - единовременную материальную помощь в сложных жизненных ситуациях;

       - единовременное пособие при выходе на пенсию.

       Кроме того, в ряде дочерних обществ работникам предоставляются бесплатное питание, дополнительные выплаты женщинам, находящимся  в отпуске по уходу за детьми, компенсация расходов на проживание в общежитиях и другие льготы. Состав и масштабы этих льгот зависят  от экономических возможностей общества и условий коллективного договора.

       Среди социальных льгот Компании особое место  занимает образовательный беспроцентный  заем – социальная помощь на получение  базового высшего образования работников и их детей в российских вузах  с государственной аккредитацией.

       Одним из самых массовых корпоративных  мероприятий, направленных на повышение  мотивации персонала Компании, являются конкурсы профессионального мастерства «Лучший по профессии».

       Превратившийся  в добрую корпоративную традицию ежегодный смотр-конкурс «Лучший  по профессии» выполняет в кадровой политике Компании сразу несколько  функций. Это одновременно и инструмент морального поощрения наиболее эффективных  сотрудников, и механизм обмена передовым  опытом, накопленным в различных  дочерних обществах.

       В августе 2010 года в Самаре состоялся  заключительный этап VI корпоративного смотра-конкурса «Лучший по профессии  – 2010». В финальном этапе конкурса приняли участие 277 работников 75 дочерних обществ Компании. В 2010 году смотр-конкурс  был приурочен к юбилею Компании и проведен как масштабное мероприятие, способствующее укреплению корпоративной  культуры ОАО «НК «Роснефть».

       Число конкурсных номинаций было расширено  с 17 до 21. В конкурсе принимали участие  работники всех основных направлений  деятельности Компании. В общекомандном  зачете победителями по направлениям деятельности стали следующие ДО Компании:

       нефтегазодобыча – ОАО «Самаранефтегаз»;

       нефтепереработка  – ООО «Новокуйбышевский завод  масел и присадок»;

       нефтепродуктообеспечение:

       блок  сбытовых ДО – ЗАО «Липецкнефтепродукт»;

       блок  терминалов – ЗАО «Воронеж-Терминал».

         В ходе проведения заключительного  этапа конкурса участники продемонстрировали  высокий уровень подготовки как  в теоретической, так и в  практической частях. Особо следует  отметить конкурсантов от ЗАО  «Воронеж-Терминал», впервые принимавших  участие в конкурсе и завоевавших  все три первых места в номинациях  блока «Терминалы».

       В 2010 году увеличены суммы призов за победу в конкурсе: за 1-е место  – премия в размере 500 тыс. рублей, за 2-е место – 150 тыс. рублей, за 3-е  место – 50 тыс. рублей. 

 

    1. Пути повышения  эффективности использования трудовых ресурсов.
 
    1. . Повышение технического уровня предприятия (механизация, автоматизация производства, совершенствование технологий).

           Важным этапом аналитической  работы на предприятии является поиск  путей для повышения производительности труда, которые можно классифицировать следующим образом:

            -  повышение технического уровня производства в результате механизации и автоматизации производства; внедрения новых видов оборудования и технологических процессов; улучшения конструктивных свойств изделий; повышения качества сырья и применение новых конструктивных материалов;

            - улучшение организации производства и труда путем повышения норм труда и расширения зон обслуживания; уменьшение числа рабочих, не выполняющих нормы; упрощение структуры управления; механизация учетных и вычислительных работ; повышение уровня специализации производства;

            - изменение внешних природных условий (горно-геологических условий добычи угля, нефти, руды, торфа и т.д. содержание полезных веществ);

            - структурные изменения в производстве вследствие изменения удельных весов отдельных видов продукции; трудоемкости производственной программы; доли покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий; удельного веса новой продукции.

            Снижение темпов  роста производительности труда  отрицательно сказывается практически  на всех сторонах производственно-хозяйственной  деятельности предприятия, что  наглядно демонстрирует «ловушка  производительности» 

           

              Рис. 5 «Ловушка производительности»

            В условиях  развитой экономики главным фактором  развития, следовательно, и роста  производительности труда является  наука, то есть использование  её результатов в совершенствовании  средств, процессов и организации  производства. Но, являясь могучим  фактором роста производительности  труда, наука, как сфера трудовой  деятельности, нуждается в эффективном  управлении.

            Проблемой также  является процесс объединения  усилий науки и практики по  повышению производительности (результативности) труда. Этот процесс реализуется  в научно-технических нововведениях. 

            Для определения  конкретных показателей измерения,  методики, оценки и планирования  научно-технического уровня производства, необходимо сформулировать понятие  "научно-технический уровень производства" и определить элементы его  составляющие.

            Уровень развития  хозяйственной деятельности предприятия,  объединения в результате научно-технического  прогресса может быть оценен  с помощью технико-экономического, научно-технического и организационного уровней производства. Все они взаимосвязаны и взаимообусловливают друг друга.

           Научно-технический  прогресс - это многоэтапный процесс "овеществления знания". Он осуществляется во времени и в пространстве. В  нем в единую систему увязываются  фундаментальные и прикладные исследования, опытно-конструкторские и технологические  разработки, затем и непосредственный процесс производства

            По мере  перехода  от этапа к этапу материально-вещественные  результаты научно-технического  прогресса, перемещаясь во времени  и в пространстве непрерывно  развиваются и материализуются  в новых средствах и предметах  труда, предметах потребления,  более совершенных технологических  процессах, новых или улучшенных  схемах организации труда, производства  и управления.

            Технико-экономический  уровень производства учитывает  экономические и социальные результаты  использования достижений научно-технического  прогресса в производстве, выражает  отдачу ресурсов, т.е. его экономическую   эффективность. Причем он отражает  ту часть прироста эффективности  производства, которая обусловливается  научно-техническим прогрессом, потому  что на конечные результаты  производственно-хозяйственной деятельности  предприятий, объединений помимо  научно-технического прогресса будет  расти в результате расширения  масштабов интенсификации общественного  производства. Прежде чем оценить  уровень экономической эффективности,  достигнутый в результате научно-технического  прогресса, необходимо определить  степень совершенства всей совокупности  овеществленных элементов производства, полученный в результате технического  освоения нововведений на основе  использования научно-исследовательских  результатов и опытно-конструкторских  разработок. Поэтому сначала следует измерить и оценить научно-технический и организационный уровни, которые определяют технико-экономический уровень производства и составляют его основу. 

Информация о работе Пути повышения эффективности использования трудовых ресурсов