Проблемы организации и оплаты труда персонала на примере компании "Линитоникс"

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 09:51, дипломная работа

Описание работы

Целью данной дипломной работы является провести исследование состояния организации оплаты труда на конкретном объекте (компания ООО “Линитоникс”), проанализировать действующие элементы организации заработной платы, формы и системы оплаты труда, выяснить их недостатки. Учитывая результаты исследований разработать рекомендации и мероприятия по устранению кризисной ситуации в оплате труда, по увеличению удовлетворенности работников заработной платой, по совершенствованию действующих форм и систем оплаты труда.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ОПЛАТЫ ТРУДА:
ЗАРУБЕЖНЫЙ И ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ 7
1.1. Оплата труда: сущность, функции, принципы организации 7
1.2 Функции, элементы и принципы организации оплаты труда 18
1.3. Организация, формы и системы оплаты труда 26
1.4. Современные системы заработной платы 36
2. ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЛАТЫ ТРУДА В ПРАКТИКЕ КОМПАНИИ ООО “ЛИНИТОНИКС”: 47
АНАЛИЗ, ОЦЕНКА И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ 47
2.1.Краткое описание компании 47
2.2.Анализ системы оплаты труда в компании 47
2.3. Рекомендации по совершенствованию организации оплаты труда 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61

Работа содержит 1 файл

Проблемы организации и оплаты труда персонала на примере компании Линитоникс .doc

— 304.50 Кб (Скачать)

      Управляя системами заработной платы и доплат, предприятие регулирует дифференциацию заработной платы и ее зависимость от личных, коллективных факторов. Таким образом. От принятой модели заработной платы и способов ее исчисления зависит выполнение зарплатой основных ее функций. 

      1.4. Современные системы  заработной платы 

      Основными особенностями современной мотивации труда являются: обогащение содержания труда, стремление сделать его более содержательным и творческим, оптимальное вовлечение работников во все этапы производственного процесса (от планирования до контроля качества и расходов), создание широких возможностей для повышения квалификации (служебного продвижения), расширение производственной автономии работников, участие их в акционировании капитала (прибылях), укрепление социальных взаимосвязей в трудовых коллективах. Все это находит отражение в развитии систем заработной платы: в повышении роли повременной оплаты труда, в широком распространении поощрительных и гибких систем оплаты труда, систем вознаграждения за квалификацию и личных заслуг, по труду и собственности, учитывающих финансовые результаты деятельности фирм. Наряду с тарифными ставками (должностными окладами) используется система дополнительных доходов, источниками которых могут быть себестоимость (фонд заработной платы), прибыль, внутрифирменное социальное страхование и др.

      Отечественные и зарубежные руководители  предприятий понимают, что стимулы  высокопроизводительного труда  надо искать внутри фирмы, им  приходится идти путем проб  и ошибок, самостоятельно определяя наиболее подходящие и действенные методы организации поощрения. Но на зарубежных предприятиях процесс перехода от жесткой модели управления трудом (концепция Тэйлора) к модели соучастия (основанной на современной мотивации качества трудовой жизни и гуманизации труда) начался намного раньше. Разумное использование их опыта в отечественной практике позволит избежать ряда нежелательных явлений, соответствующих реалиям рыночной экономики, и сократить время разработки.

      Отечественный опыт. Современный этап характеризуется активизацией разработки новых (усовершенствованных) систем оплаты труда. Это связано не только с пониманием необратимости рыночных преобразований в России, но и с необходимостью усиления стимулирующей функции заработной платы: повышения ее гибкости, объективности оценки достижений работников и соотношений в оплате труда разных групп. По этим причинам все большее распространение приобретают гибкие, контрактные, доле-паевые системы, ставки трудового вознаграждения, системы участия в прибылях и т.п.

      Гибкие системы оплаты труда.  Под гибкой системой оплаты  труда понимается такая система,  которая определенную часть заработка  ставит в зависимость от личных  заслуг и от общей эффективности  работы предприятия, обеспечивает  возможность избежать разовых сокращений базовой зарплаты. Гибкая оплата позволяет своевременно и адекватно реагировать на изменение результативности труда работника через индивидуализацию его заработка. Здесь при определении размера оплаты труда учитываются не только стаж, квалификация, профессиональное мастерство, но и значимость работника для предприятия, его способность достичь определенных целей, внося свой вклад в процветание фирмы.

      Все многообразие гибких систем  можно разделить на гибкие  тарифные и бестарифные.

      Гибкие тарифные системы. В  этих системах основой формирования  заработка работника является  тариф, который дополняется различными  премиями, доплатами, надбавками (отражающими  результативность труда работника  по итогам работы, как правило,  за месяц, но может быть и квартальная премия, премия по итогам года).       От привычных систем гибкая тарифная система отличается тем, что:

      · разрабатывается для нужд конкретного предприятия с учетом его специфики;

      · основой ее формирования является не единый тарифно-квалификационный справочник (ЕТКС), а перечень (картотека) тех работ, которые выполняются на данном предприятии и классифицируются по уровню сложности и значимости именно для данного предприятия;

      · заработок работника индивидуализирован и привязан к фактическим результатам труда. Это достигается увеличением удельного веса дополнительных выплат (премий, доплат, надбавок) в общей сумме заработка. Подобная тарифная система используется, например, в АО “КамАЗ” и на многих других предприятиях.

      Распространение бестарифной системы  диктуется условиями рыночной  экономики. В этих моделях отражается  тенденция отказа от гарантированных  тарифных ставок (окладов), делается  попытка увязать заработную плату  со спросом на товары (услуги) предприятия и их конкурентоспособность. Появление бестарифной системы связано со стремлением, преодолеть уравнительность в оплате труда и преодолеть противоречия между интересами отдельного работника и коллектива (предприятия) в целом. Для устранения деформации квалификационной структуры персонала используются коэффициенты квалификационного уровня (КК) – обязательный элемент любой бестарифной системы. Квалификационные коэффициенты по сравнению с системой тарифных разрядов располагают значительно большими возможностями для оценки роста квалификации.

      Гибкая бестарифная система основывается  на системе коэффициентов, которые  чаще всего делятся на две  группы. В первую группу входят  коэффициенты, оценивающие стаж, квалификацию, профессиональное мастерство, значимость работника. Эти оценочные характеристики обобщает коэффициент квалификационного уровня (КК), ему соответствует основная часть заработка (60–70%). Вторая группа коэффициентов включает оценочные характеристики результативности труда работника и степени решения стоящих перед ним задач. Удельный вес заработка, определяемого этой группой коэффициентов, составляет соответственно 30–40% заработка.

      Бестарифные системы в большинстве  случаев являются доле-паевыми  системами, т.е. уровень оплаты  каждого работника зависит от фонда оплаты труда (фонда заработной платы) предприятия в целом. Таким образом, каждый работник получает свой пай в зависимости от конечного результата деятельности фирмы и ее положения на рынке товаров, что способствует повышению его заинтересованности в делах фирмы.

      Наиболее простой и самый распространенный  способ в начале появления  бестарифной системы - распределение  работников с учетом квалификационных  требований по определенным квалификационным  группам. Для каждой из них  установлен свой квалификационный уровень (для неквалифицированных рабочих – 1,0; рабочих различной квалификации и специалистов - от 1,8 до 3,1; руководителей ведущих подразделений - 3,5 – 4,0 и т.д.). Вопрос о включении каждого работника в ту или иную квалификационную группу решается с учетом его индивидуальных характеристик. Самый распространенный расчет – частное отделения фактической зарплаты работника за прошлый период на сложившийся на предприятии минимальный уровень зарплаты. Индивидуальный заработок за расчетный период определяется следующим образом:

         ЗПi=                                                        (2)

где ККi – квалификационный уровень 1-го работника;

ФОТ –  фонд оплаты труда предприятия в  целом за расчетный период.

      С течением времени квалификационный  уровень работника может меняться  по решению совета трудового  коллектива (квалификационной комиссии). Бестарифная система меняет пропорции  фонда оплаты труда: заработок  одних работников увеличивается,  других - уменьшается. Гораздо большая справедливость в распределении заработка достигается, когда наравне с квалификационным уровнем учитываются отработанное время и коэффициент трудового участия (КТУ):

           ЗПi =                                        (3)

где Вi – величина отработанного времени 1-го работника;

КТУ –  коэффициент трудового участия 1-го работника.

      Новая система оплаты труда,  например, в ОАО “ЛОМО” направлена  на увязку размера зарплаты с реальными поступлениями за реализованную продукцию и своевременность ее выплаты.14 Это достигается с помощью нормативного метода формирования заработной платы. В “ЛОМО” установлен общин норматив фонда заработной платы (в % от объема реализации). Действовавший ранее принцип оплаты по труду был трансформирован в принцип оплаты по результатам деятельности предприятия. Отменили сдельщину, пришли к системе плавающей зарплаты для всех работников. Была проведена перетарификация рабочих. Сейчас каждый рабочий помимо квалификационного разряда имеет разряд оплаты труда, соответствующий выполняемой им работе. Разряды оплаты труда стали базой для составления новой тарифной сетки. Оклады утверждались на уровне среднего заработка предыдущего периода. Пересмотрев нормы, стали реально рассчитывать численность и загрузку оборудования. Нормы превратились в действенный инструмент управления (прежде выполнение норм составляло 200-220%, после пересмотра - 100-105%).

      Новая система построена на  том, что каждое структурное  подразделение имеет базовый  фонд оплаты труда (ФОТ), который определяется по индивидуальному нормативу от объема реализации предыдущего периода; базовый ФОТ производственных подразделений может быть увеличен также за повышение рентабельности, а отделов и служб - за оплаченные работы и услуги.

      Распределение выделенного ФОТ внутри подразделения производится на основании нормативных документов, разработанных для каждого подразделения. При этом используются коэффициенты интенсивности труда (КИТ), учитывающие качество, напряженность и творческий характер труда.

      Новизна состоит и в том,  что предусмотрен механизм внутрифирменного  кредитования. Отдельные подразделения  (их 17 в составе “ЛОМО”) могут  получить кредиты (процентные  и беспроцентные) в пределах  фонда зарплаты, если имеются  на то основания. Фактически при утверждении на следующий месяц фонда оплаты труда подразделения-дебитора происходит автоматическое списание величины использованного кредита с его активов. ФОТ связан не только с реализацией, но и с рентабельностью производства.

      В результате сложилась действенная система реального управления заработной платой в зависимости от финансового положения предприятия, заработал механизм, позволяющий решать вопросы занятости персонала в зависимости от загрузки производства, существенно улучшились показатели ( отмечается рост реализации продукции и заработной платы), и своевременная выплата заработной платы перестала быть проблемой.

      В.Чемеков обращает внимание на  то, что сегодня многие предприятия  и коммерческие структуры, как  правило, используют только два базовых зарплатных элемента - оклад и премию. С одной стороны, важное мотивационное условие - премиальные, вроде бы соблюдается. Однако, с другой, убеждаешься: это далеко не так. Например, на многих промышленных предприятиях премия давно превратилась в естественный довесок к окладам, а работники, поддерживаемые профсоюзами, недовольны, если не получают (или недополучают) ее по какой-либо причине. Предприятия же, вовремя не изменившие подобную практику, несут ощутимые убытки. В коммерческом секторе - другой перекос. Премиальная система, как правило, охватывает только небольшую часть сотрудников (в основном, тех, кто связан с продажами). Персонал же функциональных, офисных и производственных подразделений, оставаясь за “бортом” стимулирующих схем, не заинтересован в динамичном развитии компании: в любом случае его заработок остается неизменным.15

      Зарубежный опыт. В зарубежных странах накоплен большой опыт применения самых разнообразных систем заработной платы.16 Системы отдельных стран характеризуются отличительными чертами: Швеции – солидарной заработной платой, Японии - оплатой за стаж и рационализаторство, Германии – стимулированием роста производительности, США – оплатой за квалификацию, Великобритании – оплатой по индивидуальным контрактам, во Франции - индивидуализацией зарплаты, Италии - выплатой коллективных и индивидуальных надбавок к отраслевой тарифной ставке и надбавками в связи с ростом стоимости жизни. Одновременно наблюдается общая нацеленность систем заработной платы на повышение эффективности производства.

      В странах с развитой рыночной  экономикой выделяются два направления  в системах стимулирования работников  предприятий:

стимулирование  роста производственных показателей;

стимулирование  повышения качества рабочей силы.

      Среди систем, направленных на  стимулирование роста эффективности  производств а, одно из первых  мест принадлежит системам, стимулирующим  повышение производительности труда.  Например, в Германии при заключении  коллективных договоров о повышении тарифных ставок руководствуются разрабатываемыми авторитетными экспертами прогнозами роста производительности труда и цен. Во всех РКС широко используются различные системы премирования за рост производительности труда, экономию сырья и материалов, полноценное использование рабочего времени и т.п. Принцип действия систем премирования основан на сопоставлении норм активного (заранее обусловленного) уровня повышения производительности труда, расходов сырья, материалов и т.п. с практическими результатами труда работников. Размеры премий по этим показателям составляют 5-10% месячного заработка.

Информация о работе Проблемы организации и оплаты труда персонала на примере компании "Линитоникс"