Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 07:32, курсовая работа
Целью планирования является: получение исходных материалов для разработки вариантов стратегии развития предприятия; сведение к минимуму финансового риска за счет всесторонней оценки на разных стадиях разработки бизнес-плана последствий принимаемых решений, в том числе в области финансового планирования деятельности предприятия.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ПРИБЫЛИ НА ПРЕДПРИЯТИИ……………………………………………………………………..5
1.1. Определение прибыли предприятия…………………………………………..5
1.2. Методы планирования прибыли………………………………………….......12
1.3. Роль планирования прибыли в управлении предприятием…………………18
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «БУРЯТХЛЕБПРОМ»……………………………………………………………...22
2.1. Краткая характеристика предприятия………………………………………..22
2.2. Анализ финансовых результатов предприятия……………………………...24
2.3. Планирование прибыли на примере ОАО «Бурятхлебпром»………………27
2.4. Пути улучшения финансовых результатов…………………………………..29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ…………..36
Таким образом, прибыль играет решающую роль в стимулировании дальнейшего повышения эффективности производства, усиления материальной заинтересованности работников в достижении высоких результатов деятельности своего предприятия. Дальнейшее усиление распределительной и стимулирующей роли прибыли связано с совершенствованием механизма ее распределения.
Однако прибыль не может рассматриваться в качестве единственного и универсального показателя эффективности производства.
Дополнительная прибыль может быть получена при увеличении объема производственных фондов и снижения эффективности их использования.
Изменение экономических показателей за любой временной период происходит под влиянием множества разнообразных факторов. Многообразие факторов, влияющих на прибыль, требует их классификации, которая в то же время имеет важное значение для определения основных направлений, поиска резервов повышения эффективности хозяйствования.
Планирование экономики – сложный многоступенчатый процесс, в ходе которого решается обширный круг социально-экономических и научно-технических проблем. Для их решения используются сочетания разнообразных методов планирования. В теории и практике плановой деятельности во всех государствах за прошедшие годы накоплен значительный набор различных методов разработки прогнозов и планов.
Планы являются результатами управленческих решений, которые принимаются на основе возможных плановых альтернатив. Методы планирования – методы подготовки плановых альтернатив или, по крайней мере, одного варианта плана для утверждения лицом или органом, принимающим решение. Методы подготовки одного или нескольких вариантов планов различают по используемым методам составления этих планов, методами и срокам возможной реализации планов, объектам планирования.
Разработка финансовых планов является также одним из основных средств контактов с внешней средой: поставщиками, покупателями, кредиторами, инвесторами. От их доверия зависят стоимость активов организации и возможность ее эффективной деятельности, поэтому финансовый план должен быть хорошо продуман и обоснован.
В условиях, когда интересы народного хозяйства обеспечиваются через рыночное саморегулирование экономики, каждое предприятие самостоятельно планирует свою деятельность, оценивает потребность в финансовых ресурсах и эффективность их использования в производстве или доходных вложениях, несет полную ответственность за полученные результаты.
В этом случае для скоординированной работы всех подразделений организации, контроля за производственными процессами и рационального использования ресурсов, стимулирования работников большое значение приобретают финансовые планы организаций и предприятий всех форм собственности и масштабов производства, в том числе, акционерных обществ.
Финансовое планирование как умение предвидеть цели, результаты деятельности и ресурсы, необходимые акционерному обществу для совершенствования деятельности с учетом изменяющихся условий и выявленных возможностей, а также измерения влияния факторов внутренней и внешней среды должно быть непрерывным, планы не могут быть статичными[1]. Финансовое планирование как одна из функций управления позволяет предусмотреть все необходимые действия, предвидеть максимум неожиданностей, которые могут возникнуть в процессе деятельности, и предложить пути минимизирования негативных последствий.
Стратегические планы устанавливают главные цели деятельности на определенную перспективу. Глубина и продолжительность перспективы может быть определена некоторыми условиями или календарными сроками. Условия или сроки реализации стратегических планов определяются возможностью сохранения главных, наиболее существенных тенденций развития.
Цели должны подкрепляться количественными контрольными показателями. Например, для фирмы это может быть доля рынка в отрасли. Стратегические планы должны содержать информацию для принятия управленческих решений о более детальном планировании деятельности и создании необходимых для ее осуществления организационных структур.
Назначение и сущность финансового планирования на уровне акционерного общества заключается в определении общих направлений финансовой деятельности, главных целей и основных способов их достижения. В масштабах акционерного общества стратегическое планирование – разработка стратегии финансовой деятельности на определенный период, исходя из результатов финансового анализа состояния предприятия и прогноза изменения внутренней и внешней среды.
Степень актуальности стратегического планирования можно оценить по уровню спроса российских компаний на консалтинговые услуги.
В отличие от долгосрочного планирования, рассматривающего работу организации только как функцию времени, стратегическое планирование является функцией направления развития и включает в себя совокупность глобальных идей развития ОА.
Стратегическое планирование - процесс, состоящий из последовательных этапов, показанных на рис 3.
Рисунок 3 Процесс стратегического планирования
Инструменты реализации выбранной стратегии: тактика, политика руководства, правила, процедуры, стимулирование деятельности работников, управление по целям, бюджеты[2].
Тактика – совокупность средств и приемов для реализации краткосрочных планов, которые согласуются с общими долгосрочными планами организации. Годовые планы конкретизируются в квартальных, месячных и т.д. планах. Таким образом, составление и реализация тактических планов является необходимым условием выполнения долгосрочного плана.
Политика – общее руководство для действий и принятия решений, которое облегчает достижение целей. Формируется высшими управляющими на длительное время и объясняет, каким образом должны быть достигнуты цели, устанавливая ориентиры.
Правила. После составления тактических планов и на основе политики фирмы руководство разрабатывает правила, которые ограничивают действия сотрудников и гарантируют выполнение конкретных действий конкретными способами.
Процедура описывает действия, которые необходимо предпринять в конкретной ситуации, и последовательность их выполнения. Процедуры разрабатывают для многократно повторяющихся операций.
Бюджеты. Одной из основных задач планирования является более эффективное распределение прибыли, ресурсов. Планы помогут распределить действия, относящиеся к использованию ресурсов, но в них часто остаются нерешенными вопросы о том, какие ресурсы имеются и как именно их следует использовать для достижения целей. Чтобы решить эту проблему, разрабатываются бюджеты.
Полное фирменное наименование - ОАО «Бурятхлебпром»
Место нахождения и почтовый адрес – 670010, г. Улан-Удэ, ул. Куйбышева, 44. Дата государственной регистрации общества и основной государственный регистрационный номер – 26.06.2002 г. № 3090-д. ОГРН – 1020300976310 выдан 06.11.2002 г., ИНН – 0323022315
Уставной капитал общества на 24.06.2004 г. составляет 2722300 руб.
Обществом размещены: - 7778 штук обыкновенных акций, номинальной стоимостью 350 руб. каждая. Количество акционеров 179,0 в т.ч. физических лиц – 179 чел.
Соотношение стоимости чистых активов и размера уставного капитала – 15:1.
Основными видами деятельности акционерного общества являются:
производство хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий;
производство пива;
розничная торговля по продаже хлеба и хлебобулочных изделий собственного производства. ОАО «Бурятхлебпром» имеет 27 киосков и 7 магазинов;
общественное питание. Имеется 3 бара по продаже пива.
Удельный вес производства хлеба и хлебобулочных изделий в общем объеме производства составляет 89,4%.
Предприятие увеличило не только объем выпуска по хлебобулочным и кондитерским изделиям, но и значительно расширило его ассортимент. За 2004 год освоено 53 наименования продукции, а том числе хлеба 1 наименование (хлеб «Флагман» 0,4 кг из муки 1 сорта с добавлением железа), булочных 10 наименований, сухарей 2 наименования (сухари «Юбилейные», сухари «Малышок»), кондитерских изделий – 32, в т.ч. тортов 11 наименований. За отчетный год объем промышленной продукции (работ, услуг) в действующих ценах (без НДС и акциза) – составил – 194,6 млн. рублей.
Товарооборот по розничной торговле и общепиту 70 млн. рублей.
В 2008 г. на четырех участках ОАО «Бурятхлебпром» вырабатывалось до 38,5 тонн в сутки хлеба, хлебобулочных, мучных кондитерских изделий, а также до 1 тонны в сутки пива <Стимул>.
Ассортимент вырабатываемой продукции насчитывает более 100 наименований: 20 - хлеб формовой и подовый, 27 - булочные изделия массой 0,06 - 0,04 кг., 10 - сухари сдобные, 18 - печенье, пряники, кексы, рулеты, более 32 - торты и пирожные без крема.
Обновление и расширение ассортимента произошло за счет освоения в 2004 году 11 наименований хлеба, хлебобулочных и 32 наименования мучных кондитерских изделий.
До 80% в общем объеме производства приходится на хлеб формовой и подовый, 16% - на булочные и сухарные изделия, более 4% - на мучные кондитерские без крема.
Ассортимент предприятия строится с учетом вкуса покупателя: хлеб - от высшего до ржаных сортов, булочные - с различным содержанием сдобы, добавлением изюма, мака, повидла, орехов, мучные кондитерские изделия - бисквитные, песочные, воздушные, заварные, смешанные.
Не последнее место на предприятии занимает выработка продукции ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ. По рекомендации властей промышленными предприятиями в тесном сотрудничестве с медицинскими учреждениями разработаны рецептуры на хлебобулочные изделия лечебно-профилактического назначения, ряд которых внедрен на ОАО «Буряхлебпром».
Хлеб лечебно-профилактического назначения с различными натуральными пищевыми добавками составляет более 9% от общего объема производства хлеба, а вместе с ржано-пшеничными сортами - 39,5%.
В мае 2005 г. ОАО <Бурятхлебпром> приступило к выпуску новой продукции:
булочка «Лакомка» с карамелью, с шоколадом;
булочка «С фруктовой начинкой»: ананас, клубника.
До 26% вырабатываемой продукции реализуется через сеть собственных киосков и магазинов, 74% - индивидуальными предпринимателями.
На сегодняшний день общество имеет три участка по производству хлеба и хлебобулочных изделий (один из них в поселке Заиграево) и один участок по производству пива (минипивзавод).
Чтобы прогнозировать размеры прибыли необходим системный анализ формирования, распределения и использования прибыли с целью выявить резервы ее роста.
Анализ валовой прибыли начинают с горизонтального (временного) анализа – исследование динамики прибыли в общей сумме и по составляющим. В этом случае каждая позиция отчетности сравнивается с аналогичным показателем базового периода. Затем проводится вертикальный (структурный) анализ, который выявляет структурные изменения в составе валовой прибыли и влияние каждой позиции отчетности на результат в целом.
В процессе горизонтального анализа прибыли предприятия необходимо изучать состав балансовой прибыли, ее структуру и динамику.
Анализ динамики и состава прибыли ОАО «Бурятхлебпром» представлен в таблице 1.
Таблица 1. Анализ динамики и состава прибыли за 2008-2010гг
Наименование статьи | 2008г. | 2009г. | 2010г. | Изменения 2010-2009гг (+;-) |
доходы и расходы по обычным видам деятельности | Тыс.руб. | Тыс.руб | Тыс.руб | Тыс.руб |
выручка от реализации | 2155924,2 | 4484322,3 | 9327390,3 | +4843068 |
себестоимость проданных товаров | 1758365,4 | 3657400,1 | 7607392,2 | +3949992,1 |
валовая прибыль | 397558,72 | 826922,14 | 1719998 | +893075,86 |
коммерческие расходы | 179481,12 | 373320,73 | 776507,12 | +403186,39 |
прибыль (убыток от продаж) | 218077,6 | 453601,41 | 943490,93 | +489889,52 |
прочие доходы и расходы |
|
|
|
|
проценты к получению | 551,2 | 1146,496 | 2384,7117 | +1238,2157 |
проценты к уплате | 104043,68 | 216410,85 | 450134,58 | +233723,73 |
прочие операционные доходы | 12866,88 | 26763,11 | 55667,27 | +28904,16 |
прочие операционные расходы | 35674,08 | 74202,086 | 154340,34 | +80138,254 |
внереализационные доходы | - | - | - | - |
внереализационные расходы | 35674,08 | 74202,086 | 154340,34 | +80138,254 |
прибыль (убыток) до налогообложения | 62464,48 | 129926,12 | 270246,33 | +140320,21 |
текущий налог на прибыль | 15321,28 | 31868,262 | 66285,986 | +34417,724 |
пени, штрафы | 84968 | 176733,44 | 367605,56 | +190872,12 |
чистая прибыль | 33517,12 | 69715,61 | 145008,47 | +75292,86 |
Информация о работе Прибыль предприятия, ее планирование и распределение