Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 07:32, курсовая работа
Целью планирования является: получение исходных материалов для разработки вариантов стратегии развития предприятия; сведение к минимуму финансового риска за счет всесторонней оценки на разных стадиях разработки бизнес-плана последствий принимаемых решений, в том числе в области финансового планирования деятельности предприятия.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ПРИБЫЛИ НА ПРЕДПРИЯТИИ……………………………………………………………………..5
1.1. Определение прибыли предприятия…………………………………………..5
1.2. Методы планирования прибыли………………………………………….......12
1.3. Роль планирования прибыли в управлении предприятием…………………18
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «БУРЯТХЛЕБПРОМ»……………………………………………………………...22
2.1. Краткая характеристика предприятия………………………………………..22
2.2. Анализ финансовых результатов предприятия……………………………...24
2.3. Планирование прибыли на примере ОАО «Бурятхлебпром»………………27
2.4. Пути улучшения финансовых результатов…………………………………..29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ…………..36
Отчислений в резервный фонд или другие аналогичные фонды, создание которых предусмотрено законодательством;
- рентных платежей в бюджет;
- доходов по ценным бумагам и от долевого участия в деятельности других организаций;
- доходов от игрового бизнеса;
- прибыли от страховой деятельности;
- прибыли от отдельных банковских операций и сделок;
- курсовой разницы в результате изменения курса рубля к иностранным валютам;
- прибыли от реализации производственной, сельскохозяйственной продукции.
В результате на предприятии остается так называемая чистая прибыль. По своей величине она представляет налогооблагаемую прибыль за минусом налога на прибыль.
То есть чистая прибыль предприятия - прибыль, остающаяся в его распоряжении, которая определяется как разность между балансовой прибылью и суммой налогов на прибыль, рентных платежей, налога на экспорт и импорт.
Чистая прибыль направляется на производственное развитие, социальное развитие, материальное поощрение работников, создание резервного фонда, а также на уплату в бюджет экономических санкций, связанных с нарушением предприятием действующего законодательства, на благотворительные и другие цели.
Факторы, влияющие на прибыль предприятия.
Изменение экономических показателей за любой временной период происходит под влиянием множества разнообразных факторов. Факторы, влияющие на прибыль, могут классифицироваться по разным признакам. Так выделяют внешние и внутренние факторы.
К внутренним факторам относятся те факторы, которые зависят от деятельности самого предприятия и характеризуют различные стороны работы данной организации.
К внешним факторам относятся факторы, которые не зависят от деятельности самого предприятия, но некоторые из них могут оказывать существенное влияние на темпы роста прибыли и рентабельности производства. Прибыль от реализации продукции в первую очередь зависит от внутренних и внешних факторов. На пример, к внутренним факторам относятся такие факторы, как ускорение НТП, уровень хозяйствования, компетентность руководства и менеджеров, конкурентоспособность продукции. К внешним факторам можно отнести конъюнктуру рынка, уровень цен на потребляемые материально-технические ресурсы, нормы амортизации, или систему налогообложения.
Внутренние факторы действуют на прибыль через увеличение объема выпуска продукции, улучшение качества продукции, повышение отпускных цен и снижение издержек производства и реализации продукции.
В свою очередь внутренние факторы подразделяются на производственные и внепроизводственные факторы. Внепроизводственные факторы связаны с коммерческой, природоохранной, претензионной и другими аналогичными видами деятельности предприятия. Производственные факторы отражают наличие и использование основных элементов производственного процесса, участвующих в формировании прибыли это средства труда, предметы труда и сам труд. Также, по каждому из этих элементов выделяются экстенсивные и интенсивные факторы.
К экстенсивным факторам относятся такие факторы, которые отражают объем производственных ресурсов (например, изменения численности работников, стоимости основных фондов), их использования по времени (изменение продолжительности рабочего дня, коэффициента сменности оборудования и др.), а также непроизводственное использование ресурсов.
К интенсивным факторам относятся те факторы, отражающие эффективность использования ресурсов, или такие факторы, как повышение квалификации работников, производительности оборудования, внедрение прогрессивных технологий.
В процессе осуществления производственной деятельности предприятия, связанной с производством, реализацией продукции и получением прибыли, эти факторы находятся в тесной взаимосвязи.
Первичные факторы производства в высшей степени воздействуют на прибыль. Показатели, связанные с первичными факторами, отражают объем и эффективность использования их потребленной части, участвующей в формировании себестоимости.
Таким образом, одни и те же элементы процесса производства, то есть средства труда, предметы труда и сам труд, могут рассматриваться как основные первичные факторы увеличения объема промышленной продукции, а значит и увеличения прибыли.
Планирование прибыли является одной из составляющих финансового планирования. Финансовые планы разрабатываются с учетом всех факторов, влияющих на величину прибыли. В этих планах моделируются финансовые результаты от принятия управленческих решений. Длительность планирования зависит от складывающейся экономики: если экономическая ситуация стабильна, то планирование прибыли осуществляется на срок 3 – 5 лет; если ситуация лишь относительно стабильна, то планы разрабатываются на 1 год; если же в целом экономика страны нестабильна, то планирование может быть только на небольшой период времени (например, полугодие).
Объектами планирования выступают элементы балансовой прибыли, чаще всего – прибыль от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг).
Расчеты прибыли методом прямого счета основываются на прогнозируемом объеме продаж, так как производственная программа и запасы зависят от него. Базой для планирования служат имеющиеся производственные мощности, которыми и ограничен объем продаж. После определения объема продаж начинается разработка производственной программы на основе заключенных контрактов. Эта программа определяется в зависимости от планового объема реализации и от размеров запасов изготовленной продукции (на складе на начало и конец планируемого периода) с учетом изменения остатков незавершенного производства.
Также в процессе планирования прибыли необходим учет трудовых затрат, в которых определяются затраты на оплату труда с учетом отчислений в социальные фонды. Затем - составление сметы производственных накладных расходов, которые включаются в производственную себестоимость. Переменные и постоянные затраты определяются отдельно. В результате формируется производственная себестоимость реализуемой продукции с учетом остатков готовой продукции на начало и конец планируемого периода. Далее составляются сметы административных и коммерческих расходов, часть которых зависит от объема продаж (например, комиссионные), а другие – постоянные (учитываются в общей сумме). На основе всех этих расчетов составляется план по прибыли от реализации продукции. Для планирования балансовой прибыли учитываются предстоящие операционные и внереализационные расходы. С помощью проекта плана осуществляется просчет эффективности принятия управленческих решений.
Другой, более простой метод планирования прибыли – метод, основанный на укрупненном расчете по позициям плана. Прибыль от выпуска товарной продукции рассчитывается как разница между стоимостью всего товарного выпуска по ценам продаж (без НДС, акцизов, торговых и сбытовых скидок) и полной себестоимостью товарной продукции планируемого периода. Прибыль от реализации продукции определяется как разница между объемом выручки в ценах продаж (без НДС и др. налогов и скидок) и полной себестоимостью реализуемой продукции, которые определяются с учетом переходящих остатков готовой продукции на начало и конец планируемого периода. Формулы, используемые для расчета прибыли от реализации продукции по этому методу:
Рпр = Он + Тпр - Ок, (1)
где Рпр – объем реализованной продукции, исчисленный по ценам продаж и по полной себестоимости; Он и Ок - остатки готовой продукции на складе на начало и конец планируемого периода; Тпр – объем выпуска товарной продукции.
После расчета объема реализованной продукции в двух оценках находится прибыль от реализации продукции (Пр) как разница между выручкой от реализации продукции и себестоимостью реализованной продукции.
Если изменения в ассортименте выпускаемой продукции незначительны и отсутствует инфляционный рост цен, то применим аналитический метод планирования прибыли, при котором ведется расчет отдельно по сравнимой и несравнимой продукции. Сравнимая продукция выпускается в базисном году, поэтому известны ее фактическая себестоимость и объем выпуска. По этим данным находится базовая рентабельность:
Ро = (По / Стп) * 100%, (2)
Где По – ожидаемая прибыль (ее расчет ведется в конце базисного года, когда точный размер прибыли еще не известен);
Стп – полная себестоимость товарной продукции базисного года.
Достоинство аналитического метода в том, что он показывает влияние различных факторов на величину прибыли.
Коммерческие предприятия для планирования прибыли определяют порог окупаемости затрат, находя для этого точку безубыточности, то есть такой объем выручки, при котором это предприятие способно покрыть все свои расходы, не получая ни прибыли, ни убытка. Затраты при этом разделяются на условно-постоянные и условно-переменные и рассчитывается маржинальная прибыль как разница между выручкой от реализации продукции без НДС и других налогов и условно-переменными затратами.
Точка критического объема производства показывает объем производства, при котором величина выручки от реализации продукции равна ее полной себестоимости.
Рисунок 2. Процесс нахождения безубыточности
После определения точки безубыточности планирование прибыли строится на основе эффекта производственного рычага, т. е. запаса финансовой прочности, при котором предприятие может снизить объем реализации, не понеся убытков. Любое изменение выручки от реализации приводит к еще большему изменению прибыли, т. е.:
Сила воздействия производственного рычага = маржинальная прибыль/ прибыль.
В процессе планирования прибыли важно учитывать факторы, за счет которых прибыль растет или снижается. Так как прибыль составляет разницу между ценой и себестоимостью, то на величину прибыли влияет рост цен и снижение себестоимости.
В период высоких темпов инфляции рост прибыли связан с ценовым фактором; если же инфляционные процессы замедляются и рынок насыщается конкурентоспособными товарами, то действие ценового фактора уменьшается. Поэтому в последней ситуации более применим метод снижения затрат. По этому методу применяются различные способы уменьшения себестоимости, например, экономия сырьевых ресурсов, трудовых затрат, сокращение административных расходов и др. Снижение затрат имеет свой предел, при достижении которого снижается качество продукции или само предприятие не может нормально функционировать.
Существуют различные методы управления затратами, один из них – учет по центрам ответственности – метод, основанный на принципе бюджетирования. Полный бюджет – сочетание финансового и производственного планов, выраженных в числовых значениях. Бюджеты могут быть для предприятия в целом, либо для его подразделений.
Основной бюджет охватывает производство, реализацию, распределение и финансирование; в нем в количественном выражении рассматриваются будущая прибыль и денежный поток. Бюджетный цикл включает в себя этапы:
1.Планирование деятельности предприятия в целом и по его подразделениям,
2.Разработка проекта бюджета,
3.Просчет вариантов плана, внесение исправлений,
4.Окончательное планирование, проектирование обратной связи и учет меняющихся условий.
К числу факторов роста прибыли можно отнести также обновление ассортимента и номенклатуры выпускаемой продукции.
Главное предназначение прибыли в современных условиях хозяйствования – отражение эффективности производственно-сбытовой деятельности предприятия. Это обусловлено тем, что в величине прибыли должно находить отражение соответствие индивидуальных затрат предприятия, связанных с производством и реализацией своей продукции и выступающих в форме себестоимости, общественно необходимых затрат, косвенным выражением которых должна явиться цена изделия. Увеличение прибыли в условиях стабильности оптовых цен свидетельствуют о снижении индивидуальных затрат предприятия на производство и реализацию продукции.
В современных условиях повышается значение прибыли как объекта распределения, созданного в сфере материального производства чистого дохода между предприятиями и государством, различными отраслями народного хозяйства и предприятиями одной отрасли, между сферой материального производства и непроизводственной сферой, между предприятиями и его работниками.
Работа предприятия, в условиях перехода к рыночной экономике, связана с повышением стимулирующей роли прибыли. Использование прибыли в качестве основного оценочного показателя способствует росту объема производства и реализации продукции, повышению его качества, улучшению использования имеющихся производственных ресурсов. Усиление роли прибыли обусловлено также действующей системой ее распределения.
В соответствии с которой повышается заинтересованность предприятий в увеличении не только общей суммы прибыли, но и особенно той ее части, которая остается в распоряжении предприятии и используется в качестве главного источника средств, направляемых на производственное и социальное развитие, а также на материальное поощрение работников в соответствии с качеством затраченного труда.
Информация о работе Прибыль предприятия, ее планирование и распределение