Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 15:50, курсовая работа
Актуальность курсовой работы состоит в том, что анализ финансовых результатов как нельзя лучше показывает эффективность работы управленческого персонала.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы управления прибылью предприятия 5
1.1 Прибыль, как важнейший показатель деятельности предприятия и факторы, влияющие на её величину 5
1.2 Анализ финансовых результатов, сущность и задачи 12
Глава 2. Анализ показателей прибыли, на примере ОАО «МОЛОКО» г. Шахунья 17
2.1 Общая характеристика объекта исследования 17
2.2 Анализ формирования и использования прибыли 19
Глава 3. Пути повышения прибыли для ОАО «Молоко» 33
Заключение 39
Список использованной литературы 41
Таблица 2.1 Динамика балансовой прибыли
Показатели |
Период, года |
Изменения | ||
2007 |
2008 |
Асб.изм., тыс.руб. |
Темп роста,% | |
Прибыль от продажи продукции, тыс.руб. |
4075 |
10023 |
5948 |
245,96 |
Операционные доходы, тыс.руб. |
109 |
72 |
-37 |
66,06 |
Операционные расходы, тыс.руб. |
696 |
2458 |
1762 |
353,16 |
Балансовая прибыль, тыс.руб. |
3488 |
7637 |
4149 |
218,95 |
Данные табл. 2.2. показывает, что балансовая прибыль ОАО «Молоко» в 2008 году значительно выросла (ТР процентов равно 218,95 процента) и составила 7637 тыс.руб. Прибыль от продажи продукции возросла на 5948 тыс.руб.но при этом наблюдается значительный рост по операционным расходам плюс 1762 тыс.руб.тогда как операционные доходы уменьшились на -37 тыс.руб. на рис. 2.1 наглядно отображена динамика балансовой прибыли предприятия.
Рис. 2.1 Динамика балансовой прибыли ОАО «Молоко», за 2005-2006гг.
Анализ структуры балансовой прибыли представлены в таблице 2.2.
Таблица 2.2. Анализ структуры балансовой прибыли ОАО «Молоко» за 2005-2006 гг.
Показатели |
Данные за 2005г |
Данные за 2006г | ||
тыс.руб. |
% |
тыс.руб. |
% | |
Прибыль от продажи продукции |
4075 |
116,83 |
10023 |
131,24 |
Операционные доходы |
109 |
3,12 |
72 |
0,94 |
Операционные расходы |
-696 |
-19,95 |
-2458 |
-32,18 |
Балансовая прибыль |
3488 |
100 |
7637 |
100 |
Если рассмотреть структуру балансовой прибыли, то можно сделать вывод, что наибольшую долю балансовой прибыли составляет прибыль от продажи продукции. Наблюдается рост этого показателя в 2008 году. Доля операционных доходов снизилась с 3,12 % в 2007 году до 0,94 % в 2006 году. Отрицательную роль в формировании балансовой прибыли сыграл рост доли операционных расходов с 19,95 % в 2007 году до 32,18 % в 2006 году.
Проанализируем выполнение плана балансовой прибыли в 2006 году и предоставим результаты анализа в табл. 2.3. Динамика операционных доходов и расходов предоставлена на рис.2.2.
Таблица 2.3 Выполнение плана балансовой прибыли
Состав балансовой прибыли |
План |
Факт |
Отклонения |
Тр.% |
Прибыль от продажи продукции; тыс.руб. |
8750 |
10023 |
1273 |
114,55 |
Операционные доходы; тыс.руб. |
100 |
72 |
-28 |
72 |
Операционные расходы; тыс.руб. |
1650 |
2458 |
808 |
148,97 |
Балансовая прибыль; тыс.руб. |
7200 |
7637 |
437 |
106,07 |
На рис. 2.2 представлена структура внереализационных доходов и расходов по годам.
Рис. 2.2 Выполнение плана балансовой прибыли по данным ОАО «Молоко», за 2007-2008гг.
Из результатов таблицы видим, что план по балансовой прибыли перевыполнен на 106,07%, не смотря на то, что наблюдается значительное перевыполнение по операционным и внереализационным расходам 148,97% и недовыполнение по операционным и внереализационным доходам 72%. Положительную роль в перевыполнении плана по балансовой прибыли сыграл рост прибыли от продаж продукции 114,55% от планового показателя.
Анализ прибыли от продажи продукции. Основную часть прибыли предприятия получают от реализации продукции, работ и услуг. В процессе анализа изучается динамика, выполнение плана прибыли от реализации продукции и определяется факторы изменения её суммы.
Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зависит от четырёх факторов первого уровня соподчинённости: объёма продажи продукции (VPП); её структуры (Удi); себестоимости (Ci) и уровня средне реализованных цен (Цi).
Объём реализации продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объёма продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объёма реализации происходит уменьшение суммы прибыли.
Структура товарной продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем, объёме её реализации, то сумма прибыли возрастёт, и наоборот, при увеличении удельного веса низко рентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.
Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: снижение приводит к соответствующему росту суммы прибыли и наоборот.
Изменение уровня средне реализационных цен и величина прибыли находится в прямо пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен суммы прибыли возрастает и наоборот.
Расчёт влияния этих факторов на сумму прибыли можно выполнить способом цепных подставок, используя данные, приведенные в табл. 2.4.
Таблица 2.4 Исходные факторы анализа прибыли от реализации продукции, тыс.руб.
Показатель |
План |
План, пересчитанный на фактический объём продаж |
Факт |
Выручка от реализации продукции за вычетом НДС |
125000 |
147979 |
155233 |
Полная себестоимость реализованной продукции |
116250 |
137684 |
145210 |
Прибыль от реализованной продукции |
8750 |
10295 |
10023 |
Если сравнить прибыли плановую и условную, исходя из фактического объёма и ассортимента продукции, но при плановых ценах и плановой себестоимости продукции, узнаём, насколько она изменилась за счёт объёма и структуры реализованной продукции:
Чтобы найти влияния только объёма продаж, необходимо плановую прибыль умножить на процент перевыполнения (недовыполнения) плана по реализации продукции в оценке по плановой себестоимости или в условно натуральном исчислении: (5102 тонны разделить на 4342 тонны, умножить на 100, -100 равно плюс 17,50 %) и результат разделить на 100:
Затем определим влияние структурного фактора:
Влияние изменения полной себестоимости на сумму прибыли устанавливают сравнением фактической суммы затрат с плановой, пересчитанной на фактический объём продаж:
Изменение суммы прибыли за счёт отпускных цен на продукцию устанавливается сопоставлением фактической выручки с условной, которую предприятие получило бы за фактический объём реализации продукции при плановых ценах
План по сумме прибыли от реализации продукции перевыполнен на 1273тыс.руб.10023 -8750 равно 1273 тыс.руб., или на 14,55%. На основании исходных данных рассчитаем изменение прибыли за счёт изменения объёма, структуры, цены и себестоимости реализованной продукции способом цепной подстановки, последовательно заменяя плановую величину каждого фактора фактической прибыли, результаты данного расчёта приведён в табл. 2.5.
Таблица 2.5 Расчет влияния факторов на изменение суммы прибыли от реализации продукции
Показатель |
Условия расчета |
Формула расчета |
Сумма прибыли, тыс.руб. | ||||
Объем реализации |
Структура продукции |
Цена себестоимость |
Себестоимость | ||||
План |
|
8750 | |||||
Усл.1 |
Факт |
План |
|
10281 | |||
Усл.2 |
Факт |
План |
|
10295 | |||
Усл.3 |
Факт |
План |
|
17549 | |||
Факт |
|
10023 |
С начала найдём сумму прибыли при фактическом объёме продаж и плановой величине остальных факторов. Для этого следует рассчитать процент выполнения плана по реализации продукции, а затем плановую сумму прибыли скорректировать на этот процент:
Если бы не изменилась величина остальных факторов, сумма прибыли должна была бы увеличиться на 117,5% и составить 10281тыс.руб.
Следующим этапом определим сумму прибыли при фактическом объёме и структуре реализованной продукции, но при плановой необходимости и плановых ценах. Для этого необходимо от условий выручки вычесть условную сумму затрат:
(2.1)
Прибыль при таких условиях составит:
Теперь подсчитаем, сколько прибыли ОАО «Молоко» могло бы получить при фактическом объёме реализации, структуре и ценах, но при плановой себестоимости продукции. Для этого от фактической суммы выручки следует вычесть условную сумму затрат:
(2.2)
В данном случае сумма прибыли будет равна:
По данным таблицы 2.7 можно установить, как изменилась сумма прибыли за счёт каждого фактора.
Рассмотрим изменения суммы прибыли за счёт каждого фактора.
1)объёма реализации продукции:
Пvпр=Пусл.1-Ппл=10281-8750=
2)структуры продукции:
Пстр=Пусл2-Пусл1=10295-10281=
3)средних цен реализации:
Пцен=Пусл3-Пусл2=17549-10295=
4)себестоимость реализованной продукции:
Пс=Пф-Пусл3=10023-17549=-
Итого: П=1531+14+7254-7526=1273тыс.
Результаты расчётов показывают, что план прибыли перевыполнен в основном, за счёт увеличения средне реализационных цен. Положительную роль сыграло увеличение объёма продаж плюс 1531тыс.руб.Изменение структуры товарной продукции практически мало повлияло на прибыль плюс 14тыс.руб.
В связи с повышением закупочных цен на сырьё резко повысилась себестоимость продукции, за счёт этого сумма прибыли уменьшилась на 7526тыс.руб.
Сведём результаты факторного анализа в табл. 2.6.
Таблица 2.6 Результаты факторного анализа выполнения плана по прибыли от продажи продукции
Факторы |
Изменение суммы прибыли, тыс.руб. |
Объём реализации продукции |
+1531 |
Структура продукции |
+14 |
Средние цены реализации |
+7254 |
Себестоимость реализованной продукции |
-7526 |
Общее изменение прибыли от реализации |
+1273 |
Влияние структурного фактора на изменение суммы прибыли (табл. 2.7.)можно рассчитать с помощью приёма абсолютных разниц.
(2.3)
Где Ппл1-сумма прибыли на единицу продукции;
VПРобщ.ф. - фактический общий объём реализованной продукции;
УДi-удельный вес i-го вида продукции в общем, объёме реализации, %.
Результат расчётов предоставим в табл.2.7.
Таблица 2.7 Расчёт влияния структуры товарной продукции на сумму прибыли от её реализации
Вид продукции |
Объем реализации продукции, тонн |
Структура товарной продукции, % |
Плановая прибыль на тыс.руб. |
Отклонения | |||
план |
факт |
план |
факт |
+, - | |||
Масло сливочное |
1242 |
1456 |
28,60 |
28,54 |
- 0,06 |
4 |
- 0,24 |
Цельномолочная |
800 |
875 |
18,43 |
17,15 |
- 1,28 |
1 |
- 1,28 |
Сыры |
100 |
109 |
2,30 |
2,14 |
- 0,16 |
1 |
- 0,16 |
Информация о работе Прибыль организации как составляющая конкурентноспособности