Прибыль организации как составляющая конкурентноспособности

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 15:50, курсовая работа

Описание работы

Актуальность курсовой работы состоит в том, что анализ финансовых результатов как нельзя лучше показывает эффективность работы управленческого персонала.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы управления прибылью предприятия 5
1.1 Прибыль, как важнейший показатель деятельности предприятия и факторы, влияющие на её величину 5
1.2 Анализ финансовых результатов, сущность и задачи 12
Глава 2. Анализ показателей прибыли, на примере ОАО «МОЛОКО» г. Шахунья 17
2.1 Общая характеристика объекта исследования 17
2.2 Анализ формирования и использования прибыли 19
Глава 3. Пути повышения прибыли для ОАО «Молоко» 33
Заключение 39
Список использованной литературы 41

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа прибыль организации-2.rtf

— 1.04 Мб (Скачать)

Выручка от продаж является обобщающим показателем работы предприятия. Она характеризует объём производства в денежной форме как количественно, так и качественно. С количественной стороны даётся представление о размерах производства в денежном выражении. Недополученные выручки может оказать отрицательное влияние на финансовое состояние предприятия. Качественная сторона выручки проявляется в признании покупателями производственной продукции, подтверждает её общественную полезность, соответствие договорным обязательствам и техническим условиям. Важнейшим фактором, влияющим на величину выручки от реализации, а, следовательно, и на прибыль, является изменение объёма производства и реализованной продукции. Чем больше объём реализации, в конечном счете, тем больше прибыли получает предприятие, и наоборот. Падение объёма производства при нынешних экономических условиях, не считая ряда противодействующих факторов как, например роста цен неизбежно влечет сокращение объёма прибыли. Отсюда вывод о необходимости принятия неотложных мер по обеспечению роста объёма производства продукции на основе технического его обновления и повышение эффективности производства. В свою очередь, совершенствование расчётно-платёжных отношений между предприятиями будут способствовать улучшению условий реализации продукции, а, следовательно, росту прибыли.

Виды и уровень цен определяют, в конечном счете, объём выручки от продаж продукции и прибыли. Свободные цены устанавливаются предприятием в зависимости от конкурентоспособности данной продукции, спроса и предложения аналогичной продукции другими производителями. Не зависящим от предприятия фактором выступают государственные регулируемые цены, устанавливаемые на продукцию предприятий монополистов. Очевидно, что уровень цен определяется, прежде всего, качеством производимой продукции, зависящим от технического совершенствования её производства, проведение работ по модернизации.

На величину выручки от продаж влияет изменения в структуре производимой и реализованной продукции. Чем выше доля более рентабельной продукции (исчисляемой как отношение прибыли к полной себестоимости этой продукции), тем больше прибыли получит предприятие. Увеличение доли малорентабельной продукции повлечёт сокращение прибыли.

Прибыль, как основная форма денежных отношений, представляет собой разницу между выручкой от продаж и себестоимостью продукции. Поэтому при анализе изменения уровня себестоимости должна быть выявлена причина её снижения или повышения с тем, чтобы разработать мероприятия по сокращению уровня затрат на производство и реализацию продукции, а, следовательно, увеличению прибыли.

1.2 Анализ финансовых результатов, сущность и задачи

 

Анализ финансовых результатов является одним из важнейших аспектов исследования хозяйственной деятельности предприятия. Изучение структуры, состава прибыли, проведение  анализа результата от реализации, необходимы для ретроспективного анализа финансовых показателей, экономического прогнозирования. Основными задачами анализа финансовых результатов деятельности являются: систематический контроль над выполнением планов реализации продукции и получением прибыли; определение влияния как объективных, так и субъективных признаков на финансовые результаты; выявление резервов увеличение объёмов продажи продукции и суммы прибыли; оценка работы предприятия по использованию возможностей увеличения объемов продажи продукции, прибыли и рентабельности; разработка мероприятий по использованию выявленных резервов.

Можно выделить шесть основных методов анализа:

- горизонтальный (временной) анализ - сравнение каждой позиции отчётности с предыдущим периодом;

- вертикальный (структурный) анализ - определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчётности на результат в целом;

-трендовый анализ - сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т.е. основной тенденции динамики показателя, очищенных от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. С помощью тренда формируют возможные значения показателей в будущем, а, следовательно, ведётся перспективный прогнозный анализ;

-анализ относительных показателей (коэффициентов) - расчёт отношений между отдельными позициями отчёта или позициями разных форм отчётности, определение взаимосвязей показателей.

-сравнительный (пространственный) анализ - внутрихозяйственный анализ сводных показателей отчетности по отдельным показателям фирмы, дочерних фирм, подразделений, цехов, так и межхозяйственный анализ показателей данной фирмы с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и средними хозяйственными данными;

-факторный анализ - анализ влияния факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных или стохастических приемов исследования.

Обобщенно наиболее важные показатели финансовых результатов деятельности предприятия представлены в форме №2 годовой и квартальной финансовой отчетности.

К ним относятся: прибыль (убыток) от реализации; прибыль (убыток) от финансово-хозяйственной деятельности; прибыль (убыток) отчетного периода. Непосредственно по данным формы № 2 могут быть рассчитаны также следующие показатели финансовых результатов: прибыль (убыток) от прочей реализации (основных средств и иного имущества); прибыль (убыток) от вне реализационной деятельности ; прибыль, остающаяся в распоряжении организации (чистая прибыль). В форме № 2 по всем перечисленным показателям проводятся также сопоставимые данные за аналогичный период прошлого года.

Идеальным должен быть отчет, основой которого является выручка от реализации и в котором даётся разбивка расходов, как по функциям, так и по местам возникновения затрат.

Российская форма отчета «о прибылях и убытках» имеет целый ряд недостатков, осложняющих анализ финансовых результатов.

Главный недостаток - типовая форма отчета, обязывающая предприятия отражать разнородные расходы и доходы, непосредственно не связанные с реализацией, по срокам отчета, установленных для прочих операционных (вне реализационных) расходов и доходов.

Необходимым условием проведения качественного анализа финансовых результатов является отделение стабильных составляющих доходов и расходов от случайных, неповторяющихся и неустойчивых.

Расчет многих аналитических показателей затрудняется из-за отсутствия в российском варианте отчета о прибылях и убытках общей суммы процентов, выплачиваемых предприятием за пользование заемными средствами. В зависимости от характера кредита установлены различные источники выплаты процентов, и начисленные суммы попадают в различные статьи отчета.

Для проведения анализа и определения «качества прибыли» необходимым источником информации будет служить приказ об учетной политике предприятия на определенный отчетный год. Рассматривая принятую учётную политику, необходимо помнить, что на величину финансового результата будут влиять её основные элементы: способы оценки материалов, отпущенных в производство; амортизации основных средств; порядок создания резервов на оплату очередных отпусков, ремонт оборудования и др.

Итак, отчет «О прибылях и убытках», пояснительная записка, приказ об учетной политике - это информационные источники для проведения внешнего анализа результатов деятельности предприятия.

Если такой анализ проводится самим хозяйствующим субъектом, то он будет основан на более широкой информационной базе: с привлечением управленческой отчетности, аналитических ведомостей по статьям бухгалтерского учета, разработочных таблиц, первичных документов.

Анализ итогового финансового результата на основе отчета «О прибылях и убытках» в качестве обязательных элементов включает в себя:

-исследование изменения каждого показателя за анализируемый период, т. е. «горизонтальный анализ финансовых результатов»;

-изучение структурных сдвигов («вертикальный анализ отчетности»). Неотъемлемым условием качественного проведения вертикального и горизонтального анализа, а также правомерности полученных выводов является сопоставимость базисных и отчетных данных. При этом внешнему аналитику приходится полагаться на соблюдение организацией требований положения «Бухгалтерская отчетность организации» о корректировке данных базисного периода в случае несовпадения учетных принципов, изменения законодательства и т. п. и раскрытии этих корректировок в пояснении к балансу и отчету о прибылях и убытках.

Помимо вертикального и горизонтального анализа исследования прибыли финансового результата традиционно предлагает изучение динамики показателей за ряд отчетных периодов, т. е. трендовый анализ. Построение трендов позволит: определить среднюю прибыль за 5 - 10 лет, выравнивающую неустойчивые факторы, а также циклические воздействия и представляющую собой более надежный показатель «доходности предприятия»; данные за ряд лет выявляют минимальную прибыль; тренд прибыли содержит важные характеристики деятельности предприятия и качества управления. Базой для составления трендовых таблиц являются откорректированные отчеты «О прибылях и убытках». Проведение трендового анализа финансовых результатов на российском рынке затруднительно. За последние годы неоднократно менялись формы и состав показателей отчетности, интерпретации тех или иных хозяйственных операций, порядок их отражения. Изменился и сам план счетов бухгалтерского учета. Таким образом, обеспечение сопоставимости данных по периодам возможно только при перерасчетах на основе первичных документов. Но даже в этом случае остается проблема учета информационной составляющей, а также коэффициентов пересчета восстановительной стоимости основных средств при их переоценке.

 

Глава 2. Анализ показателей прибыли, на примере ОАО «МОЛОКО» г. Шахунья

2.1 Общая характеристика объекта исследования

 

Шахунский молочный комбинат был введён в эксплуатацию 26 декабря 1971 года. Завод планировался для переработки молочного сырья сельхозпроизводителей четырёх северных районов Горьковской области: Шахунского, Тоншаевского, Тонкинского и Шарангского, для производства сухого обезжиренного молока, сухого заменителя цельного молока и масла животного.

Завод оснащён оборудованием производства Чехословакии и Германии, а также отечественными технологическими линиями.

В ноябре 1992 года Шахунский молочный комбинат был преобразован в ОАО «Молоко», в котором 56% акций получили в собственность коллектив предприятия, 44% - сельхозпредприятия - поставщики сырья.

В настоящее время ОАО «Молоко» является крупнейшим объектом переработки молока на севере Нижегородской области и одним из наиболее значимых молочных заводов в Волго-Вятском регионе.

Основной проблемой у предприятия всегда является бедная сырьевая база района. Получая в сезон массового поступления молока (май-сентябрь) ежедневно до 240-260 тонн сырья, более 80% молока заводится из-за пределов Шахунского района. Имея неплохой производственный потенциал, акционерное общество ведёт агрессивную политику на сырьевом рынке.

В настоящее время ОАО «Молоко» завозит сырьё из семи районов Нижегородской области, а также из трёх районов Кировской области и отдельных хозяйств Костромской области.

Основными рынками сбыта готовой продукции предприятия являются крупные промышленные центры области и Нижнего Новгорода.

Предприятие сотрудничает с несколькими десятками кондитерских фабрик, рядом комбикормовых, молочных и мясоперерабатывающих заводов, Нижегородским масложировым комбинатом.

С 1993 года ОАО «Молоко» является экспортёром сухого обезжиренного молока. Ежегодно в страны Западной Европы и Азии отправляется до 1500 тонн этого продукта. Однако, к сожалению, 5 февраля 2001 года Правительством РФ было издано Постановление о запрете вывоза ряда продуктов питания за пределы РФ, в число которых попало и сухое обезжиренное молоко. Указанное Постановление было принято в связи с поступлением аналогичных продуктов из стран Европы и США в качестве гуманитарной помощи. Этот нормативный акт «больно ударил» не только по предприятиям-переработчикам молочного сырья, но и по всему сельскому хозяйству России.

Прирост выручки от продаж в значительной степени связан с ростом цен на молочную продукцию, вызванный повышением закупочных цен на сырьё, которое привело к увеличению себестоимости продукции. С расширением производства и в связи с реконструкцией технологических линий наблюдается рост численности ППП, темпы роста составили 114,9%. Особенного внимания заслуживает показатель выработки товарной продукции на одного работающего, темпы прироста к 2006 году составили 153,6%.

Организационная структура предприятия представлена в приложении 3. Основной задачей стоящей перед руководством предприятия является снижение затрат на производство, для получения большей прибыли, переход на производство высокорентабельных видов продукции. Поэтому считаю, что одним из основных этапов поиска резервов необходим глубокий постоянный анализ финансовых результатов деятельности предприятия.

 

2.2 Анализ формирования и использования прибыли

 

Изучим финансовые результаты деятельности ОАО «Молоко» в тесной связи с использованием и реализацией продукции.

В процессе анализа используются следующие показатели прибыли:

-прибыль от продажи продукции;

-финансовый результат от операционных операций;

-налогооблагаемая прибыль;

-чистая прибыль;

Рассмотрим состав и динамику балансовой прибыли ОАО «Молоко» за 2008 год в сравнении с 2009 годом и проанализируем выполнение плана за 2006 год. Результаты анализа предоставлены в табл. 2.2-2.4. Наглядно балансовая прибыль 2007-2008гг. предоставлена на рис 2.1.

Информация о работе Прибыль организации как составляющая конкурентноспособности