Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 09:05, курсовая работа
Целью курсовой работы является разработка мероприятий, способствующих повышению прибыли рентабельности предприятия.
Объект исследования – СОАО «Гомелькабель».
Предмет исследования – прибыль и рентабельность предприятия.
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И РОЛЬ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ………………………………4
1.1 Сущность экономической категории «прибыль» и ее роль в
системе показателей, характеризующих конечные результаты
промышленных организаций…………………………………………4
1.2 Система показателей рентабельности в промышленности……..…..9
ГЛАВА 2. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРОМЫШЛЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СОАО «ГОМЕЛЬКАБЕЛЬ»……………………………………………………………..19
2.1 Организационно-экономическая характеристика организации……19
2.2 Анализ формирования прибыли и основных факторов, на нее
влияющих………………………………………………………….…..31
2.3 Анализ рентабельности хозяйственно-финансовой деятельности
промышленной организации………………………………………...40
ГЛАВА 3. РЕЗЕРВЫ И ПУТИ УВЕЛИЧЕНИЯ ПРИБЫЛИ И ПОВЫШЕНИЯ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИП РОМЫШЛЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СОАО «ГОМЕЛЬКАБЕЛЬ»………………………………..
Основную долю в общей стоимости основных средств составляют машины и оборудование – 55,15%, 59,23% и 62,11%. Доля зданий и сооружений на протяжении анализируемого периода сократилась с 36,73% до 29,95%. Доля прочих основных средств в 2007 году составляла 4,16%, в 2008 году – 3,85%, в 2009 году – 3,93%. На протяжении 2007-2008 гг наблюдается увеличение производительности труда с 263,94 млн.руб./чел до 284,74 млн.руб./чел. В 2009 году данный показатель сократился до 252,74 млн.руб/чел., в связи с сокращением объема производства.
На СОАО «Гомелькабель» в 2007 году прибыль от реализации продукции составляла 7434 млн.руб., убыток от внереализационных доходов и расходов составила 38 млн.руб., убыток от внереализационных доходов и расходов – 96 млн.руб. В 2008 году прибыль от реализации продукции составила 5853 млн.руб., убыток внереализационных доходов и расходов составила 82 млн.руб. В 2009 году прибыль от реализации продукции составляла 5848 млн.руб., убыток от внереализационных доходов и расходов - 727 млн.руб., убыток от операционных доходов и расходов – 96 млн.руб.
Рентабельность совокупного капитала характеризует, сколько прибыли получено на рубль вложенного капитала. Т.о., в 2007 году рентабельность совокупного капитала составляет 0,24, в 2008 году данный показатель на СОАО «Гомелькабель» составлял 0,16, в 2009 году – 0,13.
Рентабельность продаж характеризует уровень прибыльности продукции. На СОАО «Гомелькабель» в 2007 году рентабельность продаж составляла 0,07, в 2008 году – 0,06, в 2009 году – 0,07.
Рентабельность затрат характеризует окупаемость затрат предприятия. На СОАО «Гомелькабель» данный показатель составлял в 2007 году – 0,07, в 2008 году – 0,07, в 2009 году – 0,08.
46
ГЛАВА 3
РЕЗЕРВЫ И ПУТИ УВЕЛИЧЕНИЯ ПРИБЫЛИ И ПОВЫШЕНИЯ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИП РОМЫШЛЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СОАО «ГОМЕЛЬКАБЕЛЬ»
3.1 Основные направления совершенствования методики анализа
прибыли и рентабельности в промышленности
Годовой финансовый план на СОАО «Гомелькабель» разрабатывается в несколько этапов. Начало этой работы начинается на предприятии к срокам составления проекта бюджета республики (май-июнь года, предшествующего планируемому).
На втором этапе (в ноябре-декабре года, предшествующего планируемому) уточняются ранее выполненные расчеты с учетом основных показателей плана экономического и социального развития народнохозяйственного комплекса республики на планируемый год. Во внимание следует принять сведения о росте средней заработной платы и минимальном ее уровне, изменения индексов цен на материальные и топливно-энергетические ресурсы, налоговой, финансовой и денежно-кредитной политики правительства. В процессе реализации финансовых планов может неоднократно возникать необходимость в уточнении финансовых расчетов по причинам, зависящим как от самого предприятия, так и в силу действия внешних факторов.
Для облегчения этой работы, снижения трудоемкости и повышения ее оперативности рекомендуется выполнять расчеты с помощью ПЭВМ по специально разработанным программам. Финансовые расчеты полностью формулизируются. Поэтому разработка соответствующих программ не является сложной задачей. Единовременные затраты, связанные с их проектированием, обычно быстро окупаются. Вместе с этим многовариантные финансовые расчеты и выбор с их помощью оптимальных для предприятия повышают эффективность управления финансами.
В соответствии с Законом о предприятии хозяйствующим субъектам дано право разрабатывать и утверждать финансовые показатели своей деятельности — прибыль, объем реализации, план финансирования капитальных вложений, формы и системы оплаты труда; самостоятельно распоряжаться своим имуществом, а также прибылью, остающейся в его распоряжении. В соответствии с этим положением финансовый план разрабатывается, обсуждается и утверждается в трудовом коллективе. В зависимости от формы собственности, организационно-правовой формы организации труда право утверждать финансовый план предоставляется общему собранию членов трудового коллектива, акционерам либо учредителям предприятия, совету директоров или другому органу управления, уполномоченному в соответствии с уставом предприятия решать финансовые вопросы.
Финансовый план с расчетами к нему или выписка из финансового плана о размере финансовых ресурсов и платежах в бюджет должны сообщаться финансовому и налоговому органу по месту нахождения предприятия. Эта информация первоначально используется в процессе составления бюджета региона. В последующем на ее основе ведется учет и контроль за фактическим поступлением средств в бюджет.
По решению вышестоящего органа финансовый план может предоставляться ассоциации, концерну, отраслевому министерству для согласования и обобщения плановых заданий и финансовой политики.
В ряде случаев (при получении кредитов, открытии финансирования по капитальным вложениям) финансовый план с расчетами необходимо представить кредитному учреждению для обоснования состава и размера собственных финансовых ресурсов, необходимости привлечения заемных средств.
Методика планирования доходов и поступлений средств (раздел I финансового плана). При планировании показателей этого раздела следует учитывать, что финансовые ресурсы предприятия подразделяется на собственные, заемные и привлеченные. Развитие рыночных отношений предоставляет предприятиям дополнительные возможности в зарабатывании денег на различных видах коммерческой деятельности и операций на финансовом рынке. Поэтому в план следует включать устойчивые источники доходов, связанные с нормальной деятельностью предприятия.
Примерный перечень доходов хозяйствующего субъекта приводится ниже:
• прибыль, амортизационные отчисления, устойчивые пассивы (кредиторская задолженность, постоянно находящаяся в распоряжении хозяйствующего субъекта);
• средства от продажи ценных бумаг, финансовых операций с временно свободной денежной массой;
• паевые, членские взносы членов трудового коллектива, юридических и физических лиц;
• пожертвования; благотворительные взносы;
• поступление в виде долевого участия;
• финансовые ресурсы, мобилизируемые в процессе (плановые накопления по работам, выполняемым хозяйственным способом);
• задания по снижению себестоимости этих работ, мобилизация внутренних ресурсов.
Рассмотрим блок-схему процесса планирования прибыли и рентабельности (рис.3.1).
Рисунок 3.1 – Составление плана прибыли и рентабельности
Порядок и методика расчета прибыли. При составлении финансового плана предприятия планируют балансовую прибыль, т. е. конечный финансовый результат. Она включает следующее: прибыль от реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг основного производства; прибыль от прочей реализации, в частности основных средств и другого ненужного и залежалого имущества предприятия; финансовые результаты от внереализационных операций. На этапе составления финансового плана следует изучить наличие такого имущества на предприятии, возможность его реализации и эффективность этой операции. Прибыль определяется в виде разницы между отпускной ценой, балансовой стоимостью имущества, расходами, связанными с реализацией, косвенными налогами и отчислениями во внебюджетные фонды, включаемыми в отпускную цену.
В табл.3.1рассмотрим участников процесса с применением программного пакета.
Таблица 3.1– Участники процесса планирования прибыли и документация
Описание этапов | Входные данные | Отве-чает | Участ-вует | Получает инфо |
|
|
|
|
|
1.Планирование доходов и поступлений средств | Бухгалтерский баланс за 2—3 года, предшествующих планируемому периоду, а также на последнюю дату составления отчета | Эконо-мист | Эконо-мист | Начальник фин. отдела |
Планирование балансовой прибыли | Бухгалтерский баланс за 2—3 года, предшествующих планируемому периоду, а также на последнюю дату составления отчета | Эконо-мист | Эконо-мист | Начальник фин. отдела |
Расчет прибыли от реализации продукции отдельно по видам деятельности и рентабельности | Бухгалтерский баланс за 2—3 года, предшествующих планируемому периоду, а также на последнюю дату составления отчета | Эконо-мист | Эконо-мист | Начальник фин. отдела |
Сбор сведений об остатках нереализованной продукции
| Бухгалтерский баланс за 2—3 года, предшествующих планируемому периоду, а также на последнюю дату составления отчета | Эконо-мист | Эконо-мист , Марке-толог | Начальник фин. отдела |
Планирование величины остатков нереализованной продукции | Бухгалтерский баланс за 2—3 года, предшествующих планируемому периоду, а также на последнюю дату составления | Эконо-мист | Эконо-мист марке-толог | Начальник фин. отдела |
Составление сметы затрат на производство | Данные об объеме производства смета затрат на производство или свод общих расходов предприятия на производство продукции, выполнение работ, оказание услуг сметы затрат на содержание объектов социально-культурной сферы | Плано-вая служба | Плано-вая служба | Начальник фин. отдела |
Продолжение таблицы 3.1
А | 1 | 2 | 3 | 4 |
Составление шахматной (проверочной) таблицы к финансовому плану | 1 часть финансового плана предприятия | Эконо-мист | Эконо-мист | Начальник фин. отдела |
Заполнение финансового плана | Заполнение финансового плана предполагает разноску показателей шахматки по соответствующим разделам финансового плана, подсчет итогов по разделам и расчет следующих четырех проверочных показателей: • превышение доходов над расходами; • превышение расходов над доходами; • превышение платежей в бюджет над ассигнованиями из бюджета; • превышение ассигнований из бюджета | Эконо-мист | Эконо-мист | Начальник фин. отдела |
Согласование финансового плана | Финансовый план | Началь ник фин. отдела |
Началь-ник фин. отдела Началь-ник бухгал-терии | Замести- тель директора по финансо-вым вопросам |
Утверждение финансового плана | Финансовый план | Начальник фин. отдела | Началь-ник фин. отдела | Замести-тель директора по финансо-вым вопросам |
Первоначально внедрение автоматизации было связано с созданием АСУ финансами (в управлении финансами).
АСУ финансов - это совокупность административных, экономических, математических методов вычислительной и организационной техники, средств связи, позволяющих эффективно управлять финансовой системой.
Концепция АСФР (автоматизированной системы финансовых расчетов) - это комплексная система осуществления финансовых расчетов по составлению и исполнению бюджетов в условиях широкого использования экономико - математических методов. Прогресс же привел к тому, что основное внимание теперь уделяется созданию АРМов, а не вычислительных центров.
Основные перспективы внедрения автоматизированных структур в области финансов:
1. Компьютеризация финансового отдела и других экономических служб предприятия позволяет перейти на бездокументальный электронный бухгалтерский и финансовый учет (вводятся в компьютер реквизиты субконто, сканирование документов, пересылка по факсу, модему).
2. Глобальная компьютеризация в виде получение сводки о структуре расходов к концу каждого рабочего дня, т.е повышается эффективность финансового контроля.
3. Финансовое планирование на ПК позволяет широко применять математическое моделирование (т.е. линейное программирование), значит, качество финансовых планов поднимется на порядок выше.
Быстро решается с помощью ПК и проблема нехватки работников по проверке налоговых отчетных документов, также появляется возможность оформления не выходя из дома договоров купли-продажи ЦБ.
В настоящее вpемя на pынке PБ предлагается большое число программных пpодуктов, предназначенных для автоматизации бухгалтерского учета и анализа финансовой деятельности пpедпpиятий. Является актуальной проблема выбоpа пpогpаммы, наиболее подходящей для какой-либо фиpмы, в то же вpемя четких pекомендаций по этому вопpосу нет и,видимо, не может быть, поскольку бухгалтеpские пpогpаммы, пpедлагаемые для шиpокого класса пользователей не учитывают специфику деятельности конкретной фирмы.
Далее предлагается сравнительная характеристика бухгалтерских программ. Отдельно рассматриваются программные средства, предназначенные для анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятий.
“АУБИ” - это зарегистрированное название интегрированной программной системы "Автоматизации Бухгалтерского Учета’ малых, средних и больших предприятий. Аббревиатура названия комплекса “АУБИ” построена из ряда букв, входящих в приведенную выше фразу, заключенную в апострофы. Таким образом сделана попытка отразить истинное предназначение программы.