Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 09:05, курсовая работа
Целью курсовой работы является разработка мероприятий, способствующих повышению прибыли рентабельности предприятия.
Объект исследования – СОАО «Гомелькабель».
Предмет исследования – прибыль и рентабельность предприятия.
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И РОЛЬ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ………………………………4
1.1 Сущность экономической категории «прибыль» и ее роль в
системе показателей, характеризующих конечные результаты
промышленных организаций…………………………………………4
1.2 Система показателей рентабельности в промышленности……..…..9
ГЛАВА 2. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРОМЫШЛЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СОАО «ГОМЕЛЬКАБЕЛЬ»……………………………………………………………..19
2.1 Организационно-экономическая характеристика организации……19
2.2 Анализ формирования прибыли и основных факторов, на нее
влияющих………………………………………………………….…..31
2.3 Анализ рентабельности хозяйственно-финансовой деятельности
промышленной организации………………………………………...40
ГЛАВА 3. РЕЗЕРВЫ И ПУТИ УВЕЛИЧЕНИЯ ПРИБЫЛИ И ПОВЫШЕНИЯ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИП РОМЫШЛЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СОАО «ГОМЕЛЬКАБЕЛЬ»………………………………..
На изменение прибыли от реализации продукции в 2009 году по сравнению с предыдущим годом оказывают влияние такие факторы, как изменение цен на реализованную продукцию; изменение ее себестоимости, включая коммерческие и управленческие расходы; изменение физического объема реализованной продукции; изменение структуры реализованной продукции.
Для примера произведем факторный анализ влияния изменения себестоимости, включая коммерческие и управленческие расходы на прибыль от реализации с помощью метода парной корреляции.
Исходные данные для анализа представим в табл.2.8.
Таблица 2.8 - Исходные данные для факторного анализа
Наименование показателя | 2007 год | 2008 год | 2009 год |
Прибыль от реализации | 7434 | 5853 | 5846 |
Себестоимость, включая расходы на реализацию | 87661 | 82528 | 76721 |
Коэффициент корреляции | 0,849728 |
Корреляционный анализ применяется для количественной оценки взаимосвязи двух наборов данных, представленных в безразмерном виде. Корреляционный анализ дает возможность установить, ассоциированы ли наборы данных по величине. Коэффициент корреляции, всегда обозначаемый латинской буквой r, используется для определения наличия взаимосвязи между двумя свойствами. Т.о., с помощью проведения факторного анализа с помощью пакета прикладных программ Excel и функции КОРРЕЛ, определили, что r = 0,849728.
Также воспользуемся регрессионной статистикой. Результаты представим в табл.2.9.
Таблица 2.9 - Регрессионная статистика
Регрессионная статистика | |
Множественный R | 0,849728 |
R-квадрат | 0,722037 |
Нормированный R-квадрат | -3 |
Стандартная ошибка | 682,0923 |
Наблюдения | 1 |
Значения коэффициента корреляции указывают на высокую прямую связь между прибылью от реализации и себестоимостью, включая расходы на реализацию.
Коэффициент детерминации (причинности) показывает, какая часть изменения результативного фактора объясняется фактором, оказывающим влияние.
Сравниваются фактические значения у и значения, полученные из уравнения прямой; по результатам сравнения вычисляется коэффициент детерминированности, нормированный от 0 до 1. Если этот коэффициент =1, то имеет место полная корреляция с моделью, т.е. нет различия между фактическими и оценочными значениями у. В противоположном случае, если коэффициент детерминированности = 0, то уравнение регрессии неудачно для предсказания значения у. В нашем случае значение коэффициента детерминированности равно 0,722037. Это говорит о том, что влияние себестоимости реализации составляет 72%, остальные 28% - другие факторы.
2.3 Анализ рентабельности хозяйственно-финансовой деятельности
промышленной организации
Показатели рентабельности измеряют доходность предприятия с различных позиций и группируются в соответствии с интересами участников экономического процесса. Они являются важными характеристиками факторной среды формирования прибыли и дохода предприятия.
Определим рентабельность совокупного капитала (активов) по следующей формуле (2.1):
Ра =
Ра (2007 год) =
Ра (2008 год) =
Ра (2009 год) =
Рентабельность совокупного капитала характеризует, сколько прибыли получено на рубль вложенного капитала. Т.о., в 2007 году рентабельность совокупного капитала составляет 0,24, в 2008 году данный показатель на СОАО «Гомелькабель» составлял 0,16, в 2009 году – 0,13.
На рис.2.11 рассмотрим динамику рентабельности совокупного капитала.
Рисунок 2.11 – Динамика рентабельности совокупного капитала
Определим рентабельность продаж по следующей формуле (2.2):
Рпр =
Рассчитаем данный показатель для СОАО «Гомелькабель» за период 2007-2009 гг:
Рпр (2007 год) =
Рпр (2008 год) =
Рпр (2009 год) =
Рисунок 2.12 – Динамика рентабельности продаж
Рентабельность продаж характеризует уровень прибыльности продукции. На СОАО «Гомелькабель» в 2007 году рентабельность продаж составляла 0,07, в 2008 году – 0,06, в 2009 году – 0,07.
Рассчитаем рентабельность затрат по следующей формуле (2.3):
Рз =
Рз (2007 год) =
Рз (2008 год) =
Рз (2009 год) =
Рисунок 2.13 – Динамика рентабельности затрат
Рентабельность затрат характеризует окупаемость затрат предприятия. На СОАО «Гомелькабель» данный показатель составлял в 2007 году – 0,07, в 2008 году – 0,07, в 2009 году – 0,08.
Одним из показателей рентабельности хозяйственной деятельности является рентабельность производства, которая определяется отношением чистой прибыли к среднегодовой стоимости основных производственных фондов и материальных оборотных активов. Если в расчете использовать в качестве дополнительной величины объем продажи продукции (N), то формулу рентабельности производственной деятельности можно представить в следующем виде (2.4):
k = [N /F+E]* [Р/N]
где k – рентабельность производственной деятельности;
Р – чистая прибыль;
N – выручка от продажи продукции, работ, услуг;
F – среднегодовая стоимость основных производственных фондов;
E – среднегодовая стоимость материальных оборотных средств.
Из приведенной формулы следует, что рентабельность производственной деятельности зависит от изменения двух факторов:
- фондоотдачи производственных фондов (N /F+E).
- рентабельности продаж (Р/N).
Определить влияние перечисленных факторов можно методом цепных подстановок.
Изменение рентабельности производственной деятельности за счет влияния фондоотдачи с одного рубля производственных фондов (2.5):
Dk(f )=[N1 /F1+E1] * ([Р о /N о ] – [N о /F о+ E о] * [Р о /N о ] (2.5)
Изменение рентабельности производственной деятельности за счет влияния уровня рентабельности продаж (kp) (2.6):
Dk(kp) =[N1 /F1+E1]* [Р 1 /N 1 ] – [N1 /F1+E1] * [Р о /N о ] (2.6)
В табл.2.3 представим исходные данные для анализа.
Таблица 2.10 - Исходные данные для анализа
Наименование показателя | 2007 год | 2008 год | 2009 год | Изме-нение |
Чистая прибыль, млн.руб. | 6404 | 5105 | 4578 | -1826 |
Выручка от продажи товаров, млн.руб. | 100919 | 94346 | 82754 | -18165 |
Стоимость основных производственных фондов и материальных оборотных средств, млн.руб. | 32500 | 36344 | 39197 | 6697 |
Рентабельность производства, % | 6404/ 32500=0,20 | 5105/ 36344=0,14 | 4578/ 39197=0,12 | -0,08 |
Фондоотдача производственных фондов, руб. | 100919/ 32500=3,10 | 94346/ 36344=2,59 | 82754/ 39197=2,11 | -0,99 |
Рентабельность продаж по чистой прибыли, % | 6404/ 100919=0,06 | 5105/ 94346=0,05 | 4578/ 82754=0,06 | +0,01 |
На основе приведенных данных можно определить условный уровень рентабельности производства (kу), рассчитанный, исходя из уровня фондоотдачи производственных фондов отчетного периода и рентабельности продаж базисного периода, т.е.
k у =2,11 * 0,06 = 0,1266.
Каждый из рассмотренных в табл.2.10 факторов, является сложным, зависящим в свою очередь от ряда других факторов второго порядка. Например, реализация, приходящаяся на один рубль производственных фондов, зависит от эффективности использования основных фондов и материальных оборотных средств. Изменение уровня прибыли, приходящейся на один рубль продаж, зависит от уровня себестоимости и структуры ассортимента реализованной продукции, от изменения качества продукции и цен на нее, от результатов прочей деятельности предприятия.
По итогам второй главы курсовой работы можно сделать следующие выводы:
На протяжении анализируемого периода произошло сокращение всех изображенных на рисунке 2.1 показателей. Так, выручка от реализации сократилась с 116329 млн.руб. до 95940 млн.руб. Данный показатель за анализируемый период сократился на 20389 млн.руб. (17,53%).
Выручка от реализации за вычетом налогов в 2007 году составляла 100919 млн.руб., в 2008 году – 94346 млн.руб., в 2009 году 82754 млн.руб. На протяжении анализируемого периода данный показатель сократился на 18165 млн.руб. (17,99%).
Себестоимость реализации в 2007 году составляла 87661 млн.руб., в 2008 году – 82528 млн.руб., в 2009 году – 76721 млн.руб. На протяжении 2007-2009 гг данный показатель сократился на 10940 млн.руб. (12,48%).
Сокращение рассмотренных выше показателей связано прежде всего с сокращением объема произведенной продукции на СОАО «Гомелькабель».
Прибыль от реализации в 2007 году составляла 7434 млн.руб., в 2008 году – 5853 млн.руб., в 2009 году – 5846 млн.руб. На протяжении анализируемого периода данный показатель сократился на 1588 млн.руб. (21,36%).
Прибыль СОАО «Гомелькабель» в 2007 году составляла 7635 млн.руб., в 2008 году – 6138 млн.руб., в 2009 году – 5229 млн.руб. На протяжении анализируемого периода данный показатель сократился на 2205 млн.руб.
Чистая прибыль СОАО «Гомелькабель» в 2007 году составляла 6404 млн.руб., в 2008 году – 5105 млн.руб., в 2009 году – 4578 млн.руб. Данный показатель сократился на 1826 млн.руб. (28,51%).
На протяжении 2007-2008 гг объем производства увеличился с 100562 млн.руб. до 104807 млн.руб. Темп роста данного показателя составил 104,22%, следовательно темп прироста составил 4,22%. В 2009 году данный показатель сократился до 85175 млн.руб. (18,73%).
Затраты на производство продукции в 2007 году составили 86655 млн.руб., в 2008 году – 90352 млн.руб., в 2009 году – 78677 млн.руб. На протяжении 2007-2008 гг данный показатель увеличился на 3697 млн.руб. В 2009 году данный показатель сократился на 11675 млн.руб.