Прибыль и рентабельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 09:05, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является разработка мероприятий, способствующих повышению прибыли рентабельности предприятия.
Объект исследования – СОАО «Гомелькабель».
Предмет исследования – прибыль и рентабельность предприятия.

Содержание

ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И РОЛЬ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ………………………………4
1.1 Сущность экономической категории «прибыль» и ее роль в
системе показателей, характеризующих конечные результаты
промышленных организаций…………………………………………4
1.2 Система показателей рентабельности в промышленности……..…..9
ГЛАВА 2. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРОМЫШЛЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СОАО «ГОМЕЛЬКАБЕЛЬ»……………………………………………………………..19
2.1 Организационно-экономическая характеристика организации……19
2.2 Анализ формирования прибыли и основных факторов, на нее
влияющих………………………………………………………….…..31
2.3 Анализ рентабельности хозяйственно-финансовой деятельности
промышленной организации………………………………………...40
ГЛАВА 3. РЕЗЕРВЫ И ПУТИ УВЕЛИЧЕНИЯ ПРИБЫЛИ И ПОВЫШЕНИЯ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИП РОМЫШЛЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СОАО «ГОМЕЛЬКАБЕЛЬ»………………………………..

Работа содержит 1 файл

Прибыль и рентабельность курсовая.doc

— 582.50 Кб (Скачать)

На из­менение прибыли от реализации продукции в 2009 году по сравнению с предыдущим годом оказывают влияние такие факторы, как изменение цен на реализованную продукцию; изменение ее се­бестоимости, включая коммерческие и управленческие расходы; изменение физического объема реализованной продукции; измене­ние структуры реализованной продукции.

Для примера произведем факторный анализ влияния изменения себестоимости, включая коммерческие и управленческие расходы на прибыль от реализации с помощью метода парной корреляции.

Исходные данные для анализа представим в табл.2.8.

Таблица 2.8 - Исходные данные для факторного анализа

Наименование показателя

2007 год

2008 год

2009 год

Прибыль от реализации

7434

5853

5846

Себестоимость, включая расходы на реализацию

87661

82528

76721

Коэффициент корреляции

0,849728


 

Корреляционный анализ применяется для количественной оценки взаимосвязи двух наборов данных, представленных в безразмерном виде. Корреляционный анализ дает возможность установить, ассоциированы ли наборы данных по величине. Коэффициент корреляции, всегда обозначаемый латинской буквой r, используется для определения наличия взаимосвязи между двумя свойствами. Т.о., с помощью проведения факторного анализа с помощью пакета прикладных программ Excel  и функции КОРРЕЛ, определили, что r = 0,849728.

Также воспользуемся регрессионной статистикой. Результаты представим в табл.2.9.

Таблица 2.9 - Регрессионная статистика

Регрессионная статистика

Множественный R

0,849728

R-квадрат

0,722037

Нормированный R-квадрат

-3

Стандартная ошибка

682,0923

Наблюдения

1


 

Значения коэффициента корреляции указывают на высокую прямую связь между прибылью от реализации и себестоимостью, включая расходы на реализацию.

Коэффициент детерминации (причинности) показывает, какая часть изменения результативного фактора объясняется фактором, оказывающим влияние.

Сравниваются  фактические значения у и   значения, полученные из уравнения прямой; по результатам  сравнения вычисляется    коэффициент детерминированности, нормированный от 0 до 1.  Если  этот коэффициент =1, то имеет место  полная  корреляция  с  моделью, т.е. нет различия  между  фактическими и  оценочными  значениями у.  В противоположном случае, если коэффициент детерминированности = 0, то уравнение регрессии  неудачно для  предсказания значения  у.  В нашем случае  значение коэффициента  детерминированности равно 0,722037. Это говорит о том, что влияние себестоимости реализации составляет 72%, остальные 28% - другие факторы.

 

2.3 Анализ рентабельности хозяйственно-финансовой деятельности

       промышленной организации

 

Показатели рентабельности измеряют доходность предприятия с различных позиций и группируются в соответствии с интересами участников экономического процесса. Они являются важными характеристиками факторной среды формирования прибыли и дохода предприятия.

Определим рентабельность совокупного капитала (активов) по следующей формуле (2.1):

 

Ра =                                    (2.1)

 

Ра (2007 год) =  

Ра (2008 год) =    

Ра (2009 год) =

 

Рентабельность совокупного капитала характеризует, сколько прибыли получено на рубль вложенного капитала. Т.о., в 2007 году рентабельность совокупного капитала составляет 0,24, в 2008 году данный показатель на СОАО «Гомелькабель» составлял 0,16, в 2009 году – 0,13.

На рис.2.11 рассмотрим динамику рентабельности совокупного капитала.

Рисунок 2.11 – Динамика рентабельности совокупного капитала

 

Определим рентабельность продаж по следующей формуле (2.2):

 

Рпр =                                                   (2.2)

 

Рассчитаем данный показатель для СОАО «Гомелькабель» за период 2007-2009 гг:

Рпр (2007 год) =

Рпр (2008 год) =

Рпр (2009 год) =

 

Рисунок 2.12 – Динамика рентабельности продаж

Рентабельность продаж характеризует уровень прибыльности продукции. На СОАО «Гомелькабель» в 2007 году рентабельность продаж составляла 0,07,  в 2008 году – 0,06, в 2009 году – 0,07.

Рассчитаем рентабельность затрат по следующей формуле (2.3):

 

Рз =                                        (2.3)

Рз (2007 год) =

Рз (2008 год) =

Рз (2009 год) =

Рисунок 2.13 – Динамика рентабельности затрат

 

Рентабельность затрат характеризует окупаемость затрат предприятия. На СОАО «Гомелькабель» данный показатель составлял в 2007 году – 0,07, в 2008 году – 0,07, в 2009 году – 0,08.

Одним из показателей рентабельности хозяйственной деятельности является рентабельность производства, которая определяется отношением чистой прибыли к среднегодовой стоимости основных производственных фондов и материальных оборотных активов. Если в расчете использовать в качестве дополнительной величины объем продажи продукции (N), то формулу рентабельности производственной деятельности можно представить в следующем виде (2.4):

 

k = [N /F+E]* [Р/N]                                         (2.4)

где k – рентабельность производственной деятельности;

Р – чистая прибыль;

N – выручка от продажи продукции, работ, услуг;

F – среднегодовая стоимость основных производственных фондов;

E – среднегодовая стоимость материальных оборотных средств.

 

Из приведенной формулы следует, что рентабельность производственной деятельности зависит от изменения двух факторов:

- фондоотдачи производственных фондов (N /F+E).

- рентабельности продаж (Р/N).

Определить влияние перечисленных факторов можно методом цепных подстановок.

Изменение рентабельности производственной деятельности за счет влияния фондоотдачи с одного рубля производственных фондов (2.5):

 

Dk(f )=[N1 /F1+E1] * ([Р о /N о ] – [N о /F о+ E о] * [Р о /N о ]    (2.5)

 

Изменение рентабельности производственной деятельности за счет влияния уровня рентабельности продаж (kp) (2.6):

 

Dk(kp) =[N1 /F1+E1]* [Р 1 /N 1 ] – [N1 /F1+E1] * [Р о /N о ]       (2.6)

В табл.2.3 представим исходные данные для анализа.

 

Таблица 2.10 - Исходные данные для анализа

Наименование показателя

2007 год

2008 год

2009 год

Изме-нение

Чистая прибыль, млн.руб.

6404

5105

4578

-1826

Выручка от продажи товаров, млн.руб.

100919

94346

82754

-18165

Стоимость основных производственных фондов и материальных оборотных средств, млн.руб.

32500

36344

39197

6697

Рентабельность производства, %

6404/

32500=0,20

5105/

36344=0,14

4578/

39197=0,12

-0,08

Фондоотдача производственных фондов, руб.

100919/

32500=3,10

94346/

36344=2,59

82754/

39197=2,11

-0,99

Рентабельность продаж по чистой прибыли, %

6404/

100919=0,06

5105/

94346=0,05

4578/

82754=0,06

+0,01

На основе приведенных данных можно определить условный уровень рентабельности производства (kу), рассчитанный, исходя из уровня фондоотдачи производственных фондов отчетного периода и рентабельности продаж базисного периода, т.е.

k у =2,11 * 0,06 = 0,1266.

Каждый из рассмотренных в табл.2.10 факторов, является сложным, зависящим в свою очередь от ряда других факторов второго порядка. Например, реализация, приходящаяся на один рубль производственных фондов, зависит от эффективности использования основных фондов и материальных оборотных средств. Изменение уровня прибыли, приходящейся на один рубль продаж, зависит от уровня себестоимости и структуры ассортимента реализованной продукции, от изменения качества продукции и цен на нее, от результатов прочей деятельности предприятия.

По итогам второй главы курсовой работы можно сделать следующие выводы:

На протяжении анализируемого периода произошло сокращение всех изображенных на рисунке 2.1 показателей. Так, выручка от реализации сократилась с 116329 млн.руб. до 95940 млн.руб. Данный показатель за анализируемый период сократился на 20389 млн.руб. (17,53%).

Выручка от реализации за вычетом налогов  в 2007 году составляла 100919 млн.руб., в 2008 году – 94346 млн.руб., в 2009 году 82754 млн.руб. На протяжении анализируемого периода данный показатель сократился на 18165 млн.руб. (17,99%).

Себестоимость реализации в 2007 году составляла 87661 млн.руб., в 2008 году – 82528 млн.руб., в 2009 году – 76721 млн.руб. На протяжении 2007-2009 гг данный показатель сократился на 10940 млн.руб. (12,48%).

Сокращение рассмотренных выше показателей связано прежде всего с сокращением объема произведенной продукции на СОАО «Гомелькабель».

Прибыль от реализации в 2007 году составляла 7434 млн.руб., в 2008 году – 5853 млн.руб., в 2009 году – 5846 млн.руб. На протяжении анализируемого периода данный показатель сократился на 1588 млн.руб. (21,36%).

Прибыль СОАО «Гомелькабель» в 2007 году составляла 7635 млн.руб., в 2008 году – 6138 млн.руб., в 2009 году – 5229 млн.руб. На протяжении анализируемого периода данный показатель сократился на 2205 млн.руб.

Чистая прибыль СОАО «Гомелькабель» в 2007 году составляла 6404 млн.руб., в 2008 году – 5105 млн.руб., в 2009 году – 4578 млн.руб. Данный показатель сократился на 1826 млн.руб. (28,51%).

На протяжении 2007-2008 гг  объем производства увеличился с 100562 млн.руб. до 104807 млн.руб. Темп роста данного показателя составил 104,22%, следовательно темп прироста составил 4,22%. В 2009 году данный показатель сократился до 85175 млн.руб. (18,73%).

Затраты на производство продукции в 2007 году составили 86655 млн.руб., в 2008 году – 90352 млн.руб., в 2009 году – 78677 млн.руб. На протяжении 2007-2008 гг данный показатель увеличился на 3697 млн.руб. В 2009 году данный показатель сократился на 11675 млн.руб.

Информация о работе Прибыль и рентабельность