Прибыль. анализ финансовой деятельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 00:59, курсовая работа

Описание работы

Сегодня для любого гражданина России не секрет, что экономика практически перешла на рыночные рельсы и функционирует исключительно по законам рынка. В условиях рыночных отношений центр экономической деятельности перемещается к основному звену всей экономики – предприятию. Именно на этом уровне создаётся вся необходимая обществу продукция, оказываются различные услуги.

Содержание

Введение 3
Экономическая сущность прибыли и её роль в деятельности
предприятия
Прибыль, как показатель эффективности
хозяйственной деятельности предприятия 4
1.2 Механизм формирования прибыли на предприятии 7
1.3 Планирование прибыли 10
1.4 Распределение прибыли и ее использование 12
1.5 Налоговый кодекс РФ о прибыли 19
2. Анализ деятельности предприятия ООО «КЭОЛА»
2.1 Анализ формирования прибыли предприятия 22
2.2 Анализ распределения и использования
прибыли 28
3. Пути повышения прибыли на предприятии
3.1 Резервы и пути увеличения прибыли 33
Заключение 37
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

КУРСАЧ.docx

— 180.69 Кб (Скачать)

В процессе анализа необходимо изучить данные об использовании чистой прибыли  в динамике и выяснить факторы, определяющее распределение прибыли (таблица 2.8).

 

Таблица 2.8 - Данные о распределении чистой прибыли  ОАО «КЭОЛА», т.р.

Показатели

Фактическое значение

Отклонение

 

2007г.

2008г.

2009г.

2010г.

2008-2007 гг.

2009-2008 гг.

2010-2009 гг.

Чистая прибыль

5337

8064

35

28

+2727

-8029

-7

Распределение прибыли

             

-дивидендные выплаты

1790

3084

-

-

+ 1294

-

-

-в резервный фонд

577

321

-

-

-256

-

-

-на капитальные вложения (нераспределенная  прибыль)

2970

4659

35

28

+1689

-4624

-7


 

Приведенные данные таблицы показывают, что на анализируемом предприятии за 2009-2010 гг. чистая прибыль направлялась только на капитальные вложения в размере 100,0% от чистой прибыли. А в 2007-2008 гг. распределение прибыли направлялась и на дивидендные выплаты, и в резервный фонд, и на капитальные вложения, т.е нераспределенная прибыль. В 2008 году, чистая прибыль увеличилась на 2727 т.р., сумма дивидендных выплат увеличилась на 1294 т.р., резервный фонд сократился на 256 т.р., а нераспределенная прибыль увеличилась на 1689 т.р.

Для большего удобства данные таблицы 2.9 приведем в  процентных значениях.

 

Таблица2.9 - Удельный вес распределяемой прибыли в чистой прибыли ОАО«КЭОЛА», %

Показатели

2007г.

2008г.

2009г.

2010г.

Чистая прибыль

100,0

100,0

100,0

100,0

Распределение прибыли:

       

-дивидендные выплаты

33,5

38,2

-

-

-в резервный фонд

10,8

4,0

-

-

-на капитальные вложения (нераспределенная  прибыль)

55,6

57,8

100,0

100,0


 

Как видно  из таблицы 2.9 в 2007 году на капитальные вложения было направлено 55,6% чистой прибыли, на дивидендные выплаты - 33,5%, а остальные 10,8% - в резервный фонд. Такая же тенденция наблюдается и в 2008 году: на капитальные вложения - 57,8% от чистой прибыли, 38,2% - на дивидендные выплаты и остальные 4,0% в резервный фонд предприятия.

В Уставе ОАО «КЭОЛА» сказано, что по результатам финансового года общее собрание акционеров Общества принимает решение о распределение прибыли. То есть отчисления в резервный фонд за 2009-2010 год не происходит на основании Устава предприятия. В Уставе сказано, что отчисления каждый год могут не производиться, если он уже существует в полном объеме. В Уставе предприятия так же сказано, что выплата дивидендов происходит на основании решения собрания акционеров. Вывод по данной таблице вытекает следующий, что руководство ОАО «КЭОЛА» значительную часть чистой прибыли в размере 55,6% и 57,8% за 2007 и 2008 года соответственно и в размере 100,0% за 2009-2010 года направляет на капитальные вложения (нераспределенная прибыль).

Для определения  доли потребляемой прибыли необходимо сделать анализ платежеспособности предприятия. Предприятие считается  платежеспособным, если имеющиеся у  него денежные средства, краткосрочные  финансовые вложения покрывают его  краткосрочные обязательства.

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2.10 - Показатели платежеспособности ОАО  «КЭОЛА» за 2007-2010 гг., %

Показатели

2007г.

2008г.

2009г.

2010г.

Коэффициент концентрации собственного капитала

0,79

0,79

0,67

0,68

Коэффициент концентрации заемного капитала

0,20

0,21

0,32

0,32

Коэффициент финансовой зависимости

0,26

0,26

0,48

0,47


 

Как видно  из таблицы 2.10 коэффициент концентрации собственного капитала достаточно высокий. За 2007-2008 гг. он был равен 0,79%. За этот же период времени наблюдается низкое значение коэффициента концентрации заемного капитала, всего лишь 0,20%. За 2009-2010 гг. незначительно снизился коэффициент концентрации собственного капитала до 0,68%, но находится в пределах нормы. Соответственно увеличилось значение коэффициента концентрации заемного капитала до 0,32%, но так же находится в пределах нормы. Высокие значения показателей платежеспособности приводит к большой доле потребляемой прибыли. О чем свидетельствую отчисления и чистой прибыли на дивиденды за 2007-2008 гг.

Так же для  проведения анализа распределения  чистой прибыли можно рассмотреть  структуру собственных оборотных  средств.

По данным таблицы 2.11 видно, что собственные  оборотные активы ОАО «КЭОЛА» с каждым годом уменьшается, в 2009 году величина собственных оборотных активов предприятия по сравнению с 2008 годом уменьшилась на 87486 т.р. и составила 7373 т.р. В 2010 году произошло значительное отклонение в сторону уменьшения. Значение собственных оборотных активов резко сократилось на 13078,5 т.р.

 

Таблица 2.11 - Величина собственных оборотных  активов ОАО «КЭОЛА»,т.р

Показатель

Фактическое значение

Отклонение

 

2007г.

2008г.

2009г.

2010г.

2007-2008 гг.

2008- 2009 гг.

2009-2010гг. гг.

Величина собственных оборотных  активов

92789,9

94859

7373

-5705,5

+2069,1

-87486

-13078,5


 

Резюмируя выше сказанное по распределению  прибыли ОАО «КЭОЛА» можно сделать следующие выводы: в течение периода 2007-2008 гг. чистая прибыль распределялась по следующим направлениям:

  • дивидендные выплаты;
  • в резервный фонд;
  • на капитальные вложения.

 

Притом, что больше половины чистой прибыли  направлялось на капитальные вложения (55,6 % - в 2007 году, 57,8 % - в 2008 году), на дивидендные выплаты направлялось в 2007 году - 33,5 %, а в 2008 году - 38,2 % от чистой прибыли. Оставшаяся часть чистой прибыли в размере 10,8 % (2007 г.) и 4,0 % (2008 г.) в резервный фонд предприятия.

А за период 2009-2010 гг. чистая прибыль в размере 100,0% направлялась только на капитальные вложения. По моему мнению, это, конечно же, не правильно, но у руководства предприятия не остается другого выхода, так как с каждым годом размер прибыли снижается. И для получения более большего размера чистой прибыли в будущем руководство акцентирует свое внимание на увеличение объема нераспределенной прибыли.

По коэффициентам  платежеспособности можно сделать  вывод, что они находятся в  норме, хотя к 2009-2010 годам коэффициент концентрации собственного капитала снизился, а коэффициент концентрации заемного капитала наоборот уменьшился.

Величина собственных оборотных  активов, как и все другие показатели на протяжении отчетного периода  времени снижается. Так в 2007 году сумма собственных оборотных средств составляла 92789,9 т.р., к 2009 году данная величина сократилась до 7373 т.р., а в 2010 году размер собственных оборотных активов получился отрицательным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Пути  повышения прибыли  на предприятии

3.1 Резервы и пути увелечения прибыли

Достижение  высоких результатов работы предприятия  предполагает управление процессом  формирования, распределения и использования  прибыли. Управление включает анализ прибыли, ее планирование, и постоянный поиск  возможностей увеличения прибыли.

На  многих предприятиях существует подразделение  экономических служб, которые занимаются постоянным анализом себестоимости, изыскивают пути ее снижения, чтобы получить прирост  прибыли. Но в значительной мере эта  работа обеспечивается инфляцией и  ростом цен на исходное сырье и  топливно-энергетические ресурсы. В  условиях резкого роста цен и  недостатка собственных оборотных  средств  у предприятий возможность  прироста прибыли в результате снижения себестоимости исключена.

Увеличение  объема реализации продукции в натуральном  выражении при прочих равных условиях ведет к росту прибыли. Возрастающие объемы производства, пользующейся спросом, могут достигаться с помощью  капитальных вложений, что требует  направления прибыли на покупку  более производительного оборудования, освоение новых технологий, расширение производства. Этот путь сейчас для  многих предприятий затруднен или  почти невозможен по причине инфляции, роста цен и недоступности  долгосрочного кредита. Предприятие, располагающее средствами и возможностями  для проведения капитальных вложений, реально увеличивают свою прибыль, если обеспечивают рентабельность инвестиций выше темпов инфляции.

Не  требует капитальных затрат ускорение  оборачиваемости оборотных средств, которое также ведет к росту  объемов производства и реализации продукции. Однако инфляция достаточно быстро обесценивает оборотные средства, предприятиями на приобретение сырья  и топливно-энергетических ресурсов направляется все большая их часть, неплатежи покупателей и требуемая  предоплата отвлекают значительную часть средств из оборота покупателей.

В целом для предприятий России характерно снижение объемов производства в течение последних лет.

В этой ситуации, казалось бы, логично  предположить резкое падение массы  прибыли. Но статистические данные свидетельствуют  об обратном. При росте затрат на производство продукции и снижения объемов ее выпуска прибыль растет вследствие постоянно повышающихся цен. Увеличение цены само по себе не является негативным фактором. Оно вполне обосновано, если связано с повышением спроса на продукцию, улучшением технико-экономических параметров и потребительских свойств выпускаемой продукции.

Поскольку прибыль от реализации продукции  занимает наибольший удельный вес в  структуре балансовой прибыли, то анализ факторов, ее определяющих, имеет значение для выявления резервов роста  всей балансовой прибыли.

При стабильных экономических условиях хозяйствования основной путь увеличения прибыли от реализации продукции  состоит в снижении себестоимости  затрат. Особенно важно это для  предприятий обрабатывающих отраслей, на которых удельный вес стоимости  сырья в себестоимости существенно  выше, чем на аналогичных предприятиях развитых стран, значителен вес отходов. В частности, в машиностроении удельный вес металлоотходов в общем, потреблении  черных металлов на протяжении многих лет стабильно занимает более 20% , а удельный вес стружки в общем  образовании металлоотходов  - 45%. Это свидетельствует и о применении морально устаревшего оборудования.

В добывающих отраслях прирост прибыли  достаточно сложно обеспечить в результате снижения себестоимости добычи полезных ископаемых из-за естественно-природных  причин. В основном это может достигаться  вследствие увеличения объемов добычи.

В отраслях, ориентированных на конечного  потребителя решающее значение имеют  объемы производства и реализации продукции, определяемые спросом, уровень себестоимости, но без ущерба для качества потребительских  товаров.

На  величину прибыли от реализации продукции  влияют состав, и размер нереализованных  остатков на начало, и конец периода. Значительная величина остатков приводит к неполному поступлению выручки  и недополучению прибыли.

Резервом  увеличения балансовой прибыли, может  быть, прибыль, полученная от реализации основных фондов и иного имущества  предприятия. Если раньше операции, связанные  с выбытием основных фондов, не оказывали  заметного влияния на финансовые результаты, то теперь, когда предприятия  вправе распоряжаться своим имуществом, имеет смысл освободиться от излишнего  и не установленного оборудования, предварительно взвесив, что выгоднее – продать его или сдать  в аренду.

Другие  операции, например безвозмездная передача основных средств предприятию, не относятся  на балансовую прибыль, а возмещаются  из чистой прибыли, предназначенной  на накопление.

Прибыль может быть получена от реализации нематериальных активов, имеющих спрос  на рынке. Их продажная цена  определяется способностью приносить доход. Для  исчисления прибыли из продажной  цены исключаются затраты, связанные  с созданием или покупкой нематериальных активов с учетом расходов по их доведению до состояния, в котором  они способны приносить доход.

  Помимо факторов увеличения объема  производства продукции, повышения  цен продвижения продукции на  незаполненные рынки, неумолимо  выдвигается проблема снижения  затрат на производство и реализацию  этой продукции, снижения издержек  производства.

В традиционном представлении важнейшими путями снижения затрат является экономия всех видов ресурсов, потребляемых в производстве: трудовых и материальных.

Так значительную роль в структуре издержек производства занимает оплата труда. Поэтому  актуальна задача снижения трудоемкости выпускаемой продукции, роста производительности труда, сокращения численности административно-обслуживающего персонала.

Снижения  трудоемкости продукции, роста производительности труда можно достичь различными способами. Наиболее эффективные из них – механизация и автоматизация  производства, разработка и применение прогрессивных, высокопроизводительных технологий. Однако одни мероприятия  по совершенствованию применяемой  техники и технологии не дадут  должной отдачи без улучшения  организации производства и труда. 

Информация о работе Прибыль. анализ финансовой деятельности предприятия