Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 00:59, курсовая работа
Сегодня для любого гражданина России не секрет, что экономика практически перешла на рыночные рельсы и функционирует исключительно по законам рынка. В условиях рыночных отношений центр экономической деятельности перемещается к основному звену всей экономики – предприятию. Именно на этом уровне создаётся вся необходимая обществу продукция, оказываются различные услуги.
Введение 3
Экономическая сущность прибыли и её роль в деятельности
предприятия
Прибыль, как показатель эффективности
хозяйственной деятельности предприятия 4
1.2 Механизм формирования прибыли на предприятии 7
1.3 Планирование прибыли 10
1.4 Распределение прибыли и ее использование 12
1.5 Налоговый кодекс РФ о прибыли 19
2. Анализ деятельности предприятия ООО «КЭОЛА»
2.1 Анализ формирования прибыли предприятия 22
2.2 Анализ распределения и использования
прибыли 28
3. Пути повышения прибыли на предприятии
3.1 Резервы и пути увеличения прибыли 33
Заключение 37
Список использованной литературы
Так же при рассмотрении таблицы 2.1 отметим, что прибыль от продаж в 2007 году была равна сумме 14636 т.р. В течение периода 2007-2009 гг. данная прибыль с каждым годом снижалась. И к 2009 году прибыль от продаж была равна 3331 т.р. Спад составил 11305 т.р. по сравнению с 2007 годом. В 2010 году прибыль от продаж увеличилась до 27059 т.р., что даже превышало значение 2007 года на 184,9%.
Коммерческие и управленческие расходы ОАО "КЭОЛА"
2007г. 2008г. 2009г. 2010г.
Коммерческие расходы
Управленческие расходы
Рис. 2.1 - Коммерческие и управленческие расходы ОАО «КЭОЛА»
за 2007-2010 гг.
После рассмотрения рисунок 2.1 видно, что управленческие расходы предприятия с каждым годом увеличиваются. А коммерческие расходы в 2009 году резко уменьшились и фактически составили 1023 тыс.р., но к 2010 году они увеличились до 3750 тыс.р., что превысило даже уровень 2008 года (2146 тыс.р.).
На мой
взгляд для большей удобности
и наглядности изменения
Прибыль от продаж - это важнейшая составляющая часть прибыль предприятия. Этот показатель рассчитывается по формуле:
Р = N-S,
где N - выручка от продаж продукции (работ, услуг) без НДС, акцизов и других косвенных налогов;
S - затраты на производство продукции (работ, услуг) по полной себестоимости.
Изменение прибыли от продаж продукции происходит под влиянием объема продаж и себестоимости, которые, в свою очередь, зависят от ряда факторов.
К факторам первой группы относятся:
Факторы второй группы включают:
Приведем методику формализованного расчета влияния факторов на прибыль от реализации продукции.
Расчет общего изменения прибыли от реализации продукции:
где - прибыль отчетного года;
- прибыль базисного года.
Таблица 2.5 - Результаты факторного анализа прибыли от продаж ОАО «КЭОЛА», т.р.
Факторы |
2008 г. |
2009 г. |
2010г. |
Изменение отпускных цен на продукцию |
- 8869,23 |
- 33882,5 |
70463,6 |
Изменение объема реализации продукции |
878,16 |
502,2 |
199,86 |
Изменение структуры продукции |
146,36 |
83,7 |
33,31 |
Снижение уровня затрат |
- 38760,91 |
- 16572,28 |
- 109822,77 |
Изменение структуры затрат |
1767,2 |
1752,68 |
1568,58 |
Изменение цен на материалы и тарифов |
50825,1 |
4548,82 |
62067,25 |
Общее отклонение от прибыли |
5986,68 |
- 43567,38 |
24509,83 |
Анализируя данные таблицы 2.5 видно, что наибольшее влияние на отклонение прибыли в 2010 году оказали ценовые факторы и изменение цен на материалы и тарифы. Структурные сдвиги в затратах на производство позволили получить экономию ресурсов и дополнительную прибыль 1565,58 т.р., что составляет 6,39% общего отклонения по прибыли. А за счет роста объема продаж получено дополнительной прибыли лишь в размере 199,86 т.р., что составляет 0,81% общего отклонения по прибыли.
На основе факторного анализа можно также сделать вывод о том, что на протяжении 2008-2010 годов на предприятии наблюдается тенденция к снижению объема реализации продукции и соответственно ухудшается и структура продукции. На наш взгляд, это дает основание полагать, что продукция ОАО «КЭОЛА» не пользуется спросом.
Прибыль до налогообложения включает финансовые результаты от продаж продукции, работ и услуг, доходы и расходы от финансовой и инвестиционной деятельности, внереализационные доходы и расходы. Прибыль до налогообложения в течение 2007-2009 гг. уменьшалась. В 2008 году уровень данной прибыли был меньше на 3480 т.р., чем в 2007 году. А в 2009 году данная прибыль сократилась на 6321 т.р., чем в предыдущем году. К 2010 году прибыль до налогообложения по отношению к 2009 году увеличилась на 795,8% или на 2637т.р.
Чистая
прибыль является одним из
важнейших экономических
Данные таблицы 2.6 показывают, что сумма чистой прибыли с каждым годом уменьшается. Можно сказать, что уменьшение суммы чистой прибыли происходит быстрыми темпами, так как в 2007 году сумма чистой прибыли составляла 8064 т.р., а к 2010 году уменьшилась до 28 т.р. Этому способствовало и то, что в 2010 году по сравнению с 2007-2008 гг. сумма прибыли до налогообложения так же сократилась на 1936 т.р. и на 3684 т.р. соответственно.
Таблица 2.6 - Определение суммы чистой прибыли ОАО «КЭОЛА», т.р.
Показатели |
Фактическое значение |
Отклонение | |||||
|
2007г. |
2008г. |
2009г. |
2010г. |
2008-2007 гг. |
2009-2008 гг. |
2010-2009 гг. |
Прибыль до налогообложения |
10180 |
6700 |
379 |
3016 |
-3480 |
-6321 |
+2637 |
Налог на прибыль |
1242 |
1363 |
344 |
1927 |
+ 121 |
-1019 |
+1583 |
Чистая прибыль |
8064 |
5337 |
35 |
28 |
-2727 |
-5302 |
-7 |
Для большего удобства данные из таблицы 2.6 можно представить в виде отношения удельного веса чистой прибыли и налога на прибыль к удельному весу прибыли до налогообложения ОАО «КЭОЛА».
Таблица 2.7 - Удельный вес чистой прибыли в прибыли до налогообложения, %
Показатели |
2007г. |
2008г. |
2009г. |
2010г. |
Прибыль до налогообложения |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
Налог на прибыль |
20,8 |
20,3 |
90,8 |
63,9 |
Чистая прибыль |
79,2 |
79,6 |
9,2 |
0,9 |
Анализируя таблицу 2.7 видно, что удельный вес чистой прибыли ОАО «КЭОЛА» в прибыли до налогообложения в 2007 году составил 79,2% в 2008г. - 79,6%; в 2009г. - 9,2%; в 2010г. - 0,9%. По показателям чистой прибыли на протяжении отчетного периода времени наблюдается отрицательная динамика. Удельный вес налога на прибыль в прибыли до налогообложения с каждым годом увеличивается в 2007г. - 20,8%; в 2008г. - 20,3%; в 2009г. -90,8%; в 2010 год - 63,9%. Самое большое значение удельного веса налога на прибыль приходится на 2009 год, в размере 90,8%. К 2010 году данный показатель сократился на 26,9% и достиг значения 63,9%.
На мой взгляд, прибыль является сложным комплексным показателем, величины которого непременно учитывается в процессе обоснования и принятия. Итак, подводя итог о формирование прибыли ОАО «КЭОЛА», можно сделать вывод, что с каждым годом все показатели прибыли снижаются. О чем свидетельствует приведенный анализ. Прибыль до налогообложения в 2009 году по сравнению с 2008 годом уменьшилась на 6321 т.р. Размер чистой прибыли очень резко сокращается. В 2007 году размер чистой прибыли составлял 8064 т.р., а к 2010 году он снизился до 28 т.р. Сокращение данного вида прибыли приводит к ухудшению деятельности предприятия, уменьшение активов. Сумма постоянных расходов предприятия с каждым годом увеличивается. Прирост расходов в 2010 году по отношению к 2009 году составил 108,2% или 229 т.р. На основе проведенного факторного анализа прибыли от продаж, можно сделать вывод, что в 2008 и в 2010 годах наибольшее влияние на отклонение прибыли оказали ценовые факторы, в том числе и цены на материалы и тарифы. За счет роста объема продаж получено дополнительной прибыли в 2008 году только 14,76%, а в 2010 году 0,81%. Это позволяет сделать нам вывод о том, что продукция ОАО «КЭОЛА» не пользуется спросом. А структурные сдвиги в затратах на производство позволили получить экономию ресурсов и дополнительную прибыль в 2008 году - 29,52%, а в 2010 году - 6,39% общего отклонения от прибыли. Это все говорит о том, что общая финансово-экономическая ситуация на предприятия ухудшается, особенно резко снижение всех показателей прибыли наблюдается в 2009-2010 годах.
2.2 Анализ распределения и использования прибыли предприятия
Эффективность функционирования предприятия зависит не только от размера получаемой прибыли, но и от характера ее распределения. Порядок ее распределения состоит в том, что одна часть при были в виде налогов и соборов поступает в бюджет государства и используется на нужды общества, а вторая часть остается в распоряжении предприятия и используется на выплату дивидендов акционерам предприятия, на расширение производства, создание резервных фондов и т.д.
Однако если государство облагает предприятие очень высокими налогами, то это не стимулирует развитие производства, в связи, с чем сокращается объем выпуска и реализации продукции, и как результат поступления средств в бюджет. То же может произойти, если всю сумму прибыли использовать на выплату дивидендов акционерам предприятия. В этом случае в перспективе уменьшится производство продукции, так как не будут обновляться основные производственные фонды, сократиться собственный оборотный каптал, что в конечном итоге может стать причиной банкротства предприятия. Если же уменьшается доля дивидендных выплат в использовании прибыли, то это в свою очередь приведет к снижению инвестиционной привлекательности предприятия. Поэтому на каждом предприятии должен быть найден оптимальный вариант распределения прибыли. Большую роль в этом должен сыграть анализ хозяйственной деятельности предприятия.
Для анализа используются Устав предприятия, данные отчета о прибылях и убытках, приложения к балансу, отчета об изменениях капитала ОАО «КЭОЛА», расчетов налогов на прибыль, на доходы.
Чистая прибыль используется в соответствии с Уставом предприятия. За счет ее осуществляется инвестирование производственного развития, выплачиваются дивиденды акционерам предприятия, создаются резервные фонды. При распределении чистой прибыли необходимо добиваться оптимизации пропорций между капитализируемой ее суммой с целью обеспечения:
Факторы, влияющие на пропорции распределения прибыли, делятся на внешние и внутренние.
К числу внешних факторов относятся:
К числу внутренних факторов, оказывающих влияние на пропорции в распределении прибыли, можно отнести следующие:
Информация о работе Прибыль. анализ финансовой деятельности предприятия