Прибыль. анализ финансовой деятельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 00:59, курсовая работа

Описание работы

Сегодня для любого гражданина России не секрет, что экономика практически перешла на рыночные рельсы и функционирует исключительно по законам рынка. В условиях рыночных отношений центр экономической деятельности перемещается к основному звену всей экономики – предприятию. Именно на этом уровне создаётся вся необходимая обществу продукция, оказываются различные услуги.

Содержание

Введение 3
Экономическая сущность прибыли и её роль в деятельности
предприятия
Прибыль, как показатель эффективности
хозяйственной деятельности предприятия 4
1.2 Механизм формирования прибыли на предприятии 7
1.3 Планирование прибыли 10
1.4 Распределение прибыли и ее использование 12
1.5 Налоговый кодекс РФ о прибыли 19
2. Анализ деятельности предприятия ООО «КЭОЛА»
2.1 Анализ формирования прибыли предприятия 22
2.2 Анализ распределения и использования
прибыли 28
3. Пути повышения прибыли на предприятии
3.1 Резервы и пути увеличения прибыли 33
Заключение 37
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

КУРСАЧ.docx

— 180.69 Кб (Скачать)

Так же при  рассмотрении таблицы 2.1 отметим, что  прибыль от продаж в 2007 году была равна сумме 14636 т.р. В течение периода 2007-2009 гг. данная прибыль с каждым годом снижалась. И к 2009 году прибыль от продаж была равна 3331 т.р. Спад составил 11305 т.р. по сравнению с 2007 годом. В 2010 году прибыль от продаж увеличилась до 27059 т.р., что даже превышало значение 2007 года на 184,9%.

 



Коммерческие и управленческие расходы ОАО "КЭОЛА"

                     2007г.   2008г.   2009г.   2010г.

Коммерческие  расходы


Управленческие  расходы


Рис. 2.1 - Коммерческие и управленческие расходы ОАО «КЭОЛА»

за 2007-2010 гг.

 

После рассмотрения рисунок 2.1 видно, что управленческие расходы предприятия с каждым годом увеличиваются. А коммерческие расходы в 2009 году резко уменьшились и фактически составили 1023 тыс.р., но к 2010 году они увеличились до 3750 тыс.р., что превысило даже уровень 2008 года (2146 тыс.р.).

На мой  взгляд для большей удобности  и наглядности изменения прибыли  от продаж и факторов, влияющих на это  изменение необходимо сделать факторный  анализ прибыли, для выяснения степени  влияния различных факторов на уровень  прибыли от продаж.

Прибыль от продаж - это важнейшая составляющая часть прибыль предприятия. Этот показатель рассчитывается по формуле:

 

 Р = N-S, 

 

где N - выручка  от продаж продукции (работ, услуг) без  НДС, акцизов и других косвенных  налогов;

S - затраты на производство продукции (работ, услуг) по полной себестоимости.

Изменение прибыли от продаж продукции происходит под влиянием объема продаж и себестоимости, которые, в свою очередь, зависят  от ряда факторов.

К факторам первой группы относятся:

  • изменение отпускных цен на продукцию;
  • изменение объема продаж продукции;
  • изменение объема продукции, обусловленное изменениями в структуре продукции.

Факторы второй группы включают:

  • изменение себестоимости продукции, отражающее режим экономии;
  • изменение себестоимости продукции за счет структурных сдвигов;
  • изменение цен на материалы и тарифов на услуги.

Приведем  методику формализованного расчета  влияния факторов на прибыль от реализации продукции.

Расчет  общего изменения прибыли от реализации продукции:

 

 

 

где - прибыль отчетного года;

- прибыль базисного года.

 

Таблица 2.5 - Результаты факторного анализа прибыли  от продаж ОАО «КЭОЛА», т.р.

Факторы

2008 г.

2009 г.

2010г.

Изменение отпускных цен на продукцию

- 8869,23

- 33882,5

70463,6

Изменение объема реализации продукции

878,16

502,2

199,86

Изменение структуры продукции

146,36

83,7

33,31

Снижение уровня затрат

- 38760,91

- 16572,28

- 109822,77

Изменение структуры затрат

1767,2

1752,68

1568,58

Изменение цен на материалы и тарифов

50825,1

4548,82

62067,25

Общее отклонение от прибыли

5986,68

- 43567,38

24509,83


 

Анализируя  данные таблицы 2.5 видно, что наибольшее влияние на отклонение прибыли в  2010 году оказали ценовые факторы и изменение цен на материалы и тарифы. Структурные сдвиги в затратах на производство позволили получить экономию ресурсов и дополнительную прибыль 1565,58 т.р., что составляет 6,39% общего отклонения по прибыли. А за счет роста объема продаж получено дополнительной прибыли лишь в размере 199,86 т.р., что составляет 0,81% общего отклонения по прибыли.

На основе факторного анализа можно также  сделать вывод о том, что на протяжении 2008-2010 годов на предприятии наблюдается тенденция к снижению объема реализации продукции и соответственно ухудшается и структура продукции. На наш взгляд, это дает основание полагать, что продукция ОАО «КЭОЛА» не пользуется спросом.

Прибыль до налогообложения включает финансовые результаты от продаж продукции, работ  и услуг, доходы и расходы от финансовой и инвестиционной деятельности, внереализационные  доходы и расходы. Прибыль до налогообложения  в течение 2007-2009 гг. уменьшалась. В 2008 году уровень данной прибыли был меньше на 3480 т.р., чем в 2007 году. А в 2009 году данная прибыль сократилась на 6321 т.р., чем в предыдущем году. К 2010 году прибыль до налогообложения по отношению к 2009 году увеличилась на 795,8% или на 2637т.р.

 Чистая  прибыль является одним из  важнейших экономических показателей,  характеризующих конечные результаты  деятельности предприятия. Количественно  она представляет собой разность  между суммой прибыли до налогообложения  и суммой внесенных в бюджет  налогов из прибыли, экономических  санкций и других обязательных  платежей предприятия, покрываемых  за счет прибыли.

Данные  таблицы 2.6 показывают, что сумма  чистой прибыли с каждым годом  уменьшается. Можно сказать, что  уменьшение суммы чистой прибыли  происходит быстрыми темпами, так как  в 2007 году сумма чистой прибыли составляла 8064 т.р., а к 2010 году уменьшилась до 28 т.р. Этому способствовало и то, что в 2010 году по сравнению с 2007-2008 гг. сумма прибыли до налогообложения так же сократилась на 1936 т.р. и на 3684 т.р. соответственно.

 

Таблица 2.6 - Определение суммы чистой прибыли  ОАО «КЭОЛА», т.р.

Показатели

Фактическое значение

Отклонение

 

 

2007г.

 

2008г.

 

2009г.

 

2010г.

2008-2007 гг.

2009-2008 гг.

2010-2009 гг.

Прибыль до налогообложения

10180

6700

379

3016

-3480

-6321

+2637

Налог на прибыль

1242

1363

344

1927

+ 121

-1019

+1583

Чистая прибыль

8064

5337

35

28

-2727

-5302

-7


 

Для большего удобства данные из таблицы 2.6 можно  представить в виде отношения  удельного веса чистой прибыли и  налога на прибыль к удельному  весу прибыли до налогообложения  ОАО «КЭОЛА».

 

Таблица 2.7 - Удельный вес чистой прибыли в  прибыли до налогообложения, %

Показатели

2007г.

2008г.

2009г.

2010г.

Прибыль до налогообложения

100,0

100,0

100,0

100,0

Налог на прибыль

20,8

20,3

90,8

63,9

Чистая прибыль

79,2

79,6

9,2

0,9


 

Анализируя  таблицу 2.7 видно, что удельный вес  чистой прибыли ОАО «КЭОЛА» в прибыли до налогообложения в 2007 году составил 79,2% в 2008г. - 79,6%; в 2009г. - 9,2%; в 2010г. - 0,9%. По показателям чистой прибыли на протяжении отчетного периода времени наблюдается отрицательная динамика. Удельный вес налога на прибыль в прибыли до налогообложения с каждым годом увеличивается в 2007г. - 20,8%; в 2008г. - 20,3%; в 2009г. -90,8%; в 2010 год - 63,9%. Самое большое значение удельного веса налога на прибыль приходится на 2009 год, в размере 90,8%. К 2010 году данный показатель сократился на 26,9% и достиг значения 63,9%.

На мой  взгляд, прибыль является сложным  комплексным показателем, величины которого непременно учитывается в  процессе обоснования и принятия. Итак, подводя итог о формирование прибыли ОАО «КЭОЛА», можно сделать вывод, что с каждым годом все показатели прибыли снижаются. О чем свидетельствует приведенный анализ. Прибыль до налогообложения в 2009 году по сравнению с 2008 годом уменьшилась на 6321 т.р. Размер чистой прибыли очень резко сокращается. В 2007 году размер чистой прибыли составлял 8064 т.р., а к 2010 году он снизился до 28 т.р. Сокращение данного вида прибыли приводит к ухудшению деятельности предприятия, уменьшение активов. Сумма постоянных расходов предприятия с каждым годом увеличивается. Прирост расходов в 2010 году по отношению к 2009 году составил 108,2% или 229 т.р. На основе проведенного факторного анализа прибыли от продаж, можно сделать вывод, что в 2008 и в 2010 годах наибольшее влияние на отклонение прибыли оказали ценовые факторы, в том числе и цены на материалы и тарифы. За счет роста объема продаж получено дополнительной прибыли в 2008 году только 14,76%, а в 2010 году 0,81%. Это позволяет сделать нам вывод о том, что продукция ОАО «КЭОЛА» не пользуется спросом. А структурные сдвиги в затратах на производство позволили получить экономию ресурсов и дополнительную прибыль в 2008 году - 29,52%, а в 2010 году - 6,39% общего отклонения от прибыли. Это все говорит о том, что общая финансово-экономическая ситуация на предприятия ухудшается, особенно резко снижение всех показателей прибыли наблюдается в 2009-2010 годах.

 

2.2 Анализ распределения и использования прибыли предприятия

 

Эффективность функционирования предприятия зависит  не только от размера получаемой прибыли, но и от характера ее распределения. Порядок ее распределения состоит в том, что одна часть при были в виде налогов и соборов поступает в бюджет государства и используется на нужды общества, а вторая часть остается в распоряжении предприятия и используется на выплату дивидендов акционерам предприятия, на расширение производства, создание резервных фондов и т.д.



Однако если государство облагает предприятие очень высокими налогами, то это не стимулирует развитие производства, в связи, с чем сокращается  объем выпуска и реализации продукции, и как результат поступления  средств в бюджет. То же может  произойти, если всю сумму прибыли  использовать на выплату дивидендов акционерам предприятия. В этом случае в перспективе уменьшится производство продукции, так как не будут обновляться основные производственные фонды, сократиться собственный оборотный каптал, что в конечном итоге может стать причиной банкротства предприятия. Если же уменьшается доля дивидендных выплат в использовании прибыли, то это в свою очередь приведет к снижению инвестиционной привлекательности предприятия. Поэтому на каждом предприятии должен быть найден оптимальный вариант распределения прибыли. Большую роль в этом должен сыграть анализ хозяйственной деятельности предприятия.

Для анализа  используются Устав предприятия, данные отчета о прибылях и убытках, приложения к балансу, отчета об изменениях капитала ОАО «КЭОЛА», расчетов налогов на прибыль, на доходы.

Чистая  прибыль используется в соответствии с Уставом предприятия. За счет ее осуществляется инвестирование производственного  развития, выплачиваются дивиденды  акционерам предприятия, создаются  резервные фонды. При распределении  чистой прибыли необходимо добиваться оптимизации пропорций между  капитализируемой ее суммой с целью  обеспечения:

  1. необходимого объема инвестиций для производственного развития;
  2. необходимой нормы доходности на инвестированный капитал собственникам предприятия.

Факторы, влияющие на пропорции распределения  прибыли, делятся на внешние и  внутренние.

К числу  внешних факторов относятся:

  • правовые ограничения (ставки налогов на прибыль, процентные отчисления в резервные фонды и др.);
  • система налоговых льгот при реинвестировании прибыли;
  • рыночная норма прибыли на инвестируемый капитал, рост которой сопровождается тенденцией повышения доли капитализированной части прибыли, и наоборот, ее снижение обуславливает увеличение доли потребляемой прибыли;
  • стоимость внешних источников формирования инвестиционных ресурсов (при высоком ее уровне выгоднее использовать прибыль, и наоборот);

К числу  внутренних факторов, оказывающих влияние  на пропорции в распределении  прибыли, можно отнести следующие:

  • уровень рентабельности предприятия, при низком значении и соответственно небольшой сумме распределяемой прибыли большая ее часть идет на создание обязательных фондов и резервов, на выплату дивидендов по привилегированным акциям и т.д.;
  • наличие в портфеле предприятия высокодоходных инвестиционных проектов, способных обеспечить акционерам высокие доходы в перспективе;
  • необходимость ускоренного завершения начатых инвестиционных проектов; уровень коэффициента финансового левериджа (соотношение заемного и собственного капитала), который является одним из индикаторов финансового риска и факторов, способствующих увеличению собственного капитала при низкой цене заемных ресурсов. В зависимости от сложившегося со отношения между доходностью бизнеса и ценой заемных ресурсов предприятие может регулировать его уровень, увеличивая или уменьшая долю капитализированной прибыли;
  • наличие альтернативных внутренних источников формирования инвестиционных ресурсов (амортизационного фонда, выручки от реализации основных средств и финансовых активов);
  • текущая платежеспособность предприятия, при низком уровне которой предприятие должно сокращать потребляемую часть прибыли.

Информация о работе Прибыль. анализ финансовой деятельности предприятия