Предприятие как хозяйствующий субъект

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 18:25, лекция

Описание работы

В условиях рыночных отношений предприятие является основным звеном всей экономики, поскольку именно на этом уровне создается нужная обществу продукция, оказываются необходимые услуги.
Предприятие - это самостоятельный, организационно обособленный хозяйствующий субъект производственной сферы народного хозяйства, который производит и реализует продукцию, выполняет работы промышленного характера или предоставляет платные услуги.

Работа содержит 1 файл

lectii.doc

— 693.50 Кб (Скачать)

 Каждая из  договорившихся сторон специализируется  на выполнении функций. Которые  позволяют самым оптимальным  образом реализовать свои преимущества. В области производства мелкие  фирмы работают на основе подетальной, поузловой технологической кооперации производства изделий.

В области обслуживания производства. Специализированные мелкие фирмы осуществляют планово-предупредительный  ремонт  и текущее обслуживание оборудование.

 в сфере  торговли и услуг наиболее  распространенной формой хозяйственной интеграции малого и крупного бизнеса стала система «франчайзинг (льгота, привилегия) крупная компания заключает договор мелким предприятиям (операторам) о предоставлении ему исключительного права на создание и сбыт под её торговой маркой на конкретном рынке определенных товаров и услуг.

Другой формой является подключение предприятия  оператора в полный цикл хозяйственной  деятельности головной компании (при  организации предприятий питания  розничной торговли, в обслуживании бизнеса, в бытовых услугах).

Деловые услуги: услуги по обработке, охране предприятий  и др. также представляет новую  форму деятельности МБ и сопряжено  с желанием  крупной фирмы сократить  расходы на содержание административного  управленческого и инженерно-технического персонала.

Значение МБ проявляется в государственной  политике по отношению к нему, а  конкретно в области налогооблажения, приватизации, трудового законодательства, учреждения специальных служб и  программ. Стимулирования деловой активности, предпринимательских курсов, льготных условий финансирования и др.

    В  РМ в соответствии с Законом  №619-Х5 от 8 ноября 2001 года о поддержке  и защите малого бизнеса предприятие,  среднегодовое количество работников  которого не превышает 9 лиц,  а годовая сумма чистых продаж составляет не более 3 млн. леев, считается микропредприятием, а предприятием со среднегодовым количеством работником  от10 до 50 лиц включительно и годовой суммой чистых продаж до 10 млн.леев – малым предприятием.

     В  экономике Молдовы большинство малых предприятий являются частными и функционируют в сфере торговли, ремонта автотранспортных средств, производства хозяйственных товаров и предметов личного пользования (около 65% от общего числа).

     По  формам собственности фирмы могут  быть частными, коллективными, государственными или смешанными.

     По  хозяйственному назначению выпускаемой  продукции фирмы могут быть  квалифицированы на производящие  средства производства и производящие  потребительские товары.

Особое значение имеет классификация фирм по организационно-правовым формам. В каждой стране эти формы устанавливаются соответствующим законодательством. В РМ организационно-правовые формы предпринимательской деятельности определены Законом о предпринимательстве и предприятиях №845- ХII от 3 января 1992 года.

Фонд поддержки  Предпринимательства и Развития МБ РМ был создан на основании Постановления  Правительства РМ №659 от 21 октября 1993 г.

Проект « BIZPRO  - Молдова», финансируемый USAID - Агентством   США по международному развитию ведет работу по систематизации сведений о контрольных органах, их структурой, «пропиской», требованиями и схемами работы.

Ведется работа по изменению структуры МБ  - Проект « BIZPRO -Молдова».

Основные задачи государственной программы поддержки  МБ на 2002-2005 годы:

    • обеспечение сферы МБ усовершенствованной законодательно-нормативной базой;
    • активизация финансово-кредитных и инвестиционных механизмов, поиск новых форм финансово-кредитной поддержки МБ,
    • расширение доступа малых и микропредприятий к финансовым ресурсам путем привлечения внебюджетных средств, развития лизинга и т.д.;
    • облегчение создания новых рабочих мест субъектами МБ;
    • поддержка деловой и инвестиционной деятельности, развитие конкуренции на рынке товаров и услуг;
    • создание благоприятных условий для формирования инфраструктуры рынка, и в первую очередь деловых услуг;
    • привлечение к предпринимательской деятельности молодежи. Женщин, безработных и других социально уязвимых слоев населения;
    • стимулирование развития отраслей непроизводственной сферы, имеющих высокий экономический потенциал;
    • создание условий для развития МБ в производственной сфере, в т.ч. на основе реструктурированных предприятий;
    • создание благоприятных условий для развития МБ в регионах;
    • расширение деловых возможностей МБ через интенсивное развитие международного и межрегионального сотрудничества, а также производственного кооперирования;
    • полное обеспечение малых и микропредприятий модернизированными информационными и инструктивными услугами с помощью бизнес-инкубаторов, промышленных, инвестиционных и технологических парков и др.

 

Проблемы  малого бизнеса

 

         Практически хронический дефицит  финансовых ресурсов у всех  представителей малого бизнеса,  трудности получения их из  дополнительных частных источников, приводит к тому, что малым  предприятиям во многом приходится полагаться на сравнительно небольшие кредиты банков. Однако, данная группа предприятий для банкиров представляет определенную зону риска. Характеризующийся необеспеченностью ресурсами, отсутствием опыта малый бизнес не считается надежным вложением капитала.

Во взаимоотношениях мелкого предпринимательства с  банками существенную проблему составляет вопрос о стоимости кредита. Не секрет, что для малых предприятий  обращающихся за кредитом, процентные выплаты, в большинстве случаев, составляют значительную часть издержек производства. Бремя процентных выплат часто угрожает самому существованию небольших фирм, если экономический рост замедляется. В Молдове стоимость такого кредита достигает 26%. Хотя программа поддержки малого бизнеса предоставляет возможность получения кредита под 4-7%, а число получающих его ограничено, а в 2009 году только 150 предпринимателей смогли их получить.

Проблемы, с  которыми сталкивается малый бизнес можно определить по следующим направлениям:

  1. Общие проблемы – это проблемы макроуровня, и они возникают у каждого предпринимателя на любом этапе развития. К ним относятся:

несовершенство  законодательства, существенные законодательные  пробелы, внутренняя противоречивость законов, нестабильность законодательной  базы. В тексты практически всех законов о налогах и в тексты соответствующих инструкций по применению этих законов постоянно (несколько раз в год) вносятся изменения и накапливать всю информацию о действующей в любой момент времени редакции законов.

     Серьезной  проблемой является несовершенство налоговой системы. Оно имеет отрицательное влияние на малый бизнес. Уровень действующих ставок налогов превышает все разумные пределы, а перечень налоговых льгот для МП ограничен. При этом весьма серьезны проблемы, связанные с налогово-информационным обеспечением малого предпринимательства. Его субъекты страдают от монополии налоговых инспекций на информацию, особенно на подзаконные акты, внутренние инструкции и разъяснительные документы, практически недоступные налогоплательщикам. В ситуации, когда вопросы налогообложения регулируются сотнями правовых актов и инструктивных документов, работники налоговых органов могут толковать все неясности и двусмысленности законодательных положений в пользу бюджета.

        Следует также упомянуть о безопасности деятельности предприятия. Развитие рынка в Молдове характеризуется целым рядом источников потенциальных угроз предприятиям и отсутствием практических возможностей противодействия им на основе закона. Высок риск невыполнения потребителями продукции предприятия условий договора в части её оплаты, невыполнение своих обязательств поставщиками, произвол чиновников, вмешивающихся в деятельность предприятии путем установления норм, запретов, вольной трактовки законодательства, ограничение товародвижения и т.п., прямое давление преступных группировок в форме вымогательства, навязывания услуг по «охране», передача конфиденциальной информации о предпринимателях криминальным элементам, утечка информации из коммерческих банков.

      1. Проблемы, возникающие на стадии организации малого предприятия. Кроме

организационных проблем, малым предпринимателям необходимо оформлять большое количество документов, требующих частых визитов в соответствующие  организации и оплаты их услуг. Большую  проблему представляет собой несовершенство системы лицензирования.

  1. Проблемы малого предприятия на стадии старта деятельности. Сюда относятся:

недостаток  оборотных средств, нехватка производственных площадей, крайне

высокая арендная плата, трудности со сбытом продукции (рынки сбыта сужаются вследствие обнищания широких масс населения и неплатежеспособности многих предприятий), недостаток квалифицированных, профессионально подготовленных кадров; недостаток профессиональных знаний и навыков, особенно в области маркетинга, финансовой отчетности, составления бизнес-планов; осень высокие цены на качественную рекламу, отсутствие информации о местонахождении различных структур, занимающихся деятельности по поддержке малого бизнеса и их возможностей.

  1. Проблемы на стадии развития и становления малого предприятия. На данном этапе предприятие достигает в своей деятельности определенных результатов: имеет свое место на рынке, клиентуру, его продукции или услуги пользуются спросом, реализация приносит прибыль, т.е. предприятие растет и развивается. Но и здесь у предпринимателя возникает ряд определенных серьезных проблем: жесткая конкуренция, недостаток лекций, семинаров, тренингов для предпринимателей, необходимых для повышения уровня их профессиональных знаний и навыков, бессистемный характер проверок со стороны контрольно-ревизионных структур. До сих пор в среде предпринимателей преобладают такие источники информации как личные связи, знакомства, кустарные базы данных по материалам печати и рекламы.

         Один из наиболее существенных недостатков малого бизнеса – более высокий уровень риска, поэтому высокая степень неустойчивости положения на рынке. Многое зависит не столько от умения руководителя, сколько от воздействия внешней среды. Поэтому В кризисные для экономики периоды небольшие предприятия в первую очередь становятся банкротами. Это говорит еще и повышенной чувствительности к экономическим изменениям.

Ограниченная  номенклатура выпускаемой продукции  делает малое предприятие уязвимым с точки зрения конъюнктуры рынка. Относительно скромные масштабы  производства и ограниченные ресурсы ставят в невыгодное положение малый бизнес, делают его способным на равных конкурировать с крупным производством.

           Таким образом, проведенное исследование  показало, что отсутствие финансов, высокие налоги и сложность получения кредитов являются первоочередными трудностями для малых фирм.

К вышеназванным  проблемам большинство предпринимателей еще причисляют:

               * трудности нахождения рынков  сбыту;

               * высокая стоимость сырья и энергоресурсов;

               *дорогостоящая реклама;

                * получение информации.

        Проведенный анализ показывает, что развитие малого бизнеса  в Молдове, таким образом, зависит  от того, могут или нет основные  препятствия быть устранены или облегчены. Ситуация, сложившаяся в секторе малого бизнеса, подавлена трудностями почти во всех областях, будь то государственный уровень или общая экономическая ситуация, либо практический уровень ежедневных деловых операций. Единственным действительно положительным фактором является наличие достаточно высоко квалифицированного труда. Все другие факторы можно назвать неблагоприятными. Их можно разделить по следующим категориям:

  • производственный фактор;
  • * спрос;
  • Рыночная среда;
  • Межотраслевая и межфирменная кооперация, консалтинговые услуги.

Что касается производственного  фактора, то очень трудно приобрести недвижимое имущество и производственные площади, финансы и кредит на приемлемых условиях, сырье и материалы, непрерывное  снабжение энергией по умеренным тарифам, новую технологию и оборудование.

Что касается спроса, покупательная сила, особенно с нынешним кризисом, большинства местного населения  неуклонно падает. В экономике  присутствует широко распространенная неплатежеспособность. Внешний спрос зависит в основном от конкурентоспособности молдавских продуктов и услуг. Предприятия малого бизнеса ограничены различными лимитами для установления международных деловых контактов. Более того, качество молдавских продуктов и услуг ниже международных стандартов, а инвестирование в лучшее оборудование и технологию, включая управление качеством, проблематично из-за недостатка капитала.

Относительно  рыночной среды, конкурентный рынок  развит еще неудовлетворенно. К тому же представители малого бизнеса (особенно мелкого) плохо ориентироваться самостоятельно.

Министерство  Финансов Выделило Почти 8 Миллионов  Леев на Реализацию Национальной Программы  по Экономической Абилитации Молодежи

Информация о работе Предприятие как хозяйствующий субъект