Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 18:25, лекция
В условиях рыночных отношений предприятие является основным звеном всей экономики, поскольку именно на этом уровне создается нужная обществу продукция, оказываются необходимые услуги.
Предприятие - это самостоятельный, организационно обособленный хозяйствующий субъект производственной сферы народного хозяйства, который производит и реализует продукцию, выполняет работы промышленного характера или предоставляет платные услуги.
2. Управление и структура предприятия
1.Понятие, принципы, функции и методы управления
Управление представляет собой централизованное воздействие на коллектив людей с целью организации и координации их деятельности в процессе производства. Необходимость управления связана с процессами разделения труда на предприятии.
Главной задачей управления является обеспечение роста эффективности производства на основе постоянного совершенствования технического уровня, форм и методов управления, повышение производительности труда как важнейших условий получения и наращивания доходов предприятия.
В основе управления предприятием лежат принципы, под которыми принято понимать руководящие направления и правила, положенные в основу решения задач, связанных с управлением. В принципах проявляются наиболее устойчивые черты объективных закономерностей управления.
Важнейшими принципами организации
управления производством являются:
1) принцип целевой совместимости и сосредоточения.
Заключается в создании целенаправленной
системы управления, ориентированной
на решение общей задачи - организации
производства той продукции, в которой
в данное время нуждается потребитель;
2) принцип непрерывности и надежности.
Означает создание таких условий производства,
при которых достигается стабильность
и непрерывность заданного режима производственного
процесса;
3) принцип планомерности, пропорциональности
и динамизма. Нацеливает систему управления
на решение не только текущих, но и долговременных
задач развития предприятия с помощью
долгосрочного, текущего и оперативного
планирования;
4) демократический принцип распределения
функций управления. Основан на методах
и правилах общественного разделения
труда, согласно которым за каждым функциональным
подразделением предприятия закрепляется
определенная часть управленческой работы.
При этом обязательно соблюдение следующих
требований: подготовка управленческого
решения и ответственность за его реализацию
возлагается на ту службу, которая лучше
всего осведомлена о состоянии дел на
соответствующем объекте и больше всего
заинтересована в реализации и высокой
эффективности принятого решения;
5) принцип научной обоснованности управления.
Исходит из того, что средства и методы
управления должны быть научно обоснованы
и выверены на практике. Его соблюдение
возможно только на основе непрерывного
сбора, переработки и анализа различной
информации: научно-технической, экономической,
правовой и др. с использованием новейшей
техники и математических методов;
6) принцип эффективности управления. Предполагает
рациональное и эффективное использование
ресурсов производства, выпуск конкурентоспособной
продукции;
7) принцип совместимости личных, коллективных
и государственных интересов. Определяется
общественным характером производства;
8) принцип контроля и проверки исполнения
принятых решений. Предполагает разработку
конкретных мероприятий по вскрытию недостатков,
мешающих выполнению производственных
заданий.
К общим функциям управления относятся:
* планирование - это формирование цели
управления, выбор путей и методов достижения
этой цели;
* организация - это создание оптимальной
структуры управления. Руководитель подбирает
работников для конкретной работы, делегируя
им задания или полномочия, или право использовать
ресурсы предприятия;
* мотивация (активизация) - это совокупность
методов, стимулирующих работников к наиболее
эффективной работе;
* контроль и учет - это система регулирования
деятельности работников по выполнению
работы определенного количества и качества.
Современный аппарат управления имеет
в своем арсенале методы руководства:
экономические, организационно-
Так, вопросы планирования, экономического анализа, организации труда, финансирования, кредитования и экономического стимулирования составляют систему экономических методов управления.
Комплекс распорядительных актов
по руководству хозяйственной деятельностью
представляет собой организационно-
Социально-психологические
Внешняя среда предприятия
1. Общая характеристика внешней среды предприятия
Предприятие - это открытая система, которая может существовать лишь при условии активного взаимодействия с окружающей (внешней) средой.
Внешняя среда - это совокупность активных хозяйствующих субъектов, экономических, общественных и природных условий, национальных и межгосударственных институционных структур и других внешних условий и факторов, действующих в окружении предприятия и влияющих на различные сферы его деятельности.
Внешнюю среду
подразделяют на:
- микросреду - среду прямого влияния на предприятие, которую создают
поставщики материально-технических ресурсов,
потребители продукции (услуг) предприятия,
торговые и маркетинговые посредники,
конкуренты, государственные органы, финансово-кредитные
учреждения, страховые компании и др. контактные
аудитории.
- макросреду, влияющую на предприятие
и его микросреду. Она включает природную,
демографическую, научно-техническую,
экономическую, экологическую, политическую
и международную среду.
Предприятие должно ограничивать негативные воздействия внешних факторов, наиболее существенно влияющих на результаты его деятельности или, наоборот более полно использовать благоприятные возможности.
2. Микро- и макросреда
Микросреда представлена силами, имеющими непосредственное отношение к предприятию и его предпринимательским возможностям, т.е. поставщиками, клиентами, маркетинговыми посредниками, конкурентами и контактными аудиториями.
Поставщики
- это разные субъекты хозяйствования,
обеспечивающие предприятие материально-
Основными клиентами
предприятий являются потребители
продукции (услуг) на разных клиентурных
рынках:
- потребительском (население, приобретающее
товары и услуги для личного потребления);
- производителей (организации, приобретающие
продукцию производственно-технического
назначения);
- промежуточных продавцов, приобретающих
товары и услуги для последующей их перепродажи
с прибылью для себя;
- государственных учреждений (оптовые
покупатели продукции для государственных
нужд);
- международном (зарубежные покупатели
на ранее перечисленных типах клиентурных
рынков).
Маркетинговые посредники - это фирмы, помогающие предприятию в продвижении, сбыте и распространении его товаров среди клиентов. К ним относятся торговые посредники, фирмы - специалисты по организации товародвижения, агентства по оказанию маркетинговых услуг и кредитно-финансовые учреждения.
Конкуренты - соперники предприятия в борьбе за более выгодные условия производства и сбыта товаров, за получение наивысшей прибыли.
Предприятиям для производства конкурентоспособной продукции необходимо постоянно изучать своих конкурентов, разрабатывать и соблюдать определенную рыночную стратегию и тактику.
Контактные аудитории - это организации, проявляющие реальный или потенциальный интерес к предприятию или оказывающие влияние на его способность достигать поставленных целей. Это финансовые круги (банки, инвестиционные компании, фондовая биржа, акционеры), средства информации, различные государственные учреждения представительской и исполнительной власти, население и граждане группы действий (общественные организации).
В макросреде предприятия действует значительно большее количество факторов, чем в микросреде. Им свойственна многовариантность, неопределенность и непредсказуемость последствий.
Природные факторы.
Для природной среды
Демографические факторы. Для демографической среды Молдовы характерны: увеличение смертности, снижение рождаемости, старение населения, рост числа служащих. Нынешний уровень рождаемости в Молдове - один из наиболее низких среди новых независимых государств в Европе (после России).
Снижение рождаемости
уменьшает потребность в
Изменение структуры населения по возрастным группам привело к сокращению трудового потенциала, т.к. в трудоспособном возрасте во многих регионах Молдовы оказалась меньшая часть населения. Это требует от предприятий разработки стратегии экономии живого труда путем технико-технологического перевооружения, повышения уровня механизации и автоматизации производственных процессов.
Научно-технические факторы. Научно-технический прогресс играет определяющую роль в развитии и интенсификации промышленного производства. Он охватывает все звенья процесса, включающего фундаментальные, теоретические исследования, прикладные изыскания, конструкторско-технологические разработки, создание образцов новой техники, ее освоение и промышленное производство, а также внедрение новой техники в народное хозяйство. Происходит обновление материально-технической базы промышленных предприятий, растет производительность труда повышается эффективность производства.
Экономические
факторы. К основным факторам этой среды
принадлежат: рост и спад промышленного
производства, уровень и темпы
инфляции, колебания курса лея
относительно валют других государств,
система налогообложения и
Экологические факторы. Для этой среды характерны: рост загрязнения окружающей среды и усиление вмешательства в процесс рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, ужесточение государственного контроля за доброкачественностью и безопасностью товаров.
В настоящее время две трети территории Молдовы охвачены острым экологическим кризисом. Ежегодно потери от неэффективного природопользования составляют от 15 до 20% национального дохода, что само по себе указывает на необходимость установления гармоничных взаимоотношений предприятий и природы. Нужно максимально учитывать природные условия и ресурсы, другие компоненты при проектировании и функционировании предприятий, добиваться обеспечения экономического равновесия в производственной и социальной деятельности и воспроизводства природной среды.
Политические факторы. На производственной и социальной деятельности предприятия определенно сказываются события, происходящие в политической среде. Для нее характерны: законодательное регулирование предпринимательской деятельности, повышение требований со стороны государственных учреждений, следящих за соблюдением законов. Внезапные изменения в политической ситуации в стране могут привести к изменению условий хозяйствования, к повышению ресурсных затрат, потере прибыли.
Международные
факторы, к которым можно отнести
интернационализацию мировой
3. Рынок и поведение на нем субъектов хозяйствования
Рынок - это сфера товарного обмена
и связанная с ним совокупность
отношений, которые складываются между
товаропроизводителями и
Условия функционирования рынка: реализация многообразных форм собственности и их равноправие, создание рыночной инфраструктуры и свободная конкуренция, являющаяся регулирующей силой в рыночной экономике.
Рынок выполняет
следующие функции:
- регулирующую (регулирует производство
и обращение товаров и услуг);
- контролирующую (определяет общественную значимость произведенного
продукта и затраченного на его производство
труда);
- распределительную (устанавливает необходимые
вопроизводственные пропорции, обеспечивающие
сбалансированность экономики);
- стимулирующую (побуждает снижать индивидуальные
затраты труда, использовать новую технику);
- информационную (информирует о состоянии
дел в хозяйственной сфере);
- санирующую (очищает общественное производство
от экономически слабых, неконкурентноспособных
хозяйственных единиц).
Инфраструктуру рынка составляет совокупность субъектов, имеющих разные направления деятельности и обеспечивающих эффективное взаимодействие всех рыночных контрагентов. К наиболее важным элементам рыночной инфраструктуры относятся: товарные, товарно-сырьевые, фондовые и валютные биржи, коммерческие информационные центры, банки, транспортная и складская сеть, системы и средства коммуникации.
Существуют
следующие принципы поведения хозяйствующих
субъектов в рыночной экономике:
1) принцип свободы экономической, хозяйственной и предпринимательской деятельности,
который проявляется в предоставлении
субъекту собственнических и предпринимательских
прав, дающих возможность создать собственное
дело и воплотить замыслы в конкретные
объекты, а также в ликвидации чрезмерных
ограничений на формы, виды, объекты предпринимательства
предприятий и граждан;
2) принцип свободного рыночного ценообразования;
3) принцип главенства потребителя;
4) принцип партнерства (на основе договоров
и контрактных отношений);
5) принцип государственного регулирования
рыночных отношений (на основе государственных
программ, антимонопольных мер, ценовых
ограничений, налогового, финансово-кредитного
и трудового законодательства).