Предприятие как хозяйствующий субъект

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 18:25, лекция

Описание работы

В условиях рыночных отношений предприятие является основным звеном всей экономики, поскольку именно на этом уровне создается нужная обществу продукция, оказываются необходимые услуги.
Предприятие - это самостоятельный, организационно обособленный хозяйствующий субъект производственной сферы народного хозяйства, который производит и реализует продукцию, выполняет работы промышленного характера или предоставляет платные услуги.

Работа содержит 1 файл

lectii.doc

— 693.50 Кб (Скачать)

 Без сомнения, в некоторых случаях силы рынка  не имеют абсолютного господства  над фирмой: фирмы  разработавшие  и успешно претворяющие в жизнь хорошие стратегии конкуренции, могут стать индустриальными лидерами, могут оказывать на рыночные условия некоторое влияние и достигать превосходства над конкурентами с худшими стратегиями.

   В рыночной  экономике фирма является главным экономическим агентом производства и распределения товаров и услуг. Фирмы сокращают транзакционные издержки в степени большей, чем любая другая экономическая единица, и служат центром экономической активности. Они организуют новое производство, вкладывают в более эффективное оборудование, внедряют новые технологии, выходят на рынок с новыми модифицированными товарами, прогнозируют какие экономические ресурсами и какого рода экономической деятельности будут задействованы и служат главными источниками рабочих мест и доходов.

Роль  фирмы  настолько велика, что эффективность  их деятельности становится ключевой детерминантой  экономического благосостояния общества.

  К вопросу о концепции «фирмы»

Микроэкономика  традиционно рассматривает фирму  так как все её действия направлялись владельцем предпринимателем – рисковым индивидуумом, финансирующим дело, организующим и контролирующим  необходимые для производства экономические ресурсы, предположительно, обладающим даром вести собственное дело. Более того, фирма полагаются занимающейся одним видом бизнеса. Утверждается также, что поведение фирмы в среде одного рынка, одной отрасли направляется собственником – предпринимателем в соответствии с избранными им целями, за достижение которых приходиться платить (зарплатой, престижем, полномочиями, безопасностью) наемным работникам; и системой  внутрифирменного контроля, позволяющей не отклоняться от курса (власть, бюджет).

  Эта концепция  коммерческой фирмы, или компании, хотя и применима  к малому  предприятия, управляемому владельцем, далеко не во всем соответствует реалиям временной крупной корпорации. Крупные корпорации, как правило, управляются командой профессиональных менеджеров, которые чаще всего, владеют лишь малой долей собственности. Большинство собственников корпорации – это сторонние акционеры, чья основная роль состоит в финансовом обеспечении предприятия (размер получаемого дохода на инвестированный капитал).

Фирмы различаются по размерам, географии  деятельности, количеству стадий производственного  процесса, в которых они участвуют, степени диверсификации и характеру собственности.

  Фирма как сравнительно небольшое, управляемое собственником предприятие, занимающееся одним видом  бизнесом на локализованном рынке своего продукта – это одно дело.

  Фирма как крупное, диверсифицированное предприятие, управляемое командой профессиональных менеджеров, имеющие тысячи наемных работников и акционеров – дело совершенно другое. С точки зрения численности, первая есть наиболее важная форма предприятия, но последняя играет ведущую роль в современной экономике и на её доля приходится от25 до 50% выручки от реализации совокупной продукции. Она доминирует в таких важных отраслях, как авиаперевозки, автомобили нефть, связь, пиво, сигареты, безалкогольные напитки, большие компьютеры и отели. Можно выделить 6 типов фирм:

  1. Предприятием одного вида бизнеса,  действующее только на одной стадии промышленного производства.
  2. Частично интегрированное предприятие одного вида бизнеса, действующее на всех стадиях промышленного производства.
  3. Полностью интегрированное предприятие одного вида бизнеса, действующие на всех стадиях промышленного производства.
  4. Предприятие «доминантного бизнеса», чьи усилия сосредоточены на одном основном виде бизнеса при некоторой диверсификации (до одной трети совокупных продаж корпорации).
  5. Узко диверсифицированное предприятие с «несколькими» (скажем от 3-10) подразделениями, действующими в родственных или совершенно других отраслях.
  6. Широко диверсифицированное предприятие с «многими» (от 10 до нескольких сотен) подразделениями в широком спектре отраслей.

 

 На практике  наблюдается широкое разнообразие  фирм. Они могут находиться в  частном владении, преследовать  цель извлечения прибыли, быть  бесприбыльными; иметь организационную  формы корпорации, товарищества, индивидуального владения.

Поскольку фирма есть главная экономическая  единица, производящая и распределяющая товары и услуги, изучение того, как  она принимает экономические  решения и ведет себя на рынке, объясняет многие из функций рынка.

Но независимо от размеров и видов деятельности, всем фирмам присущи определенные фундаментальные черты:

  1. Каждая фирма должна приобретать производственные ресурсы, присутствуя на рынке ресурсов в качестве покупателя труда, инвестиционного капитала и природных ресурсов.
  2. Все фирмы используют ограниченные ресурсы для производства товаров и услуг
  3. Все фирмы присутствуют на рынке как продавцы своих товаров и услуг.
  4. Каждая фирма должна принимать важные экономические решения относительно организации своей экономической деятельности. Эти решения касаются видов производимой продукции, использования тех или иных ресурсов и методов производства, соотношения труда и капитала, организационной структуры фирмы – всего, что позволяет ей достигать поставленных целей. Наконец, фирма должна решать, каким образом она будет конкурировать на каждом направлении своего бизнеса. Так что, даже если, фирма занимается многими видами бизнеса, она  все таки нуждается в специальной стратегии в конкуренции в каждом из своих видов бизнеса и должна решать, как позиционировать себя на каждом рынке и по каждому виду бизнеса. Нам следует использоваться преимуществами этой характеристики бизнеса и использовать термин «фирма одного вида бизнеса» в качестве ядра при анализе экономики фирмы. Рассматривая «фирму» как если бы она занималась одним видом бизнеса, легче разобраться в экономических отношениях, лежащих в основе спроса на продукцию фирмы, эффективных производственных технологий и используемой комбинации ресурсов; структуры затрат, цены и объемов производимой продукции и пр. Рассматривая причины поведения фирмы в различных рыночных ситуациях, мы можем прояснить обстоятельства, при которых конкуренция является сильной или слабой, Наша конечная цель состоит в том, чтобы понять как работает рыночная экономика и быть в состоянии судить о вкладе фирмы в общее экономическое благосостояние.

 

   Роль  фирмы настолько велика, что эффективность  их деятельности становится ключевой  детерминантой  экономического  благосостояния общества. Наконец,  концентрируя концентрирую внимание  на экономике фирмы – её внутренних экономических решениях, поведении на рынке и отзывчивости на потребительский спрос –  возможно понять, как работает рыночная экономика.

 Фирма является  основной  структурной единицей  рыночной экономики, которая привлекает, сочетает и использует производственные факторы для производства и реализации выпускаемых товаров, удовлетворяющих нужды потребителей, и получения прибыли.

Фирма является самостоятельной единицей предпринимательской  деятельности. В качестве экономического субъекта фирма располагает административной самостоятельностью, и как организационно-правовая единица она создается в установленном законом порядке.

   Основной  функцией фирм является производство  материальных благ и услуг,  предназначенных для рынка. Фирмы  (предприятия) составляют производственный сектор рыночной экономики.

Фирма является основным субъектом в системе  рыночных отношений, органично сочетающим функции собственника с функциями  предпринимателя, который несет  имущественную ответственность.

Фирма участвует в рыночных отношениях в качестве хозяйствующего субъекта и обладает полной самостоятельностью в установлении цен на реализуемую продукцию.

Предприниматель  зарегистрированный как юридическое  лицо, тем самым создает ФИРМУ (от латинского – подпись).

Фирма  - это юридическое лицо, занятое  предпринимательской деятельностью, субъект гражданских прав в рыночной экономике, ответственность  которого по имущественным обязательствам ограничена уставным капиталом.

 Как юридическое  лицо, фирма имеет конкретного собственника, Собственника фирмы могут быть физическое лицо, несколько физических лиц или государственные органы.

Главной целью  фирмы является получение прибыли

Чтобы стать  юридическим лицом, любая фирма  должна отвечать следующим требованиям:

- иметь устав (учредительный акт) и быть зарегистрированной в предусмотренном законодательном порядке;

- иметь месторасположение  (адрес);

- обладать собственным  имуществом;

- иметь организационную  структуру и соответствующие  руководящие органы.

      В соответствии с функциями в составе фирм постоянно осуществляется производственно-техническая, финансо-хозяйственная, социальная и иная деятельность.

Работу фирм можно сгруппировать по функциям, что позволяет составить объективное  представление о процессах преобразования производственных факторов в их составе.

Функция – это совокупность однородных или вспомогательных видов деятельности, необходимых для реализации определенной задачи фирмы.

Функции фирмы:

    1. научных исследований и разработок;
    2. производственная;
    3. коммерческая;
    4. бухгалтерско-финансовая;
    5. кадровая

 Функция  научных исследований и разработок включает совокупность видов деятельности, посредством которых изучаются и аргументируются будущие техническая, технологическая, организационная основы фирмы.

Область этой функции включает исследование вопросов, касающихся развития фирмы в целом, роста производственных мощностей, обеспечение фирмы новым оборудованием и установками, проектирования новой продукции, улучшением технологий и аргументированная стратегия развития фирмы. Эта же функция включает техническую и технологическую подготовку новой продукции, инвестиционную и инновационную деятельность, совершенствование организации производственных процессов и т .д.

Производственная  функция включает совокупность видов деятельности, обеспечивающих осуществление производственного процесса. Эта функция совмещает производственные факторы и их преобразование в материальные блага и услуги, а также включает организацию транспортировки, вспомогательных и обслуживающих видов деятельности, необходимых для нормального осуществления основных производственных процессов.

  Коммерческая функция включает все виды деятельности, касающиеся развития отношений фирмы с внешними факторами и субъектами, том числе снабжение сырьём и материалами, реализация изготовленной продукции, проверка соответствия предлагаемой фирмой продукции требованиям потребителей, маркетинговую деятельность. Эта функция играет важную роль в направлении, структурировании и динамичном развитии фирмы.

  Бухгалтерско-финансовая  функции, включает учет и рациональное использование финансовых ресурсов, в том числе регистрация всех расходов, связанных с приобретением и преобразованием производственных факторов, определяется стоимость продукции, подсчитываются доходы и стремится к повышению эффективности конечных результатов.

  Кадровая функция включает отбор, подготовку, переподготовку, продвижение и оплату труда работников. Назначение этой функции – обеспечение фирмы квалифицированной рабочей силой, необходимой для осуществления деятельности в целом, обеспечение толератных и доброжелательных отношений между сотрудниками фирмы и между работниками и руководствам фирмы.

Малый бизнес.

Индивидуальные, семейные и мелкие предпринимательские  инициативы организуются на базе малых  предприятий, поскольку для этого не требуется крупного первоначального капитала.

Предпринимательская деятельность небольших предприятий  в традиционных областях объединяется общим понятием  - «малое предприятие»

Отнесение к  малым предприятиям по действующим  правовым нормам осуществляется лишь по одному критерию – среднесписочной численности работников, включая и работающих по договорам подряда, по совместительству.

Многолетний опыт различных стран показал, что  без широкой сети небольших предприятий  невозможно функционирование рынка  – малые предприятия обладают высокой динамичностью, маневренностью. В МБ зарождаются принципиально  новые технологии, которые затем  развиваются в отдельные производства.

Для современной  экономики характерно широкое сочетание  различных по масштабам производства предприятий – освобождение крупных  и средних предприятий с массовым и крупносерийным производством  промышленной продукции от выпуска изделий мелкими сериями. Подобное разделение труда позволяет повысить общую рентабельность производства, как крупных предприятий, так и предприятий МБ (в Японии до 70% предприятий МБ кооперированы с монополиями, в США -30-40%). 

  Причины  возникновения МБ кроятся в его преимуществах.

  1. МБ дает возможность людям реализовать свои творческие способности, предприимчивость, инициативу;
  2. Служить средством распределения избыточной рабочей силы;
  3. Оперативно реагирует на возникающие общественные потребности и изменение рыночной  конъюнктуры;
  4. Проявляет гибкость и приспособляемость к рынку;
  5. Умеет в короткие сроки обновить модели выпускаемой продукции и внедрить технические новшества;
  6. Небольшие размеры фирм позволяют им быстрее и дешевле перевооружаться внедрять и адаптировать новую технологию;
  7. МБ способствует социально-политической стабильности общества;
  8. Мб предлагает относительно дешевую продукцию;
  9. МБ в условиях современного этапа развития НТР обеспечил развитие небольших узкоспециализированных предприятий по производству новой сложной технике, состоящей из функциональных узлов и модулей;

Мелкие фирмы  условно делятся на 2 группы:

  1. Экономически и юридически независимые от крупных концернов. Корпораций;
  2. Компании, имеющие тесные связи с концернами.
  3. Фирмы 2 группы официально выступают как самостоятельные организации, они тесно связаны с обширной сетью производственных и научно- технических, снабженческих, сбытовых и финансовых отношений с крупными корпорациями. Мелкие фирмы устанавливают с корпорациями отношения субподряда, субпоставки на основе контрактной системы.

Информация о работе Предприятие как хозяйствующий субъект