Предприятие - основное звено экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 16:30, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучить предприятие, как основное звено экономики, его организацию, структуру, формы объединения, а также стадии жизненного цикла.
Для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи:
1. Изучить научную, научно-методическую и специальную литературу по интересующей тематике.
2. Выявить сущность предприятия и рассмотреть различные виды классификации предприятий.
3. Рассмотреть и проанализировать основные организационно-правовые формы предприятий, формы объединения предприятий и стадии жизненного цикла предприятия.
4. Проанализировать состав и работу кадров предприятия.
5. Выявить преимущества и недостатки той или иной организационно-правовой формы предприятий, а также особенности форм объединения предприятий и инструментов продления жизненного цикла предприятия.
6. Рассмотрены ключевые проблемы и перспективы развития предприятий в условиях российской экономики.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...……3
I. Сущность предприятия…………………………………………………………6
Определение, признаки и общая классификация предприятия………………………………………………………………...6
Виды, типы и формы предприятия…………………………………..……8
Цели и функции предприятия……………………………………………17
II. Кадры предприятия………………………………………………………...…21
Подбор, структура кадров……………………………………………..…21
Управление кадрами предприятия…………………………………...….23
III. Проблемы и перспективы предприятий в российской экономике…….…25
Заключение…………………………………………………………………….....28
Список литературы………………………………………………………………30

Работа содержит 1 файл

курсач по ЭО.doc

— 210.50 Кб (Скачать)
p align="justify">     К рабочим относят работников предприятия, непосредственно занятых созданием материальных ценностей или оказанием производственных и транспортных услуг. Рабочие подразделяются на основных и вспомогательных.

     Специалисты и руководители осуществляют организацию  производственного процесса и руководство им. 
К служащим относятся работники, осуществляющие финансово-расчетные, снабженческо-сбытовые и другие функции.

     Квалификация  работ определяется уровнем специальных  знаний и практических навыков и  характеризует степень сложности  выполняемого им конкретного вида работы. Соответствие его способностей, физических и психических качеств той или иной профессии означает профессиональную пригодность работника. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Управление кадрами  предприятия

     Продолжительное время  в вопросах с кадрами предприятия существовало много споров, разночтений. Все они были сопряжены с централизацией кадровой политики в едином народно-хозяйственном комплексе. Изменение экономического курса в сторону развития рынка вызвало необходимость по-новому определиться в понимании кадрового состава предприятий и методов управления им.

     В настоящее время рабочая сила превращается в товар, и ее движение подчиняется законам рынка. В этой связи важно различать рынок рабочих мест, рынок рабочей силы и рынок труда.

     Первичным является рынок рабочих мест, выражающий собой спрос на рабочую силу. Здесь в качестве характеристики рабочего места выступают требования к человеку как исполнителю работ. Рынок рабочей силы - это выражение ее предложения. На основе сочетания рынка рабочих мест и рынка рабочей силы формируется рынок труда как базис всей системы товарно-рыночных отношений.

     Управление  кадрами на предприятиях призвано решать три основные задачи: формировать  состав и кадровую структуру предприятий; поддерживать стабильность кадров в  сочетании с конъюнктурой рынка; максимально возможно использовать в процессе производства функционирующую рабочую силу.

     Российские  предприятия по старой традиции ориентированы  на личность директора. Решения в  большинстве случаев принимаются только им и доводятся до работников в виде указаний и распоряжений.

     К сожалению, у нас не осуществляется участие трудового коллектива в  управлении в той форме, которая распространена в западных странах в виде советов представителей рабочих и служащих, которые наделены правами в решениях всех жизненно важных вопросов предприятия. Нынешний процесс реформ ведет к постепенному упразднению иерархии и развитию демократизации трудовых коллективов. Образование акционерных обществ и передача акций коллективам превращает безвластных исполнителей в совладельцев. Известны многие случаи, когда не способные к руководству директора на собраниях акционеров отстранялись от должности и замещались новыми. На основе коллективной собственности развивается механизм, побуждающий изжить иерархическую структуру менеджмента.

     Важнейшим условием эффективного менеджмента кадрами является нормирование труда. С точки зрения менеджмента кадрами нормирование труда - это научный инструмент для объективного определения численности и состава кадров. Процесс нормирования труда слагается из двух последовательных этапов. Первый период. Комплексный анализ производственных условий выполнения данной работы. На этой основе с учетом научных достижений и обобщения передового опыта проектируется регламент наиболее производительного выполнения работы, состоящий из нововведений. Второй период. Практическое внедрение нововведений, сочетающихся с обучением работников и расчетом нормативной продолжительности выполнения работы.

     Кадровая  политика за последние годы претерпела серьезные изменения. Кадровой политикой  начинают заниматься все уровни менеджмента предприятия: высшее руководство, начальники подразделений, кадровая служба.

     Большое важность в реализации кадровой политики имеют рыночные условия, общее положения  трудового законодательства. Они  включают конституционные положения о свободе развития личности, гарантии собственности, свободе коалиций. Запрещены произвольные действия предпринимателя по отношению к рабочему, в том числе и в части увольнения. Прием на работу сотрудников является компетенцией фирм и предприятий.

     Анализируя  тенденции работы с персоналом в  ближайшем будущем, можно увидеть, что в выполнении функций руководства  кадрами все большее значение приобретают стратегические аспекты, однако сохраняются и классические традиционные инструменты работы с  кадрами, такие, как планирование в области кадров, привлечение рабочей силы, повышение квалификации кадров.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     III. Проблемы и перспективы предприятий в российской экономике

     На  производственных предприятиях накопилось множество функциональных и институциональных проблем, как существовавших до реформы 90-х годов, так и благоприобретенных. Чтобы оздоровить обстановку в экономике, восстановить внутреннюю сбалансированность и целостность производства необходима мцеленаправленная скоординированная деятельность на всех уровнях управления.

     Но  именно реформы на микроэкономическом уровне не только необходимы, но в значительной мере являются и достаточным условием изменения как макро-, так и наноэкономической ситуации в стране. При этом обеспечение сбалансированности производственных, маркетинговых и воспроизводственных процессов, развитие познавательной, воспитательной и образовательной функций выдвигаются в качестве одной из основных задач реформы предприятий.

     Три варианта концепции «совершенного предприятия»:

     В экономической теории известны три основные точки зрения на «совершенное предприятие». Согласно одной из них “совершенное предприятие” должно быть максимально специализировано, освобождено от всего лишнего, не связанного непосредственно с производством пользующейся платежеспособным спросом продукции. Для этого следует стараться до предела сократить издержки и рискованные (например, направленные на научные исследования) расходы из прибыли, минимизировать социальные функции предприятия, сделать внутреннюю дисциплину работников более жесткой, включая угрозу немедленного увольнения, а систему управления предприятием – более целенаправленной. Если же предприятие оказывается не в состоянии добиться этого, оно заслуживает банкротства и ликвидации. Такая точка зрения получила название концепции минимализма. В этой концепции предприятие можно уподобить некоей гладкостенной трубе, своеобразному “рогу изобилия”, засасывающего на входе относительно небольшое количество ресурсов производства и выбрасывающего на выходе превосходящее количество необходимых продуктов. При движении к такому состоянию минимизируются социальные функции предприятия. Руководителю предоставляются широкие права по найму и увольнению работников. К этому направлению совершенствования предприятия относится и аутсоринг – вывод за границы предприятия всех внутренних функций, которые могут быть выполнены другими (обычно узкоспециализированными) организациями.

     Компоненты  минималистского предприятия максимально  стандартизированы, “ремонто- и заменопригодны”. Минимализм обеспечивает гибкость, маневренность и быструю перенастройку предприятия в соответствии с меняющимися требованиями рынка продукции. В максимальной степени эта концепция реализована в так называемых “оболочечных” фирмах, где на долю самого предприятия приходятся лишь некоторые управленческие функции, а производство, реализация и другие функции распределены между другими компаниями. Краткосрочная эффективность использования ресурсов в таких организациях может достигать весьма высокого уровня. Вместе с тем в минималистских фирмах низка степень социальной ответственности, велика вероятность оппортунистических действий руководства, свободного от внутрифирменного и общественного контроля.

     Вторая  точка зрения видит “совершенное предприятие” как целостный

     самовоспроизводящийся комплекс, потенциал которого определяется

     согласованностью  и однонаправленностью его компонентов, достигаемых в результате накопленного опыта. Согласно этой позиции эффективность деятельности предприятия определяется не столько отсутствием “излишних” частей или функций, сколько наличием и согласованной работе некоторых важных “соединительных элементов”, обеспечивающих целостность предприятия в хозяйственном и целевом пространстве.

     Такая точка зрения получила название концепции холизма (от английского whole – целый, целостный). Наилучшим для описания предприятия в этом случае был бы образ бассейна из школьных учебников по математике, в котором вода не столько вливается и выливается, но главным образом накапливается. В отличие от предприятия-преобразователя (“труба”) предприятие-накопитель (“бассейн”) обладает определенными преимуществами с точки зрения возможностей для извлечения мультипликативных и синергических эффектов от соединения и накопления ресурсов. Именно на таких предприятиях велики шансы возникновения и апробации новых технологий, появляющихся в результате комбинирования и модификации известных. Замена компонентов такого предприятия возможна лишь при готовности нести значительные издержки. Целостность предприятия дает шанс обеспечить высокие показатели долгосрочной эффективности использования ресурсов.

     С рыночной точки зрения “холистское” предприятие менее чувствительно, чем “минималистское”, к изменению рыночных цен на ресурсы, поскольку обладает достаточными внутренними резервами рекомбинации ресурсов. Оно более или менее устойчиво по отношению к неблагоприятной конъюнктуре за счет системных свойств и демонстрирует определенную социальную “вменяемость”.

     Наконец, согласно третьей концепции идеальное предприятие – это не просто целостная и цельная, но “одушевленная” система, т.е. система, в высокой степени обладающая внутренним неповторимым духовным началом, придающим функционированию предприятия активность, целенаправленность и стремление к гармоничному развитию. Для характеристики таких систем можно, пользуясь “системой взглядов, применяющейся для изучения живых существ”, прибегнуть к понятию “душа”. Проявлением “души” конкретного предприятия служат внутренний климат, атмосфера, особенности взаимодействия с заказчиками и партнерами, реакции на внешние факторы, то, что объединяется термином “корпоративная культура”. По сути, миссия предприятия – одно из основополагающих понятий современного стратегического планирования на микроуровне – является вербальным выражением результатов соединения познавательной функции предприятия (“дух” предприятия как его способность к познанию окружающей среды) и воспитательной (“душа” предприятия как его способность к самопознанию и развитию корпоративной культуры). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     В ходе выполнение курсовой работы было произведено  комплексное изучение предприятия как центрального звена  экономики, основные его стороны, признаки, формы и классификация.

     Стоит подчеркнуть, что предприятие, как правило, выступает в статусе юридического лица, (атрибуты юридического лица: расчётный счёт и печать) имеет: имя или название, фирменный знак, цвет и другую символику.

     Правовым  положением предприятия определяется, кто и в каком размере несет

     ответственность по обязательствам предприятия, т.е. кто будет оплачивать долги

     фирмы, если она обанкротится. От правового  положения фирмы зависит, кому

     предоставляется право (полномочие) заключать сделки от имени фирмы.

     В ходе исследования отдельное внимание уделялось основным видам правового статуса предприятий: хозяйственные товарищества и общества, полные товарищества, товарищества на вере, общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, акционерное

     общество,  производственный кооператив, унитарные предприятия.

     Также в курсовой работе акцентировалось  внимание на цели предприятия: максимизация прибыли, получение плановой рентабельности, т. е.

     экономической прибыли, достижение безубыточности, т. е. прибыль = 0,

     минимизация убытков, сохранение фирмы на рынке, т.е. избежать банкротства, захват рынка с помощью ценовой войны, устранение конкурента различными методами конкуренции.

     Для достижения цели курсовой работы был  решен ряд задач, которые были поставлены в начале исследования:

     изучена научная, научно-методическая и специальная литература по интересующей тематике.

     разобрана структура предприятия, его основные стороны.

     Проанализирована  состав и работа кадров предприятия.

     Изучены основные организационно-правовые и  формы объединения предприятий.

     Рассмотрены ключевые проблемы и перспективы развития предприятий в условиях российской экономики.

Информация о работе Предприятие - основное звено экономики