Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 16:30, курсовая работа
Целью данной работы является изучить предприятие, как основное звено экономики, его организацию, структуру, формы объединения, а также стадии жизненного цикла.
Для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи:
1. Изучить научную, научно-методическую и специальную литературу по интересующей тематике.
2. Выявить сущность предприятия и рассмотреть различные виды классификации предприятий.
3. Рассмотреть и проанализировать основные организационно-правовые формы предприятий, формы объединения предприятий и стадии жизненного цикла предприятия.
4. Проанализировать состав и работу кадров предприятия.
5. Выявить преимущества и недостатки той или иной организационно-правовой формы предприятий, а также особенности форм объединения предприятий и инструментов продления жизненного цикла предприятия.
6. Рассмотрены ключевые проблемы и перспективы развития предприятий в условиях российской экономики.
Введение……………………………………………………………………...……3
I. Сущность предприятия…………………………………………………………6
Определение, признаки и общая классификация предприятия………………………………………………………………...6
Виды, типы и формы предприятия…………………………………..……8
Цели и функции предприятия……………………………………………17
II. Кадры предприятия………………………………………………………...…21
Подбор, структура кадров……………………………………………..…21
Управление кадрами предприятия…………………………………...….23
III. Проблемы и перспективы предприятий в российской экономике…….…25
Заключение…………………………………………………………………….....28
Список литературы………………………………………………………………30
Специалисты
и руководители осуществляют организацию
производственного процесса и руководство
им.
К служащим относятся работники, осуществляющие
финансово-расчетные, снабженческо-сбытовые
и другие функции.
Квалификация
работ определяется уровнем специальных
знаний и практических навыков и
характеризует степень
2. Управление кадрами предприятия
Продолжительное время в вопросах с кадрами предприятия существовало много споров, разночтений. Все они были сопряжены с централизацией кадровой политики в едином народно-хозяйственном комплексе. Изменение экономического курса в сторону развития рынка вызвало необходимость по-новому определиться в понимании кадрового состава предприятий и методов управления им.
В настоящее время рабочая сила превращается в товар, и ее движение подчиняется законам рынка. В этой связи важно различать рынок рабочих мест, рынок рабочей силы и рынок труда.
Первичным является рынок рабочих мест, выражающий собой спрос на рабочую силу. Здесь в качестве характеристики рабочего места выступают требования к человеку как исполнителю работ. Рынок рабочей силы - это выражение ее предложения. На основе сочетания рынка рабочих мест и рынка рабочей силы формируется рынок труда как базис всей системы товарно-рыночных отношений.
Управление кадрами на предприятиях призвано решать три основные задачи: формировать состав и кадровую структуру предприятий; поддерживать стабильность кадров в сочетании с конъюнктурой рынка; максимально возможно использовать в процессе производства функционирующую рабочую силу.
Российские предприятия по старой традиции ориентированы на личность директора. Решения в большинстве случаев принимаются только им и доводятся до работников в виде указаний и распоряжений.
К сожалению, у нас не осуществляется участие трудового коллектива в управлении в той форме, которая распространена в западных странах в виде советов представителей рабочих и служащих, которые наделены правами в решениях всех жизненно важных вопросов предприятия. Нынешний процесс реформ ведет к постепенному упразднению иерархии и развитию демократизации трудовых коллективов. Образование акционерных обществ и передача акций коллективам превращает безвластных исполнителей в совладельцев. Известны многие случаи, когда не способные к руководству директора на собраниях акционеров отстранялись от должности и замещались новыми. На основе коллективной собственности развивается механизм, побуждающий изжить иерархическую структуру менеджмента.
Важнейшим условием эффективного менеджмента кадрами является нормирование труда. С точки зрения менеджмента кадрами нормирование труда - это научный инструмент для объективного определения численности и состава кадров. Процесс нормирования труда слагается из двух последовательных этапов. Первый период. Комплексный анализ производственных условий выполнения данной работы. На этой основе с учетом научных достижений и обобщения передового опыта проектируется регламент наиболее производительного выполнения работы, состоящий из нововведений. Второй период. Практическое внедрение нововведений, сочетающихся с обучением работников и расчетом нормативной продолжительности выполнения работы.
Кадровая политика за последние годы претерпела серьезные изменения. Кадровой политикой начинают заниматься все уровни менеджмента предприятия: высшее руководство, начальники подразделений, кадровая служба.
Большое важность в реализации кадровой политики имеют рыночные условия, общее положения трудового законодательства. Они включают конституционные положения о свободе развития личности, гарантии собственности, свободе коалиций. Запрещены произвольные действия предпринимателя по отношению к рабочему, в том числе и в части увольнения. Прием на работу сотрудников является компетенцией фирм и предприятий.
Анализируя
тенденции работы с персоналом в
ближайшем будущем, можно увидеть,
что в выполнении функций руководства
кадрами все большее значение
приобретают стратегические аспекты,
однако сохраняются и классические
традиционные инструменты работы с
кадрами, такие, как планирование в области
кадров, привлечение рабочей силы, повышение
квалификации кадров.
III. Проблемы и перспективы предприятий в российской экономике
На производственных предприятиях накопилось множество функциональных и институциональных проблем, как существовавших до реформы 90-х годов, так и благоприобретенных. Чтобы оздоровить обстановку в экономике, восстановить внутреннюю сбалансированность и целостность производства необходима мцеленаправленная скоординированная деятельность на всех уровнях управления.
Но именно реформы на микроэкономическом уровне не только необходимы, но в значительной мере являются и достаточным условием изменения как макро-, так и наноэкономической ситуации в стране. При этом обеспечение сбалансированности производственных, маркетинговых и воспроизводственных процессов, развитие познавательной, воспитательной и образовательной функций выдвигаются в качестве одной из основных задач реформы предприятий.
Три варианта концепции «совершенного предприятия»:
В экономической теории известны три основные точки зрения на «совершенное предприятие». Согласно одной из них “совершенное предприятие” должно быть максимально специализировано, освобождено от всего лишнего, не связанного непосредственно с производством пользующейся платежеспособным спросом продукции. Для этого следует стараться до предела сократить издержки и рискованные (например, направленные на научные исследования) расходы из прибыли, минимизировать социальные функции предприятия, сделать внутреннюю дисциплину работников более жесткой, включая угрозу немедленного увольнения, а систему управления предприятием – более целенаправленной. Если же предприятие оказывается не в состоянии добиться этого, оно заслуживает банкротства и ликвидации. Такая точка зрения получила название концепции минимализма. В этой концепции предприятие можно уподобить некоей гладкостенной трубе, своеобразному “рогу изобилия”, засасывающего на входе относительно небольшое количество ресурсов производства и выбрасывающего на выходе превосходящее количество необходимых продуктов. При движении к такому состоянию минимизируются социальные функции предприятия. Руководителю предоставляются широкие права по найму и увольнению работников. К этому направлению совершенствования предприятия относится и аутсоринг – вывод за границы предприятия всех внутренних функций, которые могут быть выполнены другими (обычно узкоспециализированными) организациями.
Компоненты
минималистского предприятия
Вторая точка зрения видит “совершенное предприятие” как целостный
самовоспроизводящийся комплекс, потенциал которого определяется
согласованностью
и однонаправленностью его
Такая точка зрения получила название концепции холизма (от английского whole – целый, целостный). Наилучшим для описания предприятия в этом случае был бы образ бассейна из школьных учебников по математике, в котором вода не столько вливается и выливается, но главным образом накапливается. В отличие от предприятия-преобразователя (“труба”) предприятие-накопитель (“бассейн”) обладает определенными преимуществами с точки зрения возможностей для извлечения мультипликативных и синергических эффектов от соединения и накопления ресурсов. Именно на таких предприятиях велики шансы возникновения и апробации новых технологий, появляющихся в результате комбинирования и модификации известных. Замена компонентов такого предприятия возможна лишь при готовности нести значительные издержки. Целостность предприятия дает шанс обеспечить высокие показатели долгосрочной эффективности использования ресурсов.
С
рыночной точки зрения “холистское”
предприятие менее
Наконец,
согласно третьей концепции идеальное
предприятие – это не просто целостная
и цельная, но “одушевленная” система,
т.е. система, в высокой степени обладающая
внутренним неповторимым духовным началом,
придающим функционированию предприятия
активность, целенаправленность и стремление
к гармоничному развитию. Для характеристики
таких систем можно, пользуясь “системой
взглядов, применяющейся для изучения
живых существ”, прибегнуть к понятию
“душа”. Проявлением “души” конкретного
предприятия служат внутренний климат,
атмосфера, особенности взаимодействия
с заказчиками и партнерами, реакции на
внешние факторы, то, что объединяется
термином “корпоративная культура”.
По сути, миссия предприятия – одно из
основополагающих понятий современного
стратегического планирования на микроуровне
– является вербальным выражением результатов
соединения познавательной функции предприятия
(“дух” предприятия как его способность
к познанию окружающей среды) и воспитательной
(“душа” предприятия как его способность
к самопознанию и развитию корпоративной
культуры).
Заключение
В ходе выполнение курсовой работы было произведено комплексное изучение предприятия как центрального звена экономики, основные его стороны, признаки, формы и классификация.
Стоит подчеркнуть, что предприятие, как правило, выступает в статусе юридического лица, (атрибуты юридического лица: расчётный счёт и печать) имеет: имя или название, фирменный знак, цвет и другую символику.
Правовым положением предприятия определяется, кто и в каком размере несет
ответственность по обязательствам предприятия, т.е. кто будет оплачивать долги
фирмы, если она обанкротится. От правового положения фирмы зависит, кому
предоставляется право (полномочие) заключать сделки от имени фирмы.
В ходе исследования отдельное внимание уделялось основным видам правового статуса предприятий: хозяйственные товарищества и общества, полные товарищества, товарищества на вере, общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, акционерное
общество, производственный кооператив, унитарные предприятия.
Также в курсовой работе акцентировалось внимание на цели предприятия: максимизация прибыли, получение плановой рентабельности, т. е.
экономической прибыли, достижение безубыточности, т. е. прибыль = 0,
минимизация убытков, сохранение фирмы на рынке, т.е. избежать банкротства, захват рынка с помощью ценовой войны, устранение конкурента различными методами конкуренции.
Для достижения цели курсовой работы был решен ряд задач, которые были поставлены в начале исследования:
изучена научная, научно-методическая и специальная литература по интересующей тематике.
разобрана структура предприятия, его основные стороны.
Проанализирована состав и работа кадров предприятия.
Изучены основные организационно-правовые и формы объединения предприятий.
Рассмотрены ключевые проблемы и перспективы развития предприятий в условиях российской экономики.