Предприятие - основное звено экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 16:30, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучить предприятие, как основное звено экономики, его организацию, структуру, формы объединения, а также стадии жизненного цикла.
Для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи:
1. Изучить научную, научно-методическую и специальную литературу по интересующей тематике.
2. Выявить сущность предприятия и рассмотреть различные виды классификации предприятий.
3. Рассмотреть и проанализировать основные организационно-правовые формы предприятий, формы объединения предприятий и стадии жизненного цикла предприятия.
4. Проанализировать состав и работу кадров предприятия.
5. Выявить преимущества и недостатки той или иной организационно-правовой формы предприятий, а также особенности форм объединения предприятий и инструментов продления жизненного цикла предприятия.
6. Рассмотрены ключевые проблемы и перспективы развития предприятий в условиях российской экономики.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...……3
I. Сущность предприятия…………………………………………………………6
Определение, признаки и общая классификация предприятия………………………………………………………………...6
Виды, типы и формы предприятия…………………………………..……8
Цели и функции предприятия……………………………………………17
II. Кадры предприятия………………………………………………………...…21
Подбор, структура кадров……………………………………………..…21
Управление кадрами предприятия…………………………………...….23
III. Проблемы и перспективы предприятий в российской экономике…….…25
Заключение…………………………………………………………………….....28
Список литературы………………………………………………………………30

Работа содержит 1 файл

курсач по ЭО.doc

— 210.50 Кб (Скачать)

     Для принятия решений нужно собрать и проанализировать достоверную информацию, которая включает: 
- характеристику товаров: являются они товарами конечного потребления или промежуточными, готовыми изделиями или полуфабрикатами, необходима служба сервиса или нет, приемлема ли цена потребителю, каковы стоимость у конкурентов;  
- общую характеристику рынка: большое или малое число потребителей, способы покупки товаров, отношение покупателей к товарам, к условиям и срокам поставки, условия продажи у конкурентов;  
- каналы распространения товаров: наличие посредников между производителями и потребителями, их количество;  
- конкретное состояние рынка: сущность и степень конкуренции, существует ли конкуренция между производителями товаров и каков ее уровень;  
- законодательные ограничения: существуют ли законодательные ограничения, которые могут препятствовать маркетинговой деятельности;  
- уровни управленческой деятельности в области маркетинга: долговременные цели фирмы, учитывающие ситуацию на внутренем и внешних рынках и тенденции ее развития; финансовые, материальные и иные ресурсы, необходимые для достижения этих целей.

     В производстве продукта и осуществлении  маркетинговой политики необходимо учитывать актуальный цикл продукта на рынке, который включает ряд стадий: 
- внедрение, требующее больших затрат, поэтому торговля товаром на этой стадии, как правило убыточна;  
- рост как результат признания покупателем товара и быстрого увеличения спроса на него. При росте объема продаж и соответственно прибыли стабилизируются расходы на рекламу;

     - зрелость, характерна тем, что большинство покупателей товар уже приобрели, поэтому темпы роста продаж, достигнув максимума, начинают падать, прибыль также начинает снижаться в связи с увеличением расходов на рекламу и другие маркетинговые мероприятия;  
- насыщение, в этом периоде, несмотря на принятые меры, рост продаж больше не наблюдается. Прибыль от торговли продолжает увеличиваться из-за снижения расходов на производство;  
- спад, представляет собой срок резкого снижения продаж, а потом и прибыли;

     Предприятие на входе потребляет ресурсы определенного вида, чтобы потом в результате производственного процесса на выходе получить трансформированные ресурсы, ресурсы иной потребительской стоимости. Соотношение ресурсов на выходе составляет содержание такого предмета, как экономика предприятия. Ее интересует соотношение в использовании ресурсов, которое предполагает превышение доходной части над расходной.

     Под экономическими ресурсами понимают все природные, людские и произведенные  человеком ресурсы, которые используются для производства товаров и услуг. Все разнообразие ресурсов можно классифицировать в соответствии с различными подходами: материальные ресурсы - почва, или сырьевые материалы, и капитал; людские ресурсы - труд и предпринимательская деятельность.

     Получение прибыли - это непосредственная поставленная проблема предприятия. Но получить прибыль предприятие может только в том случае, если оно производит продукцию или услуги, которые реализуются, т.е. удовлетворяют общественные потребности. Соподчиненность этих двух целей - удовлетворение потребности и получение прибыли - следующая. Нельзя получить прибыль, не изучив потребности и не начав производить тот продукт, который удовлетворяет потребности. Необходимо произвести продукт, который удовлетворит потребности и притом по такой цене, которая удовлетворила бы платежеспособные потребности. А приемлемая цена возможна только в том случае, когда предприятие выдерживает определенный уровень издержек, когда потребляемые ресурсы, затраты их меньше, чем полученная выручка, т.е. когда оно работает с прибылью. В этом случае и пишется, что прибыль - непосредственная поставленная проблема функционирования предприятия и одновременно это результат его деятельности. Если предприятие не укладывается в рамки такого поведения и не получает прибыли от своей производственной деятельности, оно вынуждено уйти с экономической сферы, признать себя банкротом.

     В соответствии с законом РФ " О  несостоятельности (банкротстве) предприятий " под несостоятельностью предприятия понимается неспособность удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров, работ или услуг, включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды в связи с превышением обязательств должника над его имуществом или в связи с неудовлетворительной структурой баланса должника.

     Внешним признаком несостоятельности предприятия  является приостановление его текущих  платежей, если предприятие не способно обеспечить выполнение требований кредиторов в течение трех месяцев со дня наступления сроков их выполнения. Это внешний признак несостоятельности. Формально же предприятие считается несостоятельным по решению арбитражного суда или при добровольной ликвидации со дня официального уведомления.

     Экономические показатели результатов деятельности предприятия.

     Финансы предприятий - это экономические, финансовые отношения, возникающие в результате движения денег: на их основе на предприятиях функционируют различные финансовые фонды. Финансовые отношения предприятий  состоят из четырех групп: - с другими  предприятиями и организациями; - внутри предприятия; - внутри объединений, предприятий, которые включают отношения с вышестоящей организацией; внутри финансово-промышленных групп, а также холдинга; - с финансово-кредитной системой - бюджетами и внебюджетными фондами, банками, страхованием, биржами, различными фондами.

     Важнейшей стороной финансовой деятельности предприятий  является формирование и использование  различных финансовых фондов. Через  них осуществляется обеспечение  хозяйственной деятельности необходимыми денежными средствами, а также расширенного воспроизводства; финансирование научно-технического прогресса; освоение и внедрение новой техники; экономическое стимулирование; расчеты с бюджетом, банками. К таким фондам относятся следующие. При организации предприятие должно иметь уставной фонд, или уставной капитал, за счет которого формируются основные фонды и оборотные средства. Уставной капитал - основной источник собственных средств предприятия. Сумма уставного капитала акционерного общества отражает сумму выпущенных им акций, а государственного и муниципального предприятия - величину уставного фонда.

     Резервный капитал - это денежный фонд предприятия, образуемый за счет отчислений от прибыли. Предназначен для покрытия убытков, а в акционерных обществах  также для погашения облигаций общества и выкупа его акций.

     Фонд  накопления - это средства, отчисляемые  из чистой прибыли предприятия и  направляемые на развитие производства. Естественно, одной чистой прибыли  не вечно хватает для финансирования программы развития производства. В этом случае предприятие образует инвестиционный фонд, концентрирующий все средства, направляемые на развитие производства, в том числе чистую прибыль, и амортизационный фонд, предназначенный для простого воспроизводства основных фондов, а также привлеченные и заемные источники.

     Фонд  потребления создается за счет отчислений от чистой прибыли и направляется на выплату дивидендов, единовременных поощрений, материальной помощи, на оплату дополнительных отпусков, питания,

     проезда на транспорте и другие цели.

     Валютный  фонд формируется на предприятиях, получающих валютную выручку от экспортных операций или покупающих валюту для  импортных операций. В этих целях  предприятиям в коммерческом банке, имеющем лицензию Центрального банка  РФ, для проведения валютных операций открывается валютный счет.

     Кроме рассмотренных выше постоянных финансовых фондов, предприятие периодически создают  оперативные финансовые фонды. Дважды или один раз в месяц на предприятии  формируется фонд для выплаты  заработной платы. Периодически предприятие организует фонд для платежей в бюджет различных налогов.

     В целях менеджмента финансами  предприятий применяется финансовый механизм. Финансовый механизм предприятий - это система управления финансами предприятия, предназначенная для организации взаимодействия финансовых отношений и фондов финансовых средств с поставленной задачей эффективного их взаимодействия на конечные результаты производства. Финансовый механизм предприятий является центральным во всем финансовом механизме, что объясняется ведущей ролью финансовой сферы материального производства. Отсюда и высокие требования, которые к нему предъявляются. Финансовый механизм предприятий связан с менеджментом финансовыми отношениями, возникающими на предприятии, и их денежными фондами.

     В условиях рыночной экономики важность стоимости огромно. Цена определяет структуру и объем производства, движение материальных потоков, распределение товарной массы и, наконец, уровень жизни общества. Цена и ценовая политика для предприятия - второй после товара существенный элемент маркетинговой деятельности. Именно поэтому разработке ценовой стратегии и цен должно уделяться пристальное внимательность. Принятие решения в области цен сопряжено с необходимостью учитывать многочисленные факторы: - себестоимость товара; - цена(у) конкурентов и вероятность ее изменения; - ожидаемая реакция покупателей на возможные изменения цены; - воздействие государства на политику цен предприятия.

     Характеристика  основных ценообразующих факторов: 
- Спрос - это стремление и вероятность потребителя купить товар или услугу в определенное час и в определенном месте. 
- Предложение - это то количество товаров, которое продавцы готовы предложить покупателю в определенное час и в определенном месте. При росте цен кривая спроса падает, а кривая предложения возрастает. На величину предложения товаров влияет ряд факторов, главные из которых издержки производства. Снижение затрат при производстве продукта позволяет выпустить больше товаров. Рост себестоимости приводит к противоположному результату - предложение снижается. Особенностью свободного рынка - в том, что при определенном количестве предложенной продукции он как бы сам по себе стремится к равновесию. Таким образом, при соответствии спроса и предложения устанавливается равновесная, или рыночная цена. 
- Эластичность показывает, как изменяется спрос на товар при изменении его стоимость, какую ценовую политику должно избрать предприятие при той или иной ставке налогообложения на прибыль.

     Сглаживает  и временно устраняет противоречия между спросом и предложением - конкуренция - ценовая и неценовая. Влияние на уровень и динамику цен оказывает состояние финансово-кредитной  сферы, при этом непосредственное влияние на стоимость оказывают изменения покупательской способности денежной единицы. В нормально функционирующей экономике, соотношение между суммой цен товаров и количеством финансов в обращении относительно стабильно. При отсутствии такого условия в системе " количество финансов - сумма цен " начинает изменяться сумма цен.

     Важным  фактором, является государственное регулирование. Существуют прямые и косвенные меры воздействия государства на стоимость. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3.Цели и функции предприятия

     Цель  предприятия - это желаемое состояние, которого можно достичь скоординированными усилиями всех сотрудников в заданный промежуток времени.

     В стратегическом управлении выделяют три  типа целей, которые должны быть согласованы в рамках процесса планирования. В теории управления их принято называть целями "стратегического треугольника".

     Это:

     корпоративные цели. Эти цели главным образом связаны с требованиями, которым должны удовлетворять все хозяйственные подразделения, с границами организации г целом, с финансовыми целями, с желаемым географическим распределением деятельности, с позицией, занимаемой компанией в отношении социальной ответственности, и т. д. Корпоративные цели - это следствие и реальное воплощение миссии;

     цели предпринимательской деятельности. Они касаются желаемого уровня прибыльности (величина прибыли, рентабельности, дохода на акцию) и конкурентоспособности (доля рынка, положение в отрасли);

     функциональные  цели. Это производные цели функциональных подразделений, интегрирующие их деятельность на достижение как корпоративных целей, так и целей предпринимательской деятельности. Сюда чаще всего относятся цели в области: производительности (издержки на единицу продукции, материалоемкость, отдача с единицы мощностей, др.), финансовых ресурсов (например, структура капитала, движение денег, размеры оборотного капитала), НИР и ОКР (в том числе: сроки внедрения новой технологии, оборудования, продукта, затраты на НИР и ОКР, качество), человеческих ресурсов (квалификация, текучесть кадров, организационное знание), организационного потенциала (время проведения организационных изменений).

Информация о работе Предприятие - основное звено экономики