Предприятие - основное звено экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 16:30, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучить предприятие, как основное звено экономики, его организацию, структуру, формы объединения, а также стадии жизненного цикла.
Для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи:
1. Изучить научную, научно-методическую и специальную литературу по интересующей тематике.
2. Выявить сущность предприятия и рассмотреть различные виды классификации предприятий.
3. Рассмотреть и проанализировать основные организационно-правовые формы предприятий, формы объединения предприятий и стадии жизненного цикла предприятия.
4. Проанализировать состав и работу кадров предприятия.
5. Выявить преимущества и недостатки той или иной организационно-правовой формы предприятий, а также особенности форм объединения предприятий и инструментов продления жизненного цикла предприятия.
6. Рассмотрены ключевые проблемы и перспективы развития предприятий в условиях российской экономики.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...……3
I. Сущность предприятия…………………………………………………………6
Определение, признаки и общая классификация предприятия………………………………………………………………...6
Виды, типы и формы предприятия…………………………………..……8
Цели и функции предприятия……………………………………………17
II. Кадры предприятия………………………………………………………...…21
Подбор, структура кадров……………………………………………..…21
Управление кадрами предприятия…………………………………...….23
III. Проблемы и перспективы предприятий в российской экономике…….…25
Заключение…………………………………………………………………….....28
Список литературы………………………………………………………………30

Работа содержит 1 файл

курсач по ЭО.doc

— 210.50 Кб (Скачать)

     • по контролю: головное, дочернее, филиал, ассоциированное (входящее в объединение)

     предприятие;

     • по размеру: крупное, среднее, малое;

     • по организационно-правовой форме: единоличное  предпринимательство или объединение предпринимателей (товарищество, акционерное общество, кооператив). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.Виды, типы и формы  предприятия

     На  всех этапах развития экономики основным звеном является предприятие. Именно на предприятии осуществляется производство продукции, происходит непосредственная связь работника со средствами производства. Предприятие самостоятельно осуществляет свою дело, распоряжается выпускаемой продукцией, полученной прибылью, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей.

     В условиях рыночных отношений ключевой фигурой выступает предприниматель. Статус предпринимателя приобретается  посредством государственной регистрации предприятия. При этом субъектом предпринимательской деятельности может быть как отдельный гражданин, так и объединение граждан. Таким образом, предприятие - это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный предпринимателем или объединением предпринимателей для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг с поставленной задачей удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

     Часто в экономическом обороте используется термин "фирма", под которым  понимается экономический субъект, занимающийся различными видами деятельности и обладающий хозяйственной самостоятельностью. Иначе, компания - это организация, которая владеет и ведет хозяйственную дело на предприятии.

     1)По формам собственности предприятия подразделяются на: 
- частые, которые могут существовать либо как полностью самостоятельные, независимые фирмы, либо в виде объединений и их составных частей. К частным можно отнести и те фирмы, на которых у государства есть доля капитала ( но не преобладающая );  
- государственные, под которыми понимают как чисто государственные ( в том числе муниципальные ), где капитал и менеджмент полностью принадлежат государству, так и смешанные, где держава обладает большей частью капитала или играет решающую роль в менеджменте.

     2)По размерам предприятия подразделяются на малые, средние и крупные, исходя из двух параметров - численности занятых и объема производства.

     3)Классификация предприятий по характеру деятельности (производственная и непроизводственная ) предполагает их деление на производящие материальные блага и услуги.

     4)Классификация предприятий по признаку доминирующего фактора производства предусматривает трудоемкие, капиталоемкие, материалоемкие, наукоемкие предприятия.

     5)По правовому статусу различают, прежде всего, хозяйственные товарищества и общества; производственные кооперативы; государственные и муниципальные унитарные предприятия; индивидуальных предпринимателей.

     а) Хозяйственные товарищества. Объединение участников предпринимательской деятельности, партнеров для совместного бизнеса называют товариществом. Участие партнеров в товариществе принято скреплять письменным соглашением, или договором. В целях более тесного и прочного союза товарищество оформляется как предприятие. Товарищество позволяет соединить не только усилия, но и капиталы его участников. Лица, которые создают хозяйственное товарищество, именуются его учредителями. Каждый из них вносит определенный вклад в товарищество и становится его участником. Первоначальный вклад называют уставным или складочным капиталом.

     Участники хозяйственных товариществ вправе участвовать в управлении делами, получать информацию о деятельности товарищества, знакомиться с его  документацией, принимать участие  в распределении прибыли, получать при ликвидации товарищества часть имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, или денежный эквивалент стоимости. В то же час участники хозяйственных товариществ несут ряд обязательств перед организациями, членами которых они являются.

     В зависимости от вида имущественной  ответственности участники товарищества делятся на два основных типа: полное товарищество и товарищество на вере. Одной из характерных черт полного товарищества является высокая степень и мера имущественной ответственности его участников за выполнение принятых обязательств.

     Промежуточная форма между полным товариществом, участники которого несут полную имущественную ответственность, и  товариществом с ограниченной ответственностью получила название товарищества на вере. Такие товарищества называются также  коммандитными. Коммандитное товарищество, подобно полному товариществу, представляет собой объединение нескольких граждан или юридических лиц на основании контракта между ними в целях ведения совместной хозяйственной деятельности. Но принципиальное отличие коммандитного товарищества от полного состоит в том, что только часть его членов, именуемых полными товарищами, несет полную ответственность по обязательствам товарищества всем своим имуществом. Другая же часть в виде членов-вкладчиков несет ограниченную ответственность и отвечает по обязательствам только своим паевым вкладом в общество.

     Общества  с ограниченной ответственностью. Главный  признак, определивший название и составляющий одно из важнейших преимуществ общества с ограниченной ответственностью, состоит  в том, что участники общества с ограниченной ответственностью несут ответственность по обязательствам, принятым на себя таким обществом, только в пределах своих вкладов в капитал общества. Именно в этом смысле ответственность общества ограничена. В качестве учредительных документов такого общества выступает устав и учредительный контракт.

     Общество  с ограниченной ответственностью представляет собой юридическое лицо, действует  в соответствии с принятыми его  участниками уставом и учредительным  договором, имеет свое наименование с обязательным указанием в нем организационно-правовой формы. 

     К числу преимуществ обществ с  ограниченной ответственностью относится  относительно невысокий минимально вероятный размер уставного капитала. Это дает вероятность начать свое дело более того при малом стартовом капитале. Общества с ограниченной ответственностью создаются как объединения партнеров по делу, лиц и организаций, между которыми существует постоянный деловой контакт и имеет место взаимная заинтересованность в общем успехе. В этой связи общества с ограниченной ответственностью весьма подходят для организации семейных предприятий, фирм, объединяющих постоянно сотрудничающих предпринимателей.

     б) Акционерные общества. Акционерным называется хозяйственное общество, уставной капитал которого делится на определенное число акций. Участники открытого акционерного общества могут продавать или передавать свои акции без согласия других акционеров этого общества. В закрытом акционерном обществе акции распределяются только среди учредителей или иного заранее определенного круга лиц. Главная особенность открытого акционерного общества состоит в том, что его имущественный и денежный капитал формируется путем открытой, свободной продажи своих акций. Акционерные общества открытого типа представляют одну из наиболее распространенных и цивилизованных форм организации коллективного бизнеса.

     В форме акционерных обществ могут  существовать и крупные, и средние, и малые предприятия. Создание акционерных  обществ обычно предполагает привлечение  значительного числа участников. Акционерное общество является единственным полновластным собственником принадлежащего ему имущественного комплекса, то есть материально-вещественных, информационных и интеллектуальных ценностей. Акционеры являются собственниками только ценных бумаг, которые дают им право получения определенной доли дохода общества в виде процентов, именуемых дивидендами.

     Таким образом, объекты права собственности  акционеров и акционерного общества не совпадают. Акционер распоряжается  сам своей акцией как ценной бумагой. Имуществом же распоряжается только общество в лице его представительских органов менеджмента.

     Конечно, акционер способен влиять на использование  имущественного комплекса и его  деятельности в целом, участвуя в  менеджменте. Такое право реализуется прежде всего благодаря тому, что обыкновенная акция ( в отличие от привилегированной, дающей право на твердый процент дивидендов ) предоставляет вероятность голосовать на собраниях акционеров, избирать правление. При этом реализуется принцип " одна акция - один голос". Оказать существенное влияние на ход событий быть может, только имея солидный пакет акций, лучше всего - контрольный.

     в) Кооперативы и малые предприятия. Имущество кооперативов формируется на долевой основе за счет взносов его членов, производимых в денежной и материальной формах. Источниками образования имущества служат также продукция кооператива и доходы, получаемые от ее реализации. Высшим органом управления кооператива является общее собрание. Исполнительные органы представлены правлением, возглавляемым председателем.

     С начала проведения экономической реорганизации  в России значительное распространение  получил такой тип хозяйственной  структуры, как малое предприятие. Малые предприятия способны к  высокому динамизму развития, самостоятельны в выборе стратегии развития и ее реализации, имеют упрощенную организационную структуру, обслуживаются относительно небольшим числом работников. Малые предприятия могут создаваться в различных организационно-правовых формах. Выбор наиболее приемлемой организационно- правовой формы малого предприятия обычно осуществляется его учредителями - физическими и юридическими лицами.

     г) Объединения предпринимателей. Крупномасштабному бизнесу свойственны формы организации, в основе которых лежит объединение предприятий, фирм в совокупные структуры. Это собирательные ассоциативные формы. Рассмотрим отдельные типы ассоциативных организационных структур, наиболее распространенных в экономике развитых стран.

     Корпорация - это акционерное общество, объединяющее деятельность нескольких фирм для достижения их общих целей или защиты привилегий. Как юридическое лицо, корпорация несет ответственность по долгам и налогам за все входящие в нее предприятия и выступает в качестве самостоятельного субъекта предпринимательской деятельности.

     Хозяйственные ассоциации - договорные объединения  предприятий и организаций, создаваемые  для совместного выполнения однородных функций и координации общей  деятельности. Ассоциации относятся  к одной из самых мягких форм объединений, минимально ограничивающих действия входящих в них членов ассоциации. Участники ассоциации обладают правом вступать в любые другие ассоциации.

     Концерны - форма договорных крупных объединений  обычно монопольного типа, позволяющая  использовать возможности крупномасштабного производства, комбинирования, кооперирования, благодаря наличию производственно-технологических связей. Возникновение концернов в странах с развитой рыночной экономикой исторически было обусловлено прежде всего концентрацией капитала, его перенакоплением у отдельных товаропроизводителей. Таким образом, участники концернов взаимозависимы не по контракту, а по существу экономических отношений.

     Холдинговые фирмы характеризуются тем, что  они обладают контролем над другими  компаниями либо за счет владения их акциями и денежным капиталом, либо в связи с правом назначить директоров подконтрольных компаний. Механизм принятия решений в акционерных обществах позволяет холдингу влиять на хозяйственные, коммерческие решения предприятий, входящих в холдинговое объединение. Хотя эти предприятия остаются в правовом отношении самостоятельными, холдинг способен направлять их в русло интересов большой фирмы как большой целостной структуры.

     Консорциум - временное добровольное объединение  предприятий, организаций, образуемое для решения конкретных задач и проблем, осуществления крупных инвестиционных, научно-технических, социальных, экологических проектов. В консорциум могут вступать и крупные, и мелкие предприятия, желающие принять участие в осуществлении проектного или иного предпринимательского замысла, но не обладающие самостоятельными возможностями его осуществления. Консорциум представляет потенциально эффективный организационно-структурный способ временной интеграции кадров, мощностей, материальных и финансовых ресурсов.

     В условиях рынка предприятие решает две задачи - произвести продукцию  и реализовать ее. В зависимости  от решения этих задач предприятие  будет процветать или станет несостоятельным. Для того чтобы ведать, что необходимо производить - какой ассортимент, в каком количестве - предприятие должно изучить рынок, т. е. заняться маркетингом. Причем маркетингом нужно заниматься постоянно - как до запуска продукции в производство, так и после, в процессе реализации продукции.

Информация о работе Предприятие - основное звено экономики