Правила торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 14:13, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы является рассмотрение правил розничной торговли, применение этих правил в торговле и ответственность за их выполнение.
Для реализации данной цели были поставлены и решены следующие задачи :
• изучить правила осуществления розничной торговли отдельными видами товаров и общественного питания.
• изучить правила торговли на рынках Республики Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………...............4
1.РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ПОКУПАТЕЛЯМИ И ПРОДАВЦАМИ В РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…………………………….….6
1.1. Правила осуществления розничной торговли отдельными видами товаров и общественного питания…………………………………….……........6
1.2.Правила торговли на рынках Республики Беларусь………………..…15
1.3. Административная ответственность за нарушения правил торговли… ……………………………………………………………………….25
2.АНАЛИЗ СОБЛЮДЕНИЙ ПРАВИЛ ТОРГОВЛИ В МАГАЗИНЕ УЧТП «ВИТАК - ГРОДНО» И ПУТИ КАЧЕСТВА ТОРГОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ……………………………………………………………...29
2.1.Экономико-организационная характеристика магазина УЧТП «Витак- Гродно» …………………………………….…………………………………….33
2.2.Характеристика нарушений правил розничной торговли в магазине УЧТП «Витак- Гродно»………………… …………………………….………..43
2.3.Пути устранения выявленных недостатков в организации технологии УЧТП «Витак- Гродно»………………………… …………...…………………40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..…….43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..45

Работа содержит 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 526.73 Кб (Скачать)

При продаже товаров покупателю предоставляется возможность самостоятельно или с помощью продавца ознакомиться с необходимыми товарами.

Покупатель вправе осмотреть  предлагаемый товар, потребовать проведения в его присутствии проверки свойств  или демонстрации его действия, если это не исключено ввиду характера  товара и не противоречит правилам, установленным в розничной торговле.

При продаже товаров методом  самообслуживания покупателям запрещается  производить отбор товаров в  сумки, пакеты, портфели и иные подобные вещи, принадлежащие покупателям. Покупатели вправе производить отбор товаров  в корзины, тележки и другие подобные средства, предназначенные для транспортирования  товаров покупателями в магазинах  самообслуживания.

Цены товаров, реализуемых  продавцом, а также иные условия  договора должны быть одинаковыми для  всех покупателей, за исключением случаев  установления преимуществ или ограничений, предусмотренных законодательством.

В торговых объектах общественного  питания информацию о реализуемой  продукции, товарах, об оказываемых  услугах продавец доводит до сведения потребителя посредством меню, ценников и другими способами, принятыми  при оказании таких услуг. [5, c. 203]

При продаже товаров, расфасованных  и упакованных изготовителем  с указанием веса на упаковке, их дополнительное взвешивание не производится.

Товар, на который установлен срок годности и (или) срок хранения, продавец обязан передать покупателю с таким  расчетом, чтобы он мог быть использован  по назначению до истечения срока  годности и (или) срока хранения.

Предлагаемые продавцом  услуги в связи с продажей товаров  могут оказываться только с согласия покупателя.

Покупатель вправе отказаться от услуг, предлагаемых при продаже  товаров, а также потребовать  от продавца возврата сумм, уплаченных за услуги, предоставленные без его  согласия. [5, c. 204]

В случае если продавец по не зависящим от него причинам не может  организовать обслуживание в обусловленное  время, он обязан уведомить потребителя  об этом не позднее чем за 7 дней до оговоренного дня и с его согласия обеспечить проведение обслуживания у  другого продавца. Покупатель вправе в любое время отказаться от услуги при условии оплаты продавцу фактически нанесенного ущерба. 

Оплата товаров производится в форме наличного или безналичного расчета в установленном порядке.

В случае возврата товара расчеты  с покупателем производятся в  том же порядке, в котором производилась  его оплата, если иное не установлено  соглашением сторон.

Продавец осуществляет прием  наличных денежных средств с применением  кассовых суммирующих аппаратов  или специальных компьютерных систем, если иное не установлено законодательством. [5, c. 205]

В случаях, установленных  законодательством, продавец обязан обеспечить условия для осуществления оплаты с использованием банковских пластиковых  карточек.

Персонал (кассир или иной работник), осуществляющий прием наличных денежных средств, должен производить  расчеты с покупателем в следующем  порядке: четко назвать сумму  денег, полученную от покупателя, и  положить эти деньги отдельно на видное для покупателя место; выбить чек; назвать  покупателю выдаваемую сумму сдачи  и вручить ее вместе с чеком; поместить  полученные от покупателя наличные денежные средства в ящик для денег кассового  суммирующего аппарата или специальной  компьютерной системы или иное место  аналогичного назначения, определенное эксплуатационной документацией на кассовые суммирующие аппараты, специальные  компьютерные системы.

Правильность расчета  за приобретаемый товар покупатель проверяет на месте его проведения.

Продавец обязан принимать  от покупателей ветхие купюры, которые  не допускаются к дальнейшему  обращению.

Запрещается хранить в  ящике для денег кассового  суммирующего аппарата, специальной  компьютерной системы или ином месте  аналогичного назначения, определенном эксплуатационной документацией на кассовые суммирующие аппараты, специальные  компьютерные системы, наличные денежные средства, не учтенные через кассовый суммирующий аппарат, специальную  компьютерную систему, кроме полученных перед началом работы авансом  для расходных операций.

Персоналу запрещается хранить  в торговом зале, кассовой кабине личные вещи и товары, не являющиеся собственностью продавца. Верхняя одежда и личные вещи персонала должны храниться  в отдельном помещении в предназначенных  для этих целей местах.

Покупатель, которому продан товар ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены  продавцом, вправе по своему выбору потребовать:

-замены недоброкачественного товара товаром надлежащего качества;

-соразмерного уменьшения покупной цены товара;

-незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара;

-возмещения расходов по устранению недостатков товара.

В случае обнаружения недостатков  товара, свойства которого не позволяют  устранить эти недостатки (продовольственные  товары, товары бытовой химии и  другие), потребитель вправе по своему выбору потребовать замены такого товара товаром надлежащего качества либо соразмерного уменьшения покупной цены. [5, c. 206]

Обмен и возврат товаров  надлежащего качества и удовлетворение требований покупателя, обусловленных  приобретением товара ненадлежащего  качества, производятся в соответствии с законодательством о защите прав потребителей.

Сроки удовлетворения продавцом  требований покупателя в отношении  недостатков товара определяются в  соответствии со статьями 22–25 Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей».

Запрещается продажа:

-несовершеннолетним в возрасте до 18 лет алкогольных и слабоалкогольных (с объемной долей этилового спирта не более 7 процентов) напитков, пива, табачных изделий, игральных карт, эротической продукции, продукции, содержащей элементы эротики, насилия и жестокости, продукции сексуального назначения; несовершеннолетним в возрасте до 16 лет – также аудиовизуальных произведений с индексами ** и ***;

-продукции по сексуальному образованию и половому воспитанию – лицам моложе возрастных ограничений, установленных в заключении Республиканской экспертной комиссии по предотвращению пропаганды порнографии, насилия и жестокости, а несовершеннолетним в возрасте до 15 лет – также спичек, зажигалок, ядохимикатов и горючих жидкостей, пиротехнических изделий. В месте продажи указанных товаров размещается информация о запрете их продажи несовершеннолетним. При возникновении спора покупатель обязан предъявить документ, подтверждающий его возраст; табачных изделий: -методом самообслуживания, другими способами, при которых покупатель имеет прямой доступ к этим изделиям; из открытых потребительских упаковок этих изделий, на вес, поштучно, за исключением продажи сигар и сигарилл в индивидуальной упаковке; рыболовных сетей и сетематериалов без предъявления выданного в установленном порядке разрешения (путевки) на осуществление платного любительского рыболовства орудиями лова из сетематериалов; - уксусной кислоты (эссенции) и водных растворов на ее основе различной концентрации; семян мака на вес, не расфасованных в потребительскую тару их производителями или юридическими лицами, имеющими сертификат соответствия на серийное производство (расфасовку указанного товара в потребительскую тару), а также в потребительской таре (упаковке) более 200 граммов.

Продавец вправе не обслуживать  лиц, нарушающих правопорядок. [5, c. 207] 
   

1.2.Правила торговли  на рынках Республики Беларусь

 

 Правила торговли на рынках  Республики Беларусь регулируют  отношения, возникающие между  юридическими лицами и индивидуальными  предпринимателями, осуществляющими  деятельность по управлению рынками,  юридическими лицами, их филиалами,  представительствами, иными обособленными  подразделениями, расположенными  вне мест нахождения юридических  лиц, индивидуальными предпринимателями,  осуществляющими розничную торговлю  на рынках на предоставленных  им органом управления рынка  торговых местах на рынке, иными  физическими лицами, осуществляющими  продажу товаров на рынках, а  также покупателями. 

В настоящих Правилах применяются  следующие основные понятия и  их определения:

-рынок — имущественный комплекс, включающий специально отведенный участок (территорию) с расположенными на нем зданиями, сооружениями, оборудованием, предназначенный для осуществления юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и иными физическими лицами торговли сельскохозяйственной продукцией, дикорастущими плодами, ягодами и иными продовольственными и непродовольственными товарами, а также животными;

-торговая зона — часть территории рынка, предназначенная для торговли определенными группами товаров;

-торговое место на рынке — часть торгового прилавка, торгового ряда или территории рынка для установки передвижных средств развозной и разносной торговли, необходимая для выкладки и продажи товаров и ведения единого учета поступления и продажи товаров;

-торговый ряд — совокупность торговых мест на рынке, расположенных в одну линию и функционирующих только во взаимосвязи;

-орган управления рынка — юридические лица или индивидуальные предприниматели, являющиеся собственниками или пользователями земельного участка с расположенным на нем рынком, осуществляющие организацию работы рынка, предоставляющие торговые места на рынке для продажи товаров и оказывающие продавцам услуги, связанные с такой продажей;

-продавец – юридическое лицо, его филиал, представительство, иное обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения юридического лица (далее – юридическое лицо), индивидуальный предприниматель, реализующие товары покупателю по договору розничной купли-продажи, а также иное физическое лицо, осуществляющее реализацию товаров в рамках ремесленной деятельности или разовую реализацию на торговых местах на рынках произведенных, переработанных либо приобретенных им товаров (за исключением подакцизных товаров, товаров, подлежащих маркировке контрольными (идентификационными) знаками), отнесенных к товарным группам, определенным законодательством (далее – физическое лицо, не осуществляющее предпринимательскую деятельность);

-физическое лицо — гражданин Республики Беларусь, иностранный гражданин, лицо без гражданства; [5, c. 232]

-работник продавца — физическое лицо, привлеченное для продажи товаров юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем на основе трудового или гражданско-правового договора; 

Настоящие Правила распространяются на деятельность органов управления рынками, расположенными на территории Республики Беларусь, и продавцов.

Деятельность юридических лиц  и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих продажу товаров  на территории рынка в торговых объектах, не являющихся торговыми местами  на рынке, настоящими Правилами не регулируется, если иное не установлено Правительством Республики Беларусь. 

Орган управления рынка создает  рынок с согласия местных исполнительных и распорядительных органов в  соответствии с законодательством  Республики Беларусь. 

Режим работы рынка устанавливается  органом управления рынка по согласованию с соответствующим местным исполнительным и распорядительным органом.

В случае временного приостановления  деятельности рынка (для проведения ремонта, плановых санитарных дней и  в иных случаях) орган управления рынка за 5 дней до проведения намеченных мероприятий информирует местный  исполнительный и распорядительный орган по месту нахождения рынка, а также продавцов и покупателей  через средства массовой информации, объявление, размещаемое в доступном  месте, о причинах и периоде приостановления  деятельности рынка. В случае приостановления деятельности рынка для выполнения экстренных мероприятий при аварийных и чрезвычайных ситуациях информация до сведения продавцов, покупателей, местного исполнительного и распорядительного органа по месту нахождения рынка доводится незамедлительно. 

В зависимости от ассортимента реализуемых  товаров рынок может быть:

-продовольственным — рынок, на котором осуществляется торговля продовольственными товарами, сельскохозяйственной продукцией, дикорастущими плодами и ягодами;

-вещевым — рынок, на котором осуществляется торговля непродовольственными товарами. Вещевой рынок может быть специализированным (автомобильный, строительных материалов, аудио-, видеопродукции и другие);

-зооботаническим — рынок, на котором осуществляется торговля животными и другими товарами в соответствии с требованиями согласно приложению 1 к настоящим Правилам;

-смешанным — рынок, на котором осуществляется торговля различным ассортиментом продовольственных и непродовольственных товаров и (или) сельскохозяйственной продукцией, дикорастущими плодами и ягодами, а также животными.

Ассортимент реализуемых на рынке  товаров, схема расположения торговых зон и торговых мест на рынке определяются органом управления рынка по согласованию с местным исполнительным и распорядительным органом по месту нахождения рынка, с органом государственного пожарного  надзора, а для продовольственных, зооботанических и смешанных рынков — также с органами ветеринарного надзора. [5, c. 233] 

Информация о работе Правила торговли