Понятие, виды и причины банкротства компаний Российской Федерации на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 14:05, курсовая работа

Описание работы

Основной целью курсовой работы является раскрытие финансовых аспектов банкротства предприятий и обзор российского законодательства о банкротстве.Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: Раскрыть сущность понятия банкротства, определить виды, указать основные причины банкротства компаний; Описать российскую и западные методики оценки потенциального банкротства и сделать необходимые выводы об условиях их применимости; Описать особенности финансового состояния предприятий на разных стадиях банкротства; Раскрыть пути выхода российских компаний из кризисной ситуации; Сделать обзор российского законодательства о банкротстве.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………....3 - 4
Глава 1. Теоретические аспекты определения сущности банкротства компаний РФ на современном этапе
1.1. Понятие банкротства. Виды и причины банкротства…………………………………5 - 8
1.2. Критерии и признаки банкротства…………………………………………………….9 - 11
1.3. Компании на различных стадиях банкротства……………………………………...12 - 16
Глава 2. Диагностика и прогнозирование банкротства российских компаний на современном этапе
2.1. Официальные методики для проведения экспертизы финансового состояния организации………………………………………………………………………………...17 - 19
2.2. Модели количественной оценки вероятности банкротства………………………20 - 25
2.3. Качественные модели прогнозирования банкротства……………………………...26 - 33
Глава 3. Пути оздоровления при банкротстве компании
3.1. Возбуждение процедуры банкротства………………………………………………34 - 35
3.2. Процедуры банкротства………………………………………………………………36 - 46
Заключение…………………………………………………………………………………47 - 49
Библиографический список………………………………………………………………50 - 51

Работа содержит 1 файл

Экономика предприятий. Курсовая работа 2.docx

— 121.98 Кб (Скачать)

Кроме того, вводится ограничение  на некоторые действия должника, а  также запрет совершения органами управления ряда сделок без письменного согласия временного управляющего. [2, с. 6].

Временный управляющий, назначенный арбитражным судом, вправе предъявить требование о признании недействительности сделки и о применении последствий недействительности ничтожных сделок, совершенных должником, заявить возражения относительно требований кредиторов, ходатайствовать о принятии мер по обеспечению сохранности имущества должника, об отстранении руководителя должника от должности, а также совершать другие действия, для исполнения своих обязанностей. [2, с. 5].

А обязанности временного управляющего следующие:

    • принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника;
    • проводить анализ его финансового состояния;
    • выявлять кредиторов и вести реестр их требований;
    • уведомлять кредиторов о введении наблюдения;
    • созывать и проводить первое собрание кредиторов. [2, с. 6].

Анализ финансового состояния  должника проводится для определения  достаточности принадлежащего должнику имущества для покрытия расходов в деле о банкротстве и возможности  восстановления платежеспособности должника, а также для обоснования целесообразности введения последующих процедур банкротства. [2, с. 6].

Процедура наблюдения не позднее, чем за десять дней до даты ее окончания  завершается созывом первого  собрания кредиторов. В собрании кредиторов с правом голоса участвуют конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, требования которых были внесены  в реестр. [2, с. 6].

Первое собрание кредиторов принимает решение об обращении  в арбитражный суд с ходатайством о введении финансового оздоровления, или о введении внешнего управления, или о признании должника банкротом  и об открытии конкурсного производства. Кроме того, на первом собрании кредиторов может быть образован комитет  кредиторов, определен его количественный состав и полномочия, избраны члены  комитета. Собрание определяет кандидатуру  арбитражного управляющего или саморегулируемую организацию арбитражных управляющих, которая представляет кандидатуру из числа своих членов. Также собрание может определить дополнительные требования к кандидатуре арбитражного управляющего, а также при необходимости выбрать реестродержателя для ведения реестра кредиторов. [2, с. 6].

На основании решения  первого собрания кредиторов арбитражный  суд выносит определение о  введении финансового оздоровления или внешнего управления, либо принимает  решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного  производства, либо утверждает мировое  соглашение и прекращает производство по делу о банкротстве. При этом одновременно с введением соответствующей процедуры суд утверждает административного, внешнего или конкурсного управляющего. С даты введения следующей процедуры банкротства наблюдение прекращается. [2, с. 6].

Финансовое оздоровление – процедура, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности. Процедура вводится арбитражным судом в случае, если в ходе наблюдения должник на основании решения своих учредителей или органа, уполномоченного собственником имуществом должника – унитарного предприятия, либо третьи лица обратились к первому собранию кредиторов, а в некоторых случаях – к арбитражному суду с соответствующим ходатайством. [2, с. 6-7].

Во всех случаях к ходатайству  должен быть приложен график погашения  задолженности, а в случае, если о  введении финансового оздоровления ходатайствует должник – еще и план финансового оздоровления, протокол общего собрания или решение уполномоченного собственником органа должника – унитарного предприятия, сведения о предлагаемом обеспечении исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности. К ходатайству третьих лиц должны быть приложены документы о предлагаемом третьими лицами обеспечении исполнения должником обязательств. Обеспечением в этих случаях могут быть залог (ипотека), банковская гарантия, поручительство и другие способы. [2, с. 7].

На основании решения  собрания кредиторов арбитражный суд  вводит финансовое оздоровление и утверждает административного управляющего. В  определении суда указывается срок финансового оздоровления, который  не может превышать двух лет, а  также содержится график погашения  задолженности. [2, с. 7].

Последствия введения финансового  оздоровления таковы:

    • требования кредиторов к должнику могут быть предъявлены только в рамках Закона о несостоятельности (банкротстве);
    • отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов;
    • аресты на имущество и иные ограничения деятельности должника могут быть наложены в рамках дела о банкротстве;
    • приостанавливается, за некоторыми исключениями, осуществление взысканий по исполнительным документам и некоторые другие. [7, с. 3].

В ходе финансового оздоровления органы управления должника продолжают осуществлять свои полномочия с рядом  ограничений, например, должник не вправе без согласия кредиторов совершать  сделки, в которые у него имеется  заинтересованность или которые  связаны с приобретением или  отчуждением имущества, стоимость  которого составляет более пяти процентов  стоимости его активов, или которые  влекут за собой выдачу займов, кредитов, поручительств, и другие. На совершение некоторых сделок, например, таких, которые влекут за собой увеличение кредиторской задолженности более чем на пять процентов суммы требований кредиторов, должник обязан получить согласие административного управляющего. [2, с. 7].

Административный управляющий  вправе требовать от руководителей  должника информацию о текущем состоянии  должника, принимать участие в  инвентаризации, ходатайствовать перед  судом о принятии дополнительных мер по обеспечению сохранности  имущества и об их отмене, предъявлять  в суде требования о признании  недействительными сделок и решений  должника, а также, в некоторых  случаях, обращаться в суд с ходатайством об отстранении руководителя должника. Обязанностями административного управляющего являются ведение реестра требований кредиторов, созыв собраний кредиторов, предоставление кредиторам информации о ходе выполнения графика погашения задолженности, осуществление контроля за исполнением должником текущих требований, за ходом выполнения плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности и другие обязанности. [2, с. 7].

Не позднее чем за месяц до истечения установленного срока финансового оздоровления должник обязан представить административному управляющему отчет о результатах проведения финансового оздоровления. Административный управляющий рассматривает отчет и составляет заключение, которое направляет кредиторам в арбитражный суд. Если требования кредиторов, включенных в реестр, не удовлетворены, административный управляющий собирает собрание кредиторов, которое выносит решение об обращении с ходатайством в арбитражный суд о введении внешнего управления или о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. [2, с. 8].

Следует отметить, что финансовое оздоровление как процедура банкротства  применяется очень редко, при  этом примеры успешного завершения финансового оздоровления можно  пересчитать по пальцам. [2, с. 8].

Внешнее управление – процедура, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности. Вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов на срок до восемнадцати месяцев, который может быть продлен не более чем на шесть месяцев. [16].

С даты наступления внешнего управления ведение дел должника возлагается на внешнего управляющего, полномочия руководителя прекращаются. [16].

Внешний управляющий вправе уволить руководителя должника или  предложить ему перейти на другую работу. [2, с. 8].

Прекращаются также полномочия органов управления должника и собственника имущества должника – унитарного предприятия, за некоторым исключением. [2, с. 8].

При этом отменяются ранее  принятые меры по обеспечению требований кредиторов, аресты на имущество и  ограничения накладываются лишь в рамках процесса о банкротстве, вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, требования кредиторов могут быть предъявлены  в порядке, установленном Законом  о несостоятельности (банкротстве). [2, с. 8].

Одновременно с введением  внешнего управления арбитражным судом  утверждается внешний управляющий, который обязан принять в управление имущество должника и провести его  инвентаризацию, разработать план внешнего управления и представить его для утверждения собранию кредиторов. К обязанностям внешнего управляющего относятся также ведение бухгалтерского, финансового и статистического учета и отчетности, заявление возражений относительно предъявленных требований, принятие мер по взысканию дебиторской задолженности, ведение реестра требований кредиторов и другие. При этом внешний управляющий вправе распоряжаться имуществом должника в соответствии с планом внешнего управления, заключать от имени должника мировое соглашение, предъявлять в арбитражный суд от своего имени требования о признании недействительными сделок и решений, заключенных и принятых должником с нарушением требований Закона о несостоятельности (банкротстве). [2, с. 8].

Не позднее чем через  месяц с даты своего утверждения внешний управляющий должен разработать план внешнего управления и представить его собранию кредиторов для утверждения. План должен предусматривать меры по восстановлению платежеспособности должника, условия и порядок их реализации, а также расходы на их реализацию. План должен предусматривать срок восстановления платежеспособности должника и содержать обоснование восстановления платежеспособности в установленный срок. Обоснование плана может предполагать такие меры, как перепрофилирование производства, закрытие нерентабельных производств, взыскание дебиторской задолженности, продажу части имущества и прав требования или предприятия в целом, увеличение уставного капитала, замещение активов и иные меры. [2, с. 8].

Рассмотрение вопроса  об утверждении плана внешнего управления – исключительная компетенция собрания кредиторов. Собрание может утвердить  план, отклонить план и обратиться в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом  и об открытии конкурсного производства. [2, с. 8-9].

По результатам проведения внешнего управления управляющий представляет собранию кредиторов отчет внешнего управляющего. После рассмотрения отчета собрание кредиторов вправе принять  решение об обращении в арбитражный  суд с одним из следующих ходатайств:

    • о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника и о переходе к расчетам с кредиторами;
    • о прекращении производства по делу в связи с удовлетворением всех требований кредиторов в соответствии с реестром;
    • о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

Также собрание кредиторов может обратиться в арбитражный  суд с ходатайством о заключении мирового соглашения. [2, с. 9].

Отчет внешнего управляющего подлежит обязательному рассмотрению арбитражным судом. Если суд выявил обстоятельства, препятствующие утверждению  отчета внешнего управляющего, он выносит  определение об отказе в утверждении  отчета. [2, с. 9].

Вынесение арбитражным судом  определения о переходе к расчетам с кредиторами является основанием для начала расчетов со всеми кредиторами  в соответствии с реестром требований. В определении устанавливается  срок окончания расчетов с кредиторами, который не может превышать шести  месяцев с даты вынесения определения. [2, с. 9].

После окончания расчетов с кредиторами суд выносит  определение об утверждении отчета внешнего управляющего и о прекращении производства по делу, что влечет за собой прекращение полномочий внешнего управляющего. [2, с. 9].

В случае, если внешнее управление завершается заключением мирового соглашения или погашением требований кредиторов, внешний управляющий продолжает исполнять свои обязанности в пределах компетенции руководителя должника до даты избрания или назначения нового руководителя. [2, с. 9].

Процедура внешнего управления, как и финансовое оздоровление, относится  к реабилитационным процедурам и  применяется сравнительно редко, хотя и значительно чаще, чем финансовое оздоровление. [2, с. 9].

Конкурсное производство – процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. Срок конкурсного производства — до шести месяцев, может продлеваться по ходатайству лица, участвующего в деле, не более чем на шесть месяцев. При принятии решения об открытии конкурсного производства арбитражный суд утверждает конкурсного управляющего, а также размер его вознаграждения. Полномочия  руководителя должника и органов управления должника и собственника имущества должника – унитарного предприятия прекращаются. При этом представители собственника имущества должника – унитарного предприятия, а также учредителей должника обладают правами лиц, участвующих в деле о банкротстве. [2, с. 9].

Информация о работе Понятие, виды и причины банкротства компаний Российской Федерации на современном этапе