Показатели рентабельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 16:20, курсовая работа

Описание работы

Когда создаётся организация, её владельца волнует, прежде всего, доходность, т.е. чтобы прибыль организации покрывала все затраты. Чем больше прибыль, тем эффективней происходит развитие, и появляются возможности для расширения производственной деятельности организации.

Содержание

Введение 5
1. Экономическая сущность понятия рентабельность 7
2. Виды рентабельности 9
3. Показатели рентабельности 12
4. Основные факторы повышения рентабельности деятельности
организации 18
Заключение 24
Список используемых источнико

Работа содержит 1 файл

рентабельность.docx

— 54.96 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение                                                                                                                   5

1. Экономическая сущность понятия рентабельность                                            7

2. Виды рентабельности                                                                                            9

3. Показатели  рентабельности                                                                                 12

4. Основные факторы повышения рентабельности деятельности

организации                                                                                                               18                                                                                                               

Заключение                                                                                                                24

Список  используемых источников                                                                          26 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

       Когда создаётся организация, её владельца волнует, прежде всего, доходность, т.е. чтобы прибыль организации покрывала все затраты. Чем больше прибыль, тем эффективней происходит развитие, и появляются возможности для расширения производственной деятельности организации.

       Обобщающим показателем экономической  эффективности производства является  показатель рентабельности. Рентабельность  означает доходность, прибыльность организации. Она комплексно отражает степень эффективности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов.

     Показатели  рентабельности отражают факторную  среду формирования прибыли организаций, применяются при анализе эффективности  управления организацией, при определении  долгосрочного благополучия организации, используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.

     Рентабельной считается организация, которая приносит прибыль. В современных рыночных условиях для того, чтобы покупатели предпочитали продукцию, изготовленную данной организацией, чтобы товары пользовались большим спросом, необходимо тщательно следить за финансовым положением, правильно организовывать производственную деятельность и прослеживать экономические показатели.

     Таким образом, рентабельность является одним из основных критериев оценки эффективности работы организации, повышение рентабельности характеризует цель организации любой отрасли в рыночной экономике; рост рентабельности способствует повышению финансовой устойчивости организации; для предпринимателей показатель рентабельности характеризует привлекательность бизнеса в данной сфере.

     Всё вышесказанное обусловило актуальность темы. Цель курсовой работы заключается в том, чтобы разобрать, что подразумевается под рентабельностью, рассмотреть её виды, показатели, а так же основные факторы её повышения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ 

     Абсолютная  величина прибыли организации, при  всей важности этого показателя, не дает полного и качественного  представления об эффективной (производственной, экономической и финансовой) деятельности организации, и не может быть применена  для сравнения производственной деятельности различных организаций. Равная прибыль ещё не свидетельствует  об одинаково успешной работе. [3, с. 271].

     Например, две организации получают одинаковую прибыль, но имеют различную стоимость  производственных фондов, т.е. сумму  основного капитала и оборотных  средств. Более эффективно работает  та организация, у которой стоимость  производственных фондов меньше. Таким  образом, для оценки эффективности  работы организации необходимо сопоставить  прибыль и производственные фонды, с помощью которых она создана. Это и есть рентабельность. [20, с. 176].

     Сравнение эффективности хозяйственной деятельности организаций разных масштабов, производственного  назначения и форм собственности  производится обычно не в абсолютных, а в относительных показателях. Поэтому для оценки эффективности  работы организации применяются  относительные показатели, один из которых и есть рентабельность.

     Следовательно, рентабельность (от нем. rentabel – доходный, прибыльный) – это показатель, который характеризует эффективность применения или потребления ресурсов; он показывает величину прибыли, полученной организацией в расчете на единицу применённых или потреблённых ресурсов. Под применёнными ресурсами подразумевают внеоборотные активы, а под потреблёнными – в первую очередь затраты материалов, энергоносителей, труда и т. п. Это показатель эффективности производственной деятельности организации за определённый период.

     Показатель  рентабельности в любом случае отражает отношение суммы полученной (ожидаемой) прибыли к одному из следующих  показателей: стоимость основных производственных фондов и нормированной величине оборотных средств, затрат на годовой  объём производства продукции, себестоимость  единицы продукции и т.д. [3, с. 271].

     Рентабельность, исчисляемая на основе притока денежных средств, широко применяется в странах  с развитой рыночной экономикой. Она  приоритетна, потому, что операции с  денежными потоками, обеспечивающие платежеспособность, являются существенным признаком состояния организации.

     Основными отличительными признаками рентабельности в системе торговых и производственных отношений являются следующие:

  1. отношение прибыли к издержкам производства, характеризующие уровень прибыльности текущих затрат (на приобретение сырья, материалов, топлива, на амортизацию средств труда, расходы по управлению и обслуживанию производства и заработной плате работников);
  2. отношение прибыли к среднегодовой стоимости производственных фондов, характеризующие относительный размер возрастания авансированных затрат и дающее оценку экономической эффективности производственных фондов.

     Рентабельность  измеряется с помощью системы  относительных показателей, характеризующих  экономическую эффективность производственной, инвестиционной и коммерческой  деятельности, а также выгодность производства отдельных видов продукции  и услуг. Если прибыль характеризует  эффект (результат) производства, то рентабельность – экономическую эффективность  принятых управленческих решений, потому что величина рентабельности отражает соотношение эффекта (прибыли) и  вложенного в производство капитала или потреблённых ресурсов. Рентабельной считается организация, которая приносит прибыль. [36, с.135].

     2 ВИДЫ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ 

     Интегральным  показателем экономической эффективности реализованной продукции и активов организации выступает рентабельность. При расчете рентабельности используется общая методология определения экономической эффективности производства и капитала, которая представляет соотношение прибыли к затратам на производство и реализацию продукции. Важно усвоить, что каждый раз в качестве результата деятельности организации используется прибыль, которая является обобщенным показателем результатов деятельности организации, так как её размер зависит от методов хозяйствования, эффективности использования всех факторов производства, активизации инновационно-инвестиционной, маркетинговой и коммерческой деятельности.

     Поскольку есть несколько видов и множество  показателей прибыли, а также  существует много видов и показателей  затрат, количественная характеристика рентабельности так же нуждается  в классификации.

     Исходя  из понимания видов прибыли (по видам деятельности и от операций с капиталом), можно представить следующие виды рентабельности:

  • рентабельность продукции (работ, услуг);
  • рентабельность операций с капиталом.

          Исходя из понимания видов затрат можно представить следующие виды рентабельности:

  • рентабельность продукции (работ, услуг);
  • рентабельность капитальных затрат (инвестированного капитала);
  • рентабельность акционерного капитала.

     По  каждому виду рентабельности рассчитываются показатели, в которых детализируются количественные значения исходных данных по различным признакам, а именно: 

     
  • по  времени – рентабельность продукции за год, квартал, месяц;
  • по степени детализации производственной программы – рентабельность единицы продукции или всего объёма производства, рентабельность по одному виду деятельности или по всем видам деятельности;
  • по степени детализации доходов с капитала – рентабельность аренды, лизинга, вложений в производственные организации или в финансовые учреждения; рентабельность объектов интеллектуальной собственности, переданных по лицензионным соглашениям; рентабельность долгосрочных или краткосрочных финансовых вложений.
  • по месту – рентабельность организации, корпорации, производства, цеха, торгового подразделения и т.д. [13, с. 449-450 ].

     Так же в  экономике различают следующие основные виды рентабельности:

  1. Общая рентабельность:

Представляет собой процентное отношение прибыли отчётного периода к среднегодовой суммарной стоимости производственных основных средств и нормируемых оборотных средств.

  1. Рентабельность конкретного изделия:

Представляет собой отношение прибыли от реализации изделия к полной себестоимости изделия.

  1. Рентабельность оборота:

Представляет собой отношение прибыли к валовой выручке.

  1. Рентабельность капитала:

Представляет собой отношение прибыли к среднегодовой сумме  собственного капитала.

  1. Рентабельность продукции и продаж:

Рентабельность  продукции представляет собой отношение прибыли к полной себестоимости.

Рентабельность  продаж представляет собой отношение прибыли от продаж к выручке.

  1. Рентабельность активов:

Представляет собой отношение прибыли полученной за период к средней величине активов предприятия за период.

  1. Рентабельность производства:

Представляет  собой отношение прибыли от реализации к сумме затрат на производство и реализацию продукции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3 ПОКАЗАТЕЛИ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ 

     Размер  прибыли организации характеризует  абсолютную его доходность. Любая  сумма прибыли говорит о том, что организации прибыльна. Но сумма  прибыли не даёт нам представления  об эффективности и степени использования  материальных и трудовых ресурсов, основных средств. Поэтому наряду с  показателями прибыли для оценки эффективности работы организации  используется показатели рентабельности. [4, с. 273].

     Показатели  рентабельности можно классифицировать в три группы:

  1. показатели рентабельности продаж (оборота), уровень которых определяется соотношением прибыли с объёмом продаж (выручка от реализации продукции);
  2. показатели рентабельности, базирующиеся на затратном подходе, уровень которых определяется соотношением прибыли с соответствующими затратами;
  3. показатели рентабельности, в основе которых положен ресурсный подход, уровень которых определяется отношением прибыли к общей сумме или отдельным частям авансированного капитала.

          Показатель рентабельности отражает соотношение прибыли организации и факторов, которые являются, по сути, предпосылками ее возникновения.

Информация о работе Показатели рентабельности