Анализ рентабельности организации. Показатели рентабельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 17:33, контрольная работа

Описание работы

Целью написания данной работы является изучение анализа рентабельности организации.

Объектом изучения выступает финансово-хозяйственная деятельность предприятия.

Предметом изучения являются показатели рентабельности организации.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- дать определение понятия рентабельности, раскрыть его значение для финансового анализа и охарактеризовать основные области его применения;

- рассмотреть систему показателей рентабельности;

- раскрыть способы увеличения рентабельности предприятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3

1. Анализ рентабельности организации. Показатели рентабельности………...5

1.1. Понятие рентабельности.…………………………………………………….5

1.2. Система показателей рентабельности………………………………………7

1.3. Способы увеличения рентабельности предприятия……………………...12

2. Практическое задание………………………………………………………...14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………16

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ………………………………………….17

Работа содержит 1 файл

ОГЛАВЛЕНИЕ.docx

— 73.52 Кб (Скачать)

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ  ………………………………………………………………………3

1. Анализ рентабельности организации. Показатели рентабельности………...5

1.1. Понятие рентабельности.…………………………………………………….5

1.2. Система показателей  рентабельности………………………………………7

1.3. Способы увеличения  рентабельности предприятия……………………...12

2. Практическое  задание………………………………………………………...14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ  …………………………………………………………………16

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ………………………………………….17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

В экономическом  анализе результаты деятельности предприятий  могут быть оценены такими показателями, как объем выпуска продукции, объем продаж, прибыль. Однако значений перечисленных показателей недостаточно для того, чтобы сформировать мнение об эффективности деятельности того или иного предприятия. Это связано  с тем, что данные показатели являются абсолютными характеристиками деятельности предприятия, и их правильная интерпретация  по оценке результативности может быть осуществлена лишь во взаимосвязи с  другими показателями, отражающими  вложенные в предприятие средства. Поэтому для характеристики эффективности  работы предприятия в целом, доходности различных направлений деятельности (хозяйственной, финансовой, предпринимательской) в экономическом анализе рассчитывают показатели рентабельности (или доходности).

Необходимо  отметить, что показатели рентабельности являются важными элементами, отражающими  факторную среду формирования прибыли  предприятий. Поэтому они обязательны  при проведении сравнительного анализа  и оценке финансового состояния  предприятия.

Кроме того, показатели рентабельности применяются  при анализе эффективности управления предприятием, при определении долгосрочного  благополучия организации, используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования. С этих позиций  выбранная тема контрольной работы актуальна.

Целью написания данной работы является изучение анализа рентабельности организации.

Объектом  изучения выступает финансово-хозяйственная  деятельность предприятия.

Предметом изучения являются показатели рентабельности организации.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- дать  определение понятия рентабельности, раскрыть его значение для  финансового анализа и охарактеризовать  основные области его применения;

- рассмотреть  систему показателей рентабельности;

- раскрыть способы увеличения рентабельности предприятия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Анализ рентабельности организации. Показатели рентабельности.

1.1. Понятие рентабельности.

Общеизвестно, что результаты деятельности предприятий  могут быть оценены различными показателями, такими, как объем выпуска продукции, объем продаж, прибыль. Характеризуя финансовый или производственный результат, перечисленные показатели не способны оценить эффективность деятельности предприятий. Это связано с тем, что данные показатели являются абсолютными  характеристиками деятельности предприятия, и их правильная интерпретация по оценке результативности может быть осуществлена во взаимосвязи с другими  показателями, характеризующими вложенные  в предприятие средства.

Показателями, характеризующими эффективность деятельности предприятий, являются показатели рентабельности (или доходности).

В экономической  литературе дается несколько понятий  рентабельности.

Так, одно из его определений звучит следующим  образом: рентабельность (от нем. rentabel – доходный, прибыльный) представляет собой показатель экономической  эффективности производства на предприятиях, который комплексно отражает использование  материальных, трудовых и денежных ресурсов.1

По мнению других авторов, рентабельность – показатель, представляющий собой отношение  прибыли к сумме затрат на производство, денежным вложениям в организацию  коммерческих операций или сумме  имущества фирмы используемого  для организации своей деятельности.

Так или  иначе, рентабельность представляет собой  соотношение дохода и капитала, вложенного в создание этого дохода. Увязывая прибыль с вложенным капиталом, рентабельность позволяет сравнить уровень доходности предприятия  с альтернативным использованием капитала или доходностью, полученной предприятием при сходных условиях риска. Более  рискованные инвестиции требуют  более высокой прибыли, чтобы  они стали выгодными. Так как  капитал всегда приносит прибыль, для  измерения уровня доходности прибыль, как вознаграждение за риск, сопоставляется с размером капитала, который был необходим для образования этой прибыли. Рентабельность является показателем, комплексно характеризующим эффективность деятельности предприятия.

При его  помощи можно оценить эффективность  управления предприятием, так как  получение высокой прибыли и  достаточного уровня доходности во многом зависит от правильности и рациональности принимаемых управленческих решений. Поэтому рентабельность можно рассматривать  как один из критериев качества управления.

По значению уровня рентабельности можно оценить  долгосрочное благополучие предприятия, т.е. способность предприятия получать достаточную прибыль на инвестиции. Для долгосрочных кредиторов инвесторов, вкладывающих деньги в собственный  капитал предприятия, данный показатель является более надежным индикатором, чем показатели финансовой устойчивости и ликвидности, определяющиеся на основе соотношения отдельных статей баланса.

Устанавливая  связь между суммой прибыли и  величиной вложенного капитала, показатель рентабельности можно использовать в процессе прогнозирования прибыли. В процессе прогнозирования с  фактическими и ожидаемыми инвестициями сопоставляется прибыль, которую предполагается получить на эти инвестиции. Оценка предполагаемой прибыли базируется на уровне доходности за предшествующие периоды с учетом прогнозируемых изменений.

Кроме того, большое значение рентабельность имеет для принятия решений в  области инвестирования, планирования, при составлении смет, координировании, оценке и контроле деятельности предприятия  и ее результатов.

Таким образом, можно сделать вывод, что  показатели рентабельности характеризуют  финансовые результаты и эффективность  деятельности предприятия. Они измеряют доходность предприятия с различных  позиций и систематизируются в соответствии с интересами участников экономического процесса. 

1.2. Система показателей  рентабельности

Анализ  рентабельности и финансовых показателей  имеет существенное значение для определения стратегии развития организации, критериев повышения эффективности деятельности и окупаемости вложений в активы. Он проводится на основании данных, указанных в Отчете о прибылях и убытках. Для оценки результатов деятельности организации в целом, а также анализа ее сильных и слабых сторон необходимо синтезировать показатели, причем таким образом, чтобы выявить причинно-следственные связи, влияющие на финансовое положение и его компоненты.2

В условиях рыночной экономики существуют следующие  показатели рентабельности3:

     -  рентабельность продаж (коммерческая  маржа), определяется отношением балансовой прибыли к выручке от реализации;

     - рентабельность собственного капитала, определяется отношением балансовой  прибыли к капиталу и резервам;

     -  экономическая рентабельность, определяется  отношением балансовой прибыли ко всем активам;

     -  фондорентабельность, определяется  как отношение балансовой прибыли  ко внеоборотным активам;

     -  рентабельность основной деятельности, определяется как отношение балансовой прибыли к затратам на производство реализованной продукции;

     -  рентабельность перманентного капитала, определяется отношением балансовой  прибыли к капиталу, резервам  и долгосрочным пассивам;

     -  коэффициент устойчивости экономического  роста, определяется отношением  разности балансовой прибыли  и дивидендов акционерам к капиталу и резервам;

     -  период окупаемости собственного  капитала, определяется отношением  капитала и резервов к балансовой  прибыли.

В экономическом  анализе существует система показателей  рентабельности, которые условно  разделяют на две группы: показатели рентабельности деятельности организации  и показатели рентабельности активов. Показатели рентабельности могут использоваться при анализе тенденций в соотношении  прибыли и других показателей  за ряд лет либо при сопоставлении  аналогичных показателей внутри отрасли или по группе конкурирующих  организаций. Рассмотренные методы оценки финансовых показателей являются несложными и наиболее показательными при оформлении результатов анализа бухгалтерской отчетности в Пояснительной записке. Выбор показателей универсален и может использоваться каждой организацией независимо от сферы деятельности.

Раскроем  основные показатели рентабельности по данным бухгалтерской отчетности:

  1. Рентабельность продаж.

Отражает  соотношение прибыли от продаж и  выручки, полученной организацией в  отчетном году. Определяет, сколько  рублей прибыли получено организацией в результате продажи продукции (товаров, работ, услуг) на один рубль  выручки.

Оптимальным является пропорциональный рост показателей  в числителе и знаменателе.

  1. Чистая рентабельность.

     Показывает  сколько прибыли приходится на единицу  выручки.

  1. Рентабельность совокупных активов (экономическая рентабельность).

Характеризует эффективность и прибыльность использования  всех активов организации. Отражает величину прибыли, приходящейся на один рубль, вложенный во внеоборотные и  оборотные активы организации.

  1. Рентабельность собственного капитала

Характеризует эффективность использования организацией ее собственного капитала. Низкое значение показателя может свидетельствовать  о наличии избытка собственного капитала по отношению к заемным  средствам, что с точки зрения акционеров (учредителей) подтвердит неудовлетворительность использования капитала или недостаточность  привлечения заемного капитала. Высокое  значение показателя может стать  причиной нехватки капитала, являющейся следствием избыточного привлечения  заемных средств.4

  1. Рентабельность акционерного капитала.

Характеризует эффективность вложения средств  собственниками. Определяет норму прибыли  на вложенные в фирму средства акционерами или учредителями. Является основным показателем в инвестиционном анализе.

  1. Рентабельность внеоборотного капитала.

Информация о работе Анализ рентабельности организации. Показатели рентабельности