Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 16:20, курсовая работа
Когда создаётся организация, её владельца волнует, прежде всего, доходность, т.е. чтобы прибыль организации покрывала все затраты. Чем больше прибыль, тем эффективней происходит развитие, и появляются возможности для расширения производственной деятельности организации.
Введение 5
1. Экономическая сущность понятия рентабельность 7
2. Виды рентабельности 9
3. Показатели рентабельности 12
4. Основные факторы повышения рентабельности деятельности
организации 18
Заключение 24
Список используемых источнико
Совокупность показателей рентабельности всегда отражает эффективность производственной (операционной), инвестиционной и финансовой деятельности организации и отвечает интересам участников экономического процесса.
Система
показателей экономической
Таблица 3.1 – Показатели рентабельности
Показатель | Формула |
1 | 2 |
|
Рентабельность
продаж по чистой прибыли = Общая
рентабельность продаж
поприбыли от реализации
продукции = Рентабельность
продаж по прибыли
организации = |
|
Рентабельность
реализованной i-й
продукции = Рентабельность
всей реализованной
продукции по прибыли
от реализации = Рентабельность
инвестиционных затрат = |
Продолжение таблицы:
|
2 |
|
Рентабельность
активов общая = Рентабельность активов чистая = Рентабельность
производства = Рентабельность
собственного капитала = Рентабельность
основного капитала = Рентабельность
акционерного капитала
по обыкновенным акциям (в
случае отсутствия привилегированных
акций) = |
Окончание таблицы:
1 | 2 |
Рентабельность
акционерного капитала
по обыкновенным акциям (в
случае наличия привилегированных
акций) = Рентабельность
оборотного капитала = Рентабельность
труда = |
Источник: [13, с. 452].
Подчёркивая важную роль показателей рентабельности затрат и, прежде всего, рентабельности реализованной продукции для оценки эффективности деятельности организации, следует отметить, что они полезны в сопоставлениях только внутри определённых отраслей и при изучении динамики рентабельности отдельных организаций. Однако она не имеет смысла для межотраслевых сопоставлений, поскольку прибыль в разных отраслях зависит не только от уровня рентабельности затрат и даже рентабельности продаж, но и от скорости оборота капитала.
В тех отраслях, где высокая скорость оборота капитала, например в торговле, можно получить высокую отдачу на вложенный капитал, имея невысокий уровень рентабельности продаж и рентабельности реализованной продукции. Напротив, отрасли, в которых медленно оборачивается капитал, должны иметь высокий уровень рентабельности продаж для того, чтобы «заработать» требуемую массу доходности на вложенный капитал. Поэтому критерием экономической эффективности организации является рентабельность и, прежде всего, акционерного капитала. Экономический смысл рентабельности капитала состоит в том, что он характеризует прибыль, полученную вкладчиком капитала с каждого рубля средств, вложенных в организацию.
В акционерных обществах прибыль на одну акцию определяется отношением чистой прибыли за минусом дивидендов по привилегированным акциям к количеству обыкновенных акций, находящихся в обращении. По данным показателей рентабельности акционерного капитала и прибыли на одну акцию можно судить, насколько эффективно используется вложенный в организацию капитал акционеров и является ли данная организация привлекательной для инвесторов.
К
числу основных показателей, определяющих
эффективность использования
С
позиции всех заинтересованных лиц
(государства, собственников, работников
и кредиторов) общая оценка эффективности
использования совокупного
4
ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ ПОВЫШЕНИЯ
РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОРГАНИЗАЦИИ
Использование системы обобщающих показателей эффективности организации, каждый из которых отражает различные аспекты производственно-хозяйственной деятельности организации, позволяет получить всестороннюю, многогранную оценку эффективности.
В системе обобщающих показателей важнейшим является рентабельность. Повышение этого показателя обеспечивается, во-первых, увеличением массы прибыли, а, во-вторых, улучшением использования соответствующего вида ресурсов или уменьшением затрат.
Так
как рентабельность находится в
прямой зависимости от величины прибыли,
поиск путей роста
Рентабельность продукции, кроме того, зависит от себестоимости реализованной продукции. Чем ниже себестоимость, тем выше при прочих равных условиях этот показатель.
Рентабельность производства и рентабельность капитала кроме массы прибыли зависят от эффективности использования производства. Чем выше эффективность использования, тем выше его рентабельность.
Для повышения эффективности работы организации первостепенное значение имеет выявление резервов увеличения объемов производства и реализации, снижения себестоимости продукции (работ, услуг), увеличения прибыли и повышения рентабельности.
Для определения основных направлений поиска резервов увеличения прибыли и повышения рентабельности факторы, влияющие на них, классифицируют по различным признакам представленным на рисунке 4.1. [32, с. 563].
Рисунок 4.1 – Факторы, влияющие на прибыль и рентабельность
Источник: [32, с. 564].
К внешним факторам относятся природные условия, государственное регулирование цен, тарифов, процентов, налоговых льгот, штрафных санкций, инфляция и др. Они не зависят от деятельности организации, но могут оказывать значительное влияние на размер прибыли и рентабельности.
Внутренние факторы делятся на производственные и внепроизводственные.
Производственные факторы характеризуют наличие и использование средств и предметов труда, трудовых и финансовых ресурсов и в свою очередь могут подразделятся на экстенсивные и интенсивные.
Экстенсивные факторы воздействуют на процесс получения прибыли путём количественных изменений: объёма средств и предметов труда, финансовых ресурсов, времени работы оборудования, численности персонала, фонда рабочего времени и др.
Интенсивные факторы воздействуют на процесс получения и увеличения прибыли, повышения рентабельности также путём качественных изменений: повышения производительности оборудования и его качества, использования прогрессивных материалов, совершенствования технологии обработки, ускорения оборачиваемости оборотных средств, повышения квалификации и производительности труда персонала, снижения трудоёмкости и материалоёмкости продукции, совершенствования организации труда и более эффективного использования финансовых ресурсов и др.
К внепроизводственным факторам относятся, например, снабженческо-сбытовая и природоохранная деятельность, социальные условия труда и быта и др. [32, с. 564]
Высшей
целью предпринимательской