Показатели рентабельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 16:20, курсовая работа

Описание работы

Когда создаётся организация, её владельца волнует, прежде всего, доходность, т.е. чтобы прибыль организации покрывала все затраты. Чем больше прибыль, тем эффективней происходит развитие, и появляются возможности для расширения производственной деятельности организации.

Содержание

Введение 5
1. Экономическая сущность понятия рентабельность 7
2. Виды рентабельности 9
3. Показатели рентабельности 12
4. Основные факторы повышения рентабельности деятельности
организации 18
Заключение 24
Список используемых источнико

Работа содержит 1 файл

рентабельность.docx

— 54.96 Кб (Скачать)

     Совокупность  показателей рентабельности всегда отражает эффективность производственной (операционной), инвестиционной и финансовой деятельности организации и отвечает интересам участников экономического процесса.

     Система показателей экономической эффективности  производства и капитала, включает следующие три группы показателей рентабельности, которые приведены в таблице 3.1. [13, с. 451]. 

Таблица 3.1 – Показатели рентабельности

Показатель Формула
1 2
  1. Показатели рентабельности продаж (оборота)
Рентабельность  продаж по чистой прибыли = 
 

Общая рентабельность продаж поприбыли от реализации продукции = 
 

Рентабельность  продаж по прибыли  организации = 

     
  1. Показатели  рентабельности, учитывающие затраты  на производство продукции
Рентабельность  реализованной i-й продукции = 
 

Рентабельность  всей реализованной  продукции по прибыли  от реализации = 
 

Рентабельность  инвестиционных затрат = 

   
 

Продолжение таблицы:

    1
2
  1. Показатели рентабельности капитала (ресурсов)
Рентабельность  активов общая = 
 

Рентабельность  активов чистая =

          

Рентабельность  производства = 
 

Рентабельность  собственного капитала = 
 

Рентабельность  основного капитала = 
 

Рентабельность  акционерного капитала по обыкновенным акциям (в  случае отсутствия привилегированных  акций) = 

   

Окончание таблицы:

1 2
  Рентабельность  акционерного капитала по обыкновенным акциям (в  случае наличия привилегированных  акций) = 
 

Рентабельность  оборотного капитала = 
 

Рентабельность  труда = 

Источник: [13, с. 452].

     Подчёркивая важную роль показателей рентабельности затрат и, прежде всего, рентабельности реализованной продукции для  оценки эффективности деятельности организации, следует отметить, что  они полезны в сопоставлениях только внутри определённых отраслей и при изучении динамики рентабельности отдельных организаций. Однако она не имеет смысла для межотраслевых сопоставлений, поскольку прибыль в разных отраслях зависит не только от уровня рентабельности затрат и даже рентабельности продаж, но и от скорости оборота капитала.

     В тех отраслях, где высокая скорость оборота капитала, например в торговле, можно получить высокую отдачу на вложенный капитал, имея невысокий  уровень рентабельности продаж и  рентабельности реализованной продукции. Напротив, отрасли, в которых медленно оборачивается капитал, должны иметь высокий уровень рентабельности продаж для того, чтобы «заработать» требуемую массу доходности на вложенный капитал. Поэтому критерием экономической эффективности организации является рентабельность и, прежде всего, акционерного капитала. Экономический смысл рентабельности капитала состоит в том, что он характеризует прибыль, полученную вкладчиком капитала с каждого рубля средств, вложенных в организацию.

     В акционерных обществах прибыль на одну акцию определяется отношением чистой прибыли за минусом дивидендов по привилегированным акциям к количеству обыкновенных акций, находящихся в обращении. По данным показателей рентабельности акционерного капитала и прибыли на одну акцию можно судить, насколько эффективно используется вложенный в организацию капитал акционеров и является ли данная организация привлекательной для инвесторов.

     К числу основных показателей, определяющих эффективность использования капитала, относится рентабельность  инвестированного капитала, который находится отношением суммы прибыли, оставшейся у организации  для распределения (чистой прибыли) отчетного периода к сумме  инвестированного капитала за анализируемый  период. Инвесторы капитала (акционеры) вкладывают в организацию свои средства с целью получения прибыли  от инвестиций, поэтому с точки  зрения акционеров наилучшей оценкой результатов хозяйственной деятельности является наличие прибыли на вложенный капитал, а при оценке эффективности – показатель рентабельности инвестированного капитала.

     С позиции всех заинтересованных лиц (государства, собственников, работников и кредиторов) общая оценка эффективности  использования совокупного капитала производится на основе рентабельности всех активов (совокупного капитала) организации. Этот вид рентабельности капитала определяется отношением суммы брутто-прибыли до выплаты процентов и налогов к среднегодовой сумме совокупных активов организации за отчётный период. Показатель рентабельности совокупного капитала, рассчитанный по сумме брутто-прибыли, показывает, сколько прибыли получает организация на рубль совокупного капитала, вложенного в его активы. Он является одним из наиболее значимых и широко используемых показателей эффективности деятельности организации, так как характеризует доходность всех активов и отвечает интересам и собственника, и работников, и кредиторов, и государства. По его уровню судят о качестве управления организацией. Его используют для прогнозирования и планирования прибыли. [13, с. 453-454]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     4 ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ ПОВЫШЕНИЯ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ 

     Использование системы обобщающих показателей  эффективности организации, каждый из которых отражает различные аспекты производственно-хозяйственной деятельности организации, позволяет получить всестороннюю, многогранную оценку эффективности.

     В системе обобщающих показателей  важнейшим является рентабельность. Повышение этого показателя обеспечивается, во-первых, увеличением массы прибыли, а, во-вторых, улучшением использования соответствующего вида ресурсов или уменьшением затрат.

     Так как рентабельность находится в  прямой зависимости от величины прибыли, поиск путей роста рентабельности должен рассматриваться  в синтезе  с ростом прибыли. Важнейшими путями роста прибыли являются увеличение доходов от продаж продукции, а также  от других видов производственно-коммерческой деятельности предприятия. Однако на промышленных организациях основным видом доходов является выручка от реализации продукции, рост которой достигается за счет:

  • изучения рынка продукции на основе маркетинговых исследований и обеспечения производства продукции в соответствии с требованиями потребителя;
  • обеспечения конкурентоспособности производимой продукции путем повышения ее качества, снижения себестоимости, а также сервисного послепродажного обслуживания;
  • рост цен на основе повышения качества продукции в результате инновационной деятельности организаций и создания товаров рыночной новизны.

     Рентабельность  продукции, кроме того, зависит от себестоимости реализованной продукции. Чем ниже себестоимость, тем выше при прочих равных условиях этот показатель.

     Рентабельность  производства и рентабельность капитала кроме массы прибыли зависят  от эффективности использования  производства. Чем выше эффективность использования, тем выше его рентабельность.

     Для повышения эффективности работы организации первостепенное значение имеет выявление резервов увеличения объемов производства и реализации, снижения себестоимости продукции (работ, услуг), увеличения прибыли и повышения рентабельности.

     Для определения основных направлений  поиска резервов увеличения прибыли  и повышения рентабельности факторы, влияющие на них, классифицируют по различным  признакам представленным на рисунке 4.1. [32, с. 563].

 

       

     

     

     

        

     Рисунок 4.1 – Факторы, влияющие на прибыль и рентабельность

Источник: [32, с. 564].

     К внешним факторам относятся природные условия, государственное регулирование цен, тарифов, процентов, налоговых льгот, штрафных санкций, инфляция и др. Они не зависят от деятельности организации, но могут оказывать значительное влияние на размер прибыли и рентабельности.

     Внутренние  факторы делятся на производственные и внепроизводственные.

     Производственные  факторы характеризуют наличие и использование средств и предметов труда, трудовых и финансовых ресурсов и в свою очередь могут подразделятся на экстенсивные и интенсивные.

     Экстенсивные  факторы воздействуют на процесс получения прибыли путём количественных изменений: объёма средств и предметов труда, финансовых ресурсов, времени работы оборудования, численности персонала, фонда рабочего времени и др.

       Интенсивные факторы воздействуют на процесс получения и увеличения прибыли, повышения рентабельности также путём качественных изменений: повышения производительности оборудования и его качества, использования прогрессивных материалов, совершенствования технологии обработки, ускорения оборачиваемости оборотных средств, повышения квалификации и производительности труда персонала, снижения трудоёмкости и материалоёмкости продукции, совершенствования организации труда и более эффективного использования финансовых ресурсов и др.

       К внепроизводственным факторам относятся, например, снабженческо-сбытовая и природоохранная деятельность, социальные условия труда и быта и др. [32, с. 564]

     Высшей  целью предпринимательской деятельности является превышение результатов над  затратами, то есть достижение возможно большей прибыли или возможно высокой рентабельности. Идеальным  является такое положение, когда  получение максимальной прибыли  обеспечивает и более высокую  рентабельность. Для достижения поставленной цели на каждой организации должны предусматриваться плановые мероприятия по повышению прибыли и рентабельности продукции и организации в целом. В общем смысле эти мероприятия могут быть следующего характера:

  • увеличение выпуска продукции. Результатом процесса производства является продукция. Поэтому перед любой организацией стоит задача определить оптимальный объем выпуска продукции, обеспечивающий получение максимальной прибыли и наивысшую рентабельность;
  • улучшение качества продукции является одним из важнейших направлений повышения эффективности производства и в том числе прибыли и рентабельности. То есть, повышение качества продукции дает возможность увеличить объем реализации, а, следовательно, рентабельности и прибыли. Улучшение качества продукции связано с повышением технического уровня продукции, качества ее изготовления и совершенствования элементов производства;
  • эффективное использование и воспроизводство основных фондов (основного капитала). Организации должны изыскивать резервы для улучшения использования основных фондов. Для повышения эффективности их использования необходимо сокращать сроки ввода в эксплуатацию оборудования, а также сроки установки и освоения нового оборудования. Также для эффективного использования основных средств большое значение имеет продажа и сдача в аренду излишнего оборудования и другого имущества. То есть, эффективность использования основных фондов определяется не только наличием и составом основных фондов, но и полнотой их использования в течение расчетного периода. Таким образом, улучшение использования основных фонов решает множество экономических проблем, направленных на повышение эффективности производства: рост производительности труда, снижение себестоимости, увеличение объема выпуска продукции, увеличение прибыли и рентабельности;
  • снижение себестоимости продукции за счет более рационального использования материальных ресурсов, производственных мощностей, рабочей силы и рабочего времени. То есть, к основным источникам снижения себестоимости относятся:
  •    снижение расходов сырья, материалов, топлива, энергии;
  •     уменьшение амортизационных отчислений;
  •     сокращение расхода заработной платы;
  •    уменьшение административно-управленческих расходов.

Информация о работе Показатели рентабельности