Методика расчета показателей рентабельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2011 в 08:05, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной работы является изучение методики расчета показателей рентабельности
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:
• дать определение понятия прибыль;
• охарактеризовать виды прибыли и ее методы планирования;
• рассмотреть налогообложение на прибыль организации;
• дать определение понятия рентабельности, раскрыть его значение для финансового анализа и охарактеризовать основные области его применения;
• рассмотреть систему показателей рентабельности в соответствии с их классификацией на показатели рентабельности хозяйственной деятельности, финансовой рентабельности и показатели рентабельности продукции.

Работа содержит 1 файл

курсовая !.doc

— 218.00 Кб (Скачать)

      ВВЕДЕНИЕ. 

      Экономика предприятия - это наука, изучающая  и раскрывающая социально-экономический  и административно-хозяйственный  механизм процесса создания необходимых  людям материально-вещественных благ. За пределами производственного  предприятия циркулирует лишь разнообразная информация о количестве, качестве и пропорциях производимой и потребляемой разнообразной продукции: пищи, одежды, жилищ, средств транспорта, связи, науки, медицины и др. Существует множество понятий и определений, что такое экономика предприятия. Вот некоторые из них, сделанные рядом отечественных и зарубежных ученых: то ее хозяйственное состояние, свидетельствующее об уровне производительности труда, доходности или убыточности, уровне использования основных производственных фондов и др.; это правила экономической «игры» производителей, потребителей, покупателей, продавцов, банкиров, предпринимателей и т.д.; это оценка разных ситуаций в «жизни» предприятия с точки зрения рациональности распределения и использования производственных (ограниченных) ресурсов; это наука о поведении предприятия (фирмы) на рынках готовой продукции и рынках производственных факторов.

      Следовательно, как наука «экономика предприятия» неоднозначна: подразделяется на теоретическую  экономику и конкретную (прикладную) экономику. Экономика предприятия изучает не только то, что влияет на его деятельность, но и то, как само предприятие может изменить свое состояние в будущем, т.е. экономике предприятия присущи не только теоретический и прикладной аспекты, но и пространственно-временной аспект. Среда, в которой функционирует предприятие, определяет еще и рыночный аспект его экономики . Таким образом, можно сказать, что современная экономика предприятия исследует, как решаются главные проблемы (что, как, когда и для кого производить), каким образом на их решение влияют различные факторы, условия, обстоятельства, какую роль в функционировании предприятия играют рынок, государство, банки и другие экономические и социальные институты; устанавливает причинно-следственные связи, которые объясняют наблюдаемые экономические явления, поскольку анализ причин и последствий процесса позволяет осуществить контроль за его результатами, чтобы действовать осознанно. 

      В экономическом анализе результаты деятельности предприятий могут  быть оценены такими показателями, как объем выпуска продукции, объем продаж, прибыль. Однако значений перечисленных показателей недостаточно для того, чтобы сформировать мнение об эффективности деятельности того или иного предприятия.  Это связано с тем, что данные показатели являются абсолютными характеристиками деятельности предприятия, и их правильная интерпретация по оценке результативности может быть осуществлена лишь во взаимосвязи с другими показателями, отражающими вложенные в предприятие средства. Поэтому для характеристики эффективности работы предприятия в целом, доходности различных направлений деятельности (хозяйственной, финансовой, предпринимательской) в экономическом анализе рассчитывают показатели рентабельности (или доходности).  

        Целью написания данной работы является изучение методики расчета показателей рентабельности

      Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:

  • дать определение понятия прибыль;
  • охарактеризовать виды прибыли и ее методы планирования;
  • рассмотреть налогообложение на прибыль организации;
  • дать определение понятия рентабельности, раскрыть его значение для финансового анализа и охарактеризовать основные области его применения; 
  • рассмотреть систему показателей рентабельности в соответствии с их классификацией на показатели рентабельности хозяйственной деятельности, финансовой рентабельности и показатели рентабельности продукции.

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ВИДЫ ПРИБЫЛИ. МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ПРИБЫЛИ.

      Статистика  финансовой деятельности предприятия. Показатели прибыли и рентабельности

      Различные стороны производственно-хозяйственной  и финансовой деятельности предприятия  находят свое отражение в системе  показателей финансовых результатов. Эту систему образуют показатели прибыли и рентабельности, а также валового дохода – выручки от реализации продукции (работ, услуг).

      В условиях рыночной экономики основу экономического развития предприятия  образует прибыль. Показатели прибыли  становятся важнейшими для оценки производственной и финансовой деятельности предприятий как самостоятельных товаропроизводителей. Прибыль является главным показателем эффективности работы предприятия, источником его жизнедеятельности. Рост прибыли создает базу для самофинансирования деятельности предприятия, осуществления расширенного воспроизводства и удовлетворения социальных и материальных потребностей трудового коллектива. За счет прибыли выполняются обязательства предприятия перед бюджетом, банками и другими организациями.

      В экономической системе прибыль  выполняет следующие функции:

      1) является показателем эффективности  предприятия; 

      2) обладает стимулирующей функцией, т.к. является основным элементом  финансовых ресурсов предприятия; 

      3) является источником формирования  бюджетов разных уровней.

      Конечный  финансовый результат деятельности предприятия – это балансовая прибыль (убыток). Балансовая прибыль является суммой прибыли от реализации продукции (работ, услуг), прибыли (или убытка) от прочей реализации, доходов и расходов от внереализационных операций.

      Расчет  балансовой прибыли можно представить следующим образом:

      ПБ=ПР+ПП+ПВН, где ПБ – балансовая прибыль (убыток); 
ПР – прибыль (или убыток) от реализации продукции (работ, услуг);ПП – то же от прочей реализации;ПВН – доходы и расходы по внереализационным операциям.

      Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) составляет, как правило, наибольшую часть всей балансовой прибыли предприятия. Определяют ее как разность между выручкой от реализации продукции по оптовым ценам предприятия (без НДС) и ее полной себестоимостью. Если себестоимость продукции превышает ее стоимость в оптовых ценах, то результатом производственной деятельности предприятия будет убыток. Расчет прибыли от реализации продукции может быть представлен в виде формулы

      ПР = ВД-Зпр-НДС, где ВД – валовой доход (выручка) от реализации продукции (работ, услуг) в действующих оптовых ценах; 
Зпр – затраты на производство и реализацию продукции (полная себестоимость продукции); НДС – налог на добавленную стоимость.

      В валовом доходе находят выражение  завершение производственного цикла предприятия, возврат авансированных на производство средств в денежную наличность и начало нового их оборота. Валовой доход характеризует также финансовые результаты деятельности предприятия. На производственных предприятиях выручка складывается из сумм, поступивших в оплату продукции, работ, услуг на счета предприятия в учреждениях банков или непосредственно в кассу предприятия. Предприятиями торговли и общественного питания валовой доход от реализации товаров определяется как разница между продажной и покупной стоимостью реализованных товаров. Для нехозрасчетных организаций валовой доход – это доход от хозяйственной и иной коммерческой деятельности.

      Затраты на производство (Зпр) реализованной продукции (работ, услуг) включают полную фактическую себестоимость реализованной продукции (работ, услуг), т.е. стоимость сырья, расходы на оплату труда производственных рабочих, а также накладные расходы, связанные с управлением и обслуживанием производства: на содержание управленческого персонала, аренду, электроэнергию, техническое обслуживание и текущий ремонт. Вычитая все эти расходы из выручки от реализации, получим прибыль от реализации продукции (работ, услуг), т.е. прибыль от производственной деятельности.

      Прибыль (убыток) от прочей реализации – это сальдо прибыли (убытков) от реализации продукции (работ, услуг) подсобных, вспомогательных и обслуживающих производств, невключаемой в объем реализации основной товарной продукции. Здесь же отражаются финансовые результаты реализации излишних и неиспользуемых материальных ценностей. Они определяются как разность между продажной (рыночной) ценой имущества и первоначальной или остаточной стоимостью имущества, скорректированной на индекс инфляции.

      Доходы (расходы) от внереализационных операций объединяют различные поступления, расходы и потери, не связанные с реализацией продукции. Этот показатель включает в себя:

      1) суммы экономических санкций  и возмещения убытков. Это общая  сумма полученных и уплаченных  штрафов, пени, неустоек и других  экономических санкций, за исключением вносимых в бюджет в соответствии с законодательством. Последние относятся за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. К таким санкциям относятся изъятие в бюджет прибыли, полученной в результате нарушения государственной дисциплины цен, несоблюдения стандартов и технических условий, штраф в размере незаконно полученной прибыли, а также суммы финансовых санкций, взыскиваемых налоговыми органами, и др.;

      2) доходы (убытки) прошлых лет, выявленные  в отчетном году;

      3) убытки от стихийных бедствий;

      4) потери от списания долгов  и дебиторской задолженности;

      5) поступления долгов, ранее списанных  как безнадежные;

      6) доходы от сдачи имущества  в аренду;

      7) доходы, получаемые от долевого  участия в совместных предприятиях;

      8) дивиденды по акциям, облигациям и иным ценным бумагам, принадлежащим предприятию;

      9) прочие расходы, доходы и потери, относимые в соответствии с  действующим законодательством  на счет прибылей и убытков.

      Чистая  прибыль (ЧП) – это прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия. Она определяется как разница между облагаемой налогом балансовой прибылью (ПБ') и величиной налогов с учетом льгот (Н'):

      ЧП = ПБ'-Н'.

      Для определения налогооблагаемой прибыли  балансовую прибыль увеличивают (уменьшают) на сумму превышения (снижения) расходов на оплату труда персонала предприятия, занятого в основной деятельности, в структуре себестоимости реализованной продукции по сравнению с их нормируемой величиной. Из полученной суммы прибыли исключаются:

  • рентные платежи, вносимые в бюджет из прибыли в установленном порядке;
  • доходы (дивиденды, проценты), полученные по акциям, облигациям и иным ценным бумагам, принадлежащим предприятию;
  • доходы от долевого участия в других предприятиях; прибыль от страховой деятельности; прочие доходы от внереализационных операций;
  • суммы отчислений в резервный фонд и другие аналогичные фонды, создание которых предусмотрено законодательством;
  • льготы по налогу на прибыль.

      Общие схемы формирования и использования  прибыли и чистого дохода представлены на рис. 1 и 2(Приложение 1) 
 
 

       Рис. 2 Формирование и использование чистого дохода в условиях рыночной экономики.

      В настоящее время направления  использования чистой прибыли определяются предприятием самостоятельно. Государственное  воздействие на их выбор осуществляется через налоги, налоговые сборы и экономические санкции. В дальнейшем предусматривается переход от налога на прибыль к подоходному налогу с предприятий.

      На величину прибыли оказывают влияние следующие факторы: рост объёма производимой продукции в соответствии с договорными условиями; снижение себестоимости продукции; понижение качества продукции; улучшение ассортимента продукции; повышение эффективности использования производственных фондов; рост производительности труда. 
Планирование прибыли – составная часть финансового планирования. Оно проводится раздельно по всем видам деятельности предприятия. Требования, учитываемые при планировании прибыли предприятия:

      1) предпочтение прогнозному анализу  перед ретроспективным; 

      2) основным подходом в планировании  является установление коридора значений показателя, вместо точечных его значений;

      3) использование имитационного моделирования  – варьирование значениями ключевых показателей и определение наилучших их комбинаций.

      Выделяют четыре основных метода планирования прибыли предприятия:

      1)метод прямого счета (бюджетный);

      2)аналитический;

      3) планирование прибыли с применением  расчета критического объема  продаж;

Информация о работе Методика расчета показателей рентабельности