Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 11:08, методичка
В условиях рыночной экономики предприятие постоянно стоит перед выбором из существующих альтернатив оптимального решения. От того, окажется ли правильным выбор, например в области определения цен на продукцию, объема выпускаемой продукции, кредитной и инвестиционной политики, зависит эффективность деятельности предприятия. В то же время даже самые удачные решения сами по себе не могут быть эффективны, если не соответствуют целям и политике предприятия.
Тема: ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПРОЦЕСС И ТИПЫ ПРОИЗВОДСТВ.
1. Производственный процесс и принципы его организации.
2. Типы производств и их технико-экономическая характеристика
3. Производственный цикл и его структура.
4. Методы организации производства.
5. Производственная структура предприятия.
Существуют два принципиальных направления бизнес-плана.
Внутреннее. Внутренние цели:
Внешнее. Внешние цели, для которых составляется бизнес-план:
В
подавляющем большинстве
Основные преимущества, которые дает предпринимателю бизнес-планирование:
Таким образом, составив бизнес-план, Вы сделаете фирму более эффективной и управляемой, сможете с более высокой точностью прогнозировать ситуацию на будущее.
Было бы неправильно просто заказать написание бизнес-плана консультанту или полностью доверить это персоналу фирмы и дистанцироваться от самого процесса. Не стоит думать, что достаточно просто заплатить за составление бизнес-плана инвестиционного проекта, при таком подходе заказчик может получить довольно отвлеченный и сырой вариант, который не вдохновит ни инвестора, ни руководство фирмы, а само планирование деятельности фирмы при этом не сможет дать максимального эффекта.
Бизнес-планирование первоначально потребует значительных сил, средств, усилий и времени по сбору и обработке информации, а последующее финансовое планирование фирмы является намного более простым, так как требует только своевременного периодического внесения дополнений и изменений к текущему плану, а также своевременного реагирования на рыночную ситуацию.
Резюмируя все вышеизложенное, можно сказать, что затраты на бизнес-планирование - самая выгодная инвестиция.
Основные требования, предъявляемые к оформлению бизнес-плана:
Структура бизнес-плана инвестиционного проекта не регламентирована законодательством, поэтому каждая фирма разрабатывает собственные подходы и структуру бизнес-плана, которые будут зависеть от характера бизнеса, основных целей составления бизнес-плана и предъявляемых к нему требований. Так, например, бизнес-план производственного предприятия будет отличаться от бизнес-плана торговой структуры или предприятия сферы услуг.
Разница в масштабах фирмы существенно влияет на требования к бизнес-плану в части объема информации и уровня ее детализации, однако структура бизнес-плана от этого никак не зависит.
Структура бизнес-плана, или его основные разделы, одинаковы и для обоих вариантов представления бизнес-плана - кратком резюме или развернутом и всестороннем варианте. Разница между ними только в объеме информации - резюме, в отличие от полного варианта содержит только основную информацию и выводы.
Структура бизнес-плана зависит от цели его написания, того, для чего он предназначен - для получения кредита, привлечения инвестора, предварительной оценки инвестиционного проекта, или внутрифирменного планирования.
Типовая структура бизнес-плана инвестиционного проекта содержит следующие разделы:
Титульный лист;
Резюме;
Раздел 3 - Анализ рынка сбыта;
Раздел 4 - Конкуренция;
Раздел 5 - Описание продукции;
Раздел 6 - План маркетинга;
Раздел 7 - План производства;
Раздел 8 - Организационный план;
Раздел 9 - Оценка риска и страхование;
Раздел 10 - Финансовый план и стратегия финансирования.
1. Титульный лист. Содержит информацию о названии и адресе фирмы; сведения об учредителях, их адреса и имена; излагается суть предлагаемого проекта; его стоимость; и дается ссылка на коммерческую тайну.
2. Резюме. Этот раздел, обычно, составляется после того как составлен весь план. Он является своеобразной рекламой проекта, а потому должен быть написан так, что бы вызвать интерес потенциального инвестора или партнера. В резюме кратко и достаточно убедительно должны быть изложены основные положения предлагаемого проекта: его цели (должны быть реалистичными и достижимыми); новизна и особенность предлагаемого товара или услуги; сведения о предполагаемом объеме продаж; затратах и возможной прибыли; времени возврата кредитов; а также, краткий анонс, почему предприниматель считает, что его проект будет успешен.
Первые два раздела необходимы в основном для формирования у инвестора или кредитора четкого представления о фирме как объекте инвестирования или возможного партнера при реализации представляемого проекта. Поэтому, важное значение имеет постановка определенных целей, в которых необходимо отразить стремления фирмы.
Раздел 3 - Анализ рынка сбыта. Подготовка этого раздела является одной из самых трудоемких и важных в разработке бизнес-плана. Так, например причина провала большинства коммерческих проектов заключалась именно в слабой проработке и недостаточном анализе рынка и его емкости.
Основные сведения, которые должны
быть представлены в этом
Сбор сведений для третьего раздела требует определенной этапности в работе. На первый взгляд эта процедура может показаться слишком сложной, но она позволяет предпринимателю более реалистично проанализировать свой будущий рынок и соответственно получить более достоверную информацию и более точно оценить свой истинный потенциал.
На первом этапе оценивается потенциальная емкость рынка, т.е. общая стоимость товаров, которые покупатели региона могут приобрести за месяц, квартал, год.
Емкость рынка зависит от многих факторов:
В малом бизнесе, как правило, не требуется учитывать весь набор факторов. Обычно анализируется удовлетворенность покупателей данным товаром и какие аналогичные фирмы обслуживают их потребности.
На втором этапе дается оценка потенциальной суммы продаж или другими словами, определяется доля рынка, которую фирма надеется захватить, и соответственно, определяется максимальная сумма реализации товаров или услуг, на которую можно рассчитывать при существующих возможностях фирмы.
Третий этап - прогноз объемов продаж. Другими словами, на третьем этапе необходимо оценить, сколько реально сможет продать фирма при имеющихся условиях деятельности, возможных затратах на производство, транспортировку, рекламу при том уровне цен, которые фирма хочет установить. Но, главное спрогнозировать как этот показатель может изменяться от месяца к месяцу, от квартала к кварталу, в течении года.
При подготовке этого прогноза могут быть использованы различные методы, даже самые сложные, предполагающие задействование большого массива статистического материала, использование математического моделирования, компьютерной техники и т.д. Все это требует больших финансовых затрат и не под силу предприятиям малого бизнеса. Как правило фирмы малого бизнеса ограничиваются экспертными прикидками, основанными на собственном профессиональном опыте, либо на опыте привлекаемых специалистов-консультантов.
При
сборе информации по этому разделу
бизнес-плана можно
Одновременно, при проведении этого исследования будет собрана информация и о конкурентах: их товарах, качестве услуг, ценах и условиях продаж и т.д. Эта информация так же отражается в бизнес плане, что позволяет показать инвестору полноту ваших представлений о рынке, а следовательно, и продуманность вашего проекта. Информация о конкурентах составляет
раздел 4 бизнес-плана - Конкуренция. При составлении этого раздела необходимо определить условия устойчивой конкурентоспособности фирмы. В современной экономической теории наиболее разработанная концепция конкурентоспособности представлена в работах Майкла Портера, профессора Гарвардского университета. Он выделяет всего два типа обеспечения конкурентного преимущества: низкие издержки и специализация.
Однако, в этой концепции под более низкими издержками понимается не просто меньшие затраты на производство чем у конкурентов, а скорее способность фирмы разрабатывать, производить и сбывать товар более эффективно, чем конкуренты. Другими словами, фирма должна нести меньшие затраты на всем цикле операций с товаром или услугами: от создания проекта товара до его реализации. Если фирма не способна с низкими затратами выстроить все цепочку, то её успехи на одном из этапов продвижения товара могут быть сведены на нет.
Специализация фирмы в концепции М. Портера также не является узким понятием. Это не сосредоточений своих усилий на выпуске определенного вида товаров, а скорее, способность удовлетворять особые потребности покупателей. Фирма должна отличаться от конкурентов, предлагая аналогичный товар, но отличающийся от конкурентного либо более высоким качеством, либо специфическими свойствами и т.п. В результате, фирма будет получать дополнительную цену, что позволит увеличить вашу валовую прибыль.