Планирование себестоимости продукции предприятия на определенный период

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 17:11, курсовая работа

Описание работы

Переход к рыночной экономике требует от предприятия повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления производством, активизации предпринимательства и т.д. Важная роль в реализации этой задачи отводится планированию себестоимости продукции.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…...3
1. Понятие и сущность себестоимости продукции, ее экономическое обоснование…………………………………………………………….………….4
1.1. Виды себестоимости…………………………………………………..….…..7
1.2. Структура издержек производства ..………………………………………...8
1.3. Себестоимость промышленной продукции и ее структура………………11
2. Планирование себестоимости продукции предприятия на определенный период……………………………………………………………………….…….14
2.1. Теоретические аспекты планирования себестоимости продукции на определенный период……………………………………………….…….14
2.2. Планирование себестоимости предприятия ООО “ПРОМЛЕС” на определенный период………………………………………………….….18
2.3. Планирование прибыли предприятия ООО “ПРОМЛЕС” на определенный период………………………………………………….….29
Заключение…………………………………………………………………….….33
Список использованной литературы…………………………………………....34

Работа содержит 1 файл

планирование себестоимости.doc

— 244.00 Кб (Скачать)

 

Основное внимание должно быть уделено при анализе тем  статьям, по которым допущены непланируемые  потери и перерасходы. Однако анализ себестоимости не должен ограничиваться только этими статьями. Значительные резервы снижения себестоимости продукции могут быть вскрыты и по остальным статьям при более детальном анализе затрат на материалы, топливо, энергию, расходов на заработную плату и комплексных статей себестоимости.

 

II. Проведем анализ затрат на рубль товарной продукции.

В большинстве отраслей промышленности задание по себестоимости  утверждается предприятием в виде предельного  уровня затрат на рубль товарной продукции.

Показатель затрат на рубль товарной продукции характеризует  уровень себестоимости одного рубля  обезличенной продукции. Он исчисляется  как частное от деления полной себестоимости всей товарное продукции на ее стоимость в оптовых ценах предприятия. Это наиболее обобщающий показатель себестоимости продукции, выражающий ее прямую связь с прибылью. К достоинствам этого показателя можно также отнести его динамичность и широкую сопоставимость.

Непосредственное влияние  на изменение уровня затрат на рубль  товарной продукции оказывают 4 фактора, которые находятся с ним в прямой функциональной связи:

изменение структуры  выпущенной продукции;

изменение уровня затрат на производство отдельных изделий;

изменение цен и тарифов  на потребленные материальные ресурсы;

изменение оптовых цен на продукцию.

 

Затраты на рубль товарной продукции

Наименование показателя

№ строки

Формула расчета

Сумма

Плановая себестоимость  всей ТП, тыс.руб.

1

åqпSп

203554

Себестоимость всей выпущенной продукции:   

б) по фактической себестоимости, тыс.руб.

2

åqфSп

194321

а) по плановой себестоимости, тыс.руб.

3

åqфSф

192130

ТП в оптовых ценах  предприятий:   

а) по плану, тыс.руб.

4

åqпСп

250066

б) фактически в ценах, принятых в плане, т.р.

5

åqфСп

235883

в) фактически в ценах, действовавший в отчетном году, тыс.руб.

6

åqфСф

237199

Затраты на рубль ТП по плану (стр.1:стр.4), коп.

7

åqпSп åqпCп

81,40

Затраты на рубль фактически выпущенной ТП:   

а) по плану, пересчитанному на фактический выпуск и ассортимент (стр.2:стр.5), коп.

8

åqфSп åqфCп

82,38

б) фактически в ценах, действовавших в отчетном году (стр.3:стр.6), коп.

9

åqфSф åqфCф

81,00

в) фактически в ценах, принятых в плане ((стр.3 - изменение  цен):стр.5), коп.

10

åqфS'ф åqфCп

79,46

г) фактически в оптовых  ценах на готовую продукцию, принятых в плане (стр.3:стр.5), коп.

11

åqфSф åqфCп

81,45

Затраты на рубль ТП по отчету за прошлый год, коп.

12

 

81,90


 

Условные обозначения:

q -- количество изделий;

S -- себестоимость единицы  изделия;

C -- оптовая цена единицы  изделия;

S'ф -- фактическая себестоимость единицы изделия, скорректированная на изменение цен и тарифов на потребленные материальные ресурсы.

Общее отклонение затрат на рубль товарной продукции от плана  определяется сравнением строк 9 и 7: 81.00 – 81.40 = –0.4 коп., т. е. фактические затраты оказались ниже утвержденных планом. Проанализируем влияние каждого из 4-х вышеперечисленных факторов на это отклонение.

Влияние структурных сдвигов в составе продукции определяется по следующей формуле (сравниваются строки 8 и 7 табл.2.1):

Таким образом, изменения  ассортимента выпущенных изделий привело  к увеличению затрат на рубль товарной продукции на 0.98 коп. (82.38 – 81.40).

Влияние изменения уровня затрат на производство отдельных изделий в составе продукции определяют по формуле (разница строк 10 и 8 табл.1.3):

то есть 79.46 – 82.38 = –2.92 коп. Полученное изменение себестоимости  за счет этого фактора — это чистая экономия, достигнутая в результате снижения затрат материальных ресурсов, использования более прогрессивной техники и технологии, роста производительности труда.

Выделить влияние изменения цен и тарифов на потребленные материальные ресурсы можно, воспользовавшись формулой

или сравнив сроки 11 и 10 таблицы: 81.45 – 79.46 = 1.99 коп. Увеличение в среднем цен и тарифов  на ресурсы привело к увеличению показателя затрат на рубль товарной продукции на 1.99 коп.

Влияние последнего фактора  — изменения оптовых цен на продукцию определяется сравнение  строк 9 и 11, т. е. по формуле

Полученное отклонение свидетельствует о снижении затрат на 0.45 коп. (81.00 – 81.45) за счет увеличения в среднем отпускных цен, установленных предприятием в отчетном периоде на свою продукцию.

По итогам отчетного  периода план по снижению затрат на рубль товарной продукции был значительно перевыполнен (вместо снижения затрат по плану на 0.5 коп. фактически они были снижены на 0.9 коп.). Проанализировав влияние на это изменение всех 4-х факторов выяснилось, что снижение расходов в основном приходится именно на чистую экономию, т. е. на экономию уровня затрат на производство отдельных изделий. Это является положительным моментом. Однако общая экономия могла бы быть значительно больше, если бы не отрицательное влияние 2-х других факторов. Предприятию необходимо обратить особое внимание на ассортимент выпускаемой продукции, а также, по возможности, ответственней подойти к выбору поставщиков материальных ресурсов, поскольку именно эти факторы (структурный сдвиг в продукции и увеличение цен на потребленные ресурсы) повлияли в сторону увеличения расходов. 

 

2.3. Планирование прибыли  предприятия ООО “ПРОМЛЕС” на определенный период

Планирование прибыли  – составная часть финансового  планирования и важный участок финансово-экономической  работы на предприятии. Планирование прибыли производится раздельно по всем видам деятельности предприятия. Это не только облегчает планирование, но и имеет значение для предполагаемой величины налога на прибыль, так как некоторые виды деятельности не облагается налогом на прибыль, а другие – облагаются по повышенным ставкам. В процессе разработки планов по прибыли важно не только учесть все факторы, влияющие на величину возможных финансовых результатов, но и, обеспечивающий максимальную прибыль.

Объектом планирования  являются планируемые элементы  балансовой прибыли, главным образом, прибыль от реализации продукции , выполнения работ, оказания услуг. Основой для расчета является объем производственной программы, который базируется на заказах потребителей и хозяйственных договорах.

Прибыль  от реализации товарной продукции является основным компонентом валовой прибыли предприятия рассмотрим способы ее планирования.

Метод прямого  счета   является наиболее распространённым . Он применяется , как правило,  при небольшом ассортименте выпускаемой продукции. В наиболее общем  виде прибыль – это разница между ценой и себестоимостью, но при расчете плановой величины прибыли  необходимо уточнить объем продукции, от реализации которой ожидается эта прибыль . Прибыль по товарному выпуску планируется на основе сметы затрат на производство и реализацию продукции, где определяется себестоимость товарного выпуска планируемого периода :

П тп = Ц тп – С тп  ;

 

Где П тп  - прибыль по товарному выпуску планируемого периода;

         Ц тп - стоимость товарного выпуска планируемого периода в действующих ценах реализации (без налога на добавленную стоимость, акцизов, торговых и сбытовых скидок);

С тп - полная себестоимость товарной продукции планируемого периода (рассчитана в смете затрат на производство и реализацию продукции).

 

Прибыль на реализуемую  продукцию рассчитывается иначе:

П  рн   = В рн    - С рн   ,

Где,

  В рн    - планируемая выручка от реализации продукции в действующих ценах (без налога на добавленную стоимость, акцизов , торговых и сбытовых скидок),

П рн  - планируемая прибыль по продукции , подлежащей реализации в предстоящем периоде;

С рн – полная себестоимость реализуемой в предстоящем периоде продукции.

 

Исходя из того, что  объем реализуемой продукции  предстоящего планового периода  в натуральном выражении определяется , как сумма остатков нереализованной продукции на начало планируемого периода и объема выпуска товарной продукции в течении планируемого периода без остатков готовой продукции, которые не будут реализованы в конце этого периода , то расчет плановой суммы от реализации продукции примет вид:

П рп   = П о1 + П тп - П о2   ;

Где П рп   - прибыль от реализации продукции в планируемом периоде;

   П о1    -   прибыль в остатках продукции, не реализованной на начало планируемого периода;

  П тп - прибыль по товарной продукции , планируемой к выпуску в предстоящем периоде;

    П о2 – прибыль в остатках готовой продукции, которая не будет реализована в конце планируемого периода.

 

 

Именно такая методика расчета лежит в основе применения укрупненного прямого метода планирования прибыли, когда легко определить объем реализуемой продукции в ценах и по себестоимости.

Другая разновидность  метода прямого счета – метод  по-ассортиментного планирования прибыли. Прибыль определяется по каждой ассортиментной  позиции , для чего необходимо располагать соответствующими данными.

Прибыль суммируется  по всем ассортиментным позициям. К  полученному результату прибавляется прибыль в остатках готовой продукции, не реализованных на начало планируемого периода. После расчета прибыли от реализации продукции она увеличивается на прибыль от прочей реализации и планируемые внереализационные результаты.

Укрупненный метод прямого  счета применим на предприятиях с  незначительной номенклатурой выпускаемой  продукции. Метод по ассортиментного расчета используется при более широком ассортименте, если планируется себестоимость по каждому виду продукции. Главным достоинством метода прямого счета при известных ценах и неизменных  затратах в течении планируемого периода является его точность.

В современных условиях хозяйственный метод прямого  счета можно использовать при  планировании прибыли только на очень  короткий период времени, пока не изменились цены, зарплата и другие обстоятельства. Это исключает его применение при годовом и перспективном планировании прибыли. Расчет прибыли не позволяет выявить влияние отдельных факторов на плановую прибыль и при очень большой  номенклатуре очень трудоёмок.

 

При планирования прибыли аналитическим  методом   расчет ведется раздельно по сравнимой и не сравнимой товарной продукции.

Сравнимая продукция  выпускается в базисном году, который  предшествует планируемому, поэтому  известны ее фактическая себестоимость  и объем выпуска. По этим данным можно  определить базовую рентабельность Рб .

 

Рб   = (По : тп) * 100%  ,

Где

   По – ожидаемая  прибыль ( расчет прибыли ведется  в конце базисного  года, когда  точный размер прибыли еще  не известен);

    Стп – полная  себестоимость товарной продукции  базисного года.

 

 

Допустим , По составляет 100 тыс. гривен,

Стп – 400 тыс.гривен,

  Тогда  Рб = ( 100 : 400 ) * 100 % = 25 %

 

С помощью базовой  рентабельности ориентировочно рассчитывается прибыль планируемого года на объем  товарной продукции планируемого года , но по себестоимости базисного  года, но по себестоимости базисного года .

Если объем товарной продукции планируемого года, по себестоимости  составляет 500 тыс. руб. , то прибыль  ориентировочно будет равна : 500 * 25 % = 125 тыс. руб. В этом расчете учтено влияние первого фактора –  объема производства. Далее расчет ведется в определенной последовательности:

 

Рассчитывается изменение  (+,- ) себестоимости продукции в  планируемом году. Допустим , на основе прогноза о росте цен на сырье , увеличении амортизационных отчислений и прочих факторов себестоимости  продукции планируемого года по сравнению с базисным возрастет на 20 тыс. руб.;

 

Определяется влияние  изменения ассортимента, качества, сортности продукции. Такие расчеты  выполняются в специальных таблицах на основе плановых данных об ассортименте продукции, ее качестве и сортности. Допустим , прибыль возрастет за счет этих факторов на 25 тыс. руб;

 

После обоснования цены на готовую продукцию планируемого года определяется влияние роста  цен. Допустим , увеличение цен  на реализуемую  продукцию в предстоящем году может дать 30 тыс. руб.

 

Влияние на прибыль всех выше перечисленных факторов определяется путем их суммирования . Прибыль  от производства сравнимой  товарной продукции в предстоящем году составит: 125- 20 + 25 + 30 = 160 тыс. руб. ;

 

Теперь следует учесть изменение прибыли в нереализованных остатках готовой продукции на начало  ( 10 тыс. руб. ) и на конец планируемого периода ( 5 тыс. руб.)  : 10+160-5 = 165 тыс. руб.

 

В отличии от метода прямого  счета аналитический метод планирования прибыли показывает влияние факторов на величину прибыли, но и он в достаточной степени не учитывает влияние всех меняющихся условий хозяйствования на финансовые результаты и не обеспечивает их достоверности прежде всего из-за постоянно меняющихся условий хозяйствования.

Информация о работе Планирование себестоимости продукции предприятия на определенный период