Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 16:25, курсовая работа
При переходе к рыночным отношениям в России планирование оказалось
практически полузабытым. Между тем, планирование – важная функция
управления любым предприятием.
Многолетний опыт зарубежных фирм и российских предприятий показал,
что недооценка планирования предпринимательской деятельности в условиях
рынка, сведение его к минимуму, игнорирование или некомпетентное
осуществление зачастую приводят к неоправданным экономическим потерям и, в
конечном счете, к банкротству.
|Введение.……………………………………………………. |02 |
| | |
|Общая характеристика планирования в рыночной экономике: | |
| | |
|Функции и задачи планирования………………….. | |
|Назначение и цели планирования…………………. |04 |
|Разработка стратегий и целей предприятия. |05 |
|Технология планирования……………………………. |07 |
|Основные формы планирования…………………… |10 |
|Оптовая торговля: |12 |
|Роль и функции оптовой торговли……………….. | |
|Экономический анализ показателей деятельности оптового |17 |
|предприятия………….. | |
|Планирование оптового товарооборота………. |20 |
| |24 |
|Розничная торговля: | |
|Понятие розничного товарооборота……………. | |
|Анализ розничного товарооборота………………. |28 |
|Планирование розничного товарооборота……. |30 |
| |33 |
|Планирование – не догма, а необходимость…… | |
| |36 |
|Список использованной литературы…………….. | |
организациям и предприятиям может производиться как по безналичному, так и
за наличный расчет и называется мелкооптовой продажей. В розничном
товарообороте мелкооптовая продажа занимает примерно 5 %.
Розничный товарооборот — это важнейший показатель торгового предприятия.
Он характеризует объем деятельности предприятия, от него зависит объем
валового дохода и прибыли.
Розничный товарооборот
имеет также
розничный товарооборот происходит смена форм стоимости товаров народного
потребления, созданной в процессе производства. В результате возмещаются
производственные затраты и создаются условия для дальнейшего развития
производства.
Посредством розничного товарооборота получают общественное признание
стоимость и потребительная стоимость товаров народного потребления.
Розничный товарооборот — важное звено в процессе осуществления
экономического закона распределения по труду. Денежные доходы, полученные в
соответствии с количеством и качеством затраченного труда, обмениваются
через розничный товарооборот на нужные товары.
Розничный товарооборот
отражает уровень жизни
Для характеристики уровня жизни населения применяется целая система
показателей. К ним относятся:
V уровень потребления
продовольственных и
V обеспечение жилищем и благоустройство быта;
V образование;
V медицинское обслуживание;
V условия труда; организация отдыха;
V продолжительность рабочего дня и др.
Продовольственные и непродовольственные товары, которые полностью или в
преобладающей степени являются объектом розничной торговли, занимают в
общем фонде потребляемых населением материальных и культурных благ основное
место. Так, товары личного потребления составляют в общем фонде потребления
более 70 %, а остальная часть приходится на жилищное и коммунальное
обслуживание, пользование транспортом, на различные культурные потребности.
Розничный товарооборот
существенно влияет на
и устойчивость валюты, поскольку обращение наличных денег связано главным
образом с обслуживанием розничного товарооборота.
Анализ розничного
Анализ розничного
товарооборота позволяет
выполнен план товарооборота и удовлетворен спрос покупателей, какие
изменения произошли в товарообороте за отчетный период и чем они были
вызваны, вскрыть новые явления, а также имеющиеся резервы в развитии
товарооборота.
Анализ товарооборота базируется главным образом на данных
бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности.
Бухгалтерская
отчетность позволяет
товарных запасов и поступления товаров по торговому предприятию.
Статистическая отчетность (в частности, форма № 3-торг) дает
возможность рассмотреть эти же показатели по отдельным товарным группам.
Анализ товарооборота проводится отдельно по его элементам в их
взаимосвязи — общий объем продажи (товарооборота), товарная структура
оборота, товарное обеспечение, включая движение товарных запасов.
Анализ общего
объема продажи (товарооборота)
степени выполнения торговым предприятием годового плана путем сравнения
ожидаемого оборота за текущий год с суммой продажи товаров по плану.
Установленный на основе такого сравнения процент выполнения годового плана
является важным исходным показателем для оценки работы предприятия.
Анализируя
общий объем товарооборота,
плана по отдельным кварталам, а внутри каждого квартала — по месяцам.
Квартальные и месячные планы товарооборота, установленные исходя из
годового плана, отражают специфику внутригодового развития товарооборота,
обусловленную прежде всего особенностями покупательского спроса в отдельные
периоды года.
Важным моментом
анализа товарооборота
для чего рассчитываются среднегодовые темпы товарооборота по формуле
средней геометрической:
Т - ?
где Т — среднегеометрический темп роста;
Ук — конечный показатель динамического ряда;
У о — начальный показатель динамического ряда;
п — число показателей в динамическом ряду-
Темп роста товарооборота, рассчитанный на основе сравнения сумм продажи
товаров в ценах соответствующих лет, не характеризует в полной мере
действительного роста объема товарооборота (роста его физического объема).
Наряду с сопоставлением оборота в сложившихся ценах необходимо
проанализировать сумму продаж в сравнимых неизменных ценах, используя для
этого индексы цен.
Важное значение имеет изучение состава розничного товарооборота (по
организационным формам, методам торговли, товарному составу).
Анализ товарооборота по организационным формам предполагает определение
долевого участия в товарообороте стационарных предприятий и мелкой розницы
(палатки, разносная торговля и т.д.).
Анализ товарооборота по методам торговли (самообслуживание, автоматы,
обычным методом и т.д.) проводится с целью выявления наилучших методов
обслуживания и экономичности товарного обращения.
Анализируется также продажа товаров в кредит и за наличный расчет.
Анализ ритмичности товарооборота позволяет установить степень и
равномерность продажи товаров по месяцам и кварталам, выявить сезонные
особенности торговли.
Ритмичность продаж рассчитывают по формулам
? = ? или v =
где ? — среднее квадратичное отклонение;
v — коэффициент вариации;
х — процент выполнения плана за каждый месяц;
х — средний процент выполнения плана за год;
n — количество месяцев.
Анализ товарной структуры оборота является дальнейшей конкретизацией
анализа товарооборота торгового предприятия и его важнейшим этапом. Цель
анализа товарной структуры оборота заключается в установлении
удовлетворения спроса населения на отдельные товары в отчетном периоде,
изучении сдвигов в структуре товарооборота по сравнению с предыдущим
периодом. В процессе такого анализа ожидаемые показатели за отчетный год
сравниваются с
Сравниваются абсолютные суммы оборота по отдельным товарным группам, а
также удельный вес товарных групп в общем товарообороте. Такое сравнение
позволяет установить, насколько увеличилась продажа населению отдельных
товаров, какие сдвиги произошли в структуре товарооборота за истекший
период, в какой мере возросла реализация наиболее ценных видов товаров и
изменился их удельный вес в общем товарообороте.
Анализ товарной структуры оборота требует, кроме того, рассмотрения
внутригруппового ассортимента реализованных товаров.
В отдельные периоды года продажа ряда товаров имеет особенности и
обнаруживает значительные колебания в реализации, обусловленные характером
спроса и предложения этих товаров.
Простейший расчет
показателей сезонности
|Табл. 3 . Расчет сезонности
продажи овощей в магазине
|
|Объем продажи, млн.руб.
|
|
|Кварталы
|
|
|
| |1 год |2 год |3 год |в среднем | |
| | | | |за 3 года | |
|I |137 |191 |163 |164 |78 |
|II |121 |175 |154 |150 |71 |
|III |288 |258 |352 |299 |142 |
|IV |213 |208 |271 |231 |109 |
|Среднеквартальный| | | | | |
|уровень |190 |208 |235 |211 |100 |
Определим степень колебания продажи овощей в течение года по отдельным
кварталам на основе расчета среднего квадратического отклонения:
В нашем примере
(164-211) 2 + (150-213)2 + (299-21I) 2 + (231-211) 2 =
4
= 59 млн. руб.,
а коэффициент вариации (v) составит
V = 59 • 100 = 28 %
211
Итак, из приведенного
выше примера следует, что
и предложения нельзя не учитывать, поэтому анализ товарной структуры
оборота не может ограничиваться рассмотрением показателей по продаже
товаров в целом за год; следует выяснить, как удовлетворить спрос населения
на конкретные товары в отдельные периоды года — кварталы.
Установив, какие изменения
произошли в развитии
выявить вызвавшие их причины. Поэтому важнейшим моментом анализа розничного
товарооборота является анализ влияния основных факторов, вызвавших
изменения товарооборота. Здесь можно использовать формулу баланса
товарооборота:
Зн + П = Зк + Р + Вп
где Р — реализация или розничный товарооборот;
Зн — запасы на начало периода;
П — поступление товаров;
Вп — прочее выбывание;
Зк — запасы на конец периода.
Влияние на объем реализации товаров слагаемых товарного баланса можно
рассчитать методом цепной
подстановки или методом
фактическими и плановыми величинами либо фактическими величинами в
динамике.
На объем товарооборота
непосредственное влияние
связанные с численностью работников, организацией и производительностью
труда, а также с использованием основных средств.
Аналитическая работа
завершается выводами об
общего объема и изменениях структуры реализации товаров.
Выводы и обобщения имеют важнейшее значение для разработки прогноза
продажи товаров.
Следует подчеркнуть,
что анализ товарооборота
разработки прогноза, но и как действенное средство хозяйственного
руководства, с помощью которого осуществляется контроль за ходом реализации
товаров и разрабатываются меры, обеспечивающие успешный рост товарооборота.
Составление плана (прогноза продаж) розничного товарооборота
Прогноз общего объема товарооборота магазина рассчитывается как сумма
продаж отдельных товарных групп. Базой для такого расчета служат
маркетинговые исследования, основанные на глубоком изучении происходящих
социально-экономических изменений, анализе товарооборота за прошлые годы,
тщательном учете перспектив развития всех отраслей народного хозяйства,
изменений в спросе населения на различные товары. При этом учитывают
комплексное влияние множества факторов, основными из которых являются
следующие.
1. Сложившийся уровень потребления и реализации товаров и его
зависимость от покупательских фондов населения. Анализ этих данных
позволяет выявить тенденции в спросе населения на отдельные товарные
группы. По тем товарам, на которые спрос населения удовлетворяется
полностью, фактическая продажа в определенной мере характеризует размер
платежеспособного спроса. Учитываются изменения, которые происходят в
структуре товарооборота под влиянием роста материального благосостояния
населения. Так при увеличении продажи мяса снижается потребление хлеба; при
расчете реализации сахара учитывается рост продажи кондитерских изделий.
Чем выше уровень потребления отдельных товаров и степень удовлетворения
потребностей в них населения, тем меньше изменится реализация этих товаров
в будущем даже при значительном росте покупательских фондов.
Для оценки спроса по товарам, которых в продаже недостает, приходится
определять примерную величину неудовлетворенного спроса.
2. Уровень производства отдельных предметов потребления и
соответственно изменение объема и структуры товарных ресурсов.