Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 16:25, курсовая работа
При переходе к рыночным отношениям в России планирование оказалось
практически полузабытым. Между тем, планирование – важная функция
управления любым предприятием.
Многолетний опыт зарубежных фирм и российских предприятий показал,
что недооценка планирования предпринимательской деятельности в условиях
рынка, сведение его к минимуму, игнорирование или некомпетентное
осуществление зачастую приводят к неоправданным экономическим потерям и, в
конечном счете, к банкротству.
|Введение.……………………………………………………. |02 |
| | |
|Общая характеристика планирования в рыночной экономике: | |
| | |
|Функции и задачи планирования………………….. | |
|Назначение и цели планирования…………………. |04 |
|Разработка стратегий и целей предприятия. |05 |
|Технология планирования……………………………. |07 |
|Основные формы планирования…………………… |10 |
|Оптовая торговля: |12 |
|Роль и функции оптовой торговли……………….. | |
|Экономический анализ показателей деятельности оптового |17 |
|предприятия………….. | |
|Планирование оптового товарооборота………. |20 |
| |24 |
|Розничная торговля: | |
|Понятие розничного товарооборота……………. | |
|Анализ розничного товарооборота………………. |28 |
|Планирование розничного товарооборота……. |30 |
| |33 |
|Планирование – не догма, а необходимость…… | |
| |36 |
|Список использованной литературы…………….. | |
знаний специалистов достаточно высок, следует организовывать службы по
послепродажному гарантийному
обслуживанию и
В условиях
формирования рыночных
звена, в частности, неуклонно возрастает. Именно в условиях
функционирования нормального рынка оптовая торговля должна стать активным
рычагом для стимулирования
роста эффективности
удовлетворения потребностей покупателя, успешного развития всего народного
хозяйства. Для выполнения этих задач оптовым предприятиям необходимо
постоянно совершенствовать свою коммерческую работу, расширять спектр
выполняемых функций, отвечающих требованиям рынка.
Экономический
анализ показателей
Совокупность показателей деятельности предприятия определяется
нормативными актами государства, в котором функционируют предприятия.
Основные финансово-
те же, что и предприятия другой отрасли. Целью предприятия является
получение прибыли, которая в оптовой торговле образуется за счет превышения
доходов над издержками (расходами).
Доходы от оптовой деятельности предприятия складываются из разницы
между ценой приобретения товара у производителя и ценой реализации товара
покупателю или оптовой наценкой (надбавкой). В настоящее время величина
наценки устанавливается на договорных началах между продавцом и
покупателем.
Дополнительным источником дохода оптового предприятия может быть
оплата услуг, которые оно предоставляет своим клиентам. Главной функцией
оптового предприятия является продажа товара покупателям, следовательно,
объем этих продаж, или оптовый товарооборот, характеризует объем
деятельности предприятия в целом.
Оптовая
реализация может
склад, непосредственно в адрес покупателя. Объем оптовой продажи со склада
называется складским товарооборотом, а без завоза на склад — транзитным
товарооборотом. Сумма складского и транзитного товарооборотов составляет
общий, или валовой, товарооборот оптового предприятия.
Экономический анализ основных показателей деятельности оптового
предприятия - товарооборота, валового дохода, издержек обращения,
балансовой прибыли - аналогичен экономическому анализу показателей
розничного предприятия.
Из всех
перечисленных показатель
значение и специфику. В условиях рынка специфика экономического анализа
оптового предприятия обусловлена тем, что основное внимание в анализе
переносится на оптовое предприятие. В командно-административной экономике
государство отводило опту не рыночную, а распределительную функцию, и
предприятию строго предписывалось обеспечить выполнение плана без учета
интересов самого предприятия.
Кроме того, из-за распада СССР и централизованной государственной
структуры оптовой торговли России стал не нужен анализ межреспубликанских и
внурисистемных оптовых поставок. Анализируемый ранее так называемый
"оптовый оборот по реализации товаров" в настоящее время имеет другое
экономическое содержание.
Анализ оптового товарооборота предприятия в рыночной системе должен
ответить на следующие вопросы: каковы тенденции и темпы изменения продаж;
кому продаются товары; какова товарная структура оборота; в какие регионы
реализуются товары; каково соотношение складских и транзитных продаж;
каково состояние товарных запасов и оборачиваемость; кто является
поставщиками оптового предприятия и каковы объемы поставок.
Анализ оптового оборота включает три раздела:
- анализ объема и структуры оборота,
- анализ оптовых закупок (
- анализ товарных запасов.
Источниками информации для проведения экономического анализа служат
бухгалтерская и статистическая отчетность, данные оперативного учета,
специальные и выборочные исследования, проводимые на предприятии.
Анализ оптового товарооборота начинается с анализа изменений общего
объема продаж в отчетном периоде в сопоставлении с расчетными (плановыми)
данными или с показателями за прошлые периоды. Определяются темпы роста
оборота, средние темпы роста, изменения в стоимостном (натуральном)
измерении. Аналогичные показатели при необходимости рассчитываются в
постоянных ценах.
Направления
экономического анализа
- по формам товародвижения;
- по категориям покупателей;
- по регионам;
- по структуре и ассортименту оборота;
- по способу оплаты за товар (Табл. 2).
|Табл. 2 . Варианты экономического
анализа
|оптового оборота предприятия
(за период, квартал, год)
| | |Оптовый |Оптовый |Оптовый |Изменен|
|Варианты |Виды оптового |оборот |оборот |оборот |ия, % |
|анализа |товарооборота |(предыдущий |(план-ра|(факт) | |
| | |период) |счет) | | |
| | | | | | |
|
|Валовой оборот в том |
|По формам |числе: складской | | | | |
|товародви-жени|оборот;
|я |транзитный оборот; | | | | |
| |с участием в | | | | |
| |расчетах; | | | | |
| |без участия в | | | | |
|По категориям |расчетах | | | | |
|покупателей | | | | | |
|
|Валовой оборот в том |
| |числе: | | | | |
| |розничные | | | | |
| |предприятия: | | | | |
| |промышленные | | | | |
| |предприятия; | | | | |
|По регионам |оптовые предприятия; | | | | |
| |экспорт; | | | | |
| |госзаказ | | | | |
| |другие покупатели | | | | |
| | | | | | |
|По структуре и|Валовой оборот в том | | | | |
|ассортименту |числе: | | | | |
|оборота |местный регион; | | | | |
| |другие регионы. | | | | |
| | | | | | |
|
|Валовой оборот в том |
|По способу |числе: | | | | |
|оплаты за |продовольственные | | | | |
|товар |товары; | | | | |
| |непродовольственные | | | | |
| |товары. | | | | |
| | | | | | |
|
|Валовой оборот в том |
| |числе: | | | | |
| |немедленная оплата; | | | | |
| |по перечислению; | | | | |
| |в кредит | | | | |
При необходимости проводится более глубокий анализ по любому из
направлений. Например, анализируется продажа каждому покупателю в разрезе
товарных групп. Возможны и другие направления экономического анализа
товарооборота и структуры продаж исходя из интересов предприятия и целей
аналитической работы.
Анализ
поступления товаров на
оптовое предприятие
источникам поступления товаров и конкретным поставщикам. По источникам
анализируются поступления товаров от предприятий-изготовителей, оптовых
посредников, по импорту. Следует выделить поставщиков своего региона
(города) и других регионов. Анализ ведется по товарной структуре, которая
сопоставима со структурой оптовых продаж.
Анализ поступления
по отдельным поставщикам
выполненных заказов, так и по его структуре, срокам и качеству продукции.
Результаты анализа служат базой для оценки степени выполнения заключенных
контрактов (договоров) на поставку товаров.
При организации завоза товаров на оптовые склады, а также доставке
товаров покупателям оптовое предприятие заинтересовано в максимальной
рациональности перевозок. Это особенно важно при использовании собственного
автотранспорта.
Для анализа
рациональности перевозок
линейного программирования: распределительный, симплекс-метод, метод
потенциалов.
Заключительный этап анализа — исследование состояния товарных запасов
предприятия. С учетом существования двух форм товародвижения в опте
анализируют товарные запасы, которые обслуживают только складской
товарооборот.
Анализ товарных
запасов включает следующие
o изучение общего объема
и структуры запасов
o изучение отклонения фактических товарных запасов от нормативов;
o определение и измерение основных факторов, воздействующих на объем и
состав товарных запасов;
o исчисление и анализ
скорости
Источниками информации о товарных запасах служат данные
бухгалтерского, статистического, оперативного учета и отчетности.
Анализ товарных запасов начинается с оценки их общего объема и
местонахождения. Динамика величины запасов за выбранный временной отрезок
характеризует объем деятельности и обеспеченность оптового оборота
товарными ресурсами. Анализ проводится в абсолютных (стоимостных,
натуральных) и относительных (днях, числе оборотов) показателях.
Товарные
запасы по местонахождению
и товары отгруженные.
По назначению товарные запасы делят на запасы текущей реализации,
сезонного хранения и досрочного завоза. Последние две группы запасов в
основном характерны для оптовых организаций, обеспечивающих государственные
интересы по снабжению
населения и субсидируемых
Структура
товарных запасов в
соответствии со структурой оптовых продаж и закупок товаров предприятием.
Изучение товарных запасов проводится по степени соответствия нормативам,
которые определяются предприятием самостоятельно. Запасы сезонные и
досрочного завоза не включаются в состав нормируемых. Сопоставление с
нормативом необходимо проводить в целом по всем товарам и в ассортиментном
разрезе. Отклонения от норматива сигнализируют о необходимости проведения
углубленного анализа и выявления причин, вызвавших эти отклонения.
Объем товарных
запасов на оптовом
воздействием множества факторов. Важнейшими из них являются объем и
структура товарооборота, скорость обращения товаров, формы и качество
организации всех фаз оптового товародвижения.
Объем товарооборота оказывает, как правило, прямое воздействие на
размер товарных запасов, увеличивая их, но зависимость эта
непрямопропорциональна.
Изменения
в структуре товарооборота