Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 16:25, курсовая работа
При переходе к рыночным отношениям в России планирование оказалось
практически полузабытым. Между тем, планирование – важная функция
управления любым предприятием.
Многолетний опыт зарубежных фирм и российских предприятий показал,
что недооценка планирования предпринимательской деятельности в условиях
рынка, сведение его к минимуму, игнорирование или некомпетентное
осуществление зачастую приводят к неоправданным экономическим потерям и, в
конечном счете, к банкротству.
|Введение.……………………………………………………. |02 |
| | |
|Общая характеристика планирования в рыночной экономике: | |
| | |
|Функции и задачи планирования………………….. | |
|Назначение и цели планирования…………………. |04 |
|Разработка стратегий и целей предприятия. |05 |
|Технология планирования……………………………. |07 |
|Основные формы планирования…………………… |10 |
|Оптовая торговля: |12 |
|Роль и функции оптовой торговли……………….. | |
|Экономический анализ показателей деятельности оптового |17 |
|предприятия………….. | |
|Планирование оптового товарооборота………. |20 |
| |24 |
|Розничная торговля: | |
|Понятие розничного товарооборота……………. | |
|Анализ розничного товарооборота………………. |28 |
|Планирование розничного товарооборота……. |30 |
| |33 |
|Планирование – не догма, а необходимость…… | |
| |36 |
|Список использованной литературы…………….. | |
запасов. Степень и характер воздействия различны. Так, при увеличении
ассортимента товаров запасы растут, при росте доли продовольственных
товаров запасы на единицу
реализованных товаров
увеличении доли непродовольственных товаров запасы возрастают.
Размер
влияния изменения структуры
определяется методами процентных чисел и цепных подстановок.
Важную роль при анализе запасов играет анализ скорости обращения, или
товарооборачиваемости. Этот показатель характеризует время, необходимое для
полного обновления запаса на оптовом предприятии.
На показатель
времени обращения
изменение объема и структуры товарооборота среднего товарного запаса.
Анализу других экономических показателей деятельности предприятия
посвящены соответствующие главы учебника. Там, где это целесообразно,
выделены особенности проведения анализа или планирования показателей
оптового предприятия.
Планирование оптового
Любое предприятие в условиях рыночной экономики постоянно осуществляет
планирование своей деятельности. Результатом проведения плановой работы
является постоянно
обновляемый документ — бизнес-
В разделах
бизнес-плана оптового
величины основных показателей его деятельности — прибыли, продаж, издержек
и т.п. Методология
и подходы для их расчета
в розничной и оптовой
одинаковы, но имеются
особенности, обусловленные
розницы в сфере обращения.
Показатель оптового товарооборота — важнейший среди планируемых
предприятием в бизнес-плане. От него зависят все остальные — доходы,
издержки, чистая прибыль и в конечном итоге развитие предприятия.
В то же время прогнозируемый объем продаж является результирующим
показателем, который
отражает различные аспекты
стратегические, маркетинговые, финансовые, технологические и т.д.
Прогнозирование – это управленческий инструмент для планирования и
разработки политики принятия решения.
Прогнозирование и планирование продаж являются необходимым и
обязательным элементом деятельности каждого предприятия в условиях рыночной
экономики.
Первым этапом разработки прогноза продаж является всесторонний
экономический анализ предыдущей деятельности. Результаты анализа,
обнаруженные тенденции и выводы служат основой составления прогнозов.
На втором этапе определяются факторы, которые в прогнозируемом
периоде будут влиять на развитие того сектора рынка, где работает оптовое
предприятие. Отбираются и
оцениваются количественно
их помощью рассчитываются варианты прогноза продаж.
При прогнозировании применяются различные методы – экономико-
статистические, сравнения, индексные, графические, экономико-
математические.
Спецификой деятельности оптового предприятия на рынке товаров
народного потребления является обслуживание прежде всего запасов розничной
торговли, розничных предприятий. Поэтому процесс планирования оптовых
продаж тесно взаимосвязан с аналогичными расчетами в розничном звене,
которое обслуживает оптовое предприятие.
Возможны
два основных варианта
оказаться оптовое предприятие в будущем периоде. Первый характеризуется
относительной стабильностью состояния рынка, а второй – значительными
колебаниями спроса и продаж.
Экономический анализ оптовых продаж за предшествующий период
позволяет выявить характер изменений и возможность применения экономико-
статистических методов и моделей при расчете вариантов прогноза оптового
товарооборота на плановый период. В зависимости от формы связи могут быть
использованы различные уравнения регрессии – линейной, гиперболы,
полулогарифмической, показательной, степенной.
Для оценки влияния факторов на величину оборота в будущем можно
использовать коэффициенты эластичности – прямые и перекрестные.
Используются
также и более простые
расчет средних темпов изменений оборота в течение анализируемого и
прогнозируемого периодов.
После определения прогнозируемых валовых объемов оптовых продаж
необходимо подразделить их на продажу через склады предприятия (складской
оборот) и транзитом непосредственно от производителя (транзитный оборот).
Соотношение складского и транзитного оборотов зависит от множества
факторов – конъюнктуры рынка, финансово-экономических интересов поставщика
и покупателя, уровня цен, тарифов на складские и транзитные услуги, объемов
и частоты поставок, вида реализации товаров, минимальной партии отгрузки
производителем и т.п. Но в любом случае целевой функцией в планировании
соотношения складского и транзитного оборотов для оптового предприятия
является величина прибыльности проводимых оптовых операций в целом.
На следующем
этапе планируется структура
отметить, что процесс прогнозных расчетов по общему объему, формам
товародвижения и структуре оборота представляет собой единое целое, а
методику и порядок планирования выбирает само предприятие. Так, возможны
варианты плановых расчетов продаж по видам товаров и покупателям,
предваряющие прогнозы валового объема оптового оборота. Данная методика
планирования применима, когда в состав продаж входят товары,
удовлетворяющие различные потребности, и изменения в спросе на одни товары
не влияют на спрос на остальные группы товаров.
Нормирование товарных запасов следует за планированием оборота,
поскольку прогнозируемый объем складского оптового товарооборота служит
основой разработки нормативов запасов.
В теории и практике товарных запасов используется несколько методов:
опытно-статистический, экспертных оценок, технико-экономических расчетов,
экономико-математические.
Опытно-статистический метод базируется на анализе фактически
сложившегося уровня товарных запасов оптового предприятия.
В основе метода – личностная оценка состояния запасов в прошлом и
субъективное понимание перспектив их развития. Достоинство метода –
быстрота и малая трудоемкость. Недостатки заключены в человеческом факторе
(опыт, знания экономиста, трудности безошибочной обработки большого
количества информации).
Методы экспертных оценок применяются в том случае, когда нет
достаточной информации, рынок товара мало изучен.
Сущность
метода технико-экономических
норматива. Исходная формула норматива слагается из времени на приемку и
подготовку товара к продаже, рабочего запаса, запаса пополнения и
страхового запаса.
Экономико-математические методы нормирования товарных запасов все
более широко применяются в управлении запасами оптовой торговли.
Простейший
метод, применяемый для
или в днях, — метод экстраполяции, который переносит темпы изменения
показателя, сложившиеся в прошлом, на будущее.
Наилучшие результаты этот метод дает, если период наблюдения
достаточно длительный — три-четыре года.
Формула экстраполяции по данным четырех лет на пятый имеет вид
У5=0,5 (2У4 + У3 –У1),
где У — уровень запасов соответствующего года.
Для расчета требуются данные об уровне запасов (в сумме, днях, % к
товарообороту) четвертого, третьего и первых годов. Данная формула может
применяться для прикидочных расчетов и с использованием данных
поквартальных запасов.
Другим подходом планирования товарных запасов с помощью экономико-
математических методов является расчет оптимального размера запаса при
минимальных издержек по доставке и хранению. Классическая модель наиболее
экономичного размера товарного запаса (3) или размера поставки с учетом
издержек обращения имеет следующий вид:
|2RC2 |
где С1 — издержки по хранению;
С2 — издержки по доставке;
К — объем спроса (товарооборота).
Для определения оптимальной частоты завоза (tопт) необходимы следующие
данные: частота (период) завоза в днях; интервал между очередными
поставками в течение года (t1); однодневный товарооборот (m); совокупные
издержки по хранению и доставке (Со); издержки хранения за год (С1);
издержки по доставке за год (С2); издержки хранения, приходящиеся на 1 руб.
товарных запасов в один день (h); издержки по доставке партии товара (S):
| 2S |
Однако следует иметь в виду, что для исчисления оптимальной частоты
завоза требуется информация, которую трудно получить (например, затраты на
завоз и хранение в разрезе товарных групп). Поэтому рекомендуется
использовать модифицированную формулу, где выражение
?
принимается за постоянную величину для всех товаров на предприятии.
Тогда оптимальное число поставок для отдельной товарной позиции
n = Н?R, а в целом по товарной группе
S n = Н S?R; Н =
Для такой модели требуется минимальная информация — объемы поставок
товаров по ассортиментным позициям за отчетный год и на планируемый год, а
также данные о количестве поставок по товарным группам на отчетный год.
Расчет оптимального числа поставок необходимо дополнить определением
страхового запаса. Его величина зависит от среднего квадратичного
отклонения поступления товаров на оптовое предприятие и уровня обслуживания
покупателей:
Зстр = К 6,
где Зстр — страховой запас;
К — коэффициент уровня обслуживания, принимаемый от 1 до 3;
6 — среднее квадратичное отклонение поступления товаров на оптовое
предприятие.
Чем выше
К, тем больше степень
предприятии
Процесс
планирования оптового
товарного обеспечения.
Общий объем товарных ресурсов, требующийся на плановый период, равен
величине транзитного оборота плюс объем складского оборота с учетом
изменения товарных запасов в начале и в конце планового периода:
П = Отран + Оскл + (Зк – 3н) + В,
где П — объем
ресурсов товаров на
Отран — транзитный оптовый оборот;
Оскл — складской оптовый оборот;
3к., Зн — запасы на конец и начало планового периода;
В — выбытие товаров.
Планирование поступления рассчитывается в целом, но отдельным
поставкам и по товарным группам.
Розничный товарооборот
О
Понятие розничного
сновную массу материальных благ, используемых для удовлетворения личных
потребностей, население получает через торговлю.
Количественная и качественная характеристика товарной массы, которая
переходит из сферы производства в сферу потребления в соответствии с
законами товарного обращения, находит свое выражение в показателях
розничного товарооборота.
Под розничным товарооборотом понимается продажа товаров населению для
удовлетворения личных потребностей в обмен на его денежные доходы.
Экономические отношения, связанные с обменом денежных доходов на товары,
выражают экономическую сущность розничного товарооборота: розничный
товарооборот характеризует завершение процесса обращения, товары переходят
в собственность потребителей, потребляются или же образуют потребительский
фонд, т.е. выпадают из сферы обращения и перестают быть товарами.
Однако население
только путем их индивидуального потребления, но и через различные формы
совместного потребления. Покупателями в этом случае выступают различные
организации, учреждения, предприятия (санатории и дома отдыха, больницы,
детские сады и ясли, дома для престарелых и т.д.). Продажа товаров