Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 16:25, курсовая работа
При переходе к рыночным отношениям в России планирование оказалось
практически полузабытым. Между тем, планирование – важная функция
управления любым предприятием.
Многолетний опыт зарубежных фирм и российских предприятий показал,
что недооценка планирования предпринимательской деятельности в условиях
рынка, сведение его к минимуму, игнорирование или некомпетентное
осуществление зачастую приводят к неоправданным экономическим потерям и, в
конечном счете, к банкротству.
|Введение.……………………………………………………. |02 |
| | |
|Общая характеристика планирования в рыночной экономике: | |
| | |
|Функции и задачи планирования………………….. | |
|Назначение и цели планирования…………………. |04 |
|Разработка стратегий и целей предприятия. |05 |
|Технология планирования……………………………. |07 |
|Основные формы планирования…………………… |10 |
|Оптовая торговля: |12 |
|Роль и функции оптовой торговли……………….. | |
|Экономический анализ показателей деятельности оптового |17 |
|предприятия………….. | |
|Планирование оптового товарооборота………. |20 |
| |24 |
|Розничная торговля: | |
|Понятие розничного товарооборота……………. | |
|Анализ розничного товарооборота………………. |28 |
|Планирование розничного товарооборота……. |30 |
| |33 |
|Планирование – не догма, а необходимость…… | |
| |36 |
|Список использованной литературы…………….. | |
Предприниматель, учитывая различные сочетания внешних и внутренних
факторов, формирует основные стратегические направления деятельности
предприятия. В соответствии с ними он корректирует содержание бизнес-плана
и деятельность своей фирмы.
Технология планирования
Т
ехнология планирования включает:
V определение и обоснование основной цели и вытекающих из нее задач
предприятия;
V оформление поставленной задачи, установление конкретных показателей
и заданий для исполнителей;
V детализацию задания по видам и объемам работ, конкретным рабочим
местам и срокам исполнения;
V детальные расчеты затрат и получаемых результатов на весь период
планирования.
Для разработки плана специалистам по планированию требуется
соответствующая информация. Помимо прогнозных и маркетинговых данных, т.е.
в основном внешней информации, в органы планирования поступает большой
объем внутренней информации.
Сбор и
обобщение поступающей
предплановой работе специалистов. Предплановая работа столь же необходима,
как и разработка самого плана.
Составление плана деятельности предприятия начинается с подготовки
проекта отдельных его частей:
> плана производства и реализации продукции;
> плана материально-
> плана по кадрам и заработной плате;
> перспективного плана по новой технике и капитальным
вложениям;
> финансового плана.
>
План производства и реализации продукции является основой, на
которой разрабатываются все остальные части общего плана предприятия и его
подразделений (Схема 7). На практике количество частей (разделов) плана
предприятия и их названия различаются в зависимости от размеров
предприятий, их отраслевой принадлежности и сложившихся традиций.
Схема 7.Укрупненная структура плана деятельности предприятия
После разработки частей плана предприятия и их взаимная
корректировка до полной увязки и сбалансированности как по материально-
финансовым ресурсам, так и по времени исполнения. Каждая часть общего плана
предприятия оказывается при этом непосредственно связанной и обусловленной
другими его частями.
Таким
образом достигается
предприятия. Создается динамическая система взаимосвязи производственных,
технических, экономических,
организационно-
экономических и социальных мероприятий, направленных на достижение конечной
цели. Определяются источники и размеры финансирования, а также предельно
допустимые затраты по каждому мероприятию, этапам и видам работ (Схема 8).
В плане обязательно указываются точная характеристика и масштабы конечных
результатов работы предприятия в целом по датам, а также результаты работы
цехов и других подразделений
по каждому мероприятию в
С
начала исполнения плана
любые ошибки в планировании неизбежно оборачиваются потерей средств и
времени на исправление выявившихся просчетов. Потери, связанные с
просчетами в планировании, достигают порой таких размеров, что у
предприятия не оказывается достаточных средств для погашения, и наступает
банкротство предприятия.
Схема 8. Исполнение плана на предприятии
Основные формы планирования
Ф
ормы планирования в зависимости от длительности планов делятся на пять
видов:
~ оперативно – календарный;
~ текущий;
~ среднесрочный;
~ долгосрочный;
~ стратегический.
Группировка планов на долгосрочный, текущий и оперативно-календарный
в определенной мере носит условный характер. Различие между ними состоит
в сроках получения конечного результата. Что касается объекта планирования,
то, как правило, он не изменяется. Одно и то же изделие может включаться во
все виды планов (Схема 9).
Например, подготовка производства и продажи изделия включается в
долгосрочный план. Проектирование изделия, закупка оборудования и
материалов для его производства включается в текущие планы. Распределение
персонала по объемам, связанным с производством нового изделия, и оплата
текущих расходов включаются в оперативные планы.
Наряду
с этим каждый вид
заключаются главным образом в:
o точности
устанавливаемого интервала
o степени интеграции и дифференциации, а также количестве
показателей планирования;
o степени точности расчетов затрат и результатов производства;
o порядке
распределения обязанностей
Схема
9.Взаимодействие плана и
механизма управления
продукции (услуг) на
Рамки стратегического плана почти всегда подвижны, так же, как и
сроки получения конечного результата и суммы расходов. Как правило,
устанавливается лишь основной ответственный исполнитель, так как при первом
этапе еще не ясны ни содержание работ, ни их объемы. Точное адресное
распределение заданий по срокам их исполнения, объемам расходов и конечным
результатам определяется в текущих и особенно в оперативно-календарных
планах.
В целом
долгосрочное, текущее и оперативно-
взаимосвязаны и представляют собой единую систему планирования. Посредством
планирования связывается в единый целостный комплекс весь механизм
управления предприятием (Табл. 1).
|
|Табл. 1 Основные показатели
по видам планирования
| | | | |
|Стратегическое |Долгосрочное |Текущее |Операционно-календ|
| | | |арное |
|Наименование |Перечень |Перечень и |Подетальный |
|продукта (услуг) |важнейшей |количество |перечень и |
| |номенклатуры |позиций |количество позиций|
| |продукции |номенклатуры |номенклатуры |
| | |продукции |продукции |
| | | | |
|. | | | |
|Ориентировочная, |Сумма |Сумма |Подетальные и |
|подлежащая |расходования |расходования |пооперационные |
|уточнению сумма |ресурсов по |ресурсов по видам|нормы расходования|
|затрат
|видам продукции|и
| | |продукции |продукции |
| | | | |
| | | |Почасовые и |
|Ориентировочные |Календарные |Точно |суточные графики |
|подвижные сроки |сроки |установленные |исполнения |
|исполнения |исполнения |сроки исполнения | |
| | | | |
| | | |Подетальное |
|Ответственные |Ответственные |Подробный |распределение |
|исполнители, без |исполнители и |перечень |работ среди |
|указания |соисполнители |исполнителей по |исполнителей |
|соисполнителей |по этапам и |этапам и видам | |
| |видам работ |работ и | |
| | |номенклатуре |. |
|. |. |продукции | |
| | |. | |
| | | |Своевременность и |
|Эффективность |Превышение |Сумма чистого |полнота выполнения|
|(достижение цели, |дохода над |дохода |плана по |
|окупаемость |расходами | |номенклатуре |
|затрат) |(прибыль) | |продукции |
Стратегическое планирование заключается в основном в определении
главных целей деятельности предприятия и ориентировано на определение
намечаемых конечных результатов с учетом средств и способов достижения
поставленных целей и обеспечения необходимыми ресурсами. При этом
разрабатываются новые возможности фирмы, например, расширение
производственных мощностей путем строительства новых предприятий или
приобретения оборудования, изменения профиля предприятия или радикальное
изменение технологии. Стратегическое планирование охватывает период в 10-15
лет, имеет отдельные последствия, влияет на функционирование всей системы
управления и основывается на огромных ресурсах.
Тактическое планирование заключается в определении промежуточных
целей на пути достижения стратегических целей и задач. При этом детально
разрабатываются средства и способы решения задач, использование ресурсов,
внедрение новой технологии.
Представляет
интерес следующее
планированием:
планомерность-это основа управления;
плановость- это принцип управления;
планирование - важнейшая функция управления;
плановые задачи – метод управления;
разработка и реализация плана – это основное содержание процесса
управления.
Среднесрочные планы чаще всего охватывают пятилетний срок как
наиболее соответствующий периоду обновления производственного аппарата и
ассортимента продукции. В них формулируются основные задачи на
установленный период, например, производственная стратегия фирмы и каждого
подразделения (реконструкция и расширение производственных мощностей,
освоение новой продукции и расширение ассортимента); стратегия сбыта
(структура сбытовой сети и ее развитие, степень контроля над рынком и
внедрение на новые рынки, проведение мероприятий, содействующих расширению
сбыта); финансовая стратегия (объемы и направления капиталовложений,
источники финансирования, структура портфеля ценных бумаг); кадровая
политика (состав и структура кадров, их подготовка и использование);
определение объема и структуры необходимых ресурсов и форм материально-
технического снабжения и учета внутрифирменной специализации и
кооперирования производства. Среднесрочные вклады предусматривают
разработку и в определенной последовательности мероприятий, направленных на
достижение целей, намеченных долгосрочной программой развития.
Среднесрочный
план обычно содержит
числе и в отношении распределении ресурсов. В нем приводятся детальные
сведения о разбивки по продуктам, данные о капиталовложениях и источниках
финансирования. Он разрабатывается в производственных отделениях.
Текущее планирование осуществляется путем детальной разработки
оперативных планов для компании в целом и ее отдельных подразделениях в
международном масштабе, в частности, программ маркетинга, планов по научным
исследованиям, планов по производству материально-техническому снабжению.
Основным звеном текущего плана производства является календарные планы,
которые представляют собой детальную конкретизацию целей и задач,
поставленных стратегическим и среднесрочным планами. Календарные планы
производства составляются на основе о наличии заказов, обеспеченности их
материальными ресурсами: степени загрузки производственных мощностей их