Планирование на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 23:44, курсовая работа

Описание работы

Любое предприятие независимо от своего статуса, размера и сферы деятельности должно заниматься планированием своей деятельности.

Причем, в условиях рыночной экономики на смену жесткому централизованному планированию со стороны министерств и ведомств пришли новые неформальные отношения предприятия и государства. Сегодня наши предприятия должны самостоятельно определить и планировать что производить, в каких размерах производить, кому и как реализовывать свою продукцию. Эффективная деятельность предприятий в условиях рыночной экономики в значительной степени зависит от того, насколько достоверно они предвидят дальнюю и ближнюю перспективу своего развития, т.е. от того насколько точно и обоснованно они могут прогнозировать, определять стратегию и тактику своего развития.

Работа содержит 1 файл

пл на пред курсова.docx

— 62.83 Кб (Скачать)

     7. Производственные отделы составляют  планы на 2 года (30.04). Эта работа  является продолжением четвертого  этапа. Двухлетний план составляется  с учетом изменения технологии, условий рынка, решений правительства.  Подразделения составляют баланс  на каждый месяц первого года  и каждый квартал второго, планируют  поступление наличных средств и их использование.

     8. Производственные подразделения  представляют заявки на требующиеся  им денежные средства (30.04). Эти  средства распределяются только  на те проекты, которые должны быть осуществлены в течение двух лет.

     9. Производственные отделы составляют  прогноз на 5 лет (30.04). Прогнозируется  сбыт всех видов выпускаемой  продукции на ближайшие годы. Наряду с прогнозом сбыта намечается  примерная сумма затрат и ожидаемоая прибыль.

     10. Производственные отделения представляют (31.05) следующие плановые данные: сводку принятых подразделениями  показателей, сведения о возможном  поступлении денежных средств,  заявку на требуемые инвестиции, прогноз сбыта продукции на 5 лет. 

     11. Высшее руководство принимает  решение (30.06) о распределении  финансовых средств на проекты  отделений и общефирменные.

     12. Все службы составляют свои  планы и бюджеты (31.08). Составленный  на первый год бюджет включается  в план и получает необходимые  финансовые средства.

     13. Высшее руководство утверждает  все планы и бюджеты (30.09).

     К выполнению основных плановых функций  на всех этапах их осуществления привлекаются менеджеры различных категорий. Приведенный полный состав выполняемых плановых работ свидетельствует не только о четком разграничении и взаимодействии основных функций планирования управления, но и о необходимости использования мирового опыта на всех отечественных предприятиях.

     Структура планово- экономических служб предприятий (фирм) зависит прежде всего от размеров производства, характеристики продукции, положения на рынке, формы собственности, уровня платежеспособности и т.д. При бесцеховой структуре управления плановые продукции выполняются экономистами- менеджерами высшего звена. Каждое предприятие самостоятельно выбирает структуру своих планово- экономических органов.

     Согласно  классической науке организации  производства, с выводами которой  взаимодействует теория менеджмента, структура управления предприятием должна разрабатываться по принципу «сверху вниз». Последовательность разработки организационной структуры  соответсвует действующей технологии планирования:

  1. осуществляется деление организации по горизонтам на широкие блоки деятельности, соответствующие важнейшим функциям и направлениям работы по реализации выбранной экономической стратегии;
  2. устанавливается соотношение полномочий различных категорий персонала и должностей работников, уточняется цель рабочих групп и при необходимости производится дальнейшее их разделение на более мелкие организационные звенья, чтобы избежать перегрузки руководства;
  3. определяются должностные обязанности различных категорий персонала как совокупность определенных функций или задач, конкретизируются обязанности и закрепляются за исполнителями с учетом их профессиональной квалификации и производственного опыта.

     Основой для выбора организационных структур на предприятиях служат обычно перспективные  планы их развития, объемы производства продукции, нормативы численности  и соотношений различных категорий  персонала и многие другие факторы. Структура управления предприятием может строиться по принципам как линейной, так и функциональной подчиненности различных подразделений.

     При линейных структурах управление осуществляется вышестоящим руководителем по отношению  ко всем нижестоящим сотрудникм приментильно к выполняемым функциям. Примером линейного подчинения экономических служб на крупных предприятиях могут быть названы последовательные структурные звенья: генеральный директор- главный экономист- планово-экономическое управление (отдел)- планово-экономическое бюро.

     При функциональной подчиненности право  принимать решения и давать руководящие  указания предоставляется применительно  к конкретным функциям независимо от того, кто их осуществляет. Существуют также смешанные структуры управления и их различные разновидности.

     В настоящее время на отечественных  предприятиях наиболее распространенной является линейно-функциональная структура  управления организацией, построенная  по признакам функциональной специализации  служб или подсистем.

     В условиях свободных рыночных отношений  существует множество других организационных структур управления, которые могут быть использованы как в производственной, так и в плановой сферах деятельности предприятия, например дивизионная, продуктовая, матричная, проектная, рыночная и другие, рекомендованные современным менеджментом.

     Каждому предприятию следует выбирать такую  организационную структуру, которая  соответствует его стратегическим планам, обеспечивает эффективное взаимодействие с окружающей средой и способствует достижению поставленных целей.

     Структура организации в условиях рынка  не может оставаться неизменной, так  как под воздействием различных  экономических факторов происходят непрерывные изменения внутренней среды и внешнего окружения, которые  должны учитываться не только в процессе плановой. Но и управленческой деятельности.

     На  многих отечественных предприятиях среднего размера планирование носит  децентрализованный характер и рассредоточено практически по всем функциональным подразделениям предприятия.

     Руководство работой по экономическому планированию на многих предприятиях осуществляется планово-экономический отдел (ПЭО). Он же организует проведение комплексного экономического анализа деятельности предприятия. Принимает участие  в разработке мероприятий по ускорению  темпов роста производительности труда, эффективному использованию производственных мощностей, материальных и трудовых ресурсов, повышению рентабельности производства. Важнейшими задачами ПЭО  также являются организация и  совершенствование внутрипроизводственного  хозяйственного расчета, разработка цен на продукцию и услуги предприятия.

     В состав ПЭО могут входить следующие  структурные подразделения (бюро, секторы, группы): технико-экономического планирования, себестоимости, цен, экономического анализа, учёта и статистики, калькуляции, нормативов и др.

     Планово-экономический  отдел в своей работе тесно  взаимодействует практически со всеми подразделениями предприятия. Основные функции ПЭО:

  1. В области планирования.
    1. Организация и общее руководство разработкой перспективных и текущих планов предприятия:
  • подготовка предложений для утверждения руководством предприятия о порядке, сроках и участниках разработки проектов планов;
  • распределение производственной программы между цехами и службами предприятия;
  • рассмотрение обоснований и расчётов к проектам планов стуктурных подразделений предприятия;
  • обеспечение согласованности и взаимной увязки планов цехов и служб предприятия;
  • разработка планов предприятия в целом.

    1.2. Планирование производственно-хозяйственной деятельности структурных подразделений предприятия:

  • доведение годовых и квартальных заданий цехам и службам по установленному перечню показателей;
  • участие в разработке годовых годовых, квартальных и месячных программ вспомогательных и непроизводственных цехов;
  • рассмотрение цеховых планов, их проверка, внесение необходимых корректировок.

    1.3. Внесение соответствующих корректировок в планы предприятия и отдельных подразделений в случае изменения производственно-хозяйственной ситуации.

    2. В области  организации планово-экономической  работы.

    2.1. Подготовка  необходимых материалов для рассмотрения  проектов планов, итогов работы  предприятия и цехов в различных  органах управления предприятием.

    2.2. Организация  внутрипроизводственного хозрасчёта  на предприятии:

  • разработка системы хозрасчётных показателей цехов и служб в соответствии со спецификой их работы;
  • контроль за внедрением и совершенствованием хозрасчёта в подразделениях предприятия;
  • участие в разработке положений по материальному стимулированию.

    2.3. Организация  работы по нормированию и ценообразованию  на предприятии:

  • систематизация нормативных затрат на изготовление продукции;
  • составление нормативных калькуляций и смет, контроль за внесением в них всех текущих изменений;
  • участие в разработке прогрессивных плановых технико-экономических норм и нормативов и доведение их до цехов, отделов и служб предприятия;
  • разработка совместно с другими службами предприятия в соответствии с действующим законодательством проектов оптовых и розничных цен и тарифов и представление их на утверждение;
  • разработка и представление на утверждение внутризаводских цен;
  • подготовка заключений по проектам оптовых цен на поставляемую продукцию предприятию;
  • разработка ценников, применяемых при планировании и учёте;
  • анализ цен, выявление убыточных и высокорентабельных изделий, разработка мероприятий по ликвидации убыточности, в случае необходимости внесение предложений о пересмотре цен на высокорентабельные изделия, подготовка и представление для утверждения новых цен всех необходимых материалов.

    2.4. Организация  разработки мероприятий по эффективному  использованию производственных  мощностей, основных и оборотных  фондов. Материальных и трудовых  ресурсов, по использованию всех  резервов производства.

    2.5. Организация  разработки мероприятий по выполнению  и перевыполнению установленных  плановых заданий цехами, службами  и отделами предприятия.

    3. В  области анализа и оперативно-статистического  учёта.

    3.1. Контроль за выполнением цехами и службами предприятия годовых, квартальных, месячных, декадных и суточных планов и заданий.

    3.2. Организация  и руководство работой по комплексному, экономическому анализу производственно-хозяйственной  деятельности предприятия, цехов,  служб и отделов.

    3.3. представление  необходимых обобщающих материалов  и справок по результатам анализа  производственно-хозяйственной деятельности  предприятия и всех его подразделений.

    3.4. Контроль за правильностью производимых соответствующими отделами, службами и цехами расчётов экономической эффективности внедрения новой техники и технологии, рационализаторских предложений и других организационно-технических мероприятий, направленных на повышение эффективности производства, надёжности и качества продукции, развитие специализации и кооперирования, механизации и автоматизации и компьютеризации инженерного и управленческого труда.

    3.5. Организация  статистической отчётности предприятия:

  • сбор необходимых материалов, обобщение, подготовка и представление статистической отчётности в сроки и по формам, установленным директивными органами;
  • контроль за качеством статистической отчётности на предприятии;
  • систематизация статистических материалов и составление справок по статистической отчётности.

    4. В области методологической работы.

    Методологическое  руководство разработка форм и документации, порядка и сроков проведения работ  по:

  • технико-экономическому планированию;
  • оперативно-производственному планированию (совместно с производственно-диспетчерскими службами предприятия);
  • внутризаводскому хозяйственному расчёту (совместно с главной бухгалтерией);
  • учёту и анализу результатов производственно-хозяйственной деятельности (совместно с главной бухгалтерией);
  • расчётам экономической эффективности;
  • статистической отчётности.

Информация о работе Планирование на предприятии