Планирование на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 23:44, курсовая работа

Описание работы

Любое предприятие независимо от своего статуса, размера и сферы деятельности должно заниматься планированием своей деятельности.

Причем, в условиях рыночной экономики на смену жесткому централизованному планированию со стороны министерств и ведомств пришли новые неформальные отношения предприятия и государства. Сегодня наши предприятия должны самостоятельно определить и планировать что производить, в каких размерах производить, кому и как реализовывать свою продукцию. Эффективная деятельность предприятий в условиях рыночной экономики в значительной степени зависит от того, насколько достоверно они предвидят дальнюю и ближнюю перспективу своего развития, т.е. от того насколько точно и обоснованно они могут прогнозировать, определять стратегию и тактику своего развития.

Работа содержит 1 файл

пл на пред курсова.docx

— 62.83 Кб (Скачать)

   В процессе внутрифирменного планирования в соответствии с полученной командой, управляемая подсистема выполняет  требуемые действия и переходит  в какое-то новое качественное состояние (например, перемещается на другое место, что-то обрабатывает, останавливается  на месте и т.п.), о чем по обратной связи сообщает управляющей системе. После анализа полученной информации подается новая команда управления. 
 
 
 

   1.4.Принципы и методы внутрифирменного планирования

   Любая целенаправленная деятельность должна осуществляться на основе каких-то определяющих принципов. Для планирования основными  принципами являются:

  1. Принцип единства, то есть планирование деятельности фирмы и ее подразделений носит системный характер. В этом случае планирование должно координироваться на горизонтальном уровне (согласование планов работы подразделений) и вертикальном уровне (согласование общего плана фирмы с планами производственных и функциональных подразделений и их отдельными структурными единицами).
  2. Принцип участия. Заключается в том, что каждый сотрудник фирмы, независимо от его служебного положения, должен быть вовлечен в процесс планирования ее деятельности.
  3. Принцип непрерывности. Имеют место два непрерывно связанных аспекта:
  • Процесс планирования должен регулярно повторяться через установленные промежутки времени;
  • Разработанные планы должны при необходимости оперативно регулироваться по результатам выполненных работ.
  1. Принцип гибкости. Сам план и процесс планирования должны обладать способностью быстрого изменения своей направленности в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств во внешней или внутренней среде. Это значит, что планы должны иметь резервы способные стабилизировать возможные негативные ситуации и риски.
  1. Принцип точности. Это принцип означает, что планы должны быть конкретизированы и детализированы в той степени, в какой позволяют внутренние и внешние условия деятельности фирмы. Если стратегические планы определяют только общие направления деятельности и главные цели по каждому направлению, то тактические планы должны быть конкретизированы по срокам, объектам работ и конечным результатам.

   В современной отечественной науке  и практике планирования, помимо рассмотренных  классических принципов, широкую известность имеют общеэкономические принципы: системность, целенаправленность, комплексность, оптимальность, эффективность, научность, приоритетность, сбалансированность, занятость, директивность, самостоятельность, равнонапряженность, конкретность объективность, динамичность, риск и др. Рассмотрим принципы, которые наиболее тесным образом связаны с основными методами эффективного рыночного планирования.

   Принцип комплексности. На каждом предприятии  результаты экономической деятельности различных подразделений во многом зависят от: уровня развития техники, технологии и организации производства; применяемых систем управления персоналом, мотивации и оплаты труда; использования  имеющихся материальных, трудовых и  финансовых ресурсов, показателей продуктивности, доходности и платежеспособности и т.п. Все перечисленные факторы образуют целостную комплексную систему плановых показателей, так что всякое количественное или качественное изменение хотя бы одного из них приводит, как правило, к соответствующему изменению многих других экономических показателей. Поэтому необходимо, чтобы принимаемые плановые и управленческие решения были комплексными, обеспечивающими учет изменений как в отдельных объектах, так и в конечных результатах деятельности всего предприятия.

   Принцип эффективности требует разработки такого варианта производства товаров  и услуг, который при существующих ограничениях используемых ресурсов обеспечивает получение наибольшего экономического эффекта.

   Принцип оптимальности подразумевает необходимость  выбора лучшего варианта на всех этапах планирования из нескольких возможных или альтернативных. Критерием оптимальности различных планов может быть минимальная трудоемкость, материалоемкость или себестоимость продукции при существующих условиях производства и ограничениях ресурсов, а также максимальная прибыль и другие конечные результаты, величина которых предварительно определяется в процессе внутрифирменного планирования на каждом предприятии.

   Следовательно, основные принципы планирования ориентируют  все наши предприятия и фирмы  на достижение наилучших экономических  показателей. Многие принципы весьма тесно  связаны и переплетены между  собой. Некоторые из них, например эффективность  и оптимальность, действуют в  одном направлении. Другие, гибкость и точность, - в разных направлениях. Наши экономисты-менеджеры имеют  в настоящее время большой  выбор существующих принципов планирования.

   Наряду  с важнейшими рассмотренными принципами необходимо остановиться еще на двух основных положениях, разработанного известным экономистом Р.Л. Акоффом нового метода интерактивного планирования: принцип участия и принцип холизма.

   Принцип участия оказывает активное воздействие  персонала на процесс планирование. Он предполагает, что никто не может  планировать эффективного для кого-то другого. Лучше планировать для  себя – неважно, насколько плохо, чем быть планируемым другими  – не важно, насколько хорошо.

   Принцип холизма состоит из двух частей: координации и интеграции. Каждая из них относится к своему измерению  предприятия, которое разделено  на уровни, а каждый уровень –  на объекты, различающиеся по выполняемым  функциям, выпускаемой продукции  и обслуживаемому рынку. Координация  охватывает взаимодействие объектов одного уровня, интеграция – между объектами  разных уровней.

   Принцип координации устанавливает, что  деятельность ни одной части организации  нельзя планировать эффективно, если ее выполнять независимо от остальных  объектов данного уровня. Отсюда вытекает, что деятельность подразделений  одного уровня следует планировать  не только одновременно, но и во взаимозависимости с другими. Не важно, где возникают проблемы, решать их следует совместно с остальными.

   Принцип интеграции определяет, что планирование, осуществляемое независимо на каждом уровне, не может быть столь же эффективным  без взаимоувязки планов на всех уровнях. Стратегия или тактика, сформулированная на одном уровне предприятия, часто создает проблемы для других уровней. Поэтому для ее решения необходимо изменение стратегии другого уровня.

   Сочетание принципов координации и интеграции дает принцип холизма. Согласно ему, чем больше элементов и уровней  в системе, тем выгодней планировать  одновременно и во взаимозависимости. Эта концепция планировать «сразу всеми» противостоит последовательному планированию как «сверху вниз», так и «снизу вверх».

   Таковы  важнейшие требования или принципы рыночного планирования в современном  производстве. На их основе развиваются  и формируются в процессе практической деятельности и все действующие  общенаучные методы планирования, которые  представляют процесс поиска, обоснования  и выбора необходимых плановых показателей  и результатов.

   Принято различать следующие методы, внутрифирменного планирования: научные, экспериментальные, нормативные, балансовые, системно-аналитические, программно-целевые, экономико-математические, инженерно-экономические, проектно-вариантные и т.п. У каждого из этих методов, судя по их названию, имеется несколько  преобладающих признаков, или приоритетных требований, к основному планируемому результату. Например, научный метод  базируется на широком использовании  глубоких знаний о предмете планирования, экспериментальный – на анализе  и обобщении опытных данных, нормативный  – на применении исходных нормативов и т.д. В процессе планирования ни один из рассматриваемых методов  не применяется в чистом виде.

   В основе эффективного внутрифирменного планирования должен лежать системный  научный подход, основанный на всестороннем и последовательном изучении состояния  предприятия и его внутренней и внешней среды. Системный анализ призван найти ответы на следующие  вопросы о работе предприятия  и его подразделений:

  1. Как выделить систему, деятельность которой мы собираемся планировать?
  2. В какой сфере и в каких условиях действует предприятие?
  3. Как организована фирма и как она функционирует в действительности?
  4. Какие политика и практика фирмы, ее стратегия и тактика действуют в настоящий момент?
  5. Каковы главные стилевые предпочтения руководства фирмы?
  6. Как работало предприятие в прошлом и как оно работает сейчас?
  7. Кем являются акционеры предприятия, сколько их по каждой категории?
  8. Что представляют собой конкуренты фирмы, какова их доля на рынке и как она изменяется?
  9. Какие законы и правительственные постановления влияют и каким образом на работу предприятия?

Полученные  в ходе системного анализа ответы на подобные вопросы позволяют выявить  все основные факторы, ограничивающие рост корпорации  и мешающие ее плановому  развитию. 
 
 
 
 

   1.5.Организация внутрифирменного планирования

   Успешность, эффективность системы планирования в значительной мере определяется уровнем  ее организации, которая направлена на планомерное сочетание основных элементов системы планирования:

   Процесс внутрифирменного планирования представляет собой комплекс расчетов и процедур производственно-технического характера, направленных на установление и реализацию целей производственной деятельности предприятия в определенные плановые периоды времени (месяц, квартал, год). Как целесообразная деятельность людей процесс планирования имеет свою технологию, представляющую последовательность работ, выполняемых при составлении плана. В общем виде процесс внутрифирменного планирования состоит из следующих этапов:

   В технологическом отношении планирование как процесс научной и практической деятельности в виде последовательности взаимосвязанных действий проходит в несколько этапов.

   Определение цели планирования – желаемого состояния  предприятия и его положения  на рынке. Цели планирования являются решающим фактором при выборе форм и методов планирования. Они обуславливают  также критерии при принятии плановых решений и контроле над ходом  их реализации.

   Анализ  проблем. На этом этапе определяется исходная ситуация на момент составления  плана и формируется конечная ситуация.

   Поиск альтернатив – выявление возможных  вариантов развития предприятия  по различным сценариям.

   Прогнозирование – формирует представление о  развитие планируемой ситуации.

   Определение потребности в ресурсах и способов достижения поставленных целей, объемов  производства и др.

   Оценка  – проведение оптимизационных расчетов и обоснование экономических показателей.

   Оформление  плана в виде единого документа.

   Принятие  планового решения – выбирается и оформляется единственное плановое решение.

   Все процессы и этапы планирования на предприятии взаимосвязаны и  зависят друг от друга. В совокупности они составляют определенную систему  планирования, которую можно классифицировать по степени определённости условий, временной ориентации разработчиков  плана, типу целей, методам обоснования  и другим признакам.

   При организации разработки плана предварительно определяют:

  • Объекты планирования – предприятие в целом, структурные подразделения или отдельные направления деятельности, определение общих целей, потенциала, программ и действий;
  • Разработчиков плана – ответственные работники фирмы, специализированные функциональные службы, внешние консультанты или определенная их комбинация.
  • Средства планирования – калькуляторы, вычислительная техника и ее программное обеспечение;
  • Порядок составления планов – одновременная разработка всех частных планов в единой модели или последовательное согласование (координация) частных планов и их координация в общий проект;
  • Методы планирования – обычные традиционные приемы (таблицы, графики и т.п.) и современные компьютерные специальные программы.

   Организация планово-экономической работы предприятия  зависит от его размера и типа. На малых предприятиях обычно нет  глубокого разделения управленческих функций, и высшие руководители самостоятельно определяют все детали планирования и организации производства.

Информация о работе Планирование на предприятии