Планирование на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 23:44, курсовая работа

Описание работы

Любое предприятие независимо от своего статуса, размера и сферы деятельности должно заниматься планированием своей деятельности.

Причем, в условиях рыночной экономики на смену жесткому централизованному планированию со стороны министерств и ведомств пришли новые неформальные отношения предприятия и государства. Сегодня наши предприятия должны самостоятельно определить и планировать что производить, в каких размерах производить, кому и как реализовывать свою продукцию. Эффективная деятельность предприятий в условиях рыночной экономики в значительной степени зависит от того, насколько достоверно они предвидят дальнюю и ближнюю перспективу своего развития, т.е. от того насколько точно и обоснованно они могут прогнозировать, определять стратегию и тактику своего развития.

Работа содержит 1 файл

пл на пред курсова.docx

— 62.83 Кб (Скачать)

   2. По уровню управления в зависимости  от числа линейных звеньев  на предприятии принято различать  такие виды внутрихозяйственного  планирования, как фирменное, корпоративное,  заводское или иные системы  планов, относящиеся к высшему  управленческому звену или в  целом ко всей хозяйственной  организации. На среднем уровне управления применяется, как правило, цеховая система планирования, на нижнем – производственная, которая может охватывать отдельные объекты планирования (участок, бригада, рабочее место и т.д.)

   3. По методам обоснования в современном  производстве находят применение  следующие системы внутрифирменного  планирования: рыночное, индикативное  и административное, или централизованное. На предприятиях с государственной,  федеральной, муниципальной и  другими формами общественной  собственности преобладает централизованная, или административная, система планирования. В хозяйственных товариществах  и акционерных обществах и  на других предприятиях с частной  формой собственности применяются  виды рыночного или индикативного  планирования. Важнейшими экономическими  регуляторами или ориентирами  в этих видах планирования  служат соответственно механизмы  свободных рыночных отношений,  система взаимосвязанных индикаторов  или показателей, централизованные  или директивные решения вышестоящих  органов управления.

   4. По времени действия внутрифирменное  планирование бывает: краткосрочным  или текущим; среднесрочным или  годовым; долгосрочным, или перспективным.  Долгосрочное планирование обычно осуществляется на период от 3 до 10 лет, среднесрочное – в пределах от 1 до 3 лет, в краткосрочное – в течение одного планового года, квартала, месяца, декады или суток.

   5. По сфере применения внутрихозяйственное  планирование подразделяется на  межцеховое, внутрицеховое, бригадное  и индивидуальное, их объектом  служит соответствующая производственная  система или подразделение предприятия.

   6. По стадиям разработки внутрипроизводственное  планирование бывает предварительное  и окончательное. На первом  этапе обычно разрабатываются  проекты планов, которые после  их утверждения на втором этапе  получают затем силу законов.

   7. По степени точности планирование  может быть укрупненным и уточненным. Точность планов в основном  зависит от применяемых методов,  нормативных материалов и сроков  планирования, а также, главным  образом, от уровня профессиональной  подготовки и производственного  опыта экономистов-менеджеров или  плановиков-исполнителей.

   8. По типам целей, учитываемым  в планировании, оно может быть  определено как оперативное, тактическое,  стратегическое или нормативное.

   В процессе планирования преследуются три  основных типа целей: задачи, которые  необходимо достичь в пределах планируемого периода; цели, или вехи, к которым  предполагается приблизиться в рамках планируемого периода или которые  могут быть достигнуты позднее; идеалы, которые не считаются достижимыми, но к которым предусматривается  приближение в планируемом периоде  или за его пределами.

   Оперативное планирование представляет собой выбор  средств решения задач, которые  поставлены, даны или установлены  вышестоящим руководством, а также  являются традиционными для предприятия, например распределение выпуска  продукции по объему, номенклатуре и срокам, установленным вышестоящим  руководством. Такое планирование бывает обычно краткосрочным. Основная его  задача состоит в выборе необходимых  средств и ресурсов для выполнения заданных объемов работы или стоящих  оперативных задач.

   Тактическое планирование заключается в обосновании  задач и средств, необходимых  для достижения заранее установленных  или традиционных целей. Например, тактическая  цель завоевать лидерство на рынке  в ближайшие пять лет может  быть задана отделу маркетинга руководством предприятия. Отдел должен разработать  пятилетний план по сокращению разрыва  между предприятием и существующим лидером на рынке. Далее выбираются необходимые средства достижения поставленных целей в будущем.

   Стратегическое  планирование включает набор и обоснование  средств, задач и целей для  достижения заданных или традиционных для предприятия идеалов. В качестве стратегических идеалов предприятие  может выбрать экономический  рост, непрерывное развитие человеческого  потенциала, периодическое обновление выпускаемой продукции, выход на мировой рынок и т.п. Такое планирование бывает, как правило, долгосрочным.

   Нормативное планирование требует открытого  и обоснованного выбора средств, задач, целей и идеалов. Оно не имеет установленных границ или  фиксированного горизонта. В таком  планировании решающую роль играет правильный выбор идеала или миссии фирмы.

   Рассмотренные четыре вида планирования по типам  целей имеют весьма широкое распространение, как на отечественных предприятиях, так и на зарубежных фирмах.

   Оперативное планирование осуществляется в основных подразделениях предприятия самостоятельно. Тактическое охватывает взаимосвязи, сложившиеся внутри подразделений  или цехов, а также между подразделениями  и предприятием в целом. Стратегическое учитывает существующие взаимоотношения  не только внутри предприятия, но и  различные отношения между организацией как целой системой и ее внешними деловыми партнерами и всем окружением, с которыми она непосредственно  взаимодействует и на которое  сама оказывает определенное влияние. Нормативное планирование распространяется на все внутренние и внешние взаимоотношения, включая  связи между предприятием и его фоновым окружением, на какое оно не оказывает влияния, но которое само на него воздействует. Все эти виды планирования позволяют учитывать внутренние и внешние изменения в производственной деятельности предприятия и способствуют повышению уровня развития его экономического потенциала и качества жизни работников.

   В зарубежной науке и практике планирования будущего корпораций принято также  выделять четыре основных вида временной  ориентации или типологии составления  планов. По классификации Р.Л. Акоффа, планирование бывает реактивным, инактивным, преактивным и интерактивным. У одних плановиков преобладает ориентация на прошлое (реактивная), у других – на настоящее (инактивная), у третьих – на будущее (преактивная). Четвертый вид ориентации предполагает взаимодействие (интерактивизм) прошлого, настоящего и будущего как различных, но неразделимых видов планирования.

   Реактивное  планирование базируется на анализе  предшествующего опыта и истории  развития производства и чаще всего опирается на старые организационные формы и сложившиеся традиции.

   Инактивное  планирование ориентируется на существующие положения предприятия и не предусматривает  как возвращения к прежнему состоянию, так и продвижения вперед. Его  основными целями являются выживание  и стабильность производства.

   Преактивное планирование направлено на осуществление  непрерывных изменений в различных  сферах деятельности предприятий (фирм). В своем стремлении к лучшему  преактивисты опираются на все достижения науки и техники, широко применяют эксперимент и прогнозирование, но мало используют накопленный опыт. Такое планирование состоит из прогнозирования будущего и подготовки к нему и осуществляется на предприятиях «сверху вниз».

   Интерактивное планирование заключается в проектировании желаемого будущего и изыскании  путей его построения. Такое планирование, поэтому скорее сосредотачивается на повышении результативности со временем, его цель максимизировать свою способность обучаться и адаптироваться или развиваться.

   Содержание  рыночного планирования на предприятиях определяется такими взаимосвязанными внешними и внутренними факторами, как потребители и поставщики, объект и система показателей, методы и технология составления планов и т.п.

   Всякое  планирование как процесс практической деятельности включает обычно несколько  этапов, или стадий, основное назначение которых состоит в следующем:

  • Формулирование состава предстоящих плановых проблем;
  • Определение системы ожидаемых опасностей или предполагаемых возможностей развития предприятия или фирмы;
  • Обоснование выдвигаемых стратегий, целей и задач, которые планирует осуществить предприятие в предстоящий период, проектирование желаемого будущего организации;
  • Планирование основных средств достижения поставленных целей и задач, выбор или создание необходимых средств для приближения к желаемому будущему;
  • Определение потребности ресурсов, планирование объемов и структуры необходимых ресурсов и сроков их поступления;
  • Проектирование внедрения разработанных планов и контроль за их выполнением.

   На  отечественных предприятиях принимается  следующая технология планирования, содержащая три основных этапа их практической деятельности:

  1. Составление планов, принятие решений о будущих целях организации и способах их достижения;
  2. Организация выполнения плановых решений, оценка реальных показателей деятельности предприятия;
  3. Контроль, анализ и оценка конечных результатов, корректировка фактических показателей и совершенствование деятельности предприятия.

   Правильный  выбор вида, содержания и технологии внутрихозяйственного планирования на отечественных предприятиях имеет  существенное значение не только для  обоснования целей и планов, но и повышения эффективности производства и качества производимых товаров  и услуг, выхода на мировой рынок.

   С позиции управления производством, планирование – одна из важнейших  его функций.

   Мы  знаем, что предприятие принято  рассматривать как открытую систему. Предположим, существует какая-то социально-экономическая  система и подсистема более высокого уровня управления. В ней есть субъект (тот, кто воздействует), обозначим  его через (S) и объект (тот, на кого воздействуют), обозначим его через (О). Взаимодействие между субъектом и объектом происходит посредством реализации основных функций управления. Таких функций семь: планирование, регулирование, стимулирование, учет, анализ, контроль и организация. Первые три осуществляются по линии прямой связи между субъектом и объектом, а последующие три – через обратную связь. В рамках же последней седьмой функции (организация) реализуется предыдущие функции.

   Схематически  эта связь представлена на рис.1.

   Основное  управляющее воздействие субъекта на объект происходит через функцию  планирования, поскольку с помощью  планирования устанавливаются параметры (величины, характеризующие процесс) функционирования всей системы. Схематически такая последовательность изображена на рис. 2.

   Например, при цеховой структуре управления предприятием начальник участка (мастер) подчиняется непосредственно не директору завода, а начальнику цеху (участка). Начальник цеха из объекта управления директора предприятия превращается в субъект управления для начальника участка (мастера). Начальник участка (мастер) из объекта управления начальника цеха сам становится субъектом управления для рабочих своего участка.

   В каждой из подсистем независимо от ее уровня реализуется функция планирования. И вообще, каждая система является подсистемой лишь по отношению к  вышестоящей системе. А поскольку  подсистемы управления предприятием –  часть единой системы, то цели их функционирования должны быть согласованы, а содержания планирования будет различным исходя из места и роли подсистемы в общей системе управления предприятием.

   Планирование  – одна из важнейших функций управления различными системами, одной из которых  является промышленное производство.

   Задача  планирования состоит в задании  программы действий управляемой  подсистеме для достижения поставленной цели и доведение программы до объекта управления. Этот непрерывный  процесс можно представить в  виде следующей схемы (рис. 3).

Информация о работе Планирование на предприятии