Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 23:44, курсовая работа
Любое предприятие независимо от своего статуса, размера и сферы деятельности должно заниматься планированием своей деятельности.
Причем, в условиях рыночной экономики на смену жесткому централизованному планированию со стороны министерств и ведомств пришли новые неформальные отношения предприятия и государства. Сегодня наши предприятия должны самостоятельно определить и планировать что производить, в каких размерах производить, кому и как реализовывать свою продукцию. Эффективная деятельность предприятий в условиях рыночной экономики в значительной степени зависит от того, насколько достоверно они предвидят дальнюю и ближнюю перспективу своего развития, т.е. от того насколько точно и обоснованно они могут прогнозировать, определять стратегию и тактику своего развития.
2.
По уровню управления в
3.
По методам обоснования в
4.
По времени действия
5.
По сфере применения
6.
По стадиям разработки
7.
По степени точности
8.
По типам целей, учитываемым
в планировании, оно может быть
определено как оперативное,
В
процессе планирования преследуются три
основных типа целей: задачи, которые
необходимо достичь в пределах планируемого
периода; цели, или вехи, к которым
предполагается приблизиться в рамках
планируемого периода или которые
могут быть достигнуты позднее; идеалы,
которые не считаются достижимыми,
но к которым предусматривается
приближение в планируемом
Оперативное планирование представляет собой выбор средств решения задач, которые поставлены, даны или установлены вышестоящим руководством, а также являются традиционными для предприятия, например распределение выпуска продукции по объему, номенклатуре и срокам, установленным вышестоящим руководством. Такое планирование бывает обычно краткосрочным. Основная его задача состоит в выборе необходимых средств и ресурсов для выполнения заданных объемов работы или стоящих оперативных задач.
Тактическое планирование заключается в обосновании задач и средств, необходимых для достижения заранее установленных или традиционных целей. Например, тактическая цель завоевать лидерство на рынке в ближайшие пять лет может быть задана отделу маркетинга руководством предприятия. Отдел должен разработать пятилетний план по сокращению разрыва между предприятием и существующим лидером на рынке. Далее выбираются необходимые средства достижения поставленных целей в будущем.
Стратегическое планирование включает набор и обоснование средств, задач и целей для достижения заданных или традиционных для предприятия идеалов. В качестве стратегических идеалов предприятие может выбрать экономический рост, непрерывное развитие человеческого потенциала, периодическое обновление выпускаемой продукции, выход на мировой рынок и т.п. Такое планирование бывает, как правило, долгосрочным.
Нормативное планирование требует открытого и обоснованного выбора средств, задач, целей и идеалов. Оно не имеет установленных границ или фиксированного горизонта. В таком планировании решающую роль играет правильный выбор идеала или миссии фирмы.
Рассмотренные четыре вида планирования по типам целей имеют весьма широкое распространение, как на отечественных предприятиях, так и на зарубежных фирмах.
Оперативное
планирование осуществляется в основных
подразделениях предприятия самостоятельно.
Тактическое охватывает взаимосвязи,
сложившиеся внутри подразделений
или цехов, а также между подразделениями
и предприятием в целом. Стратегическое
учитывает существующие взаимоотношения
не только внутри предприятия, но и
различные отношения между
В зарубежной науке и практике планирования будущего корпораций принято также выделять четыре основных вида временной ориентации или типологии составления планов. По классификации Р.Л. Акоффа, планирование бывает реактивным, инактивным, преактивным и интерактивным. У одних плановиков преобладает ориентация на прошлое (реактивная), у других – на настоящее (инактивная), у третьих – на будущее (преактивная). Четвертый вид ориентации предполагает взаимодействие (интерактивизм) прошлого, настоящего и будущего как различных, но неразделимых видов планирования.
Реактивное
планирование базируется на анализе
предшествующего опыта и
Инактивное планирование ориентируется на существующие положения предприятия и не предусматривает как возвращения к прежнему состоянию, так и продвижения вперед. Его основными целями являются выживание и стабильность производства.
Преактивное
планирование направлено на осуществление
непрерывных изменений в
Интерактивное планирование заключается в проектировании желаемого будущего и изыскании путей его построения. Такое планирование, поэтому скорее сосредотачивается на повышении результативности со временем, его цель максимизировать свою способность обучаться и адаптироваться или развиваться.
Содержание рыночного планирования на предприятиях определяется такими взаимосвязанными внешними и внутренними факторами, как потребители и поставщики, объект и система показателей, методы и технология составления планов и т.п.
Всякое планирование как процесс практической деятельности включает обычно несколько этапов, или стадий, основное назначение которых состоит в следующем:
На отечественных предприятиях принимается следующая технология планирования, содержащая три основных этапа их практической деятельности:
Правильный
выбор вида, содержания и технологии
внутрихозяйственного планирования на
отечественных предприятиях имеет
существенное значение не только для
обоснования целей и планов, но
и повышения эффективности
С позиции управления производством, планирование – одна из важнейших его функций.
Мы знаем, что предприятие принято рассматривать как открытую систему. Предположим, существует какая-то социально-экономическая система и подсистема более высокого уровня управления. В ней есть субъект (тот, кто воздействует), обозначим его через (S) и объект (тот, на кого воздействуют), обозначим его через (О). Взаимодействие между субъектом и объектом происходит посредством реализации основных функций управления. Таких функций семь: планирование, регулирование, стимулирование, учет, анализ, контроль и организация. Первые три осуществляются по линии прямой связи между субъектом и объектом, а последующие три – через обратную связь. В рамках же последней седьмой функции (организация) реализуется предыдущие функции.
Схематически эта связь представлена на рис.1.
Основное
управляющее воздействие
Например,
при цеховой структуре
В
каждой из подсистем независимо от
ее уровня реализуется функция
Планирование – одна из важнейших функций управления различными системами, одной из которых является промышленное производство.
Задача планирования состоит в задании программы действий управляемой подсистеме для достижения поставленной цели и доведение программы до объекта управления. Этот непрерывный процесс можно представить в виде следующей схемы (рис. 3).