Планирование на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 23:44, курсовая работа

Описание работы

Любое предприятие независимо от своего статуса, размера и сферы деятельности должно заниматься планированием своей деятельности.

Причем, в условиях рыночной экономики на смену жесткому централизованному планированию со стороны министерств и ведомств пришли новые неформальные отношения предприятия и государства. Сегодня наши предприятия должны самостоятельно определить и планировать что производить, в каких размерах производить, кому и как реализовывать свою продукцию. Эффективная деятельность предприятий в условиях рыночной экономики в значительной степени зависит от того, насколько достоверно они предвидят дальнюю и ближнюю перспективу своего развития, т.е. от того насколько точно и обоснованно они могут прогнозировать, определять стратегию и тактику своего развития.

Работа содержит 1 файл

пл на пред курсова.docx

— 62.83 Кб (Скачать)

   Глава 1. Теоретическая часть

   Внутрифирменное планирование

    1. Сущность, содержание и функции рыночного внутрифирменного планирования
 

   Любое предприятие независимо от своего статуса, размера и сферы деятельности должно заниматься планированием своей  деятельности.

   Причем, в условиях рыночной экономики на смену жесткому централизованному  планированию со стороны министерств  и ведомств пришли новые неформальные отношения предприятия и государства. Сегодня наши предприятия должны самостоятельно определить и планировать  что производить, в каких размерах производить, кому и как реализовывать  свою продукцию. Эффективная деятельность предприятий в условиях рыночной экономики в значительной степени  зависит от того, насколько достоверно они предвидят дальнюю и ближнюю  перспективу своего развития, т.е. от того насколько точно и обоснованно  они могут прогнозировать, определять стратегию и тактику своего развития.

   В процессе планирования обеспечивается необходимое равновесие между производством  и потреблением продукции, величиной  рыночного спроса на товары и услуги и объемом их предложения фирмами  и предприятиями.

   Планирование, таким образом, подразумевает определение  целей предприятия на определенную перспективу, разработку стратегии  своего поведения и определения  тактики достижения этих целей, на основе анализа внешней и внутренней среды.

   Сущность  планирования на предприятии проявляется  в конкретизации целей развития всего предприятия и каждого  его подразделения в отдельности  на установленный период; определение  хозяйственных задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации; выявления материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых  для реализации поставленных задач.

   Таким образом, назначение планирования на предприятии  как функции управления состоит  в стремлении заблаговременно учесть по возможности все внутренние ресурсы  и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального  функционирования и развития предприятия.

   Содержание  планирования на предприятии предусматривает  разработку комплекса мероприятий, определяющих последовательность достижения конкретных целей с учетом возможностей эффективного использования ресурсов каждым подразделением и всей фирмой в целом. Поэтому внутрифирменное  планирование призвано в первую очередь  обеспечить взаимоувязку показателей между отдельными структурными подразделениями, включающими всю технологическую цепочку: научные исследования и разработки, производство продукции и ее сбыт. Отсюда возникает необходимость увязки планирования производства с учетом требований потребителей и спроса рынка, т.е. с маркетингом и контролем, с целью постоянной корректировки показателей производства и сбыта вслед за изменениями ситуации на рынке.

   Развитие  планирования непосредственно связано  сегодня с усилением тенденции  к централизации в управлении крупными производственными системами, акционерными обществами, корпорациями, концернами, компаниями, холдингами и  т.п. Оно призвано увязать деятельность всех предприятий, подразделений и  т.д., подчинив ее единой стратегии развития. 
 
 
 
 
 
 
 
 

   1.2. Предмет и метод внутрифирменного планирования

   Внутрифирменное планирование- это взаимосвязанная научная и практическая деятельность людей, предметом изучения которой выступает система свободных рыночных отношений между трудом и капиталом в ходе производства, распределения и потребления материальных и духовных ценностей. Оно изучает законы, принципы, положения и методы научно обоснованного выбора и рационального использования экономических ресурсов на различных предприятиях, фирмах и организациях.

   Современное внутрихозяйственное планирование заключается в определении будущего желаемого состояния всего предприятия, отдельных производственных систем, экономических показателей или  иных конечных результатов и тех  целесообразных решения, которые необходимо осуществить, чтобы вывести объект или фирму из существующего положения  в новое предполагаемое или планируемое.

   Механизм  внутрифирменного планирования основывается на взаимодействии процессов микроэкономического  исследования настоящего состояния  предприятия и моделирования  прогнозируемого уровня его развития в будущем. Поэтому в сам процесс  планирования входят выбор целей  и установление требуемых путей  их достижения. Сначала на основе анализа  фактических или исходных данных определяется желаемое состояние планируемого объекта или системы, выраженное в качественных или количественных показателях и характеристиках  уровня его дальнейшего развития. Затем осуществляется проектирование или непосредственное планирование комплекса технических, организационных, экономических и других мероприятий, с помощью которых в дальнейшем будет обеспечиваться их выполнение на предприятии (фирме).

   Процесс планирования проходит обычно несколько  стадий, или этапов.Приянто выделять четыре основных этапа, или уровня, планирования:

  1. разработка общих целей;
  2. определение конкретных задач;
  3. выбор основных путей и средств их достижения;
  4. контроль за их выполнением.

   Планирование  всегда опирается на фактические, нормативные  данные настоящего или даже прошлого периода, но стремится установить и  контролировать процесс развития предприятия  в будущем и настоящем времени.

   В современно отечественном производстве планирование внутрихозяйственной  деятельности предприятий служит основой  таких важнейших функций менеджмента, как целепологание, организация, учет, контроль, регулирование и стимулирование. Данные функции определяют не только основной предмет планово- экономической деятельности фирм, но и, главным образом, объект внутрихозяйственного планирования.

   Основными объектами изучения в курсе внутрифирменного планирования выступают все существующие в нашей стране хозяйствующие  субъекты, коммерческие организации  и юридические лица, главной целью  которых является извлечение прибыли  из своей производственной деятельности.

   Методология внутрифирменного рыночного планирования охватывает совокупность теоретических  выводов, общих закономерностей, научных  принципов, экономических положений, современных требований рынка и  признанных передовой практикой  методов разработки планов.

   Методика  планирования характеризует состав применяемых на том или ином предприятии  методов, способов и приемов обоснования  конкретных плановых показателей, а  также содержание, форму, структуру  и порядок разработки внутрифирменного плана.

   Процесс разработки комплексного плана социально- экономического развития является для  каждого предприятия весьма сложным  и трудоемким предметом деятельности и поэтому должен осуществляться в соответствии с принятой технологией  планирования, которая регламентирует общепризнанный порядок, установленные  сроки, необходимое содержание, требуемую  последовательность процедур составления  различных разделов плана и обоснования  его показателей, а также регулирует механизм взаимодействия производственных подразделения, функциональных органов и плановых служб в совместной повседневной деятельности.

   Методология, методика и технология выполнения плановой деятельности на различных предприятиях и фирмах в наиболее полной мере и определяют в целом предмет  внутрифирменного планирования.

   Общим, или итоговым, предметом всякой плановой деятельности на предприятиях всех форм собственности служат проекты планов. Они имеют различные названия: комплексный план социально- экономического развития заказ- наряд, техпромфин- план, бизнес- план, стандарт- план и ряд других, которые характеризуют не только свой собственный предмет, но и определенный объект и систему конкретных показателей его дальнейшего развития. В рыночной экономике в качестве конкретного предмета завершающей плановой деятельности на тех или иных предприятиях обычно применяются разнообразные подсистемы планов, содержащие показатели по таким основным сферам или функциям, как маркетинг, проектирование, закупки, производство, труд, продажа, финансы и т.д.

   Конечным  результатом планирования является ожидаемый экономичесий эффект, определяющий в общем виде степень достижения заданных плановых показателей, социально- экономических или иных целей. Сравнение планируемого и фактического эффектов служит надежным основанием для оценки не только достоверности конечных практических результатов, но и степени научной разработанности применяемых методов планирования.

   Во  внутрифирменном планировании находят  свое применение два взаимосвязанных  метода научных исследований. Первый называется индуктивным и предполагает создание экономических теорий и  принципов на основе сбора и анализа  фактов. Второй- дедуктивный, или гипотетический означает формирование новых экономических принципов, положений, начиная с уровня теорий, которая затем с помощью факторов подтверждается или опровергается. Индуктивный метод изучения экономических процессов идет от фактов к теории, от частнрого явления к общему положению. Дедуктивный, наоборот, идет от общего к частному, от теории к фактам. В рыночном планировании дедукция и индукция не противостоящие, а взаимодополняющие методы экономических исследований. Сформулированные дедуктивным способом научные гипотезы служат экономистам- менеджерам ориентиром при сборе и систематизации эмпирических данных. В свою очередь научное обобщение фактов, правильное представление о реальном мире является предпосылкой для формулирования новых содержательных экономических положений и принципов.

   Следовательно, современная экономическая теория и научные методы исследования, прежде всего анализ и синтез, дедукция и индукция, служат фундаментом внутрифирменного планирования и перспективного прогнозирования  развития отечественных предприятий.

   Внутрифирменное планирование является важнейшей составной  частью свободной рыночной системы, ее основным саморегулятором. Взаимодействуя на микроуровне с такими экономическими науками, как маркетинг, организация производства, управление предприятием и многими другими, внутрипроизводственное планирование позволяет находить ответы на фундаментальные вопросы рыночной экономики. Эти главные вопросы современного рынка, определяющие в сущности основное содержание внутрихозяйственного планирования и всей рыночной экономики в целом, заключаются в следующем.

  1. Какую продукцию, товары или услуги следует производить на предприятии?
  2. Сколько продукции или товаров выгодно предприятию производить и какие экономические ресурсы следует использовать?
  3. Как эту продукцию надо производить, какую технологию применять и как организовать производство?
  4. Кто будет потреблять производимую продукцию, по каким ценам ее можно продавать?
  5. Как предприятие может приспособиться к рынку и как оно будет адаптироваться к внутренним и внешним изменениям рынка?

   Из  этих фундаментальных вопросов, поставленных перед рыночной экономикой, вытекает, что основным объектом внутрихозяйственного планирования на предприятиях и фирмах служит взаимосвязанная система  планово- экономических показателей, характеризующих процесс производства, распределения и потребления  товаров и ресурсов.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   1.3. Виды и содержание внутрифирменного планирования

   В отечественной планово-экономической  литературе и хозяйственной практике всегда было общепризнанным выделять два основных вида планирования: технико-экономическое  и оперативно-производственное.

   Технико-экономическое  планирование предусматривает разработку целостной системы показателей  развития техники и экономики  предприятия в их единстве и взаимозависимости, как по месту, так и по времени  действия. В ходе данного этапа  планирования обосновываются оптимальные  объемы производства на основе учета  взаимодействия спроса и предложения  на продукцию и услуги, выбираются необходимые производственные ресурсы  и устанавливаются рациональные нормы их использования, определяются конечные финансово-экономические  показатели и т.п.

   Оперативно-производственное планирование представляет собой последующее  развитие и завершение технико-экономических  планов предприятия. На данном этапе  планирование устанавливаются текущие  производственные задания отдельным  цехам, участкам и рабочим местам, осуществляются разнообразные организационно-управленческие воздействия с целью корректировки  процесса производства и т.п.

   Все виды внутрифирменного и корпоративного планирования могут быть систематизированы  по таким основным классификационным  признакам, как содержание планов, уровень  управления, методы обоснования, время  действия, сфера применения, стадии разработки, степень точности и др.

   1. По содержанию планов следует  выделять, кроме рассмотренного  технико-экономического и оперативно-производственного,  такие виды внутрихозяйственного  планирования, как организационно-технологическое,  социально-трудовое, снабженческо-сбытовое, финансово-инвестиционное, бизнес-планирование  и др. Каждый из них предусматривает  выбор своей системы плановых показателей, характеризующих виды конкретной деятельности, сроки выполнения работ, конечные или промежуточные результаты и т.д.

Информация о работе Планирование на предприятии