Планирование экономического и социального развития организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 15:44, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучить структуру, методы, принципы и механизм разработки планирования экономического и социального развития предприятия, выявить основные существующие проблемы в реализации планирования, а также предложить мероприятия по совершенствованию и устранению недостатков данной системы на предприятии.
Методы исследования – монографический, экономико-статистический, графический, метод сравнения, коэффициентный метод.
Объектом исследования данной работы является Сельскохозяйственный Производственный Кооператив колхоз «Память Ленина».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….……...4
1 СУЩНОСТЬ ПРОЦЕССА ПЛАНИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ………………………………………………….. ……………..……….6
1.1 Сущность, принципы и организация планирования………...……………….…6
1.2 Методы разработки планов……………….…………..………………………....8
1.3 Виды планов организации ………………………………...…………….……..10
1.4 Основные разделы плана социально-экономического развития организации……………..……………………………………………..…………………12
2 ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОГРАНИЗАЦИИ СПК КОЛХОЗ «ПАМЯТЬ ЛЕНИНА» ….………….…………...…16
3 ПЛАНИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ СПК КОЛХОЗ «ПАМЯТЬ ЛЕНИНА»………………………........ .27
3.1 Основные функции планово-экономического отдела СПК колхоз «Память Ленина»………………………………………………………..………………………….27
3.2 Планирование производственной программы в СПК колхоз «Память Ленина»..……………………… ………………………………….……………………...32
3.3 Мероприятия по совершенствованию планирования социального и экономического развития в СПК колхоз «Память Ленина»…..………...…………….38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….…………...43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………….....45
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ГОДОВАЯ БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ СПК КОЛХОЗ «ПАМЯТЬ ЛЕНИНА» за 2008-2010гг…..………….…………………..…...47

Работа содержит 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 135.86 Кб (Скачать)

- внутризаводскому хозяйственному расчету;

- учету и анализу результатов производственно-хозяйственной деятельности;

- расчетам экономической эффективности; 

- статистической отчетности. 

2. Совместно с отделом технического обучения и подготовки кадров организует экономическую учебу в целях повышения квалификации работников всего предприятия (таблица 12). 

 

Таблица 12 - Повышение квалификации кадров за 2010 г. в СПК «Колхоз Память Ленина»

Показатель

План

Отчет

Выполнение плана(%)

1

2

3

4

Подготовка новых рабочих

9

11

122,2

Продолжение таблицы 12

1

2

3

4

Повышение квалификации рабочих - всего в том числе:

62

66

106,5

- на производственно технических  курсах

31

33

106,5

- в школах по изучению  передовых методов труда

27

28

103,7

- в порядке обучения  вторым профессиям

4

5

125,0

Обучение:

-в школе мастеров

 

5

 

6

 

120,0

-в техникумах

2

3

150,0

- в высших учебных заведениях

3

3

100,0

- в школах и семинарах  с/х образования

24

26

104,6


 

Анализируя данную таблицу  можно сделать вывод, что предприятие СПК колхоз «Память Ленина» нуждается в квалифицированных кадрах, поэтому по всем показателям видно превышение отчетных данных от плана. Самое большое количество направленных на повышение квалификации составили работники, нуждающиеся в этом. Это означает, что руководители заботятся о своих работниках и направляют их на повышение квалификации. В связи с этим предприятие хочет поднять уровень труда и организацию производства. Для этого требуется, в первую очередь, определить, сколько руководство может выделить всего средств на повышение квалификации персонала. Затем выявить отделы предприятия, которым необходимы квалифицированные работники в первую очередь. После чего рассчитать денежные средства, затрачиваемые на одного сотрудника и исходя из этого направить возможное по денежным средствам количество работников на повышение квалификации.

Такое планирование в будущем  должно дать необходимый результат.

 

 

3.2 Планирование производственной программы в СПК колхоз «Память Ленина»

 

Важнейшим разделом  тактического  плана СПК колхоз «Память Ленина» является производственная  программа.

Планирование производственно-коммерческой деятельности предприятия начинается с определения объема и возможностей производства и реализации продукции, т.е. производственной программы.

Производственная программа - это задание по выпуску и реализации продукции в ассортименте, соответствующего качества в натуральном и стоимостном выражении исходя из спроса и реальных возможностей предприятия в удовлетворении его на определенный период. Обычно составляется на год с разбивкой по  кварталам и  месяцам.

Производственная программа  является стержневым разделом плана  любого уровня, так как определяет объем продукции, ради производства которой и создано предприятие. На основе показателей производственной программы планируются практически  все остальные плановые задания компании (рисунок 2)[17, с. 1].

 

 

Рисунок 2 – Место производственной программы в системе внутрифирменного планирования

Производственная программа  предопределяет задания по вводу  в действие новых производственных мощностей, потребность в материально-сырьевых ресурсах, численности рабочих и  др. Она тесно связана с финансовым планом, планом по издержкам производства, прибыли и рентабельности. 

Предприятия формируют свою производственную программу самостоятельно на основе выявленного в процессе изучения рынка потребительского спроса; портфеля заказов (договоров) на продукцию  и услуги; государственных заказов  и собственных потребностей.

Годовая производственная программа  устанавливает ряд номенклатурно-количественных заданий, которые составляют ее разделы:

-   номенклатуру и ассортимент продукции;

- задание по выпуску готовых изделий в натуральном и стоимостном выражении по укрупненным группам;

- объем поставок полуфабрикатов сторонним организациям;

- объем работ, услуг промышленного характера сторонним организациям;

- объем выпуска прочей продукции (подсобных цехов).

Производственная программа  состоит из трех разделов:

1. План производства продукции в натуральном выражении - устанавливает объем выпуска продукции соответствующего качества по номенклатуре и ассортименту в физических единицах измерения (т, м, шт). Он определяется, исходя из полного и лучшего удовлетворения спроса потребителя и достижения максимального использования производственных мощностей;

2. План производства продукции в стоимостном выражении в показателях валовой, товарной и чистой продукции;

3. План реализации продукции в натуральном и стоимостном выражении. Он составляется, исходя из заключенных договоров на поставку продукции, а также полуфабрикатов, узлов и деталей по договорам кооперации с другими предприятиями, а также собственной оценки емкости рынка. Расчет объема реализуемой продукции производится на основе величины товарной продукции с учетом изменения остатков продукции на складе и отгруженной, но не оплаченной заказчиками, на начало и конец планируемого года. Но объем реализации продукции также влияют изменение качества выпускаемой продукции и действующих на предприятии цен на продукцию и услуги. 

Исходными данными для  определения максимально возможного выпуска продукции за год служит среднегодовая производственная мощность предприятия (1) и коэффициент ее использования (2) [18, с. 1]. Часто обеспечение потребностей рынка требует введения в действие новых дополнительных мощностей за счет технического перевооружения, реконструкции или расширения предприятия.

Среднегодовая производственная мощность предприятия ():

,                            (1)

где - производственная мощность на начало года;

- вновь вводимая мощность за счет централизованных и собственных ресурсов;

- выбывающие производственные  мощности;

 – число месяцев функционирования мощностей.

Коэффициент использования  среднегодовой производственной мощности

():

= ,                                                        (2)

где - плановый или фактический объем выпуска продукции.

Разработка производственной программы состоит из нескольких этапов:

1. Анализ результатов  работы предприятия в текущем  году.

2. На основе маркетинговых  исследований составляется прогноз  спроса и предложения по номенклатуре, ассортименту, объему и срокам  поставки выпускаемой продукции.

3. Определяется номенклатура  и ассортимент продукции в  натуральном выражении.

4. На основании заключенных  договоров на поставку продукции  и сведений об остатках нереализованной  готовой продукции на складах  разрабатывается годовая производственная  программа. На этом этапе принимают  решения о специализации и  кооперировании производства, о  сроках выпуска продукции. Определяют  объем товарной продукции в  натуральном и стоимостном выражении.

5. Производится технико-экономическое  обоснование производственной программы:

- осуществляется расчет материальных, топливных, энергетических ресурсов, необходимых для ее выполнения (исходя из норм расхода);

- планируются ремонтно-эксплуатационные затраты;

- обосновывается потребность в транспортных средствах и иных факторах производства;

- для увязки программы с имеющимися на предприятии мощностями разрабатывается баланс производственных мощностей и производится обоснование программы производственными мощностями;

- вносятся изменения в план инвестиций с учетом принятых решений по номенклатуре, ассортименту, объему выпуска и решений по специализации и кооперированию производства.

Принятая программа конкретизируется в разрезе подразделений предприятия  и отдельных деталей:

- для сборочных цехов – распределяется по плановым периодам года в разрезе изделий;

- для обрабатывающих цехов – в виде номенклатурно-календарных планов выпуска деталей и сборочных единиц.

Номенклатурно-календарные  планы служат основанием для расчета  календарно-плановых нормативов движения производства в каждом из основных цехов. Цехи на основании этих планов формируют на каждый месяц производственные программы по запуску и выпуску  закрепленных за ними изделий с учетом дополнительных предложений со стороны  производственно-диспетчерского отдела и распределяют их по участкам (бригадам).

Для участков (бригад) разрабатываются 2 вида производственных заданий:

1. оперативно-календарный план запуска-выпуска деталей с учетом равномерного и ритмичного выпуска продукции;

2. сменно-суточные задания с конкретным закреплением деталей (операций) за рабочими местами.

Показателями производственной программы являются номенклатура и  ассортимент, выраженные в натуральном, стоимостном или трудовом измерении (таблица 13).

 

Таблица 13 – Показатели производственной программы

Натуральные измерители

1. простые натуральные

2. двойные натуральные

3. условно-натуральные

Стоимостные  измерители

1. объем валового оборота

2. объем внутризаводского оборота

3. объем товарной продукции

4. объем валовой продукции

5. объем реализуемой продукции

6.объем чистой и условно-чистой  продукции

Трудовые  измерители

1. нормативная трудоемкость производственной  программы

2. фактическая  трудоемкость производственной  программы


 

Трудовые измерители в  основном применяются при составлении  планов производства и реализации цехов (участков) с обширной номенклатурой  выпускаемой продукции.

 

 

    1. Мероприятия по совершенствованию планирования экономического и социального развития в СПК колхоз «Память Ленина»

 

Эффективная деятельность СПК колхоз «Память Ленина» в условиях рыночной экономики становится возможной лишь при условии разработки планов развития, производственных программ, прогнозов социально - экономического развития предприятия. Для того чтобы разрушить укоренившееся в сознании людей представление о плане только как о директиве вышестоящих организаций, потребуется непосредственное активное участие на всех стадиях формирования плана коллектива предприятия. На уровне предприятия разработка плана осуществляется в расчете на собственные ресурсы, которые могут быть заработаны трудовыми коллективами.

Вместо жесткой директивной  формы отношений в управлении экономикой на первый план выдвигается  динамичное саморегулирование экономических процессов, целенаправленно поддерживаемое соответствующими актами и стимулируемое с помощью различных рычагов:

  • налогов и налоговых льгот;
  • процентов по вкладам и ссудам;
  • валютного курса;
  • норм амортизационных отчислений.

Решению задач  по формированию и реализации производственных программ СПК колхоз «Память Ленина» во многом может способствовать использование маркетинга, его принципов, методов, техники. Вместе с тем, целесообразно усовершенствовать и использовать наработанную методологию планирования.

 Основные направления  совершенствования планирования  экономического и социального  развития СПК колхоз «Память Ленина»:

1. повышение научно-технического и расчетно-экономического            обоснования планов;

2. широкое применение системы прогрессивных технико-экономических    нормативов и норм, балансовых расчетов;

 3. дальнейшее улучшение системы показателей в целях повышения эффективности производства – снижение материалоемкости и фондоемкости, рост производительности труда, увеличение выпуска высококачественной продукции, обеспечение напряженности и тщательной сбалансированности планов.

Реализуя планирование, предприниматель  или управляющий на основе глубокого  и всестороннего анализа положения, в котором в данный момент находится  фирма, формулирует стоящие перед  ней цели и задачи, разрабатывает  стратегию действий, составляет необходимые  планы и программы: «где мы находимся  в настоящее время, куда хотим  двигаться и как собираемся это  делать». Планирование приобретает смысл только тогда, когда планы реализуются. Обоснованные цели являются важнейшим компонентом эффективного планирования, но они не обеспечивают полностью адекватных ориентиров для принятия решения и поведения. Работники, ответственные за достижение целей, движимые даже наилучшими намерениями, могут легко выбрать такой образ действий или вести себя таким образом, что фактически не обеспечит достижение целей. Чтобы избежать подобной дезориентации и неправильного толкования, руководство СПК колхоз «Память Ленина» должно разрабатывать дополнительные планы и конкретные указания по обеспечению целей и наладить процесс реализации стратегического плана. Основной задачей этих директив является ориентация будущих решений и поведения на реализацию альтернатив, которые будут являться благоприятными для достижения общей цели. Основными компонентами формального планирования будут тактика, политика, процедуры и правила.

Информация о работе Планирование экономического и социального развития организации