Планирование и использование производственной мощности предприятия: анализ практики, предложения по совершенствованию (на примере КУП «С

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 14:50, курсовая работа

Описание работы

Производственная мощность является одним из основных показателей на предприятии. Ее состояние и эффективное использование прямо влияет на конечные результаты хозяйственной деятельности предприятия. Целью курсовой работы стало рассмотрение и изучение использования производственной мощности и основных производственных фондов на КУП «Сморгонский литейно-механический завод».

Содержание

Введение ………....3
1. Значение производственной мощности в хозяйственной деятельности предприятия …....5
1.1.Понятие, показатели и факторы,определяющие производственную мощность ....5
1.2.Методика расчета производственной мощности ...8
2. Оценка использования производственной мощности на Куп «Сморгонский литейно-механический завод» ...18
2.1. Краткая характеристика КУП «Сморгонский литейно-механический завод» .18
2.2.Анализ производственной мощности на предприятии КУП «Сморгонский литейно-механический завод» ….27
3. Предложения по улучшению использования производственной мощности.. 32
3.1. Экстенсивное улучшение использования производственной мощности.32
3.2. Интенсивный путь повышения эффективности производственной мощности………………………………………………………………...………34
3.3. Предложения по совершенствованию производственной мощности для КУП "СЛМЗ"……………………………………………………………………35
Заключение ….......37
Список использованной литературы ……....39

Работа содержит 1 файл

курсовачя эпо - моя.doc

— 229.00 Кб (Скачать)

Таким образом, производственная мощность предприятия определяется по производительности ведущего цеха или нескольких цехов. Мощность ведущих цехов принимается в целом за производственную мощность данного предприятия.

От того, насколько правильно выбраны ведущие производственные цехи, участки, группы оборудования, зависит объективность показателя производственной мощности, реальность планов производства промышленной продукции и эффективность использования капитальных вложений (инвестиций).


2. АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ МОЩНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

2.1. Характеристика КУП «Сморгонский литейно-механический завод»

 

Коммунальное унитарное предприятие «Сморгонский литейно-механический завод» является самостоятельным хозяйственным субъектом, владеющим правом юридического лица, решением Гродненского областного исполнительного комитета от 27 апреля 2005 года № 223 передано в собственность Сморгонского района.

Предприятие образовано в 1946 году.

Решением Сморгонского районного исполнительного комитета от 10.10.2000 года №819 КУП «Сморгонский литейно-механический завод» зарегистрировано в Едином Государственном реестре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за № 500133809.

Юридический адрес завода: 231000, Республика Беларусь, Гродненская область, г. Сморгонь, ул. Гагарина, 51.

Директор КУП «СЛМЗ» - Подгайский  Эдуард Иосифович.

Виды деятельности предприятия: литье из чугуна полуфабрикатов и готовых изделий строительного назначения, их реализация, оптовая и розничная торговля.

Основным видом производства является литье из чугуна:

      продукция производственно-технического назначения – металлоемкое корпусное литье - люки канализационные, люки для кабельных колодцев телефонной сети, решетки ливневой канализации и решетки животноводческих ферм, дождеприемники;

      потребительские товары – комплекты печных приборов, печи бытовые;

      заказные изделия.

Размер Уставного фонда предприятия на 01.01.2008 года составил 2 млн. рублей [9, с.1-2].

 

Структура завода. Основными производственными подразделениями являются два литейных цеха.

1.            Литейный цех № 1 по производству заготовок поршневых колец для двигателей автомобилей, тракторов, который сдан в аренду совместному Белорусско-Российскому предприятию ООО «Литком».

2.            Литейный цех № 2 по производству крупного чугунного литья, в котором литейное производство организовано с 1952 года, с установлением в нем первой плавильной печи – вагранки.

Управление процессами производства, снабжения и сбыта производится через структурные подразделения, имеющиеся на заводе: отделы снабжения маркетинга и сбыта, инженерно-ремонтный, конструкторско-технологический, автотранспортный участок, а также бухгалтерия, планово-экономический отдел, обособленное структурное подразделение «ЛМЗ-2000», имеющее отдельный расчетный счет и реализующее продукцию завода [9, с. 2].

Общая структура данного завода приведена в Приложении А.

Программа производства продукции. Существующая конъюнктура рынка и предъявленный спрос на продукцию КУП «СЛМЗ» соответствуют максимальному использованию производственных мощностей литейного цеха.

Объем рынка продукции завода увеличивается в 2006 гг. в связи с оживлением в летне-осенний сезон в Республике Беларусь работ по благоустройству населенных пунктов, ремонту дорог, реконструкции животноводческих ферм и наличием у завода продукции, соответствующей запросам потребителей по своим потребительским свойствам и по ценам.

За 2007 год завод достиг высоких результатов как по объемным, так и по финансовым показателям, повысил стабильность работы литейного цеха, продолжив осуществление стратегии действий, направленных на:

      дальнейшее освоение новых видов продукции;

      устойчивый рост производства новых видов продукции, освоенных в отчетном году и в предыдущие годы;

      повышение уровня использования производственных мощностей;

      закрепление лидирующих позиций в своем сегменте рынка.

Объем производства литья чугунного за 2007 год составил 4875 тонн с темпом роста к уровню предыдущего года 119,7 %, в том числе производство печного литья составило 140 тонн с темпом роста 99,3%.

Потребители. Рынок продукции завода определился не только потребительским, но и географическим фактором, который учитывает эффективность транспортировки продукции. Поэтому потребителями продукции завода являются близлежащие области Республики Беларусь – Гродненская, Брестская, Витебская, Минская; регионы Прибалтийских государств – Латвии, Литвы; а также российские – Москва, Санкт-Петербург, Краснодар и др.

Значительное повышение стабильности работы КУП «СЛМЗ» наблюдается во втором полугодии 2007 года: рост объемов производства, снижение себестоимости производства и как следствие – повышение конкурентоспособности цен продукции завода. Это способствовало не только сохранению, но и расширению круга потребителей на внутреннем и внешнем рынках.

Крупными потребителями люков телефонных различных видов на внутреннем рынке стали организации:

           ОАО «Белсвязьстрой» с филиалами г. Гомеля, Могилева, Минска, Гродно;

           УП «ГТС» г. Минска;

           УПТК ОАО «Белсвязьстрой» г. Минска;

           ЗАО «Телеком» г. Минска.

Потребителями легких канализационных люков стали:

           ОАО «Спецмонтажстрой-181» г. Новополоцка;

           ИП Жедик А.Н. г. Брест;

           КУП ПСП «Полоцксельстрой».

Внешний рынок расширился за счет новых покупателей продукции завода:

           ООО «Лига-Стиль» г. Санкт-Петербург;

           ООО «Микадо» г. Тверь;

           ООО «ТероСтар» г. Москва;

           ООО «Норд» г. Санкт-Петербург;

           Фирма «ФиЛ» г. Рига;

           Фирма «Еаст Екс» г. Вильнюс;

           ЗАО «Сана» г. Санкт-Петербург;

           ООО «Гидроприбор» г. Псков;

           ООО «Фирма ВитТо» г. Краснодар.

Преобладающим в 2007 году стал объем продукции, экспортированной в Россию (удельный вес 7,6%) в отличие от 2006 года, когда преобладал экспорт в Прибалтийские государства -  Литву, Латвию. Аналогичная тенденция сохранится и на 2008 год.

Потребительский рынок продукции завода достаточно обширный, что снижает риск завода работать в условиях невостребованности продукции потребителями.

Конкуренты. Производство аналогов продукции КУП «СЛМЗ» существует на предприятиях Республики Беларусь.

Основные производители продукции, аналогичные продукции КУП «СЛМЗ»:

            РУП Слуцкий завод «Эмальпосуда»;

            РУП ГЛЗ «Центролит» г. Гомель;

            ОАО «Строймаш» г. Минск;

            ОАО «Гидмаш» г. Кобрин;

            ОАО «Строммаш» г. Могилев;

            Завод им. Ленина г. Бобруйск;

            ОАО «Технолит» г. Полоцк;

            Завод «Лифтмаш» г. Могилев.

Острота конкуренции на внутреннем рынке значительна, так как производителей аналогичной продукции достаточно много, разница цен на аналогичные виды выпускаемой предприятиями-изготовителями продукции невелика.

По печному литью к слабым сторонам предприятий-конкурентов можно отнести неполный ассортимент производимых печных приборов, изготовление его мелкими партиями, в то время как КУП «СЛМЗ» производит печные приборы в полном комплекте (7 предметов) и выпускает его серийно.

По корпусному литью КУП «СЛМЗ» привлекает покупателей разнообразием освоенных новых типов продукции, умеренностью цен.

На протяжении последних лет у предприятий-конкурентов, как и у КУП «СЛМЗ» в основном сложились хозяйственные связи с потребителями внутреннего и внешнего рынков с учетом географического расположения. Однако, учитывая компактность территории Республики Беларусь и стремление конкурентов расширять рынки сбыта, существует опасность проникновения конкурентов на рынки продукции КУП «СЛМЗ». Это стимулирует поиск все новых возможностей привлечения покупателей своей продукции.

Дальнейшему расширению и углублению рынков сбыта продукции КУП «СЛМЗ» будет способствовать осуществление принятой предприятием политики в области сбыта:

-заключение прямых договоров на поставку продукции на условиях денежной предоплаты за продукцию;

-конкурентность цен продукции завода на внешнем и внутреннем рынках, достигаемая путем снижения себестоимости продукции, увеличения объемов производства за счет дальнейшей стабилизации работы предприятия;

-изучение потребности в новых видах продукции, их освоение и продвижение на рынки.

Внешнеторговая деятельность. Общий объем внешней торговли за 2007 год составил 910,3 тыс. долларов, что составляет 150,7% к уровню 2006 года.

Экспорт продукции составил 278,7 тыс. долларов с темпом роста 158,3%, импорт сырья составил 631,6 тыс. долларов с темпом роста 147,6%. Так как для литейного производства используются импортируемое сырье и вспомогательные материалы, экономически выгодно приобретать их у заводов-изготовителей. Это способствует снижению затрат на продукцию, повышению ее конкурентоспособности.

Удельный вес отгруженной на экспорт продукции составил в 2007 году 8,9% против 7,5% в предыдущем 2006 году.

Основные виды экспортируемой продукции: люки канализационные легкого типа, люки телефонные легкого типа с запирающим устройством и без него, решетки ливневой канализации [9, с.7].

Сырье. Основными видами сырья для производства жидкого чугуна являются чугун литейный, лом чугунный, ферросицилий, чугун передельный. Вспомогательные материалы – кирпич огнеупорный, глина бентонитовая, техуглерод, известняк. В качестве технологического топлива используется кокс литейный, антрацит.

Поставки сырья и основных материалов КУП «СЛМЗ» осуществляются в соответствии со сложившейся схемой материально-технического обеспечения. Договора на приобретение каждого вида сырья заключаются с несколькими заводами-изготовителями, что снижает риск сбоев в поставках сырья и дает возможность выбора вариантов приобретения по более низкой цене.

Приобретение чугуна передельного и ферросплавов производится по двум схемам:

      у заводов-производителей, либо у основных поставщиков, входящих в Белорусский концерн материальных ресурсов с последующей регистрацией договоров на ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа»;

      на биржевых торгах.

Приобретение остальных видов сырья, топлива – с соблюдением процедур закупок согласно действующему законодательству РБ. Поставщики сырья приведены в таблице 2.1.

 

Таблица 2.1. Поставщики сырья.                                                                                                  

Вид сырья

Поставщики

1.Чугун литейный

марки Л1-Л4

ГОСТ 4832 - 80

Совместное предприятие «Акционерная компания «Тула чермет»

Косогорский металлургический завод,

г. Тула

Липецкий металлургический завод «Свободный Сокол»

ООО «Электродвигатель-2» г. Минск

ООО «Ареса - Сервис» г. Минск

ОДО «Лотамаг» г. Минск

ГРДУП «Могресурсы» г. Минск

2.Кокс литейный

фракции 40+

ГОСТ 3340

«Московский коксогазовый завод»

г. Видное

ООО «Коксмедсервис» г. Могилев

Коксогазовый завод «Валбжик», Польша

3.Лом чугунный марки

17А ГОСТ 2787-86

ГО «Белвтормет» г. Минск

УП «Сатуратор» г. Минск

ОДО «Фломан» г. Минск

4.Кирпич огнеупорный

 

ЗАО «Зап-Сиб» г. Минск

ООО «ОП НИИ ПКД» г. Минск

ОА «Боровичский комбинат огнеупоров» Россия

Информация о работе Планирование и использование производственной мощности предприятия: анализ практики, предложения по совершенствованию (на примере КУП «С