Планирование формы оплаты труда на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 14:02, курсовая работа

Описание работы

Заработная плата всех сотрудников предприятия в сумме дает показатель ФЗП (фонда заработной платы), который занимает немалую долю в расходах предприятия. В зависимости от отраслевой принадлежности, индивидуальных особенностей деятельности предприятия и политики руководства в области выплат сотрудникам доля расходов на ФЗП может колебаться от нескольких процентов до половины общей суммы затрат предприятия. Это немалая величина, поэтому анализ этой статьи расходов предприятия так важен.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы планирования фонда заработной платы
1.1. Оплата труда: понятие, формы и
системы
1.2 Планирование заработной платы на предприятии
Глава 2. Планирование фонда оплаты труда на примере работников бюджетной сферы г.Иркутска.
2.1 Единая тарифная сетка оплаты труда работников бюджетной cферы
2.2. Концепция реформирования оплаты труда работников бюджетной
сферы
2.3 Современная система оплаты труда работников бюджетной сферы
2.4 Результаты совершенствования оплаты труда работников бюджетной
сферы
Оплата труда работников МОУ СОШ № 75 г.Иркутска и ее совершенствование
Выводы .
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая планирование фонда оплаты труда 4.doc

— 210.50 Кб (Скачать)

     - Аккордная система — оплата  труда производится не за отдельную  производственную операцию, а за  комплекс взаимосвязанных работ.  Аккордная оплата определяется  исходя из действующих норм  и расценок в соответствии  с перечнем работ. Промежуточные расчеты производятся за фактически выполненные работы. Заработок начисляют по результатам труда коллектива (бригады, отряда и др.) в целом. Наличие производственной взаимосвязи между членами коллектива — главное условие применения аккордной системы оплаты труда.

     Любая система оплаты труда должна учитывать  существующие в хозяйстве группы интересов и опираться на них  точнее, она призвана содействовать  реализации и согласованию этих интересов.

1.2 Планирование заработной платы на предприятии.

Планирование  заработной платы включает определение  фонда и средней заработной платы  промышленного и непромышленного  персонала, а также отдельных  категорий работающих.

Планирование  заработной платы должно обеспечивать устранение излишеств в оплате труда  и соблюдение правильных соотношений между ростом производительности труда и средней зарплатой, эффективное использование фонда зарплаты. Планированию должен предшествовать тщательный анализ расходования фонда зарплаты за предшествующий период.

При планировании заработной платы учитываются суммы, исчисленные по тарифным ставкам, окладам, основным расценкам, а также все виды доплат. Предприятие само вправе выбирать системы и формы оплаты труда. Планирование фонда заработной платы производится на весь списочный состав предприятия. Разделяют фонд заработной платы промышленно-производственного и непромышленного персонала. Фонд заработной платы ППП определяется по категориям работающих (рабочие, ИТР, служащие и т.д.).

Заработная  плата, выплачиваемая сдельщикам по расценкам и повременщикам по тарифным ставкам, составляет тарифный фонд.

В структуре  дохода работника организации выделяют четыре части:

- нормированная заработная плата, включающая оплату по тарифам, окладам, надбавки, доплаты;

- премии;

- дивиденды;

- социальные выплаты и льготы.

Структура зависит от формы собственности  организации, ее размера и возраста, инновационности развития, стабильности функционирования. Структура дохода работника определяется конкретной ситуацией.

Оклады  специалистам и служащим устанавливаются на основе аттестации в соответствии с предъявляемыми должностными требованиями и личными качествами работника. Для руководителей все большее применение находит бестарифная, контрактная система оплаты труда.

Система оплаты труда работников конкретного подразделения организации разрабатывается специалистами отдела организации труда исходя из перечисленных условий и требований. Главное требование к системе оплаты труда — объективность и согласие работника с установленной ему формой оплаты. Чем выше уровень специализации работников, тем больше должно быть учтено фондообразующих факторов. Систему оплаты труда рекомендуется ежегодно корректировать, ориентируя ее на высокое качество работ, эффективность и своевременность их выполнения, достижение целей, поставленных перед работником и организацией в соответствии с ее миссией 
 

    Глава 2. Планирование фонда оплаты труда на примере работников бюджетной сферы г. Иркутска.

2.1 Единая тарифная сетка оплаты труда работников бюджетной сферы

    В бюджетных организациях (учреждения образования, здравоохранения, социального обслуживания, культуры, науки и научного обслуживания и проч.) работники вступают в отношения найма с работодателями, действующими от имени государства, передающего в их распоряжение бюджетные средства, которые должны обеспечить функционирование организации в соответствии с профилем ее деятельности. Таким образом, имеет место бюджетное ограничение в организации оплаты труда.

    До 1992 г. работники отраслей бюджетной  сферы оплачивались на основе широкого набора отраслевых и ведомственных систем оплаты труда. Постановлением Правительства РФ от 14 октября 1992 г. № 785 «О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки» была введена Единая тарифная сетка для оплаты труда в бюджетной сфере.

    В Единой тарифной сетке 18 разрядов. Первоначально диапазон ее составлял 1: 10,07, затем был сокращен до 1:8,23, с 1 декабря 2001 г. он равен 1:4,5. В табл. 1  приведена ETC для работников федеральных государственных учреждений в 2010 г.

    Таблица 1. Тарифные коэффициенты Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы в 2010 году. 

Разряды оплаты труда 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Тарифные  коэффициенты 1,00 1,04 1,09 1,142 1,268 1,407 1,546 1,699 1,866
Разряды оплаты труда 10 11 12 13 14 15 16 17 18
Тарифные  коэффициенты 2,047 2,242 2,423 2,618 2,813 3,036 3,259 3,51 4,5

    Месячная  тарифная ставка 1-го разряда устанавливается  Федеральным законом, а второго и последующего разрядов — Правительством РФ исходя из тарифной ставки 1-го разряда и соответствующих тарифных коэффициентов.

    Изменение тарифных коэффициентов, согласно закону, согласуется Правительством РФ с общероссийскими объединениями работодателей и профсоюзов. Тарификация всех категорий работников, разработка тарифно -квалификационных характеристик, квалификационных требований, утверждение тарифно-квалификационных справочников осуществляется Федеральной службой по труду и занятости Министерства здравоохранения и социального развития РФ.

    Рабочие тарифицируются в ETC с 1-го по 8-й разряд (занятые на важных и ответственных работах могут оплачиваться по ставкам 9—10-го разрядов, на особо важных и особо ответственных работах — 11—12-м разрядов). Служащие тарифицируются со 2-го по 18-й разряд.

    Установление соответствия работника занимаемой должности и разряд его оплаты предусматривают периодическую аттестацию работников бюджетной сферы. Для этого на основе постановления Минтруда России и Минюста России от 23 октября 1992 г. № 27 утверждены основные положения о порядке проведения аттестации, на основе которых разработаны отраслевые положения и методики. В частности, при аттестации руководителей и специалистов учитываются содержание и характер выполняемых работ, их разнообразие (комплексность), руководство подчиненными; степень самостоятельности, уровень ответственности. По ряду должностей специалистов, служащих и руководителей устанавливаются «вилки» разрядов.

    В условиях трансформационного кризиса  российской экономики ETC сыграла свою положительную роль в обеспечении единства принципов и упорядочении тарифных условий оплаты труда работников бюджетной сферы, в установлении размеров трансфертов и материальной помощи субъектам РФ при недостатке средств на оплату труда «бюджетников». Вместе с тем низкие тарифные ставки ETC обусловили широкое применение в бюджетной сфере различных доплат и надбавок: доля тарифа в заработке «бюджетников» снизилась в среднем до 40%. Действовавшая система не учитывала значительные региональные различия в стоимости жизни, отраслевые различия в деятельности работников, характеризующейся разными условиями и спецификой. Следует отметить и то, что все решения по изменению ETC принимались на федеральном уровне, в то время как основная доля затрат по финансированию организаций и учреждений бюджетной сферы приходится на бюджеты субъектов РФ и муниципальных образований. 

    2.2 Концепция реформирования оплаты труда работников бюджетной сферы

    В 2002 г. Министерством труда и социального  развития РФ был подготовлен проект Концепции реформирования системы оплаты труда в бюджетной сфере. Основные положения Концепции состоят в следующем.

        1. Обеспечение отраслевого подхода к оплате труда.

    Для каждой бюджетной отрасли предусматривалось  введение отраслевой системы оплаты труда, включающей три уровня: схему должностных окладов руководителей учреждений и организаций, дифференцированных по группам оплаты в зависимости от объема работ и специализации учреждения; схему должностных окладов (ставок заработной платы) специалистов и служащих, дифференцированных в зависимости от сложности, социальной значимости труда, квалификации; тарифные ставки рабочих.

  1. Упорядочение системы надбавок, доплат, премий, которые должны включать следующие виды: за стаж работы; за особые условия труда (вредные и опасные, в ночную смену, совмещение профессий и т.п.); за квалификацию (например, дополнительные знания, например иностранного языка); премии за результаты и высокое качество работы.
  2. Переход к «отраслевой» модели не должен подрывать единство в тарификации работников бюджетной сферы. В силу этого Концепция предполагает, что ЕТКС работ и профессий рабочих, тарифно-квалификационные характеристики должностей руководителей, специалистов и служащих, как общих для всех отраслей, так и отраслевых, по-прежнему будут утверждаться централизованно на федеральном уровне и являться обязательными для применения в бюджетной сфере.

    4. Разграничение полномочий РФ и ее субъектов в части оплаты труда в бюджетной сфере. Используя принципы построения отраслевых систем оплаты, установленные на федеральном уровне, субъекты Федерации самостоятельно определяют системы оплаты труда, уровни ставок и окладов работников организаций, финансирование которых осуществляется из бюджетов субъектов РФ. Такие же права получают органы местного самоуправления в отношении организаций, финансируемых из местных бюджетов.

    В качестве государственных гарантий в оплате труда работников бюджетной сферы Концепция сохраняет МРОТ. 

    2.3 Современная система оплаты труда работников бюджетной сферы 

    Начиная с 2005 г., с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», система оплаты труда в отраслях бюджетной сферы претерпела существенные изменения в русле упомянутой Концепции.

    Установление  условий оплаты труда работников бюджетных учреждений основывается на разграничении полномочий между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления в области оплаты труда. По сути, система оплаты всех работников бюджетной сферы с помощью ETC отменена. Теперь тарифная система оплаты труда (Единая тарифная сетка) устанавливается Правительством РФ только в отношении работников федеральных государственных учреждений (новая редакция Федерального закона «Об оплате труда работников федеральных государственных учреждений», ранее — Федеральный закон «Об упорядочении оплаты труда работников организаций бюджетной сферы»)- При этом по решению Правительства РФ для оплаты труда таких работников может применяться иная система оплаты труда, отличная от Единой тарифной сетки.

    Тарифная  система оплаты труда работников государственных учреждений субъектов РФ, работников муниципальных учреждений и порядок ее применения устанавливаются соответственно органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. При этом они не только самостоятельно решают вопросы определения уровня оплаты труда, в том числе по различным категориям отраслей и должностей, но и не зависят от решений Федерального центра по срокам и темпам повышения этих расходов. Однако размеры оплаты труда работников государственных учреждений тех субъектов РФ, которым предоставляются дотации, не могут превышать размеры оплаты труда работников федеральных государственных учреждений.

    Российской  трехсторонней комиссией по регулированию  социально-трудовых отношений ежегодно разрабатываются Единые рекомендации по системе оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджетов, на федеральном, региональном и местном уровнях. Они определяют перечень вопросов, которые должны быть предусмотрены законодательными и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при установлении условий и размеров оплаты труда работников государственных учреждений, а также единые принципы, в соответствии с которыми разрабатываются и принимаются нормативные правовые акты в области оплаты труда. Эти рекомендации являются основой для разработки соответствующих рекомендаций трехсторонними комиссиями по регулированию трудовых отношений в субъектах РФ и муниципальных образованиях при осуществлении мер по организации оплаты труда работников бюджетной сферы и определении размеров финансирования учреждений бюджетной сферы. Рекомендации должны разрабатываться до внесения в Государственную Думу проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной год и учитываться Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления при определении размеров финансирования учреждений бюджетной сферы.

Информация о работе Планирование формы оплаты труда на предприятии