Особенности управленческого учета в учреждениях здравоохранения

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 09:05, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы - изучить как проводиться управленческий учет в хирургическом отделении ММУЗ ДЦРБ.
Для решения поставленной цели надо решить следующие задачи:
Рассмотреть основные составляющие управленческого учета на предприятии;
Рассмотреть особенности управленческого учета на предприятиях здравоохранения;
Изучить как проходит управленческий учет в хирургическом отделении ММУЗ ДЦРБ;
Разработать рекомендации по улучшению управленческого учета в хирургическом отделении ММУЗ ДЦРБ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ УПРАВЛЕНЧЕСОГО УЧЕТА……………………………5
1.1.Сущность управленческого учёта……………………………………………5
1.2. Управленческий учёт как составная часть информационной системы предприятия и сравнительная характеристика финансового и управленческого учета………………………………………………..….…..…..8
2.УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ…………………………………….…………..…….…10
2.1. Особенности управленческого учета в учреждениях здравоохранения…...…..10
2.2. Планирование как составная часть управленческого учета………….….12
2.3. Ценообразование - основной элемент управленческого учета……….....15
2.4. Методы внедрения управленческого учета в учреждениях здравоохранения…………………………………………………………………17
3. УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ В ХИРУРГИЧЕСКОМ ОТДЕЛЕНИИ ММУЗ ДЦРБ……………………………………………………………………………..24
3.1. Основные показатели деятельности хирургического отделения ММУЗ ДЦРБ…………………………………………………………………………..…24
3.2. Выводы и рекомендации по улучшению управленческого учета в хирургическом отделении ММУЗ ДЦРБ………………………………………28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………32

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 218.50 Кб (Скачать)

     Центр ответственности - сегмент учреждения или определенное направление деятельности, ответственность за результаты по которому может быть возложена на несколько  структурных подразделений,

   ————————————————————————————————

  

<**> Приказ  Минфина России от 26.08.2004 N 70н "Об  утверждении Инструкции по бюджетному  учету".

возглавляемых руководителем, обладающим делегированными  полномочиями и отвечающим за результаты этого сегмента.

     Предполагается, что финансовая структура мобильна, и состав ЦО может изменяться как  по бюджетным, так и по календарным  периодам относительно различных целей  деятельности учреждения при сохранении его организационной структуры. Таким образом, построение системы управленческого учета базируется на концепции децентрализации управления и выделения ЦО в рамках организационной структуры учреждения.

     Внутренняя  учетная система учреждения представляет собой комплекс мер по учету доходов  и расходов. При прочих равных условиях на рынке конкурентное преимущество имеет учреждение с более низкими затратами. Значит, управление затратами - по сути, основа бизнеса. Помимо учета затрат существуют еще два важных блока управленческого учета:

- система  показателей, которая служит для оценки деятельности учреждения с целью своевременной выработки управленческих решений;

- система  управленческой отчетности, которая  позволяет получить исходную  информацию для принятия решений.  Причем она вовсе не обязана  быть финансовой, а может, к примеру, оперировать количественными показателями.

     Внедрение системы управленческого учета  связано с решением ряда проблем, среди которых можно выделить организационную, или административную, и проблему программного обеспечения  управленческого учета. Кроме этого, немаловажное значение играет системность подхода к внедрению управленческого учета. Практика показывает, что 70% попыток внедрения управленческого учета заканчиваются успешно, если соблюдается системный подход. С этой целью необходимо провести предварительное исследование теории управления учета, методологии и оптимизации бизнес-процессов, а также техники внедрения корпоративных информационных систем с учетом специфики деятельности учреждения. 

Построение  управленческого учета - трудный  процесс. В западной практике эта область внутрифирменного управления считается конфиденциальной. Одним из основных условий успеха является четкое понимание как проблем, так и экономических выгод от реализации информационной системы управленческого учета. Поскольку управленческий учет является составной частью системы управления учреждением и не ограничивается общепринятыми принципами бухгалтерского учета (GAAP), при его построении исходными должны стать следующие позиции:

- соответствие  целям и задачам деятельности учреждения;

- отражение  особенностей технологических процессов  производимых товаров или оказываемых  услуг;

- оптимизация  структуры и уровня детализации  базы бухгалтерских данных, используемых  менеджерами;

- согласованность  с общими принципами организационной структуры управления учреждением.

     Необходимо  отметить, что в настоящее время  значительный рост объемных показателей  работы медицинских учреждений за счет жесткого административно-командного управления практически невозможен. В условиях дефицита высококвалифицированных кадров в основной массе ЛПУ применение административных методов управления, несомненно, вызовет их отток. Поэтому одной из важнейших управленческих задач является достижение оптимального баланса административных, социально-психологических и экономических методов управления.

     Задачей руководителя медицинского учреждения является повышение благосостояния и обеспечение социальной защиты медицинских работников. Использование  коллективной формы организации  и оплаты труда в максимальной степени позволяет установить строгую зависимость реальной зарплаты работника от объема, сложности и качества выполненной работы.

     Для регулирования объема труда сотрудников  различных подразделений, предотвращения значительной перегрузки медперсонала необходимо регулярно проводить хронометражные исследования с последующим анализом результатов и принятием соответствующих управленческих решений, касающихся и реструктуризации коечного фонда, и пересмотра штатного расписания подразделений. Уровень заработной платы работников всех медицинских подразделений зависит как от объема, так и от качества оказанной медицинской помощи, оценить которую могут не только руководители больницы и подразделений, но и непосредственно сами пациенты.

     Одним из приоритетных направлений в реформировании больничного дела является интенсификация использования коечного фонда стационаров, основными показателями которой являются:

- среднее  число дней занятости койки  в году;

- оборот  койки;

- средняя  длительность пребывания больного  на койке в стационаре;

- среднее  время простоя койки.

     В здравоохранительном учреждении постоянно  должна проводиться работа по более  эффективному использованию коечного фонда без ущерба качеству лечения. Такая работа ведет к сокращению обоснованного (за счет новых технологий и препаратов) и необоснованного (непрофильное лечение) оборота койки в результате оценки целевого и рационального использования коечного фонда на основе статистических материалов, данных бухгалтерского и управленческого учета.

     Использование экономических методов управления способствует созданию конкурентной среды, направленной на повышение эффективности деятельности ЛПУ и использования имеющихся ресурсов, наиболее полно охватить круг показателей, влияющих на согласованность объемов медицинской помощи и их финансовое обеспечение, заменить упрощенные расчеты в ходе планирования точными вычислениями, обеспечить специалистам возможность альтернативного выбора при принятии решений.

     Применение  современных принципов и методов  управления позволяет не только интенсифицировать лечебный процесс, но и способствует формированию благоприятного социально-психологического климата в коллективе, корпоративной культуры и социальной защищенности работников учреждения.

     Мы  начали с того, что в основу проводимой реформы положен тезис "от управления затратами к управлению результатами", и вполне понятно, что в новых условиях развития общества требуются и новые подходы к управлению лечебным учреждением. Это и формирование финансовых ресурсов, и разработка новых форм оплаты медицинских услуг, и создание соответствующей системы управления ресурсами учреждения. Сюда же можно отнести и планирование потоков пациентов, и управление объемами медицинской помощи, и создание системы контроля и оценки экономической эффективности, и внедрение и использование различных видов и методов экономического анализа, маркетинговых исследований и еще многое другое, что составляет основу управленческого учета.

     Фундаментальные изменения всей системы национального  хозяйства нашей страны не могут  не затронуть отдельные системы, в том числе и здравоохранение.

     Для российского здравоохранения особенно актуальна проблема повышения эффективности  и качества помощи населению. В связи  с этим необходимо, во-первых, решить задачу ресурсного обеспечения отрасли  и рационального использования имеющихся ресурсов; во-вторых, наряду с бюджетным финансированием задействовать альтернативные источники денежных поступлений за счет производства препаратов и изделий медицинского назначения, привлечения средств предприятий и др. Это позволит отрасли перейти на современные медицинские технологии, оснастить объекты здравоохранения новейшим оборудованием, начать производство эффективных лекарственных средств, поднять качество и профессионализм медицинского персонала.

     Однако  недостаток ресурсов здравоохранения, ограниченные возможности конкуренции, существование бюрократических барьеров и ряд других факторов сдерживают развитие рыночных отношений. С учетом специфики здравоохранения невозможно механическое перенесение накопленного опыта хозяйственных отношений из сферы материального производства в область лечебно-профилактической деятельности.

     Здравоохранение, являясь сложной социально-экономической  системой и специфической отраслью народного хозяйства, призвано обеспечивать реализацию важнейшего социального принципа — сохранение и улучшение здоровья граждан, оказание им высококвалифицированной лечебно-профилактической помощи.

     В связи с переходом экономики  России на рыночные методы хозяйствования необходима разработка механизма управления здравоохранением, ориентированного на функционирование в условиях рынка.

     Можно выделить следующие основные особенности  организации здравоохранения, которые  требуют особых, по сравнению с  другими отраслями национального  хозяйства, подходов, знаний и навыков, дополняющих основополагающие и единые для всех отраслей принципы управления.

1.Цели  учреждений здравоохранения существенно  отличаются от целей любой  другой отрасли. Дело не только  в том, что они сложнее, но  и в том, что измерить результаты  очень трудно. Ведь в отличие, например, от промышленности возможность

применения  количественных показателей ограничена. Есть много показателей оценки продуктивности лечебного учреждения, но никак не эффективности его работы, поэтому  и администраторы, и клиницисты должны быть озабочены не только тем, сколько оказано медицинских услуг, но в первую очередь тем, каков же результат.

2.В отличие  от типичных бизнес-организаций,  в учреждениях здравоохранения  руководителям доступна меньшая  степень контроля над деятельностью,  по крайней мере части своих сотрудников, так как и врачам, и корпусу медицинских сестер свойственна доля автономности.

3.Отличительной  чертой организации здравоохранения  с кадровой точки зрения является  высочайшая специализация медицинских  кадров и в то же время  взаимосвязь различных профессиональных групп. Это не только требует коллективного выполнения стоящих перед организацией задач, но и создает дополнительные трудности и стрессовые ситуации, которые руководству медицинских организаций приходится преодолевать.

У руководителей  здравоохранения всех уровней появились  проблемы, вызванные необходимостью принимать решения в связи  с заключением договоров, организацией по-новому работы персонала, распределением управленческих функций, изменением потребностей самих работников и т. д.

В настоящее  время ощущается недостаток профессиональных кадров, имеющих специальные знания по управлению. Это относится к  руководству и управлению на всех уровнях, в том числе и на уровне сестринского звена. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ  УЧЕТ В ХИРУРГИЧЕСКОМ ОТДЕЛЕНИИ ММУЗ ДЦРБ

3.1. Основные  показатели деятельности хирургического  отделения ММУЗ ДЦРБ

I.  Характеристика  объекта.

Развернуто -  34 койки (9 – хирургия плановая  взрослая круглосуточная,

15 – хирургия  экстренная,  10 – хирургия  гнойная).

 Количество  обслуживаемого населения  составляет  43390 чел., в т.ч. дети – 8660 чел. 

2.  Штаты и  кадры.

                                                     Врачебный персонал 

По  штату Занято Физических  лиц
Заведующий  отделением врач -хирург 1 1
Врач-хирург 8.5 3

Информация о работе Особенности управленческого учета в учреждениях здравоохранения