Особенности управленческого учета в учреждениях здравоохранения

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 09:05, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы - изучить как проводиться управленческий учет в хирургическом отделении ММУЗ ДЦРБ.
Для решения поставленной цели надо решить следующие задачи:
Рассмотреть основные составляющие управленческого учета на предприятии;
Рассмотреть особенности управленческого учета на предприятиях здравоохранения;
Изучить как проходит управленческий учет в хирургическом отделении ММУЗ ДЦРБ;
Разработать рекомендации по улучшению управленческого учета в хирургическом отделении ММУЗ ДЦРБ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ УПРАВЛЕНЧЕСОГО УЧЕТА……………………………5
1.1.Сущность управленческого учёта……………………………………………5
1.2. Управленческий учёт как составная часть информационной системы предприятия и сравнительная характеристика финансового и управленческого учета………………………………………………..….…..…..8
2.УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ…………………………………….…………..…….…10
2.1. Особенности управленческого учета в учреждениях здравоохранения…...…..10
2.2. Планирование как составная часть управленческого учета………….….12
2.3. Ценообразование - основной элемент управленческого учета……….....15
2.4. Методы внедрения управленческого учета в учреждениях здравоохранения…………………………………………………………………17
3. УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ В ХИРУРГИЧЕСКОМ ОТДЕЛЕНИИ ММУЗ ДЦРБ……………………………………………………………………………..24
3.1. Основные показатели деятельности хирургического отделения ММУЗ ДЦРБ…………………………………………………………………………..…24
3.2. Выводы и рекомендации по улучшению управленческого учета в хирургическом отделении ММУЗ ДЦРБ………………………………………28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………32

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 218.50 Кб (Скачать)

     В дальнейшем развитие и совершенствование  управленческого учёта проходило  в рамках национальных систем бухгалтерского учёта разных стран. Развитие западного учёта характеризуется общими тенденциями и специфическими чертами.

     Увеличивается информация о спросе на выпускаемую  продукцию, возможностях сбыта продукции  при определенных условиях и требованиях, материально-техническом обеспечении  производства этой продукции, об основном производстве, технической подготовке производства, о затратах на производство и эффективности выпуска определенных изделий и т. п.

     Собственников предприятия, акционеров, поставщиков, покупателей, кредиторов, налоговые  органы, интересует другая информация: об изменении доли собственного капитала, об эффективности инвестиций, о доходах и эффективности использования ресурсов и т. п. 
 
 

     2.УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ  УЧЕТ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

     2.1. Особенности управленческого учета в учреждениях здравоохранения

     Управленческий  учет позволяет измерять и сообщать финансовую информацию, а также другие виды информации, которая помогает в достижении целей организации, в частности при приобретении или потреблении ресурсов. Управленческий учет обеспечивает итоговые данные для предоставления сведений по оперативным результатам всем уровням руководства, выявляя возможности и проблемы организации (К. Эрроу).

     Сейчас  стало очевидным, что вести внутренний управленческий учет необходимо для  того, чтобы деятельность любого учреждения была максимально эффективной. В связи с этим проблема постановки управленческого учета в учреждениях здравоохранения и других бюджетных учреждениях обострилась именно в период реформирования бюджетного процесса.

     В число умений каждого руководителя должно входить представление управленческого учета как механизма управления предпринимательской деятельностью учреждения, направленного на сокращение затрат при повышении качества оказываемых услуг. Однако единого подхода к пониманию сути управленческого учета нет ни у нас, ни на Западе.

     Реформирование  здравоохранения, формирование рынка  медицинских услуг, появление конкурентных отношений среди медицинских  учреждений позволяют констатировать наступление иной экономической  формации, устаревание и низкую эффективность рычагов управления, основанных на административных методах. Существующая система финансирования, а также распределение финансовых средств внутри лечебно-профилактических учреждений не стимулирует медицинских работников на выполнение декларированных правительством задач по охране здоровья граждан и обеспечению их полноценным медицинским обслуживанием.

     Изменились  и представления о субъектах  и объектах управления здравоохранением. Наряду с пониманием управления как  воздействия на отдельные элементы системы - коечный фонд, здоровье, качество медицинской помощи и т.д. - приходит его понимание как управления взаимосвязи между ними.

     Финансирование  лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) осуществляется с помощью механизма  распределения финансовых средств, объем которых в настоящее время не соответствует потребностям населения в медицинской помощи, а применяемые способы оплаты медицинской помощи предполагают затратный тип развития отрасли.

     В сложившейся ситуации успешное функционирование системы управленческого учета будет способствовать эффективной реализации функций общей системы управления учреждением. При этом администрация учреждения самостоятельно решает вопросы организации управленческого учета: как классифицировать затраты? В какой степени детализировать места возникновения затрат? Каким образом вести учет фактических либо плановых затрат? Как организовать внутреннюю управленческую отчетность и контроль в ЛПУ? 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2. Планирование как составная часть управленческого учета

     Одной из важнейших функций управления является планирование. Планирование - процесс определения действий, которые должны быть выполнены в  будущем для использования ресурсов и получения доходов. Задачи планирования состоят в том, чтобы предвидеть проблемы в деятельности учреждения еще до того, как они возникнут, исключить вероятность поспешных решений. Основная цель планирования - определение необходимых ресурсов и источников финансирования, обеспечивающих реализацию поставленных целей.

Основными элементами планирования являются:

1. Прогнозирование  и подготовка текущих программ; подготовка альтернативных планов  по видам деятельности; обоснование  и выбор оптимального варианта  текущего плана.

2. Финансовое  планирование (бюджетирование) основано  на системе бюджетов и предназначено для координации, оценки и адресности затрат. Посредством бюджетирования формируется годовой план по прибыли, а также ежемесячный план оперативной деятельности.

     В условиях внедрения рыночных отношений  в области здравоохранения порядок составления сметы и отчетности в каждом больничном учреждении имеет свои особенности. Чтобы составить адекватный финансовый план, нужно исследовать рынок услуг здравоохранения, представлять возможности конкурентов, иметь стратегию и маркетинговый план, план производства медицинских услуг, юридически обоснованный организационный план, оценить риск и способы его страхования, и только потом можно будет разработать положения по уровню финансирования конкретного учреждения. Фактически речь идет о необходимости составления бизнес-плана учреждения.

     Бизнес-план - это основа деятельности любой  организации. Его важнейший компонент - финансовый план, который включает: план доходов и расходов; план денежных поступлений и платежей; балансовый план; определение точки самоокупаемости; источники поступления и цели использования средств.

     С моей точки зрения, наиболее действенным  является стратегическое планирование. Оно определяет общие цели и направления  деятельности учреждения, необходимые  ресурсы и этапы решения поставленных задач. В медицинских учреждениях наиболее распространено текущее, оперативное планирование, а не стратегическое, которое и есть главный фактор в конкурентной борьбе за выживание.

     Успех в получении дополнительных источников финансирования зависит от того, насколько удачно ЛПУ действует на рынке медицинских услуг, в какой степени его предложения могут заинтересовать потенциального потребителя, максимально ли оно использует имеющиеся условия и ресурсы. Чем раньше учреждение примет принципы стратегического планирования и управления, тем больше у него будет шансов не только выстоять в конкурентной борьбе с неэффективным государственным управлением и кризисами, но и для позитивного развития.

     Следующей особенностью перестройки системы  планирования в ЛПУ, по моему мнению, является переход к использованию экономических (косвенных) регуляторов. С их помощью фиксируются не рубежи, которые должны быть достигнуты, а условия, в рамках которых ЛПУ будут самостоятельно, руководствуясь собственными экономическими интересами, выбирать стратегию действий по улучшению и сохранению здоровья населения.

     На  этапе становления рыночных отношений  в здравоохранении важнейшие  цели производителя медицинских  услуг заключаются в обеспечении  рентабельности производства медицинских  услуг, достижении высокой экономической эффективности их реализации за приемлемое время в пределах тех производственных возможностей, которыми располагает учреждение. Необходимым условием достижения экономической эффективности деятельности организации является проведение маркетинговых исследований, по результатам которых прогнозируется изменение рыночной ситуации в сфере медицинского обслуживания, определяются пути достижения соответствующего качества предоставляемых услуг. Поэтому цель маркетинговых исследований состоит в анализе и получении объективной информации, прогнозировании развития рынка лечебно-профилактических услуг, решении проблем создания рынка новых видов услуг, чтобы как можно полнее удовлетворить спрос.

     Социально-экономические  условия, недостаточный размер бюджетных ассигнований на здравоохранение требуют поиска новых путей привлечения дополнительных источников финансирования. К таким источникам, например, относятся доходы, полученные от оказания платных медицинских услуг. Предоставление медицинских услуг регламентируется действующим законодательством, правилами, утвержденными вышестоящей организацией, и приказом директора о порядке и условиях их предоставления. Оказание платных медицинских услуг осуществляется на основании заключенных договоров, в которых определены условия и сроки их проведения, порядок расчетов, права, обязанности и ответственность сторон.

     Таким образом, учреждение может стать  продавцом части своих услуг. Доход учреждения формируется на основе реального объема работ, а  это существенно влияет на интенсивность его работы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.3. Ценообразование - основной элемент управленческого учета 

     В рыночных условиях медицинские услуги выступают в качестве специфического товара, на который должна быть установлена  цена. Существует множество методов оплаты медицинской помощи:

а) по смете  расходов,

б) по средней  стоимости пролеченного больного,

в) за число  койко-дней,

г) по законченному случаю.

     Поэтому ценообразование является одной  из сложнейших медико-экономических  проблем здравоохранения, которая вызвана рядом причин.

     Во-первых, относительной новизной вопроса. Для  большинства ЛПУ эта проблема возникла совсем недавно - после перехода на новый хозяйственный механизм или непосредственно к медицинскому страхованию. Соответственно, невелик  опыт экономических служб в вопросах ценообразования.

     Во-вторых, определенные трудности при расчете  тарифов создают особенности  бухгалтерского учета в бюджетной  сфере и в самом здравоохранении.

     В-третьих, практика централизованного бухгалтерского учета в конкретном ЛПУ во многом не соответствует требованиям ценообразования, так как отсутствует отдельный учет многих видов затрат по службам, отделениям и т.д.

     В-четвертых, в связи со сложной структурой отрасли здравоохранения невозможно использовать одни и те же методики ценообразования для стационара, амбулаторных подразделений, параклинических служб и т.д.

     В-пятых, разнообразие характеристик конкретных условий ЛПУ - в их состав могут  входить самые различные подразделения, как лечебно-профилактические, так  и вспомогательные (обслуживающие). Поэтому возникают вопросы о порядке отнесения тех или иных видов затрат на стоимость конкретных услуг и т.п.

     В-шестых, для взаиморасчетов между медицинскими учреждениями, оказания платных услуг, медицинского страхования используются различные принципы расчета тарифов.

     Стоимость предоставляемых медицинских услуг  в условиях рынка зависит от ряда факторов:

- цены  на данный вид услуг, которую  устанавливают конкуренты;

- уровня  переменных и постоянных расходов  учреждения здравоохранения, определяющих полную (коммерческую) себестоимость его услуг;

- предполагаемого  объема прибыли учреждения;

- имеющихся  мощностей лечебного учреждения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.4. Методы внедрения управленческого учета в учреждениях здравоохранения 

     После введения в действие части второй Налогового кодекса РФ, а затем Инструкции по бюджетному учету <**> целевая ориентация всей системы бухгалтерского учета изменилась. Его современное назначение - формирование информационно-аналитической базы для принятия управленческих решений. В перспективе управленческий учет должен быть тесно взаимосвязан с бюджетным учетом, а бухгалтерская отчетность - информационной базой для управленческого и финансового анализа.

     Просматривается целесообразность использования бухгалтерской службы при подготовке первичных данных для управляющих центров ответственности как наиболее организованной, в том числе и методологически, части информационного обеспечения. Она является поставщиком документально обоснованной и систематизированной экономической информации о фактическом наличии и использовании имущества и ресурсов учреждения, о хозяйственных процессах и деятельности, о долговых обязательствах, расчетах и претензиях и др.

     По  моему мнению, построение системы  управленческого учета должно сочетаться с организационной структурой учреждения. В целях управленческого учета и его организационно-технического обеспечения возникает необходимость внедрения так называемой финансовой структуры, которая мне представляется как динамичная система центров ответственности (ЦО).

Информация о работе Особенности управленческого учета в учреждениях здравоохранения