Организация управления внешнеэкономической деятельностью на уровне предприятия

Автор: Оля Чугункина, 10 Июня 2010 в 19:54, курсовая работа

Описание работы

Актуальность курсовой работы в том, что одной из важнейших сфер деятельности предприятий на современном этапе развития экономики, является внешнеэкономическая сфера деятельности. До падения административно-командной системы, экономика нашего государства представляла собой замкнутый механизм. Долгие годы органами власти проводилась такая политика, которая являлась тормозом экономического и технического прогресса. При такой политике отечественные предприятия не нуждались в выходе на внешние рынки, и развитие внешнеэкономической деятельности не представляло для них интереса.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ НА УРОВНЕ ПРЕДПРИЯТИЯ………………………………………………………………4
1.1. Внешнеэкономическая деятельность предприятия. Основные положения………………………………………………………………………4
1.2. Аппарат государственного регулирования внешнеэкономической деятельности……………………………………………………………………5
1.3. Организационные формы предприятий, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность………………………………………...5
[+-+-+]
1.4. Этапы осуществления экспортно-импортных операций……………….7
1.5. Классификация международных коммерческих операций…………….9
1.6. Выбор контрагентов………………………………………………………11
ГЛАВА 2. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ НА УРОВНЕ ПРЕДПРИЯТИЯ………………………………..13
ГЛАВА 3. РАБОТА ПРЕДПРИЯТИЯ ПО ВЫХОДУ НА ВНЕШНИЙ РЫНОК…………………………………………………………………………15
3.1 Маркетинговые исследования……………………………………………15
3.1.1. Изучение спроса…………………………………………………………16
3.1.2 Изучение предложения…………………………………………………16
3.1.3 Изучение условий работы на конкретном рынке товара……………..18
3.2 Стратегии выхода предприятия на рынок конечных потребителей…...20
3.3 Особенности рынка производственных товаров………………………..26
3.3.1 Учёт множества факторов при организации производства за рубежом………………………………………………………………………..27
3.3.2 Изучение правовых вопросов………………………………………….27
3.3.3 Исследование потенциальных возможностей предприятия…………28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….33

Работа содержит 1 файл

Организация управления внешнеэкономической деятельностью на уровне предприятия.docx

— 87.48 Кб (Скачать)

     Операции  купли-продажи научно-технической  продукции выделяют в самостоятельную группу в связи с тем, что они могут иметь не только научную, но и коммерческую ценность.

     В этой группе операций различают:

  1. операции по купле-продаже патентуемой научно-технической продукции (изобретений, товарных знаков, промышленных образцов и др.);
  2. операции по купле-продаже не патентуемой научно-технической продукции;
  3. обмен результатами научно-исследовательских работ;
  4. операции по торговле результатами товарной деятельности в сфере духовной жизни.
 
 

     1.6. Выбор контрагентов 

     Одним из основных условий для успешного  осуществления внешнеторговых операций является выбор подходящего партнера (контрагента).

     Контрагентами в международной торговле называются стороны, находящиеся в договорных отношениях по купле-продаже товаров или оказанию различного рода услуг.

     Контрагентом  экспортера является импортер, подрядчика - заказчик, арендодатели - арендатор, дебитора - кредитор и т.д.

     В процессе подготовки и осуществления  внешнеторговых операций участники  прибегают к детальному изучению как потенциального круга возможных  контрагентов, так и конкретных фирм и организаций, с которыми заключаются  соглашения. Изучение деятельности контрагента  является общепринятым элементом проведения внешнеторговой операции, которому уделяют  внимание все участники внешнеэкономической  деятельности. В условиях неустойчивой мировой конъюнктуры и резких, неожиданных изменений ее к выбору иностранной фирмы - партнера, в особенности  при сотрудничестве на длительный срок, подходят очень осторожно.

     Выбор контрагента в большой степени  зависит от характера внешнеторговой сделки и от предмета сделки.

     Выбирая страну, наряду с экономическими соображениями, учитывают характер торгово-политических отношений с этой страной. Предпочтение отдается тем, с которыми имеются  нормальные деловые отношения, подкрепленные  договорно-правовой основой, и которые  не допускают по отношению к нашей  стране дискриминации.

     При выборе фирмы важно изучить различные  аспекты деятельности потенциальных партнеров, а именно:

  1. технологический - изучение технического уровня продукции фирмы, ее технологической базы и производственных возможностей;
  2. научно-технический - сведения об организации научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и затратах на них;
  3. организационный - изучение организации управления фирмы;
  4. экономический - оценка финансового положения и возможностей фирмы;
  5. правовой - изучение норм и правил, действующих в стране потенциального партнера, и имеющих прямое или косвенное отношение к сотрудничеству.

 

     

     ГЛАВА 2. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ  ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ  СЛУЖБЫ НА УРОВНЕ ПРЕДПРИЯТИЯ. 

     Для эффективного управления внешнеэкономической  деятельностью на уровне предприятия  нужна адекватная условиям его работы структура управления. Организационная  структура управления внешнеэкомической  деятельностью предприятия определяется прежде всего теми целями и задачами, которые она призвана решать.

     Наибольший  опыт управления внешнеэкономической  деятельностью накоплен в специализированных внешнеторговых организациях (ВТО).

     Ведущей структурной единицей ВТО является фирма, работа которой специализируется на торговле определёнными товарами либо с группой стран. Возглавляет  фирму директор и в зависимости  от объёма работа – несколько его  заместителей.

     Функциональные  отделы и службы, содействующие работе специализированных фирм и ВТО, можно  условно разделить на три группы.

  1. Группа отделов и служб, осуществляющих планирование:
  1. планово-экономический отдел – планирование внешнеторговой деятельности и контроль выполнения плана, анализ хозяйственной деятельности ВТО;
  1. валютно-финансовый отдел – валютное планирование и контроль за банковскими, кредитными и расчётными операциями, соблюдение интересов ВТО при внешнеторговых сделках;
  2. транспортный отдел – планирование и обеспечение перевозок экспертных и импортных грузов;
  3. бухгалтерия ВТО – учёт и отчётность, расчёты с банками, поставщиками и сторонними организациями, расчёт и выплата заработной платы, анализ результатов финансовой деятельности по объединению и рекомендации по её улучшению.
  1. Группа отделов, занимающихся непосредственно маркетингом:
  1. отдел конъюнктуры и цен – исследование спроса, предложения, динамики цен, структуры рынков, систематизация конъюнктурных материалов, координация работа фирм с общими иностранными агентами, методическое руководство и контроль правильности расчётов и применения цен фирмами при подготовке и заключении контрактов.
  2. отдел рекламы и выставок – обеспечение рекламной деятельности ВТО, организация участия специализированных фирм в международных выставках и ярмарках;
  3. инженерно-технический отдел – изучение действующих на мировом рынке технических требований к товарам, информирование о них непосредственных производителей товаров, анализ технического уровня и качества продукции, ей конкурентоспособности, подготовка соответствующих заключений и рекомендаций специализированным фирмам по этим вопросам;
  4. отдел совместных предприятий – координация, планирование и контроль деятельности совместных предприятий, созданных с участием иностранного капитала на территории России и т.д.
  5. отдел технического обслуживания и запчастей – организация гарантийного и послегарантийного технического обслуживания экспортируемых объединением товаров в зарубежных странах.
  1. Группа отделов, обеспечивающих принятие и исполнение управленческих решений:
  1. отдел развития – совершенствование организационной структуры объединения;
  2. отдел АСУ (ВЦ) – автоматизация расчётов, внедрение экономико-математических методов и ЭВМ в практику работы объединения и фирм, создание баз данных и ведение их;
  3. отдел кадров – вопросы подбора и расстановки кадров, ведение личных дел работников;
  4. отдел загранкомандировок – оформление командировок за границу;
  5. канцелярия – регистрация и контроль организационно-распорядительной документации и переписки;
  6. административно-хозяйственный отдел – снабжение необходимыми для работы объединения материалами и оборудованием, ответственность за эксплуатацию здания, другая хозяйственная работа;
  7. юридический отдел – помощь в составлении условий контрактов и соглашений, консультация фирм по вопросам презентаций и рекламаций, разногласий, защита интересов ВТО в судах и т.д.
  8. протокольный отдел – выполнение поручений руководства ВТО и фирм по встречам, приёму и проводам представителей иностранных фирм, прибывших с деловыми целями.

     Иногда  юридический и протокольный отделы, а также бухгалтерия и отдел  кадров подчиняются непосредственно  генеральному директору ВТО, выполняя те же функции.

     Создание  такой разветвлённой структуры  управления ВЭД характерно для предприятий  независимо от их организационно-правовой формы, когда их деятельность целиком  и полностью сосредоточена на внешних рынках.

     На  промышленных предприятиях, активно  участвующих во внешнеэкономической  деятельности, внешнеторговый аппарат  существует в основном в двух формах: как часть внутрипроизводственной структуры в виде внешнеэкономического отдела и как относительно самостоятельное  подразделение в виде внешнеторговой фирмы.

     На  предприятиях за последние 10 лет накоплен значительный опыт осуществления внешнеэкономической  деятельности.

 

     

     ГЛАВА 3.  РАБОТА ПРЕДПРИЯТИЯ  ПО ВЫХОДУ НА ВНЕШНИЙ  РЫНОК. 
 

     3.1 Маркетинговые исследования. 

     При выходе на внешний рынок предприятие  попадает в условия жесткой международной  конкуренции. В этих условиях можно  успешно работать, лишь применяя современные  методы управления, в том числе  и маркетинг. Под маркетингом понимается система внутрифирменного управления, направленная на изучение и учёт рыночного спроса, потребностей и требований конкретных потребителей к продукту для более обоснованной ориентации научно-технической и производственно-сбытовой деятельности фирмы на выпуск конкурентоспособных видов продукции, чтобы обеспечить получение планируемого размера прибыли. Конкуренция маркетинга состоит в том, что вся деятельность предприятия, включая программы научно-технических исследований, производства, капиталовложений, финансы, использование рабочей силы, а также программы сбыта, технического обслуживания и т.д., основывается на современном состоянии потребительского спроса и прогнозировании его изменений в перспективе. Принципиальных, коренных различий между маркетингом для внутреннего (деятельность внутри страны) и внешнего рынков нет. И в том, и в другом случае используются разнообразные методы, средства, приёмы и принципы маркетинговой деятельности. Однако учитывать особенности зарубежных рынков при управлении предприятием необходимо.

     Внешние рынки предъявляют более высокие  требования к предлагаемым на них  товарам, их упаковке, сервису, рекламе  и т.д. это объясняется острой конкуренции между фирмами –  производителями товара и преобладанием  «рынка покупателя», т.е. заметным превышением  предложения над спросом.

     Изучение  внешних рынков, их возможностей более  трудоёмко и сложно, поскольку  требует изучения большого количества информации из различных источников.

     Эффективная работа на внешнем рынке невозможна без творческого и гибкого  использования комплекса маркетинговых  методов: правильного выбора сбытовой организации, контроля за работой торговых посредников, выбора и применения различных  методов стимулирования сбыта, деловой  деятельности, рекламы и др.

     Для эффективной работы необходимо учитывать  требования внешней среды маркетинга: особенность действующего законодательства, международные правила, социально-культурную среду, обычаи, правила валютно-финансовых расчётов, политику и др.

     Характер, формы и методы маркетинговой  деятельности будут зависеть от вида товара.

     Исследование  рынка служит основой маркетинга и предполагает анализ всех условий, имеющих значение для успешной реализации товара. Программа комплексного исследования зависит от особенностей товара, характера деятельности предприятия, масштабов производства экспортных товара, характера деятельности предприятия, масштабов производства экспортных товаров и других факторов.  
 

     3.1.1. Изучение спроса 

     Первостепенное  значение имеют выявление потребностей в товаре, уровня покупательной способности, требования покупателей к товару, факторы покупательского поведения, а также перспективы изменения  потребностей в товаре, выраженных не только темпами роста, но и жизненным  циклом товара.

     При выявлении потребности в товаре важен показатель ёмкости рынка. Ёмкость насыщенного рынка оценивается на основе данных промышленной и внешнеторговой статистики. Если рынок не насыщен, то при определении ёмкости рынка важное значение имеет определение потенциального круга покупателей.

     При анализе спроса следует исходить из того, что покупатель сам определяет соответствие предлагаемого ему  товара своим реальным потребностям. Поэтому необходимо тщательно изучать  требования потребителя к товарам, имеющимся на рынке.

     Среди общих таких требований можно  выделить: высокое качество изготовления и безотказность в эксплуатации, новизну и высокий технический  уровень изделий, уровень послепродажного  обслуживания, количество и характер предоставляемых покупателям дополнительных услуг, благоприятное соотношение  между ценой приобретения и ценой  эксплуатации и др. кроме того, важно  знать и специфические требования покупателей в отношении ассортимента, внешнего вида, упаковки, маркировки, использования  товарного знака. На требования покупателей  к конкретному товару могут оказать  существенное влияние географические и климатические условия, действующие  технические стандарты, привычки и  вкусы потребителей.

Информация о работе Организация управления внешнеэкономической деятельностью на уровне предприятия