Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 10:46, курсовая работа
Целью работы является изучение организации снабжения сырьем и материалами и сбыт готовой продукции на предприятии. В ходе работы будет проведен всесторонний анализ данных, сделаны соответствующие выводы и предложения. Которые будут направлены на повышение прибыли предприятия и повышения его конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках.
Введение 3
1. Материальные ресурсы и эффективность их использования. Сбытовая политика предприятия 4
1.1. Экономическая сущность материальных ресурсов и их классификация 4
1.2. Факторы и основные направления эффективного использования материальных ресурсов на предприятии 5
1.3. Материально - техническое снабжение 6
1.4. Сбытовая политика предприятия 8
1.5. Способы увеличения объемов продаж 10
1.6. Организация коммерческой деятельности предприятия по сбыту 11
2. Организационно-экономическая характеристика ОАО «Минский маргариновый завод» 12
3. Организация снабжения сырьем и материалами, сбыт готовой продукции на ОАО «Минский маргариновый завод»
3.1. Ассортимент выпускаемой продукции 22
3.2. Организация снабжения сырьем и материалами на ОАО «Минский маргариновый завод» 25
3.3 Сбыт готовой продукции на ОАО «Минский маргариновый завод» 26
Выводы и предложения 28
Список используемых источников 30
Таблица 2.5 Рентабельность продукции предприятия
Показатель |
Годы |
Отклонение «+»,«-» | |
2009 |
2010 | ||
Рентабельность реализованной |
14,1 |
10,4 |
-3,70 |
Анализ показателя этой таблицы еще раз подтверждает данные двух предыдущих таблиц о значительном росте затрат и незначительном росте прибыли выразившихся в снижении рентабельности продукции предприятия.
Снижение рентабельности вызвано с закупкой новой линии для производства сырного продукта в 2010 году, а также с затратами на разработку упаковки и продвижение нового товара на рынке. Для скорейшей окупаемости проекта предприятию необходимо постоянно наращивать объемы сбыта для получения максимальной прибыли.
Для максимизации прибыли предприятию необходимо находить наиболее выгодных поставщиков сырья и материалов, также большое внимание следует уделить сбыту готовой продукции. Выбор поставщика зависит от многих факторов : цены, качества поставляемого сырья и материалов, удаленности поставщика, надежность поставок и его репутация на рынке. Для повышения эффективности продаж необходимо больше задействовать службу маркетинга: проводить исследования рынка, изучать потребности потребителей и их предпочтения, использовать рекламу и формировать наиболее выгодный для предприятия ассортимент.
Для формирования наиболее благоприятного ассортимента предприятию необходимо тщательно изучить спрос на все виды его продукции. Для получения максимальной прибыли предприятию необходимо сформировать свой товарный портфель. Некоторые нерентабельные виды могут быть сняты с производства, а вместо них появятся более востребованные. Данные об ассортименте производимой продукции ОАО «Минский маргариновый завод» приведены в таблице 3.1.1.
Таблица 3.1.1. Ассортимент производимой продукции ОАО «Минский маргариновый завод»
Вид продукции |
Годы |
Темп роста в 2010г. к 2009г., % | |
2009 |
2010 | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
Маргариновая продукция, т |
6 090 |
7 760 |
127,42 |
Спреды смешанного состава, т |
673 |
695 |
103,27 |
Продолжение таблицы 3.1.1.
Майонезы, т |
6 217 |
5 524 |
88,85 |
Соусы эмульсионные, т |
91 |
74 |
81,32 |
Кетчуп, т |
523 |
427 |
81,64 |
Хрен столовый, т |
95 |
65 |
68,42 |
Горчица, т |
71 |
64 |
90,14 |
Сырный продукт, т |
4 |
||
Масло растительное в бутылке ,т |
2 127 |
2 714 |
127,60 |
Масло рафинированное налив, т |
182 |
2 506 |
1376,92 |
Всего |
16 069 |
19 833 |
123,42 |
Проанализировав данные таблицы 3.1.1. видно, что в 2010 году предприятие активно наращивает общие объемы производства. Это происходит за счет увеличения производства масла рафинированного наливом почти в 14 раз, а также растительного масла в бутылках и маргариновой продукции более чем на 27%. Свою роль сыграло и внедрение нового вида продукции. Изменение ассортимента представлено на диаграмме 3.1.1
Диаграмма 3.1.1 Ассортимент продукции
Изменения в ассортименте не дали большого роста прибыли в 2010 году так как согласно данным предыдущих таблиц рентабельность продукции снизилась на 3, 7%. Это вызвано с тем, что в 2010 году для увеличения объемов производства и внедрению нового продукта предприятию потребовались значительные денежные средства для вложения в основные фонды. Все это привело к повышению себестоимости продукции, что привело к снижению рентабельности в 2010 году, но может окупиться в последующие периоды за счет снижения затрат на обновление оборудование, отчислений на амортизацию.
Возможно, в будущем предприятие сможет получать высокую прибыль от реализации данного ассортимента продукции. Ведь увеличение производства продукции вызвано повышением спроса на нее.
Для увеличения объемов производства и внедрения новой продукции предприятию необходимо искать новых поставщиков или увеличивать заказы у постоянных партнеров. Все это также ведет к росту затрат и снижению рентабельности продукции, что негативно сказывается на всех экономических показателях эффективности деятельности предприятия.
3.2. Организация снабжения сырьем и материалами на ОАО «Минский маргариновый завод»
Перед ОАО «Минский маргариновый завод» стоит задача не только повысить конкурентоспособность за счет расширения ассортимента, совершенствования вкусовых качеств и упаковки, но и построения политики активного продвижения и раскручивания собственной торговой марки.
Основными конкурентами на рынке растительного масла республики являются импортеры данной продукции из России и Украины с торговыми марками: «Золотая семечка», «Масло Злата», «Донской янтарь», «Алей», «Масло Славия» и др.
Основными поставщиками сырья являются следующие производители:
Периодичность приобретения основных видов сырья и материалов осуществляется ежемесячно на основании плана производства для обеспечения бесперебойной работы предприятия.
Для обеспечения бесперебойной работы предприятия также необходимо налаживать сбыт продукции на внутреннем и внешнем рынке, искать новых потребителей и улучшать отношения с уже существующими.
Сбыт продукции необходим для
получения прибыли от реализации
продукции и обеспечения
Таблица 3.3.1. Основные каналы сбыта продукции в организации
Каналы сбыта |
Объем продукции по годам, т |
Темп роста в 2010г. к 2009г., % | |
2009 |
2010 | ||
Город Минск |
6 977,5 |
10 079,4 |
144,46 |
Брестская область |
744,7 |
859,9 |
115,47 |
Витебская область |
1 254,5 |
1 605,2 |
127,96 |
Гомельская область |
247,3 |
471,7 |
190,74 |
Гродненская область |
1 060,9 |
944,2 |
89,00 |
Минская область |
2 099,1 |
2 361,6 |
112,51 |
Могилевская область |
582,8 |
672,8 |
115,44 |
Экспорт |
20,7 |
32,7 |
157,97 |
Итого |
12 987,5 |
17 027,5 |
131,11 |
Проанализировав данные таблицы 3.3.1 видно, что основным потребителем готовой продукции предприятия является город Минск и поставки в этот регион увеличились на 44%. Самый большой прирост имеет объем поставок в Гомельскую область 90%. Общий объем реализации увеличился на 31%. При этом экспорт возрос почти на 60%, но его доля в общем объеме реализации осталась на прежнем, самом низком уровне. Объем реализации снизился только по Гродненской области на 11%.
Общий рост объемов реализации говорит о высоком потенциале сбытовых каналов предприятия. Самым перспективным каналом является Гомельская область, но там высок уровень конкуренции с гомельским жировым комбинатом .Для увеличения прибыли от реализации предприятию необходимо искать новых партнеров за рубежом, ведь этому способствует географическое расположение нашей страны и повышение качества продукции производимой предприятием. Данные о каналах сбыта, отражены на диаграмме 3.3.1
Диаграмма 3.3.1 Основные каналы сбыта продукции
Рост объемов продаж вызван ростом спроса на продукцию и увеличением ее производства. Налаживание новых каналов сбыта потребует значительных затрат, что еще больше снизит рентабельность продаж в текущем периоде, но повысит ее в будущем.
В ходе работы было установлено, что рентабельность реализованной продукции в ОАО «Минский маргариновый завод» в 2010 году снизилась на 3,7%, но все равно остается положительной. Снижение рентабельности вызвано значительными затратами на реализацию нового проекта – производства сырного продукта. Общая прибыль возросла на 5%, что свидетельствует о росте прибыли от прочей реализации и внереализационной деятельности предприятия.
Увеличение объемов реализации
говорит о росте
ОАО «Минский маргариновый завод» занимает лидирующие позиции на внутреннем рынке маргариновой продукции и является крупнейшим производителем майонеза. Рынок растительного масла в республике насыщается за счет импортной продукции и доля ОАО «Минский маргариновый завод» очень мала. Главным конкурентом в сегменте маргариновой продукции масложирового рынка республики является Гомельский жировой комбинат.
Основными поставщиками сырья для предприятия являются отечественные производители, но некоторые виды материалов приходится закупать за рубежом, но 2011 году планируется снижение импортоемкости продукции с 58% в 2010 г. до 4,5% за счет закупок подсолнечного масла у белорусских производителей.
Для увеличения доли рынка по растительному маслу предприятию необходимо повысить конкурентоспособность производимой продукции за счет повышения качества, снижения цен, расширения ассортимента, более активной рекламы и яркой упаковки. Это также позволит экспортировать свою продукцию в страны ближнего и дальнего зарубежья.
Для отвоевания доли рынка маргариновой продукции необходимо более активно искать новые рынки сбыта внутри государства и за его пределами.
Для получения максимальной прибыли предприятию следует большее внимание уделить экспорту продукции. Наше государство находится на пересечении многих транспортных магистралей мирового значения и если умело этим пользоваться, то можно получать значительную прибыль как предприятию в отдельности, так и в целом государству.