Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 13:59, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение организации оплаты труда работников на предприятии в современных условиях.
Для теоретической и практической реализации поставленной в работе цели необходимо:
1. Рассмотреть принципы оплаты труда;
2. Рассмотреть основы организации оплаты труда на предприятии;
3. Изучить формы и системы оплаты труда;
4. Привести краткую характеристику предприятия;
Введение…………………………………………………………………………………3
1. Теоретическая часть………………………………………………………………….5
1.1.Основные принципы оплаты труда…………………………………….………….5
1.2. Основы организации оплаты труда на предприятии……………………….……7
1.3.Формы и системы оплаты труда…………………………………….…………….11
2. Аналитическая часть………………………………………………………………...17
2.1. Технико-экономическая характеристика Новозадонского потребительского общества………………….…………………………………………………………….17
2.2. Применение различных форм и систем оплаты труда в Новозадонском потребительском обществе…........................................................................................23
3. Мотивация труда в условиях рыночной экономики и зарубежный опыт оплаты труда……………………………………………………………………………………31
Заключение ……………………………………………………………………………35
Список использованной литературы…….…………………………………………...38
Как видно из таблицы 10, валовой оборот в 2009 году по сравнению с 2008 годом увеличился на 38776 тыс.руб., фонд заработной платы увеличился на 5348,4 тыс.руб, при этом среднесписочная численность не изменилась. Производительность труда увеличилась на 148,5 тыс.руб. Показатель эффективности использования фонда заработной платы в 2009 году уменьшился, что говорит о неэффективном использовании фонда. Коэффициент стимулирования прибыли и стимулирования оборота также характеризуются отрицательным эффектом.
Коэффициенты
эффективности использования
Таблица 11
Коэффициенты эффективности использования фонда заработной платы Новозадонского потребительского общества
Показатели | Годы | Отклонение от рекомендуемого значения : 1 | Отклонение
(+,-) 2007г.от 2009г. | ||
2007 | 2009 | 2007 | 2009 | ||
Отношение индекса оборота к индексу ФЗП | 0,931 | 0,905 | 0,069 | 0,095 | -0,026 |
Отношение индекса прибыли к индексу ФЗП | 1,18 | 0,872 | -0,18 | 0,128 | -0,308 |
Отношение индекса оборота на одного работника к индексу средней заработной платы | 0,917 | 0,914 | 0,083 | 0,086 | -0,003 |
Отношение индекса оборота на одного работника к индексу ФЗП | 0,998 | 0,914 | 0,002 | 0,086 | -0,084 |
Отношение индекса прибыли на одного работника к индексу ФЗП | 1,276 | 0,872 | -0,276 | 0,128 | -0,404 |
Отношение индекса прибыли на одного работника к индексу средней заработной платы | 1,172 | 0,872 | -0,172 | 0,128 | -0,3 |
Отношение индекса ФЗП к индексу численности работников | 1,206 | 1,317 | -0,206 | -0,317 | 0,111 |
Данные по затратам Новозадонского потребительского общества по использованию трудовых ресурсов за 2007-2009 годы представлены в таблице 12.
Таблица 12
Затраты Новозадонского потребительского общества по использованию трудовых ресурсов за 2007-2009 годы
Показатели | Годы | Темп роста, % | |||
2007 | 2008 | 2009 | 2007г. к 2008г. | 2008г. к 2009г. | |
Выручка от реализации, тыс.руб. | 222523 | 232911 | 267374 | 104,6683 | 114,7966 |
Затраты на оплату труда, тыс.руб. | 21916 | 23802 | 29305 | 108,6056 | 123,1199 |
Дополнительные расходы, связанные с подготовкой кадров, тыс.руб. | 136 | 85 | 30 | 62,5 | 35,29412 |
Налоги, относимые к затратам труда (ЕСН), тыс.руб. | 3312 | 3430 | 4119 | 103,5628 | 120,0875 |
Общая сумма затрат работодателя на рабочую силу, тыс.руб. | 25364 | 27317 | 33454 | 107,6999 | 122,4659 |
Среднесписочная численность ,чел | 444 | 403 | 368 | 90,76577 | 91,31514 |
Затраты в год в расчете на одного среднесписочного работника, тыс.руб. | 57,13 | 67,78 | 90,91 | 118,6417 | 134,1251 |
Доля затрат работодателя в выручке от реализации, % | 11,4 | 11,7 | 12,5 | 102,6316 | 106,8376 |
Рассмотренная
динамика говорит о понижении эффективности
использования фонда заработной платы
в 2009 году, так как темпы роста производительности
труда в Новозадонском потребительском
обществе ниже темпов роста заработной
платы, что отрицательно отразилось на
показателях стимулирования прибыли и
стимулирования оборота.
3. Мотивация труда в условиях рыночной экономики и зарубежный опыт оплаты труда.
Важный момент, который должен решить каждый работодатель, – мотивация труда. Работник, приходящий каждый день на работу и выполняющий определенные функции, – многогранная личность, его нельзя рассматривать только как рабочую силу. Цель предпринимателя – рост производительности труда, повышение качества продукции, рост эффективности производства и цель работника как личности с его многообразными потребностями могут не совпадать и даже часто не совпадают. Поэтому необходимо решить задачу совместимости этих двух несовпадающих целей.
Работодатель должен заботиться о том, чтобы его работники:
Будучи основным источником дохода трудящихся, заработная плата является формой вознаграждения за труд и формой материального стимулирования их труда. Она направлена на вознаграждение работников за выполненную работу и на мотивацию достижения желаемого уровня производительности. Поэтому правильная организация заработной платы непосредственно влияет на темпы роста производительности труда, стимулирует повышение квалификации трудящихся. Заработная плата, являясь традиционным фактором мотивации труда, оказывает доминирующее влияние на производительность. Организация не может удержать рабочую силу, если она не выплачивает вознаграждения по конкурентоспособным ставкам и не имеет шкалы оплаты, стимулирующей людей к работе. Для того чтобы обеспечить стабильный рост производительности, руководство должно четко связать заработную плату, продвижение по службе с показателями производительности труда, выпуском продукции. Система вознаграждения за труд должна быть создана таким образом, чтобы она не подрывала перспективные усилия на обеспечение производительности при краткосрочных негативных результатах. Зарплата может действовать как фактор, дестимулирующий развитие производительности труда. Медленная работа часто вознаграждается оплатой сверхурочных. Отделы, допустившие перерасход своей сметы в этом году могут надеяться на увеличение сметы на будущий год. Сам факт более крупных затрат времени не является автоматическим индикатором выполнения большего объема работ, хотя схемы оплаты труда часто исходят именно из этих предположений.
Линия поведения должна заключаться в том, чтобы поощрять то, что способствует росту производительности. В деятельности по организации оплаты труда предпринимателю редко предоставляется полная самостоятельность. Обычно оплата труда регулируется и контролируется компетентными государственными органами.
На некоторых зарубежных предприятиях существует система, по которой заработная плата делится на три части. Одна часть выплачивается за выполнение трудовых и должностных обязанностей, и все, чьи обязанности на предприятии аналогичны, получают одинаковое вознаграждение. Вторая часть заработной платы определяется выслугой лет и факторами стоимости жизни, что особенно важно в период прогрессирующих темпов инфляции. Эту часть получают все сотрудники предприятия, но ее величина автоматически корректируется в зависимости от сложившихся конкретных условий.
Выплата третьей части конкретна на каждого работника и определяется достигнутыми им результатами в предшествующий период работы. Плохой работник скоро увидит, как минимальна эта составляющая его заработной платы, а хороший поймет, что у него она, по крайней мере, столь же велика, сколь две первые составляющие, вместе взятые. Однако третья составляющая – не фиксированная величина, она может повышаться и понижаться.
Отношение человека к труду определяется различными побудительными силами. Они могут быть внутренними и внешними. К внутренним относятся: потребности, интересы, желания, стремления, ценности, идеалы, мотивы. К внешним: разнообразные средства экономического и морального воздействия (стимулы), используемые государством, предприятиями, общественными организациями для повышения трудовой активности работников.
Потребности работника не поддаются непосредственно изменению и о них судят по поведению людей. Через вознаграждение решаются вопросы удовлетворения потребностей. Однако люди по-разному оценивает свои потребности и поэтому различаются их оценки вознаграждения. Очень важно создать условия, при которых человек ощущает значимость своего труда, испытывая чувство причастности к определенному коллективу, доволен общением и дружескими отношениями с коллегами. И решающая роль принадлежит здесь внешнему признанию значимости труда через заработную плату, продвижение по службе – символы служебного статуса и престижа.
Потребности человека постоянно меняются и поэтому процесс улучшения мотиваций бесконечен. Многие фирмы проводят серьезные исследования по этой проблеме. Все они широко используют различные методы мотивации и гуманизации труда. Многие из них связаны с материальным поощрением.
На предприятиях западных стран широкое применение получили так называемые аналитические системы оплаты труда, которые предусматривают дифференциальную оценку в баллах степени сложности выполняемой работы с учетом квалификации работников, условий труда и т. п. При этом постоянная часть заработной платы составляет около 70 %. Переменная же часть (1/3 от ее общей величины) в виде премий, различных поощрений выплачивается как награда за повышение качества продукции, рост производительности труда, экономию сырья и материалов.
Для усиления роли оплаты труда в системе мотивации необходимо обеспечить ее непосредственную связь с итогами труда. Каждый работник должен видеть устойчивую связь между получаемым материальным вознаграждением и производительностью труда, величиной своей заработной платы и результатами, достигнутыми предприятием (цехом).
Предприятия используют также различные формы участия работников в распределении прибыли. Большое внимание уделяется формированию кружков качества, участию в работе совместных комиссий администрации и рабочих по вопросам материального поощрения в зависимости от улучшения качества продукции, роста производительности труда и др.
Определенное место в мотивации работников занимает их продвижение по службе путем ротации с учетом личных качеств (на предприятиях США) и стажа работы (в фирмах Японии).
Многие фирмы удачной формой мотивации считают использование гибких графиков работы, создание самоуправляемых групп и др.
Все эти положения свидетельствуют о необходимости создания на предприятиях механизма мотивации повышения эффективности труда. Речь идет об использовании совокупности методов и приемов воздействия на работников со стороны системы управления предприятия, обеспечения побуждения их к определенному поведению в процессе труда для достижения целей предприятия. Основа этих преобразований – необходимость удовлетворения личных потребностей работников. Улучшение мотиваций включает в себя целый комплекс мер, связанных с материальным стимулированием (совершенствованием оплаты труда, премирования и т. п.), совершенствованием организации труда (улучшение условий труда, проведение ротации, использование гибких графиков и т. д.), улучшением качества рабочей силы (повышение квалификации и др.), вовлечением в процесс управления персонала, использованием моральных факторов поощрения. Все это следует учитывать при выборе форм и систем оплаты труда.