Оптимизация издржек обращения в условиях развития рыночной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 20:36, курсовая работа

Описание работы

Изучение издержек обращения в сфере торговли в современных условиях хозяйствования имеет большое практическое значение. Правильная организация анализа издержек обращения дает возможность выявить резервы их снижения. Анализ издержек обращения позволяет своевременно отражать производственные затраты и контролировать ход выполнения плана по издержкам обращения, расходования материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Он способствует строжайшему соблюдению сметно-финансовой дисциплины и режима экономии, внедрению и управлению хозяйственным расчетом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2

1. ИЗДЕРЖКИ ОБРАЩЕНИЯ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ 3

1.1. Понятие и сущность издержек обращения в рыночной 3

1.2. Принцип классификации издержек обращения в розничной 6

1.3. Факторы, влияющие на издержки обращения 11

2. АНАЛИЗ ИЗДЕРЖЕК ОБРАЩЕНИЯ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 12

2.1. Организационно-экономическая характеристика магазина №2 ОАО «Монголия» 12

2.2. Анализ издержек обращения 14

2.3 Оценка влияния основных факторов на издержки обращения 23

3. ОПТИМИЗАЦИЯ ИЗДЕРЖЕК ОБРАЩЕНИЯ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ 26

3.1. Совершенствование учета и классификации издержек обращения 26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35

Работа содержит 1 файл

купрсовик.docx

— 66.41 Кб (Скачать)

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2

1. ИЗДЕРЖКИ ОБРАЩЕНИЯ  КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ  КАТЕГОРИЯ 3

1.1.         Понятие и сущность  издержек обращения  в рыночной 3

1.2.         Принцип классификации  издержек обращения  в розничной 6

1.3. Факторы, влияющие  на издержки обращения 11

2. АНАЛИЗ ИЗДЕРЖЕК  ОБРАЩЕНИЯ ТОРГОВОГО  ПРЕДПРИЯТИЯ 12

2.1. Организационно-экономическая  характеристика магазина  №2 ОАО «Монголия» 12

2.2. Анализ издержек  обращения 14

2.3 Оценка влияния  основных факторов  на издержки обращения 23

3. ОПТИМИЗАЦИЯ ИЗДЕРЖЕК  ОБРАЩЕНИЯ В УСЛОВИЯХ  РАЗВИТИЯ РЫНОЧНОЙ  ЭКОНОМИКИ 26

3.1. Совершенствование  учета и классификации  издержек обращения 26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35 

ВВЕДЕНИЕ

 Переход к рыночной экономике обусловил создание нового хозяйственного механизма, ориентированного на потребителя. Расширилась и укрепилась сфера действия товарно-денежных отношений, усиливая роль торговли. Процессы формирования многоукладного хозяйства на основе различных форм собственности, становления и развития инфраструктуры рынка и его хозяйственного механизма коренным образом изменили экономическую, информационную и правовую среду функционирования торговых предприятий, которые получили самостоятельность в управлении и ведения хозяйства, право распоряжаться ресурсами и результатами труда.

В настоящее  время благополучие и коммерческий успех торгового предприятия  всецело зависят от того, насколько  эффективна его деятельность, и она  должна быть ориентирована только на прибыльное, рентабельное хозяйствование, так как предприятие несет  всю полноту экономической ответственности  за свои решения и действия.

Каждое торговое предприятие в условиях новой  рыночной экономики стремится к  наилучшим результатам финансовой деятельности – повышению прибыльности и рентабельности, и стремится  стать конкурентоспособным. А так  как от условий формирования состава  издержек обращения зависят размеры  получаемой прибыли и уровень рентабельности каждого торгового предприятия, то анализ издержек обращения, как экономической категории имеет первостепенное значение.

Торговля имеет  большие резервы снижения издержек обращения, однако используются эти возможности не полностью. В связи с этим ведение действующего контроля затрат с целью постоянного снижения их величины становится одной из важнейших задач каждого торгового предприятия.

Изучение издержек обращения в сфере торговли в  современных условиях хозяйствования имеет большое практическое значение. Правильная организация анализа издержек обращения дает возможность выявить резервы их снижения. Анализ издержек обращения позволяет своевременно отражать производственные затраты и контролировать ход выполнения плана по издержкам обращения, расходования материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Он способствует строжайшему соблюдению сметно-финансовой дисциплины и режима экономии, внедрению и управлению хозяйственным расчетом. Чтобы усилить контроль за издержками обращения торгового предпри­ятия необходимо проанализировать каждую статью издержек обращения. Такой анализ помогает полнее вскрыть резервы сокращения издержек обращения, способствует более эффективному использованию всех видов ресурсов.

Все вышесказанное  предопределило выбор темы и обусловило ее актуальность. Цель работы состоит  в выявлении резервов и путей  экономии издержек обращения торгового предприятия – магазина № 2 ОАО «Брест-сервис».

1. ИЗДЕРЖКИ ОБРАЩЕНИЯ  КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ  КАТЕГОРИЯ

1.1.         Понятие и сущность  издержек обращения  в рыночной экономике

 

     Основным  видом деятельности торгового предприятия  является организация и обслуживание процесса товарного обращения, поэтому его издержки выступают в виде издержек обращения. Издержки обращения имеют место везде, где происходит процесс товарного обращения. Роль издержек обращения в современном механизме хозяйствования состоит в том, что они приводят в движение основные фонды отраслей товарного обращения.

Издержки обращения  – это выраженные в денежной форме  затраты живого и овеществленного  труда по доведению товара от производителя  к потребителю, преобразованию производственного ассортимента в торговый, организации процесса купли-продажи и потребления, удовлетворению спроса потребителей. Издержки обращения представляют собой общественно необходимые затраты труда, обеспечивающие выполнение торговлей своих функций и задач.

Издержки обращения  учитываются на всех стадиях ценообразования, начиная от производства, когда в  себестоимость продукции включаются расходы по сбыту, и заканчивая розничной  продажей, когда в розничной цене отражаются издержки оптовой и розничной  торговли.

Абсолютная сумма  издержек обращения определяется путем  суммирования расходов по всем статьям. Этот показатель характеризует, во что обходится конкретному производителю товародвижение.

В зависимости  от типа торгового предприятия и  места его нахождения, уровень  издержке изменяется. Так, для предприятий, значительно удаленных от поставщиков товаров, характерен наиболее высокий уровень торговых затрат. Это обусловлено повышенными расходами на перевозку, оплату труда, замедленной проворачиваемостью и высокой стоимостью услуг.

Относительное изменение уровня затрат определяется как разность между фактическим (ожидаемым) уровнем и плановым. Относительная экономия (перерасход) издержек обращения в сумме определяется умножением величины товарооборота на размер изменения уровня издержек обращения и делением на 100.

Абсолютная экономия или перерасход рассчитывается как  разность между фактической (ожидаемой) суммой затрат и плановой (прогнозируемой).

Издержки обращения  условно подразделяются на две группы: чистые и дополнительные. Чистые издержки – это затраты по организации процесса купли-продажи, содержанию административно-управленческого персонала, расходы на учет и отчетность.

Дополнительные  издержки обусловлены продолжением процесса производства в торговле (фасовка, упаковка), преобразованиям производственного  ассортимента в торговый.

Как показывает практика, доля чистых издержек в оптовой  торговле составляет 10-12%, в розничной  торговле продовольственными товарами - до 40 %, в розничной торговле непродовольственными товарами – около 50 % [7, с. 98]. Соотношение между чистыми и дополнительными издержками не является постоянным.

 С развитием  производства, увеличением доли  фасованных товаров, улучшением  транспортных связей, приближениям  промышленных предприятий к потребителю, совершенствованием материально- технической базы торговли, повышением качества торгового обслуживания, сокращениям непроизводительных затрат – доля дополнительных издержек в торговле будет падать.

Издержки бывают явные и неявные. Явные (бухгалтерские) издержки – это издержки, связанные с использованием привлеченных материальных, финансовых и трудовых ресурсов, которые полностью отражаются в бухгалтерском учете. Они делятся:

- на материальные  затраты (стоимость товаров, сырья,  материалов, используемых для упаковки, хранения, обеспечения нормального  торгово-технологического процесса; сумма износа малоценных и  быстроизнашивающихся предметов;  стоимость работ и услуг, оказываемых другими предприятия данному предприятию, топлива всех видов и др.);

- затраты на  оплату труда. К затратам на  оплату труда относятся выплаты  заработной платы за фактически выполненную работу, стоимость товаров, выдаваемых в порядке натуральной оплаты, различного рода премии, надбавки к заработной плате, оплата отпусков и т. д.

- отчисления  на социальные нужды и другие  отчисления.

- амортизация основных фондов.

-   прочие  затраты. К прочим затратам  относятся разного рода платежи  за использование собственных и заемных оборотных средств (процент за пользование банковским кредитом), заемных основных средств (арендная плата, другие отчисления и налоги; относимые на издержки обращения).

Неявные издержки – это издержки, связанные с  использованием ресурсов, принадлежащих самому предприятию. К неявным издержкам можно отнести платежи, которые предприятие могло бы получить при более выгодном использовании принадлежащих ему ресурсов (издержки упущенных возможностей), нормальную прибыль, которая удерживает предпринимателя в выбранной им отрасли деятельности.

Издержки обращения  – одни из основных оценочных показателей  результатов хозяйственной деятельности торгового предприятия. Они позволяют определить качество и эффективность работы коллектива торгового предприятия. Режим экономии издержек обращения способствует росту производительности труда.

Каждое торговое предприятие должно постоянно изыскивать резервы экономии издержек обращения  при одновременном повышении  качества обслуживания покупателей.

1.2.         Принцип классификации  издержек обращения  в розничной торговле

 

Для более глубокого  познания сущности издержек разработана  система классификации затрат.

Издержки обращения  в отечественной экономике классифицируется по видам и статьям расходов, по отраслям хозяйственной деятельности, по товарам. Единая для всей сферы обращения номенклатура статей издержек обращения включает 14 статей.

Таблица 1. Номенклатура статей издержек предприятия торговли и общественного питания

Номера  Статей Наименование  статей
1 Расходы на железнодорожные, водные, воздушные, автомобильные и гужевые перевозки
2 Расходы на оплату труда
3 Расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений и инвентаря
4 Амортизация основных средств
5 Отчисления  и затраты на ремонт основных средств
6 Износ санитарной одежды, столового белья, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, столовой посуды и приборов
7 Расходы на топливо, газ и электроэнергию для производственных нужд
8 Расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров
9 Расходы на торговую рекламу
10 Проценты за пользование кредитом и займами
11 Потери товаров  и продуктов при перевозке, хранении и реализации
12 Расходы на тару

Отчисления на социальные нужды

13 Налоги, отчисления и сборы, включаемые в издержки обращения
14 Прочие расходы
   
 

Транспортные  расходы по экономическому содержанию представляют собой оплату услуг других отраслей народного хозяйства. Поэтому на данную статью относится оплата услуг по погрузке, выгрузке и перевозке товаров транспортом. Если доставка и погрузка-выгрузка осуществляются своим транспортом и работниками, то эти расходы включаются в соответствующие статьи издержек обращения (амортизация основных средств, расходы на оплату труда, прочие расходы).

В состав расходов на оплату труда включаются выплаты и за неотработанное время (оплата отпусков, льготных часов, подростков, оплата времени, занятого выполнением государственных обязанностей, оплата вынужденного прогула и т.п.).

Информация о работе Оптимизация издржек обращения в условиях развития рыночной экономики