Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 17:38, курсовая работа
Цель курсовой работы: исследовать методы определения оптимального объема производства и сбыта продукции, рассмотреть различия этих методов для разных типов конкуренции: совершенной конкуренции и монополии.
В ходе курсовой работы для достижения ее цели были решены следующие задачи:
• теоретический анализ показателей, использующихся при определении оптимального объема производства и сбыта продукции;
• особенности планирования производства и анализ методов определения оптимального объема производства и реализации продукции на разных типах рынков;
Введение. 3
1. Основные показатели, используемые при определении оптимального объема производства и сбыта продукции. 4
1.1. Экономические издержки на предприятии. 4
1.2. Издержки производства в долгосрочном периоде. 7
1.3. Типы конкуренции. 10
2. Определение оптимального объема производства и сбыта продукции.12
2.1. Планирование производства продукции. 12
2.2. Методы определения оптимального объема производства и сбыта продукции. 14
2.2.1. Совершенная конкуренция. 14
2.2.2. Монополия. 16
2.2.3. Другие типы конкуренции. 18
3. Определение оптимального объема производства и сбыта продукции на примере фирм, действующих на рынке совершенной конкуренции - «Auntie's biscuits», и в условиях монополии - «Планета здоровья+». 20
3.1. Совершенная конкуренция. 20
3.2. Монополия. 26
Заключение. 31
Список используемой литературы. 33
В случае если рыночная цена снизится до 30 руб., предельный доход составит 30 руб. при любых величинах объема производства, приведенных в табл. 3.3, а оптимальный объем производства будет равен 70 000 шт. Правда, из табл. 3.4 видно, что при объеме производства в 70 000 шт. средние валовые издержки составят 34,57 руб., т. е. их величина превысит цену. Однако, поскольку цена реализации выше средних переменных издержек, которые составляют 17,43 руб., средняя величина покрытия на фирме составит 12,57 руб. (30 руб. – 17,43 руб.), что соответствует валовой величине покрытия в 879 900 руб. Такая величина покрытия недостаточна для возмещения постоянных издержек, равных 1 200 000 руб., и производство в этих условиях принесет убыток в 320 100 руб. Однако, если руководство фирмы решит прекратить производство и реализацию данного товара, ее убытки составят 1 200 000 руб. (сумму, равную величине постоянных издержек).
Если руководство фирмы предполагает, что речь идет о временном снижении рыночной цены, необходимо попытаться свести убытки к минимуму путем реализации оптимального для сложившихся рыночных условий объема продукции (продажа 70 000 шт.). Если же руководство полагает, что рыночная цена постоянно будет находиться на уровне 30 руб., придется констатировать, что производство данного товара не является рентабельным и не имеет перспектив стать таковым в дальнейшем. В связи с этим фирма должна прекратить производство данного товара, с тем, чтобы не нести постоянные издержки. Ясно, что и в этот период свертывания производства фирма должна поддерживать его на уровне, обеспечивающем максимально возможную величину покрытия.
Рассчитаем на примере фирмы «Планета здоровья+», производящей уникальное в России лекарство, действующей в условиях монополии, оптимальный объем производства и цену реализации продукции, обеспечивающую фирме максимальную прибыль, используя: метод сопоставления валовых показателей; метод сопоставления предельных показателей.
В табл. 3.5 приведены данные, характеризующие запланированные на следующий год объем производства (и реализации) и издержки по товару.
Табл. 3.5. Объем производства (и реализации) и издержки на примере фирмы «Планета здоровья+».
Цена, руб. |
Объем реализации, тыс. шт. |
Постоянные издержки, тыс. руб. |
Переменные издержки, тыс. руб. |
15 |
0 |
1000 |
0 |
14 |
100 |
1000 |
500 |
13 |
200 |
1000 |
900 |
12 |
300 |
1000 |
1225 |
11 |
400 |
1000 |
1500 |
10 |
500 |
1000 |
1750 |
9 |
600 |
1000 |
2025 |
8 |
700 |
1000 |
2350 |
7 |
800 |
1000 |
2800 |
6 |
900 |
1000 |
3400 |
5 |
1000 |
1000 |
4300 |
Метод сопоставления валовых показателей.
Найдем величину валовых издержек фирмы «Планета здоровья+» как сумму постоянных и переменных издержек, сумму валовой выручки, рассчитанной как произведение объема реализации на соответствующую цену, и прибыль, которая находится вычитанием из валовой прибыли валовых издержек. Все показатели в тыс. руб.
Q1=0; TC1=1000+0=1000; TR1=0*15=0; Õ1=0-1000=-1000;
Q2=100; TC2=1000+500=1500; TR2=100*14=1400; Õ2=1400-1500=-100;
Q3=200; TC3=1000+900=1900; TR3=200*13=2600; Õ3=2600-1900=700;
Q4=300; TC4=1000+1225=2225; TR4=300*12=3600; Õ4=3600-2225=1375;
Q5=400; TC5=1000+1500=2500; TR5=400*11=4400; Õ5=4400-2500=1900;
Q6=500; TC6=1000+1750=2750; TR6=500*10=5000; Õ6=5000-2750=2250;
Q7=600; TC7=1000+2025=3025; TR7=600*9=5400; Õ7=5400-3025=2375;
Q8=700; TC8=1000+2350=3350; TR8=700*8=5600; Õ8=5600-3350=2250;
Q9=800; TC9=1000+2800=3800; TR9=800*7=5600; Õ9=5600-3800=1800;
Q10=900; TC10=1000+3400=4400; TR10=900*6=5400; Õ10=5400-4400=1000;
Q11=1000; TC11=1000+4300=5300; TR11=1000*5=5000; Õ11=5000-5300=-300.
Полученные результаты запишем в таблицу (табл. 3.6).
Табл. 3.6. Метод сопоставления валовых показателей на примере фирмы «Планета здоровья+».
Цена, руб. |
Объем реализации, тыс. шт. |
Валовая выручка, тыс. руб. |
Валовые издержки, тыс. руб. |
Прибыль, тыс. руб. |
15 |
0 |
0 |
1000 |
-1000 |
14 |
100 |
1400 |
1500 |
-100 |
13 |
200 |
2600 |
1900 |
700 |
12 |
300 |
3600 |
2225 |
1375 |
11 |
400 |
4400 |
2500 |
1900 |
10 |
500 |
5000 |
2750 |
2250 |
9 |
600 |
5400 |
3025 |
2357 |
8 |
700 |
5600 |
3350 |
2250 |
7 |
800 |
5600 |
3800 |
1800 |
6 |
900 |
5400 |
4400 |
1000 |
5 |
1000 |
5000 |
5300 |
-300 |
Расчеты, приведенные в табл. 3.6, показывают, что при цене 9 руб. за 1 шт. предприятие получает наибольшую прибыль, реализуя 600 000 шт. товара.
Проиллюстрируем графически сопоставление валовых показателей. На рис. 3.3 обозначены приведенные в табл. 3.6 величины валовой выручки (TR) и соответствующие им величины валовых издержек (TC), тыс. руб.
Величина прибыли исчисляется на оси ординат и равняется расстоянию между соответствующими точками обеих кривых по вертикали. При объеме реализации 600 000 шт. «Беты» (по 9 руб. за 1 шт.) предприятие получает максимальную прибыль, а именно: 5 400 000 руб. – 3 025 000 руб. – 2 375 000 руб. (точки, соединенные пунктирными линиями).
Рис. 3.3. Метод сопоставления валовых показателей на примере фирмы «Планета здоровья+».
Метод сопоставления предельных показателей.
Вернемся снова к
Q1=0; MC1=0; MR1=0; MC1-MR1=0;
Q2=100; MC2=(1500-1000)/(100-0)=5; MR2=(1400-0)/(100-0)=14; MC2-MR2=14-5=9;
Q3=200; MC3=(1900-1500)/(200-100)=4; MR3=(2600-1400)/(200-100)=12; MC3-MR3=12-4=8;
Q4=300; MC4=(2225-1900)/(300-200)=3,
Q5=400; MC5=(2500-2225)/(400-300)=2,
Q6=500; MC6=(2750-2500)/(500-400)=2,5; MR6=(5000-4400)/(500-400)=6; MC6-MR6=6-2,5=3,5;
Q7=600; MC7=(3025-2750)/(600-500)=2,
Q8=700; MC8=(3350-3025)/(700-600)=3,
Q9=800; MC9=(3800-3350)/(800-700)=4,5; MR9=(5600-5600)/(800-700)=0; MC9-MR9=0-4,5=-4,5;
Q10=900; MC10=(4400-3800)/(900-800)=6; MR10=(5400-5600)/(900-800)=-2; MC10-MR10=-2-6=-8;
Q11=1000; MC11=(5300-4400)/(1000-900)=9; MR11=(5000-5400)/(1000-900)= =-4; MC2-MR2=-4-9=-13. Полученные результаты запишем в таблицу (табл. 3.7).
Табл. 3.7. Метод сопоставления предельных показателей на примере фирмы ««Планета здоровья+»».
Цена, руб. |
Объем реализации, тыс. шт. |
Предел. Доход, руб. |
Предел. Издержки, руб. |
Предельная прибыль, руб. |
15 |
0 |
|||
14 |
100 |
14,00 |
5,00 |
9,00 |
13 |
200 |
12,00 |
4,00 |
8,00 |
12 |
300 |
10,00 |
3,25 |
6,75 |
11 |
400 |
8,00 |
2,75 |
5,25 |
10 |
500 |
6,00 |
2,50 |
3,50 |
9 |
600 |
4,00 |
2,75 |
1,25 |
8 |
700 |
2,00 |
3,25 |
-1,25 |
7 |
800 |
0,00 |
4,50 |
-4,50 |
6 |
900 |
-2,00 |
6,00 |
-8,00 |
5 |
1000 |
-4,00 |
9,00 |
-13,00 |
И снова находим, что оптимальная цена реализации составляет 9 руб. при объеме производства 600 000 шт., поскольку предельный доход еще превышает предельные издержки, а при увеличении объема производства предельный доход становится меньше предельных издержек, предельная прибыль (колонка 5) становится отрицательной.
Применение метода сопоставления предельных показателей проиллюстрировано также на рис. 3.4. С использованием данных, приведенных в табл. 3.7, на рисунке показаны кривая сбыта (D), а также кривые предельного дохода (MR) и предельных издержек (MC).
Рис. 3.4. Метод сопоставления предельных показателей на примере фирмы ««Планета здоровья+»».
Снижение цены – при увеличении объема производства – эффективно в рамках тех величин, при которых кривая предельного дохода располагается выше кривой предельных издержек до пересечения кривых. Оптимальный объем производства и реализации товара равен 600 000 шт. Оптимальная цена реализации при данном объеме производства исчисляется по той точке на кривой сбыта, которая находится строго вертикально над точкой пересечения кривых MR и MC. Эта точка на кривой сбыта (спроса на продукцию монополии) называется точкой монополии.
Заключение.
В первой главе курсовой работы были изучены основные показатели, которые используются при определении оптимального объема производства и сбыта продукции. В первой части первой главы были рассмотрены экономические издержки – один из главных факторов, влияющих на объем производительности, рассмотрен закон убывающей отдачи; было выяснено поведение постоянных и переменных издержек с учетом закона убывающей отдачи, рассмотрены средние издержки и показано, что для каждого конкретного производства существует оптимальный объем производства, обеспечивающий минимальные общие средние издержки. Во второй части было рассмотрено поведение средних издержек фирмы в долгосрочном периоде, при различных производственных мощностях, представляющих интерес из-за возможного изменения цен, как на постоянные, так и на переменные ресурсы; феномен положительного и отрицательного эффекта роста масштаба производства был показан на примерах различных отраслей. В третьей части были рассмотрены разные типы рынка и их влияние на ценообразование, от которого во многом зависит определение оптимального объема производства и сбыта продукции.
Вторая глава - определение оптимального объема производства и сбыта продукции. Первым этапом при этом выступает планирование производства, которое было рассмотрено в первой части главы. Важными частями плана производства продукции выступают планирование производства в натуральном выражении и объем продукции в стоимостном выражении. При разработке плана продукции в стоимостном выражении важными показателями являются валовой доход; товарная, валовая, чистая продукция и стоимость, добавленная обработкой. Для определения наиболее целесообразной сферы деятельности для предприятия по ряду признаков были рассмотрены сегменты рынка. Во второй части главы на примере двух противоположных типов рынка – совершенная конкуренция и монополия – были рассмотрены два наиболее распространенных метода оптимизации: метод сопоставления валовых показателей и метод сопоставления предельных показателей; была обоснована минимально допустимая цена, при которой фирме целесообразно продолжать производить продукцию. Также были охарактеризованы другие типы конкуренции и их особенности при оптимизации производства.
Третья глава – определение оптимального объема производства на примере двух фирм: фирмы «Auntie's biscuits», действующей на рынке совершенной конкуренции, и фирмы «Планета здоровья+», действующей в условиях монополии. К этим фирмам были применены методы оптимизации, рассмотренные во второй главе. В результате были получены одинаковые результаты по оптимальному объему выпуска продукции, как при применении метода валовых показателей, так и при применении метода предельных показателей. Это говорит о правомерности использования любого из этих методов. На примере фирмы «Auntie's biscuits», действующей на рынке совершенной конкуренции, было рассмотрено понижение рыночной цены на товар. И в зависимости от прогноза на уровень цены в течение длительного срока было обосновано продолжение выпуска продукции или свертывание производства.
Список используемой литературы.
Информация о работе Определение оптимального объема производства и сбыта продукции