Определение оптимального объема производства и сбыта продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 17:38, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: исследовать методы определения оптимального объема производства и сбыта продукции, рассмотреть различия этих методов для разных типов конкуренции: совершенной конкуренции и монополии.
В ходе курсовой работы для достижения ее цели были решены следующие задачи:
• теоретический анализ показателей, использующихся при определении оптимального объема производства и сбыта продукции;
• особенности планирования производства и анализ методов определения оптимального объема производства и реализации продукции на разных типах рынков;

Содержание

Введение. 3
1. Основные показатели, используемые при определении оптимального объема производства и сбыта продукции. 4
1.1. Экономические издержки на предприятии. 4
1.2. Издержки производства в долгосрочном периоде. 7
1.3. Типы конкуренции. 10
2. Определение оптимального объема производства и сбыта продукции.12
2.1. Планирование производства продукции. 12
2.2. Методы определения оптимального объема производства и сбыта продукции. 14
2.2.1. Совершенная конкуренция. 14
2.2.2. Монополия. 16
2.2.3. Другие типы конкуренции. 18
3. Определение оптимального объема производства и сбыта продукции на примере фирм, действующих на рынке совершенной конкуренции - «Auntie's biscuits», и в условиях монополии - «Планета здоровья+». 20
3.1. Совершенная конкуренция. 20
3.2. Монополия. 26
Заключение. 31
Список используемой литературы. 33

Работа содержит 1 файл

Определение оптимального объема производства и сбыта продукции.docx

— 284.81 Кб (Скачать)

Как указывалось выше, для  долгосрочного периода характерно как изменение цен на ресурсы, так и изменение размеров предприятия. Поэтому для долгосрочного периода средние издержки предприятия графически можно изобразить в виде огибающей кривой, касающейся кривых краткосрочных средних издержек (рис. 1.5).

 

Рис. 1.5. Средние издержки в долгосрочном периоде.

 

Закон убывающей отдачи неприменим в случае анализа кривых долгосрочных средних общих издержек. Этот закон применим при неизменности одного из ресурсов, например капитальных фондов.

Дугообразность кривой долгосрочных средних издержек может объяснить так называемый феномен положительного и отрицательного эффекта роста масштаба производства (эффект масштаба).               

 Для лучшего понимания эффекта роста масштаба производства рассмотрим три вида кривых средних издержек, характерных для некоторых отраслей (см. рис. 1.6).

Рис. 1.6. Различные типы кривых долгосрочных средних издержек.

 

График типа (а) отражает изменения средних издержек на предприятиях, производящих упаковку, мебель, занятых  деревообработкой и т.п. Для таких предприятий характерно быстрое достижение минимальных средних издержек и сохранение такого уровня затрат на период значительного роста масштаба производства. В таких отраслях могут быть заняты как мелкие предприятия, так и крупные и при этом по уровням затрат они могут конкурировать друг с другом (нет эффекта подавления и вытеснения мелких предприятий более крупными производителями).

График типа (б) характерен для предприятий, требующих для выпуска продукции значительных производственных фондов, например, предприятия тяжелой промышленности, автомобилестроения и т.п. Для таких предприятий характерно длительное (пологое) снижение средних издержек при значительном росте масштаба производства. В таких отраслях конкурентными могут быть только довольно крупные предприятия, имеющие достаточный потенциал в наращивании объемов выпускаемой продукции. Небольшие предприятия на данном рынке не могут эффективно функционировать в силу относительно больших средних издержек на свою продукцию.

График типа (в) описывает  поведение долгосрочных средних издержек для предприятий в сфере торговли, сельском хозяйстве, хлебопечении, производстве обуви и т.п. Для таких предприятий характерно, что при малых объемах производства достигаются минимальные средние издержки. На таком рынке наиболее эффективно могут функционировать мелкие производители, в отличие от крупных, неспособных быстро и чутко улавливать изменения в конъюнктуре. К тому же мелкие предприятия не отягощены значительными фондами и большим управленческим аппаратом.

 

 

    1. Типы конкуренции.

Совершенная конкуренция  предполагает существование большого количества мелких предприятий, каждое из которых в отдельности не может влиять на существующую рыночную цену. Все производители производят однородную продукцию. Производители имеют полную свободу входа на отраслевой рынок и выхода из него. Каждое предприятие может продавать по существующей рыночной цене все то, что оно производит, и нет необходимости в продаже продукции по более низкой цене.

В условиях совершенной конкуренции потребители также не могут устанавливать цену. Существует полная прозрачность рынка. Это означает, что все потребители имеют полный объем информации относительно цен на различные продукты, и им безразлично, у какого производителя их покупать.

Предполагается также, что  существует совершенная делимость  и перелив факторов производства по отраслям. Поэтому не существуют временные лаги, поскольку производители тотчас же приводят свои производственные программы в соответствие с требованиями рынка. В этом идеальном типе конкуренции отсутствует неопределенность и риск в хозяйственной деятельности. Нет необходимости в рекламе и маркетинге. Задачей предпринимателя является поиск оптимальных размеров производства, при котором он максимизирует свою прибыль.

В противоположность совершенной  конкуренции в условиях абсолютной (чистой) монополии на рынке существует единственный поставщик продукции, не имеющей близких заменителей. Другими признаками абсолютной монополии выступают способность монополиста влиять на уровень продажной цены и наличие отраслевых барьеров входа в отрасль. Существование отраслевых барьеров входа может быть обусловлено технологическими, экономическими и политическими причинами. Различие в отраслевых барьерах объясняет наличие разных видов монополий.

Олигополия характеризуется  тем, что на рынке действует несколько  крупных поставщиков, контролирующих сбыт. Вход на такой рынок и инициирование конкуренции требуют крупных затрат. Если продукция поставщиков приблизительно одного качества (производство стали, алюминия), то такая олигополия называется недифференцированной олигополией. Если качество различно (автомобилестроение), то олигополия называется дифференцированной.

На олигополистическом рынке  один из самых крупных поставщиков  и с наиболее низкими издержками производства может стать ценовым лидером. Другие олигополисты стремятся привести свои цены в соответствие с уровнем цен лидера с целью сохранения своих объемов продаж. Если лидер снижает цену, другие делают то же самое, чтобы не быть вытесненными с рынка. Если лидер повышает цену, другие олигополисты могут этому не следовать и тогда имеют шанс увеличить свои доли продаж в совокупном объеме продаж.

Наиболее негативные последствия  существования олигополии могут  возникнуть вследствие заключения монополистического соглашения между олигополистами. Соглашения (сговоры) направлены на ограничение или устранение конкуренции между олигополистами. Соглашение может касаться величины производимой продукции, разделения рынка сбыта или установления уровня цен.

Монополистическая конкуренция  характеризуется тем, что существует легкость входа на рынок и даже мелкие поставщики могут эффективно конкурировать с крупными поставщиками (например, в розничной торговле, легкой промышленности). Производители  поставляют продукцию, имеющую много  действительных или мнимых различий.

Монополия, олигополия, монополистическая  конкуренция являются частными случаями несовершенной конкуренции. О наличии  несовершенной конкуренции на рынке  свидетельствует также существование  монопсонии (ситуации единственного  покупателя на рынке), олигопсонии (ситуация на рынке при незначительном числе  покупателей, которые в состоянии контролировать спрос).

Несовершенная конкуренция  выражается также в том, что потребителю  не всегда известна цена, по которой  различные поставщики продают данную продукцию. Поэтому потребитель  покупает ее у прежнего поставщика, даже если вынужден платить более  высокую цену. Он привыкает к нему и может неохотно менять своего продавца. Немалую роль играют такие факторы, как удобство места покупки, определенное поведение продавца, более привлекательное  качество покупаемой продукции. Это  все приводит к тому, что при  некоторых различиях в ценах  каждый продавец имеет свою клиентуру.

Производитель стремится  завоевать доверие к своей  продукции посредством использования  торговой марки, внешнего вида, рекламы  и т.п. Этими способами он придает  своей продукции в какой-то степени монополистический характер по отношению к определенной группе потребителей. Если производитель желает перетянуть покупателей с других рынков, то в конкурентной борьбе он должен в большей степени снизить цену своей продукции, по крайней мере, в начальный период, чем это вытекало бы из условий совершенной конкуренции. Такое понижение цены выгодно, если продукция характеризуется высокой ценовой эластичностью, что обусловливает более высокий относительный рост величины спроса, чем относительное снижение цены.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Определение оптимального объема производства и сбыта продукции.

 

      1. Планирование производства продукции.

Объем производства и продаж продукции определяется планом производства продукции, который содержит два раздела:

  1. План производства продукции в натуральном выражении.
  2. Объем производства продукции в стоимостном выражении.

План производства продукции  в натуральном выражении содержит задания по объему выпуска продукции  по номенклатуре, ассортименту и качеству изделий в физических единицах.

Номенклатура – это  укрупненный перечень продукции, выпускаемый  предприятием.

Ассортимент характеризует  состав продукции по видам, типам, сортам фасонам, рисункам и другим признакам.

Для характеристики объемов  производства в натуральном выражении  используются такие показатели, как  штуки, тонны, погонные метры и др. В отдельных случаях применяются  двойные показатели. Например, производство ткани планируется в погонных и квадратных метрах.

В случаях, когда одинаковые по назначению виды продукции имеют  разные потребительские свойства, применятся условно-натуральные единицы измерения. Так, планирование добычи различных  по калорийности видов топлива производится в тоннах условного топлива (ккал).

Планирование производства и продаж продукции в натуральном  выражении не позволяет определить общий объем и структуру производства на многопродуктовых предприятиях, а  также рассчитать доход и прибыль  от реализации продукции. Это требует  разработки плана производства продукции  в стоимостном выражении. В данном разделе используются следующие  показатели:

- валовой доход (реализованная  продукция);

-товарная, валовая, чистая продукция и стоимость, добавленная обработкой.

Товарная продукция представляет собой:

  1. стоимость всех видов готовой продукции;
  2. стоимость работ  промышленного характера и услуг, предназначенных для отпуска на сторону;
  3. стоимость полуфабрикатов, деталей и узлов, подлежащих поставке по кооперативным связям;
  4. стоимость капитального ремонта, изделий и запчастей для своего капитального строительства и капитального ремонта;
  5. стоимость инструментов и приспособлений для собственного производства.

Товарная продукция исчисляется  в действующих отпускных ценах  предприятия, а также в неизменных (сравнимых) ценах и тарифах. Первая оценка позволяет определить плановую сумму дохода и прибыли предприятия, рассчитать средние издержки на рубль  товарной продукции; вторая – установить темпы роста и изменения структуры  производства.

Валовая продукция, характеризующая  общий объем работы предприятия, включает в себя: товарную продукцию, изменение остатков незавершенного производства, инструментов и приспособлений собственного изготовления.

Объем валовой продукции  определяется в неизменных (сравнимых) ценах.

И товарная, и валовая  продукция искажает представление  о собственном  вкладе предприятия  в конечный результат деятельности. Это объясняется тем, что в  названные показатели включается стоимость  материальных затрат, которая в издержках  предприятия нередко достигает 80%. Поэтому чем выше стоимость используемых материалов, тем больше объем товарной и валовой продукции, хотя выпуск, измеряемый в физических единицах, может и не изменяться.

Собственный вклад предприятия  в конечный результат деятельности лучше отражает чистая продукция  и стоимость, добавленная обработкой в процессе производства.

Чистая продукция включает только: расходы по заработной плате; отчисления на социальное страхование; прибыль.

Стоимость, добавленная обработкой, включает: заработную плату с отчислениями на социальное страхование; амортизационные  отчисления на полное восстановление основных фондов; прибыль предприятия.

При определении объема производства существенное значение имеет его  прогнозирование: анализ и определение  емкости рынка, исчисление возможного объема продаж и, наконец, расчет возможного объема производства.

Анализ рынка предполагает изучение нужд потребителей, обзор  основных товаров и конкурентов, выявление сегментов, на которых  будет действовать предприятие.

Сегмент рынка – это  особым образом выделенная группа потребителей. Они могут группироваться по географическому, демографическому признакам, по уровню доходов, психографическому (общественный класс, образ жизни, тип личности), поведенческому и другим признакам.

Сегментация рынка позволяет  выбрать наиболее целесообразную сферу  деятельности предприятия. С этой целью  сегменты рынка оцениваются по ряду параметров, из которых важнейшими являются:

  1. Объем продаж. Характеризует емкость сегмента; показывает. Какое количество и на какую сумму продано конкретных изделий в анализируемом периоде, наличие потенциальных покупателей в границах сегмента и насколько может быть увеличен объем продаж.
  2. Доступность сегмента для предприятия. Позволяет определить возможность обеспечения необходимым количеством каналов сбыта, их мощность, надежность транспортной сети для доставки продукции потребителю и т. д.
  3. Существенность сегмента. Такая оценка тесно связана с характеристикой сегмента по объему продаж. Она позволяет установить тенденции его развития и определить целесообразность ориентации на него производства продукции.
  4. Прибыльность. Характеризует рентабельность деятельности предприятия на данном сегменте рынка и показывает, какая сумма общей прибыли может быть получена.
  5. Интенсивность конкуренции. Описывает сегмент с учетом наличия на нем конкурентов: в какой степени они готовы поступиться своей долей сегмента; какова возможность появления новых конкурентов? Ответы на эти вопросы позволяет реально оценить преимущества и недостатки предприятия в конкурентной борьбе, определить его долю рынка в плановом периоде.

Информация о работе Определение оптимального объема производства и сбыта продукции