Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 17:38, курсовая работа
Цель курсовой работы: исследовать методы определения оптимального объема производства и сбыта продукции, рассмотреть различия этих методов для разных типов конкуренции: совершенной конкуренции и монополии.
В ходе курсовой работы для достижения ее цели были решены следующие задачи:
• теоретический анализ показателей, использующихся при определении оптимального объема производства и сбыта продукции;
• особенности планирования производства и анализ методов определения оптимального объема производства и реализации продукции на разных типах рынков;
Введение. 3
1. Основные показатели, используемые при определении оптимального объема производства и сбыта продукции. 4
1.1. Экономические издержки на предприятии. 4
1.2. Издержки производства в долгосрочном периоде. 7
1.3. Типы конкуренции. 10
2. Определение оптимального объема производства и сбыта продукции.12
2.1. Планирование производства продукции. 12
2.2. Методы определения оптимального объема производства и сбыта продукции. 14
2.2.1. Совершенная конкуренция. 14
2.2.2. Монополия. 16
2.2.3. Другие типы конкуренции. 18
3. Определение оптимального объема производства и сбыта продукции на примере фирм, действующих на рынке совершенной конкуренции - «Auntie's biscuits», и в условиях монополии - «Планета здоровья+». 20
3.1. Совершенная конкуренция. 20
3.2. Монополия. 26
Заключение. 31
Список используемой литературы. 33
Как указывалось выше, для
долгосрочного периода
Рис. 1.5. Средние издержки в долгосрочном периоде.
Закон убывающей отдачи неприменим в случае анализа кривых долгосрочных средних общих издержек. Этот закон применим при неизменности одного из ресурсов, например капитальных фондов.
Дугообразность кривой долгосрочных средних издержек может объяснить так называемый феномен положительного и отрицательного эффекта роста масштаба производства (эффект масштаба).
Для лучшего понимания эффекта роста масштаба производства рассмотрим три вида кривых средних издержек, характерных для некоторых отраслей (см. рис. 1.6).
Рис. 1.6. Различные типы кривых долгосрочных средних издержек.
График типа (а) отражает изменения средних издержек на предприятиях, производящих упаковку, мебель, занятых деревообработкой и т.п. Для таких предприятий характерно быстрое достижение минимальных средних издержек и сохранение такого уровня затрат на период значительного роста масштаба производства. В таких отраслях могут быть заняты как мелкие предприятия, так и крупные и при этом по уровням затрат они могут конкурировать друг с другом (нет эффекта подавления и вытеснения мелких предприятий более крупными производителями).
График типа (б) характерен для предприятий, требующих для выпуска продукции значительных производственных фондов, например, предприятия тяжелой промышленности, автомобилестроения и т.п. Для таких предприятий характерно длительное (пологое) снижение средних издержек при значительном росте масштаба производства. В таких отраслях конкурентными могут быть только довольно крупные предприятия, имеющие достаточный потенциал в наращивании объемов выпускаемой продукции. Небольшие предприятия на данном рынке не могут эффективно функционировать в силу относительно больших средних издержек на свою продукцию.
График типа (в) описывает поведение долгосрочных средних издержек для предприятий в сфере торговли, сельском хозяйстве, хлебопечении, производстве обуви и т.п. Для таких предприятий характерно, что при малых объемах производства достигаются минимальные средние издержки. На таком рынке наиболее эффективно могут функционировать мелкие производители, в отличие от крупных, неспособных быстро и чутко улавливать изменения в конъюнктуре. К тому же мелкие предприятия не отягощены значительными фондами и большим управленческим аппаратом.
Совершенная конкуренция предполагает существование большого количества мелких предприятий, каждое из которых в отдельности не может влиять на существующую рыночную цену. Все производители производят однородную продукцию. Производители имеют полную свободу входа на отраслевой рынок и выхода из него. Каждое предприятие может продавать по существующей рыночной цене все то, что оно производит, и нет необходимости в продаже продукции по более низкой цене.
В условиях совершенной конкуренции потребители также не могут устанавливать цену. Существует полная прозрачность рынка. Это означает, что все потребители имеют полный объем информации относительно цен на различные продукты, и им безразлично, у какого производителя их покупать.
Предполагается также, что существует совершенная делимость и перелив факторов производства по отраслям. Поэтому не существуют временные лаги, поскольку производители тотчас же приводят свои производственные программы в соответствие с требованиями рынка. В этом идеальном типе конкуренции отсутствует неопределенность и риск в хозяйственной деятельности. Нет необходимости в рекламе и маркетинге. Задачей предпринимателя является поиск оптимальных размеров производства, при котором он максимизирует свою прибыль.
В противоположность совершенной конкуренции в условиях абсолютной (чистой) монополии на рынке существует единственный поставщик продукции, не имеющей близких заменителей. Другими признаками абсолютной монополии выступают способность монополиста влиять на уровень продажной цены и наличие отраслевых барьеров входа в отрасль. Существование отраслевых барьеров входа может быть обусловлено технологическими, экономическими и политическими причинами. Различие в отраслевых барьерах объясняет наличие разных видов монополий.
Олигополия характеризуется тем, что на рынке действует несколько крупных поставщиков, контролирующих сбыт. Вход на такой рынок и инициирование конкуренции требуют крупных затрат. Если продукция поставщиков приблизительно одного качества (производство стали, алюминия), то такая олигополия называется недифференцированной олигополией. Если качество различно (автомобилестроение), то олигополия называется дифференцированной.
На олигополистическом рынке один из самых крупных поставщиков и с наиболее низкими издержками производства может стать ценовым лидером. Другие олигополисты стремятся привести свои цены в соответствие с уровнем цен лидера с целью сохранения своих объемов продаж. Если лидер снижает цену, другие делают то же самое, чтобы не быть вытесненными с рынка. Если лидер повышает цену, другие олигополисты могут этому не следовать и тогда имеют шанс увеличить свои доли продаж в совокупном объеме продаж.
Наиболее негативные последствия существования олигополии могут возникнуть вследствие заключения монополистического соглашения между олигополистами. Соглашения (сговоры) направлены на ограничение или устранение конкуренции между олигополистами. Соглашение может касаться величины производимой продукции, разделения рынка сбыта или установления уровня цен.
Монополистическая конкуренция характеризуется тем, что существует легкость входа на рынок и даже мелкие поставщики могут эффективно конкурировать с крупными поставщиками (например, в розничной торговле, легкой промышленности). Производители поставляют продукцию, имеющую много действительных или мнимых различий.
Монополия, олигополия, монополистическая
конкуренция являются частными случаями
несовершенной конкуренции. О наличии
несовершенной конкуренции на рынке
свидетельствует также
Несовершенная конкуренция выражается также в том, что потребителю не всегда известна цена, по которой различные поставщики продают данную продукцию. Поэтому потребитель покупает ее у прежнего поставщика, даже если вынужден платить более высокую цену. Он привыкает к нему и может неохотно менять своего продавца. Немалую роль играют такие факторы, как удобство места покупки, определенное поведение продавца, более привлекательное качество покупаемой продукции. Это все приводит к тому, что при некоторых различиях в ценах каждый продавец имеет свою клиентуру.
Производитель стремится
завоевать доверие к своей
продукции посредством
Объем производства и продаж продукции определяется планом производства продукции, который содержит два раздела:
План производства продукции
в натуральном выражении
Номенклатура – это укрупненный перечень продукции, выпускаемый предприятием.
Ассортимент характеризует состав продукции по видам, типам, сортам фасонам, рисункам и другим признакам.
Для характеристики объемов
производства в натуральном выражении
используются такие показатели, как
штуки, тонны, погонные метры и др.
В отдельных случаях
В случаях, когда одинаковые
по назначению виды продукции имеют
разные потребительские свойства, применятся
условно-натуральные единицы
Планирование производства
и продаж продукции в натуральном
выражении не позволяет определить
общий объем и структуру
- валовой доход (реализованная продукция);
-товарная, валовая, чистая продукция и стоимость, добавленная обработкой.
Товарная продукция
Товарная продукция
Валовая продукция, характеризующая общий объем работы предприятия, включает в себя: товарную продукцию, изменение остатков незавершенного производства, инструментов и приспособлений собственного изготовления.
Объем валовой продукции определяется в неизменных (сравнимых) ценах.
И товарная, и валовая продукция искажает представление о собственном вкладе предприятия в конечный результат деятельности. Это объясняется тем, что в названные показатели включается стоимость материальных затрат, которая в издержках предприятия нередко достигает 80%. Поэтому чем выше стоимость используемых материалов, тем больше объем товарной и валовой продукции, хотя выпуск, измеряемый в физических единицах, может и не изменяться.
Собственный вклад предприятия в конечный результат деятельности лучше отражает чистая продукция и стоимость, добавленная обработкой в процессе производства.
Чистая продукция включает только: расходы по заработной плате; отчисления на социальное страхование; прибыль.
Стоимость, добавленная обработкой, включает: заработную плату с отчислениями на социальное страхование; амортизационные отчисления на полное восстановление основных фондов; прибыль предприятия.
При определении объема производства существенное значение имеет его прогнозирование: анализ и определение емкости рынка, исчисление возможного объема продаж и, наконец, расчет возможного объема производства.
Анализ рынка предполагает изучение нужд потребителей, обзор основных товаров и конкурентов, выявление сегментов, на которых будет действовать предприятие.
Сегмент рынка – это особым образом выделенная группа потребителей. Они могут группироваться по географическому, демографическому признакам, по уровню доходов, психографическому (общественный класс, образ жизни, тип личности), поведенческому и другим признакам.
Сегментация рынка позволяет выбрать наиболее целесообразную сферу деятельности предприятия. С этой целью сегменты рынка оцениваются по ряду параметров, из которых важнейшими являются:
Информация о работе Определение оптимального объема производства и сбыта продукции